Разработка стратегии развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 09:51, реферат

Описание

Цели и стратегии представляют собой единый комплекс, т.к. не только цели определяют стратегии, но и стратегии в значительной мере влияют на определение целей. Так, достижение неких конкретных целей предприятия может быть осуществлено некоторыми определенными стратегиями, но применить эти стратегии предприятию не всегда позволяет собственный потенциал. Например, предприятие, выпускающее полуфабрикаты для мебельной промышленности - мебельные плиты для изготовления корпусной мебели - может сформулировать стратегическую цель, как достижение 50% доли рынка по снабжению всеми видами полуфабрикатов небольших региональных мебельных фабрик.

Содержание

Введение
1 Анализ внешней среды
2 Анализ внутренней среды
3 Миссия и ключевые цели организации
4 SWOT-анализ
5 Анализ стратегических альтернатив. Определение стратегии предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Министерство Образования и Науки.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

                 наем, обучение и продвижение кадров;

                 оценка результатов труда и стимулирование;

                 создание и поддержание отношений между рабочими и т.п.

              Организационный срез включает:

                 коммуникационные процессы;

                 организационные структуры;

                 нормы, правила, процедуры;

                 распределение прав и ответственности;

                 иерархию подчинения.

              В производственный срез входят:

                 изготовление продукта;

                 снабжение и ведение складского хозяйства;

                 обслуживание технического парка;

                 осуществление исследований и разработок.

              Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции:

                 стратегия продукта, стратегия ценообразования;

                 стратегия продвижения продукта на рынке;

                 выбор рынков сбыта и систем распределения.

                 Финансовый срез включает:

                 процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации:

                 поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности;

                 создание инвестиционных возможностей и т.п.

              Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая также должна подвергаться самому серьезному изучению.

 

Сильные и слабые стороны организации

Изучение внутренней среды направлено на уяснение  того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны – это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

 

 

3 Миссия и ключевые цели организации

 

Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться своей деятельностью.

В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация – это объединение людей, преследующих определенные цели.

Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организация имеет определенную целевую ориентацию. Далее, люди входят в организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придает организации определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.), преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, так же, как и те, кто являются хозяевами организации или работают в ней, придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в ее деятельности.

При самом обобщенном и в то же время при самом углубленном понимании роль миссии организации состоит в том, что она как бы устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают организацию извне. Более того, миссия позволяет сконцентрировать или даже подчинить интересы «внутренних» по отношению к организации людей интересам «внешних» людей. Определяя то, для чего создана и существует организация, миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия.

В широком понимании миссия – это философия и предназначение, смысл существования организации.

В узком понимании миссия – это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация,т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

 

 

4 SWOT-анализ

 

Среди множества инструментов анализа рыночной позиции предприятия одним из наиболее наглядных является разработка SWOT-матрицы. Сущность такого анализа заключается в оценке перспектив финансово-хозяйственной деятельности предприятия в двух аспектах. Говоря о сегодняшнем положении предприятия, определяют его достоинства и недостатки, а взгляд на перспективу выявляет возможности продолжения дальнейшей деятельности и угрозы успешному выполнению планов. Результаты сводятся в таблицу, которая дает наглядный материал для планирования дальнейшей деятельности по преодолению недостатков и реализации рыночных преимуществ предприятия с учетом выявленных возможностей и угроз.

SWOT-метод был разработан американскими экономистами и называется так по первым буквам английских слов, составляющих основное содержание анализа (Strength – достоинство, Weakness- недостаток, Opportunities –возможность, Threat- угроза).

SWOT - анализ включает в себя: исследование инфраструктуры предприятия (клиентура, поставщики, посредники, конкуренты) и исследование внутренней среды предприятия.

Томпсон и Стрикланд предложили следующий примерный набор характеристик, заключение по которым должно позволить составить список слабых и сильных сторон организации, а также список угроз и возможностей для нее, заключенных во внешней среде.

              Сильные стороны:

                 выдающаяся компетентность;

                 адекватные финансовые ресурсы;

                 высокая квалификация;

                 хорошая репутация у покупателей;

                 известный лидер рынка;

                 изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации;

                 возможности получения экономии от роста объема производства;

                 защищенность (хотя бы где-то) от сильного конкурентного давления;

                 подходящая технология;

                 преимущества в области издержек;

                 преимущества в области конкуренции;

                 наличие инновационных способностей и возможности их реализации;

                 проверенный временем менеджмент.

