Развитие бизнеса и предпринимательства в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 20:51, реферат

Описание

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.

Содержание

Введение 3
1.Сущность предпринимательства 4
2.Этапы развития предпринимательства в России 5
3.Аграрная реформа 8
4.Приватизация в России 10
5.Экономические и соц. теории предпринимательства 13
6.Виды и формы предпринимательства 16
7.Основные проблемы развития предпринимательства 18
8.Государственная политика по отношению к 18 предпринимательству
9. Общественная поддержка предпринимательства 21
10. Повышение уровня самоорганизации и культур 22 предпринимательства
11. Заключение 23

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 38.72 Кб (Скачать документ)

Исследования  предпринимательства  в современной  России опираются  на основные достижения мировой экономической  и социологической  мысли. Акцент в изучении современного российского  предпринимательства  во многом переносится  в область социально-философских  и социологических  исследований. Особое место здесь принадлежит  экономической социологии, которая рассматривает  предпринимательскую  деятельность как  разновидность социального  действия, имеющего рациональный характер и вовлекающего других людей в сферу  экономических взаимоотношений.

Ныне  наименее разработанными проблемами при анализе  предпринимательства  являются: отсутствие единой трактовки  базовых понятий  этого феномена; недостаточная  изученность крупного предпринимательства; сравнительная редкость качественного изучения социально-экономической  структуры, функций  предпринимательского слоя в российском обществе, его отношений  с работниками  наемного труда, бюрократией, элитами, инвесторами, криминальными структурами. Все сказанное  позволяет продолжить и углубить анализ социальной природы  предпринимательства.

                Виды и формы  предпринимательства.

В наше время существует множество предпринимательских  структур, каждая из которых характеризуется  своими чертами. Для  того чтобы увидеть  различия между разными  типами предпринимательства, необходима его классификация. Предпринимательство  может осуществляться как в государственном, так и в частном  секторе экономики. В соответствии с  этим различают государственное  и частное предпринимательство. Каждый из этих видов  предпринимательства  имеет отличительные  признаки, но основные принципы их осуществления  во многом совпадают: и в том, и в  другом случае предполагается инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.

Государственное предпринимательство - это форма осуществления  экономической активности от имени предприятий, учреждений. Оно реализуется  государственными органами управления или органами местного самоуправления, причем собственность  такого рода предприятий - это обособленная часть государственного или муниципального имущества, бюджетных  средств и других источников.

Частное предпринимательство - форма осуществления  экономической активности от имени предприятия  или предпринимателя. Заметим при этом, что государственное  предпринимательство  менее эффективно нежели частное предпринимательство, и основная причина  этого заключается  в том, что предпринимательские  функции всегда осуществляют конкретные люди: в  частном предпринимательстве  эти функции исполняют  талантливые, быстро реагирующие на любые  изменения люди, которые  занимаются тем, что  привлекательно для  них. В государственном  же секторе за осуществление  предпринимательства  отвечают люди назначаемые, формально исполняющие  свои обязанности. Об этом свидетельствуют  и исследования Всемирного банка, проведенные  в 76 странах мира.

Вместе  с этим можно вести  речь о коллективном, семейном и иных видах  предпринимательства, которое, в конечном счете, все-таки является производным от двух указанных выше форм. Поэтому важна  другая классификация - в зависимости  от функций, которые  предприниматель  принимает на себя, вступая в предпринимательское  пространство.

Согласно  этой классификации, выделяют производительную и посредническую предпринимательскую  деятельность (последняя  включает в себя действия посредника, агента, оптовое купечество, посылоторговое посредничество, торговое представительство, коммивояжерство, акционерство, биржевое предпринимательство, фьючерсы, риэлторство); предпринимательство  в финансовой сфере, которое предполагает финансовые институты, банки, инвестиционные компании и фонды, трастовую предпринимательскую  деятельность и аудиторство

Предпринимательская деятельность в современной  России осуществляется в следующих организационно-правовых формах предприятий: юридические лица; товарищества; хозяйственные  общества; корпорации; акционерные общества закрытого и открытого  типа; холдинговые  компании; производственные кооперативы (артели); унитарные предприятия; объединения самостоятельных  предприятий и  другие формы предпринимательской  активности (в частности, участие в соучреждении предприятия, покупка  предприятия, выкуп  партнерской доли и наследование).

Следует заметить, что в  современных условиях предпринимательство  имеет место как  в городе, так и  на селе, в последнем  случае речь идет о  сельском (аграрном) предпринимательстве.

Кроме того, предпринимательство  бывает крупным, средним  и малым. Малое  предпринимательство  выступает как  динамичная форма  хозяйствования, для  которой характерны гибкость и способность  чутко реагировать  на изменения рыночной конъюнктуры. Осуществляя  хозяйственную деятельность, субъекты малого предпринимательства  ориентируются прежде всего на потребности  местного рынка, объем  и структуру локального спроса.

Рассмотренная выше структура предпринимательства  в России находится  в динамике, подвергается изменениям в зависимости  от многих факторов и поэтому возможно появление его  новых видов и  форм, что составит предмет исследования будущих научных  работ.    

        Основные проблемы  развития предпринимательства 

В современной России сделаны шаги в  сторону демократических  преобразований и  формирования рыночных отношений. Можно  говорить о том, что  миллионы российских граждан занимаются предпринимательской  деятельностью, которая  дает ощутимый экономический  и социальный эффект. Однако, если рассматривать  потенциальные возможности  нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики  пока явно недостаточна. Так, на 1000 россиян  приходится в среднем  лишь МП, тогда как  в странах - членах Европейского Союза - не менее 30.

Развитие  предпринимательства  в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными  проблемами, которые  являются в основном типичными: 

- отсутствие действенных  финансово-кредитных  механизмов и материально-ресурсного  обеспечения развития  малого предпринимательства;

-пробелы  в действующем  законодательстве, особенно  налоговом;

-нехватка  ресурсов, прежде  всего финансовых;

-сложность  доступа к деловой  информации - сведения  о продукте, конкуренте  и т.п.;

-неурегулирован  ность вопросов, связанных  с защитой прав  работников, занятых  в малом бизнесе;

-отсутствие  положительного имиджа  отечественного предпринимателя;

-нестабильность  экономической ситуации  в стране;

-недобросовестность  крупного бизнеса;

-доступ  к кредитным ресурсам  и высокая ставка  кредитования (22%);

-правовая  неграмотность самих  предпринимателей;

-отсутствие  явного развития  производства;

-высокая  планка единого  социального налога (26%);

-недостаточность  кадрового потенциала;

- длительное оформление  документации, особенно  на землю.

Это, прежде всего, - проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской  деятельности, сложность  и запутанность регионального  законодательства, высокие  административные барьеры, препятствующие возникновению  новых фирм, недостаточность  налоговых поступлений  от малых предприятий  в региональный и  местный бюджеты.

Предприниматели отмечают также проблему слишком высоких  налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего  предприятия, регламентирующего  их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и  т.д. Препятствия  на пути предпринимательства  получили наименование «административные  барьеры». 

             Государственная  политика по отношению  к   предпринимательству.

Одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого  бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного  субсидирования малых  фирм, предоставления гарантий при получении  ими займов из других источников и льготного  налогообложения.

Важным  инструментом государственного содействия малым  предприятиям в большинстве  промышленно развитых стран является система  государственных  заказов. Данная форма  отношений позволяет  обеспечить малому бизнесу  гарантированный  рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить  производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать  оборудование и многое другое.

Достаточно  широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями  специальные службы по оказанию различных  консультационных услуг  малым компаниям.

Особая  система государственной  поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное  место в этой системе  занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских  работ.

Десятилетний  опыт развития предпринимательства  в России позволяет  утверждать, что для  создания эффективной  системы поддержки  малого предпринимательства  необходимы:самостоятельная  законодательная  и нормативная  база, определяющая специфические условия  деятельности субъектов  МП в их отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами; радикальное  усовершенствование налоговой системы; минимизация административно-разрешительной и контролирующей практики; обеспечение  безопасности и защиты личности и собственности;

специализированные  институты и механизмы, обеспечивающие разработку и реализацию государственной  политики, направленной на поддержку МП, включая органы государственной  власти и управления, общественные объединения  и организации  предпринимателей, специализированные организации поддержки  МП (фонды, кредитные, страховые, гарантийные  и лизинговые учреждения; технологические  парки, промышленные зоны и полигоны; учебные, консультационные, информационные и  другие обслуживающие  структуры);

финансово-имущественная  поддержка, необходимая  для обеспечения  МП производственными  площадями, земельными участками и оборудованием, финансовыми средствами (бюджетными), создание условий  и механизмов для  привлечения частных  отечественных и  иностранных инвестиций в сферу МП

учет  национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, кооперативных, артельных  и семейных форм организации  предпринимательской  деятельности; сезонных работ, самозанятости;

создание  условий для эффективного развития межрегиональных  связей и деловой  кооперации МСП.

государственные программы, непосредственно  ориентированные  на оказание поддержки  малым и средним  предприятиям, и иные смежные программы  социально-экономического развития, которые  должны включать меры по привлечению сектора  МП к их реализации (реструктуризация промышленности; государственные  инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных  нужд, решение проблем  занятости, миграция населения). 

          Общественная поддержка  предпринимательства.

Предпринимательство - новая форма и  новый элемент  гражданского общества, которые способны оказать свое влияние  на укрепление гражданских  позиций в нашем  обществе. В этом смысле важным является общественная поддержка  предпринимательства. Думается, что необходимо активизировать деятельность региональных фондов занятости, как одного из институтов государственной  поддержки предпринимательства. Фонды занятости  непосредственно  заинтересованы в  поддержке предпринимательства, так как, инвестируя средства в прирост  рабочих мест, по мере расширения занятости  в виде обратного  эффекта произойдет увеличение потока денежных средств, поступающих  в распоряжение данного  фонда.

Одним из приоритетов большинства  региональных программ поддержки предпринимательства  стало обеспечение  занятости населения, создание новых рабочих  мест. Особое место  занимает работа по вовлечению в предпринимательскую  деятельность молодежи. В ряде субъектов  Федерации действуют  государственные  и общественные структуры, помогающие различным  социальным группам  молодых людей  адаптироваться к  рыночной экономике.

            Повышение уровня  самоорганизации  и культур    предпринимательства.

Предпринимательская культура включает в  себя нематериальные составляющие предпринимательской  деятельности, она  определяется характером и динамикой общественной жизни и, в то же время сама определяет ее. Нельзя работать в той или иной сфере хозяйства, не осознавать своей  деятельности, не относясь к ней как к  желанной или тягостной. Представления о  высокой духовной, моральной ценности той или иной деятельности, наделение ее смыслом  побуждает активнее ею заниматься, и  наоборот.

Сложность и неоднозначность  современного этапа  российской действительности для предпринимателей и их культуры заключается  в определенной двойственности, когда люди, родившиеся и воспитанные  в идеологическом пространстве общества «развитого социализма», реализуют свои творческие потенции совершенно в других условиях.

Информация о работе Развитие бизнеса и предпринимательства в современной России