Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:38, курсовая работа
Цель курсовой работы: это изучение теоретических и практических вопросов, связанных с увеличением прибыли и повышения уровня рентабельности предприятия.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические основы анализа прибыли и рентабельности предприятия;
исследование динамики изменения основных экономических показателей прибыли и рентабельности предприятия и установление факторов, преимущественно влияющих на значения этих показателей;
Введение 3
1 Повышение прибыли — залог повышения эффективности производства 5
1.1 Прибыль. Виды прибыли 5
1.2 Функции прибыли 12
1.3 Показатели прибыли 13
1.4 Распределение прибыли 18
1.5 Рентабельность предприятия 23
1.6 Пути повышение прибыли и рентабельности на предприятии 27
2 Анализ прибыли и рентабельности на предприятии 29
2.1 Краткая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ динамики основных технико-экономических показателей работы предприятия 33
2.3 Факторный анализ прибыли на предприятии 35
2.4 Анализ рентабельности предприятия 40
3 Разработка мероприятий по увеличению прибыли и повышению уровня рентабельности на предприятии 43
3.1 Автоматизация системы управления деятельностью 43
3.2. Организация услуги бронирования билетов через Интернет 45
3.3. Организация дополнительных рейсов 47
Заключение 51
Список используемой литературы
4 Улучшение использования природных ресурсов. Здесь учитывается: изменение состава и качества сырья, что для работы с природным материалом имеет важное значение; способов обработки сырья; изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат.
5 Отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы.
Общая характеристика предприятия.
1 Полное и сокращенное наименование предприятия – Башкирское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций - филиал ГУП «Башавтотранс» РБ (БПОАиПА-филиал ГУП «Башавтотранс» РБ). Образовано приказом Баштрансуправления № 282 от 28 апреля 1977 года путем передачи автовокзалов и автостанций из подчинения автопредприятий объединению.
2 Почтовый и юридический адрес предприятия 450074, г.Уфа, ул.Зорге, д.13.
3 Подчиненность предприятия, вышестоящий орган – ГУП «Башавтотранс» .
4 Вид деятельности – услуги по организации междугородних и международных пассажирских перевозок населения.
5 Организационно-правовая форма предприятия – государственное унитарное предприятие.
БПОАиПА является крупной, географически распределенной организационно-техническое системой. В состав объединения входит 18 автовокзалов, около 80 автостанций и более 30 контрольно-кассовых пункта. БПОАиПА занимается организацией перевозок пассажиров на автобусах пригородного, междугородного и межобластного сообщения. В его функции входят предварительная продажа билетов, составление расписания движения автобусов, заключение договоров с перевозчиками, распределение выручки между автовокзалами и перевозчиками. В качестве перевозчиков выступают другие филиалы ГУП «Башавтотранс», имеющие автобусный и грузовой парк, частные перевозчики, а также транспортные организации других регионов.
Географически автовокзалы и автостанции объединены в так называемые кусты. Центр куста – крупный автовокзал.
Для нормального функционирования автовокзалов на каждом из них существует строго определенная структура должностей: директор автовокзала, диспетчер, начальник смены, старший кассир, бухгалтер, кассиры. В зависимости от размера автовокзала, от пассажиропотока на нем, некоторые должности занимают несколько человек. На некоторых автовокзалах (и особенно автостанциях) наоборот нет таких должностей, как бухгалтер, старший кассир. В этом случае их обязанности выполняют работники главного автовокзала куста.
Работа автовокзалов характеризуется в основном объемом пассажиропотока на нем, а так же выручкой от продажи билетов. На крупных автовокзалах, где высокий пассажиропоток, введена автоматизированная система продажи билетов, что позволило существенно увеличить продажу билетов, а, следовательно, и выручку.
Деятельность всех автовокзалов и автостанций контролируют специальные руководящие органы.
Главная задача – полное удовлетворение населения и гостей республики пассажирскими перевозками и расширение предлагаемых пассажирам услуг.
Основными целями деятельности БПОАиПА-филиал ГУП «Башавтотранс» являются:
- обеспечение конкурентоспособности пассажирских перевозок;
- укрепление и достижение стабильного финансового положения;
- создание отлаженной технологии обслуживания пассажиров;
- расширение сфер предлагаемых услуг, то есть, в конечном счете, повышать культуру обслуживания населения и обеспечивать безопасные методы перевозки.
Рисунок 2.1 – Организационная структура предприятия
Директор предприятия является непосредственным начальником для своих заместителей и начальников всех отделов.
Бухгалтерия занимается финансовыми делами предприятия. В ее функции входит распределение выручки с автовокзалов и автостанций между всеми подразделениями БПОАиПА, а также между перевозчиками, составление финансового плана предприятия, контроль за его выполнением.
Отдел кадров занимается подбором персонала, оформлением документации, связанной с принятием на работу, увольнениями, изменениями должности или разряда. Через начальника отдела кадров проходят все распоряжения и приказы.
Юридический отдел занимается заключением необходимых договоров, решает вопросы, связанные с их выполнением или невыполнением, контролирует правильное заполнение различной документации.
Отдел пассажирских перевозок (пассажирский отдел) составляет расписание движения автобусов, занимается анализом пассажиропотока и контролем выполнения плана перевозок. Анализ пассажиропотока позволяет оценить эффективность действующего расписания и определить, какие рейсы необходимо убрать, какие добавить. Данный отдел занимается также анализом нарушений, связанных выполнением плана перевозок, выявляет перевозчиков, наиболее часто нарушающих свои обязательства.
Ревизорский отдел занимается контролем за деятельностью автовокзалов и автостанций. Это заключается в полной проверке подразделения за его финансовой, хозяйственной деятельностью, за ведением различной отчетности, за порядком исполнения приказов и распоряжений.
Технический отдел занимается хозяйственной деятельностью автовокзалов, следит за потреблением электроэнергии и газа, состоянием зданий, сооружений. Также занимается организацией строительства различных объектов.
Отдел информационных технологий занимается обслуживанием компьютерной, телефонной, радио, техники всех подразделений БПОАиПА. Этот отдел также занимается автоматизацией продажи билетов на автовокзалах, написанием необходимого программного обеспечения.
Основные технико-экономические показатели финансовой деятельности предприятия БПОАиПА-филиал ГУП «Башавтотранс» РБ приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Технико-экономические показатели финансовой деятельности предприятия
№ п/п | Наименование | Годы | Изменение, в % | |||||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2005/ 2004 | 2006/ 2005 | 2007/ 2006 | 2007/ 2004 | |||
1 | Основные средства, тыс. руб | 69948 | 69076 | 81590 | 92629 | 98,75 | 118,12 | 113,53 | 132,43 | |
2 | Оборотные фонды, тыс. руб | 3199 | 1341 | 3367 | 2868 | 41,92 | 251,08 | 85,18 | 89,65 | |
3 | Доход, тыс. руб | план | 96000 | 109080 | 139470 | 174055 | 113,63 | 127,86 | 124,80 | 181,31 |
4 | факт | 99751 | 112984 | 150480 | 197515 | 113,27 | 133,19 | 131,26 | 198,01 | |
5 | Расход, тыс. руб | план | 88140 | 107087 | 126152 | 155957 | 121,50 | 117,80 | 123,63 | 176,94 |
6 | факт | 92776 | 103755 | 130693 | 173550 | 111,83 | 125,96 | 132,79 | 187,06 | |
7 | Прибыль тыс. руб | план | 7860 | 1993 | 13318 | 18098 | 25,36 | 668,24 | 135,89 | 230,25 |
8 | факт | 6975 | 9229 | 19787 | 23965 | 132,32 | 214,40 | 121,11 | 343,58 | |
9 | Выполне-но рей-сов, шт | план | 773431 | 686568 | 701196 | 740997 | 88,77 | 102,13 | 105,68 | 95,81 |
10 | факт | 771190 | 685280 | 699489 | 739394 | 88,86 | 102,07 | 105,70 | 95,88 | |
11 | Перевезено пассажиров, чел | 19229242 | 15710862 | 15795164 | 15905294 | 81,70 | 100,54 | 100,70 | 82,71 | |
12 | Себестоимость одного пассажира, руб | 4,82 | 6,6 | 8,27 | 10,91 | 136,88 | 125,29 | 131,87 | 226,16 | |
13 | Фонд заработной платы, тыс. руб. (с начала года) (ФЗП) | 35105 | 49019 | 62187 | 74694 | 139,64 | 126,86 | 120,11 | 212,77 | |
14 | Среднесписочная численность работников, чел. (с начала года) | 9337 | 10066 | 10228 | 9959 | 107,81 | 101,61 | 97,37 | 106,66 | |
15 | Среднесписочная зарплата одного работника (с начала года), тыс. руб. | 3,76 | 4,87 | 6,08 | 7,5 | 129,52 | 124,85 | 123,36 | 199,47 |
Рисунок 2.2 - График доходов и расходов БПОАиПА-филиал ГУП «Башавтотранс» РБ
Рисунок 2.3 - График прибыли БПОАиПА-филиал ГУП «Башавтотранс» РБ
Для факторного анализа прибыли нашего предприятия возьмем данные за 2007 год. Исходные данные для факторного анализа представлены в таблице 2.2.
Таблице 2.2 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.
Показатель | план | План, пересчитанный на фактический объем продаж | факт |
Доход, тыс. руб | 174055 | 173678 | 197515 |
Расход, тыс. руб | 155957 | 155620 | 173550 |
Прибыль, тыс. руб | 18098 | 18059 | 23965 |
Из этой таблицы следует, что план по сумме прибыли от реализации услуг в отчетном периоде перевыполнен в 2007 году на 5867 тыс. руб. (23965 — 18098), или на 32%.
Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаём, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции:
ΔП (VРП уд) = 18059 — 18098 = -39 тыс руб
Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости или в натурально-условном исчислении (739394 : 740997 х 100 - 100 = -0,22%) и результат разделить на 100:
ΔП VПР = 18098 х (-0,22 %) / 100 = -39,82 тыс руб
Затем можно определить влияние структурного фактора (из первого результата нужно вычесть второй):
ΔП уд = -39 - ( - 39,82) = 0,82 тыс руб
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:
ΔП с = 155620 - 173550 = -17930 тыс. руб.
Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию определяется сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:
ΔП ц = 197515 - 173678 = + 23837 тыс. руб.
Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого факторного показателя фактической (табл. 2.3).
Таблица 2.3 - Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции
Пока-затель | Условия расчета | Порядок расчета | Сумма прибыли, тыс. руб. | |||
объем реали-зации | структура товарной продук-ции | цена | себес-тоимость | |||
План Усл. 1 Усл. 2 Усл. 3 Факт | План Факт Факт Факт Факт | План План Факт Факт Факт | План План План Факт Факт | План План План План Факт | Впл - Зпл Ппл х Крп Вусл - Зусл Вф - Зусл Вф - Зф | 18 098 18 058 18 059 41 895 23 965 |