Слабые стороны:

                 нет ясных стратегических направлений;

                 ухудшающаяся конкурентная позиция;

                 устаревшее оборудование;

                 более низкая прибыльность, потому что…;

                 недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами;

                 отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности;

                 плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;

                 мучение с внутренними производственными проблемами;

                 уязвимость по отношению к конкурентному давлению;

                 отставание в области исследований и разработок;

                 очень узкая производственная линия;

                 слабое представление о рынке;

                 конкурентные недостатки;

                 ниже среднего маркетинговые способности;

                 неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.

Возможности:

                 выход на новые рынки или сегменты рынка;

                 расширение производственной линии;

                 увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах;

                 добавление сопутствующих продуктов;

                 вертикальная интеграция;

                 возможность перейти в группу с лучшей стратегией;

                 самодовольство среди конкурирующих фирм;

                 ускорение роста рынка.

Угрозы:

                 возможность появления новых конкурентов;

                 рост продаж замещающего продукта;

                 замедление роста рынка;

                 неблагоприятная политика правительства;

                 возрастающее конкурентное давление;

                 рецессия и затухание делового цикла;

                 возрастание силы торга у покупателей и поставщиков;

                 изменение потребностей  и вкуса покупателей;

                 неблагоприятные демографические изменения.

Этот список может быть дополнен другими характеристиками внешней и внутренней среды, отражающими конкретную ситуацию, в которой находится организация.

После того как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица СВОТ.

 

 

 

5 Анализ стратегических альтернатив. Определение стратегии предприятия

 

Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке:

                 какой бизнес прекратить;

                 какой бизнес продолжить;

                 в какой бизнес перейти.

При этом внимание концентрируется на том:

                 что организация делает и чего не делает;

                 что более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности.

Из всего множества существующих типов стратегий для анализируемого предприятия я предлагаю использовать стратегию изменения организационной культуры как способа улучшения деятельности предприятия в настоящий момент и в будущем.

Формирование и изменение организационной культуры происходит под влиянием многих факторов. Один из признанных специалистов в области организационной культуры считает, что существует пять первичных и пять вторичных факторов, которые определяют формирование организационной культуры. В соответствии  с его концепцией к первичным относятся следующие факторы.

1.      Точка концентрации высшего руководства. 

2.      Реакция руководства на критические ситуации, возникающие в организации. 

3.      Отношение к работе и стиль поведения руководителей.

4.      Критериальная база поощрения сотрудников.

5.      Критериальная база отбора, назначения, продвижения и увольнения из организации.

В группу вторичных факторов в соответствии с концепцией Шейна входят следующие факторы:

1.      Структура организации.

2.      Система передачи информации и организационные процедуры.

3.      Внешний и внутренний дизайн и оформление помещения, в котором располагается организация.

4.      Мифы и истории о важных событиях и лицах, игравших и играющих ключевую роль в жизни организации.

5.      Формализованные положения о философии и смысле существования организации.

Каждый из десяти первичных и вторичных факторов формирования организационной культуры требует использования определенных приемов, позволяющих добиваться успеха при сознательном формировании и изменении организационной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На практике для многих российских предприятий характерна «размытость» стратегическо-целевого комплекса. Обычными целями являются получение «хорошей» прибыли и «развитие» предприятия, стратегиями - сложившиеся традиции и методы деятельности. Такие стратегии теряют свой направляющий и стабилизирующий эффект, позволяют любое творчество персонала, оправдывают любые затраты, способствуют распылению сил и средств.

Иногда цели достаточно четко сформулированы руководством, но служат для «внутреннего» пользования. Руководитель имеет в виду цели предприятия и намечает для себя стратегии их достижения. Отдельные аспекты стратегий доводятся от случая к случаю до среднего руководящего звена. Такая политика объясняется соображениями конфиденциальности, а чаще - неумением руководителя делегировать полномочия или недооценкой возможностей «автоматической» координации деятельности всего персонала, которые предоставляет принятая стратегия. Как следствие персонал имеет собственные (и различные) представления о целях и стратегиях предприятия, которыми руководствуется в своей деятельности.

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия