Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:37, реферат
Полис (др.-греч. πόλις) — городская гражданская община (с прилегающими владениями), которая конституирует себя в качестве политической организации; особая форма организации общества, типичная для Древней Греции и Древней Италии.
План:
Вступление
1. История возникновения древнегреческих полисов (800-500 гг. до н.э.)
1.1 Классическая эпоха(500-300 гг. до н.э.)
1.2 Эллинистический период (300-30 гг. до н.э.)
Вывод
Список используемой литературы
Министерство аграрной политики и продовольствия Украины
Кафедра экономической теории и маркетинга
Реферат
По предмету: «Экономическая история»
На тему: «Развитие городов-полисов»
Луганск 2012
План:
Вступление
1. История возникновения древнегреческих полисов (800-500 гг. до н.э.)
1.1 Классическая эпоха(500-300 гг. до н.э.)
1.2 Эллинистический период (300-30 гг. до н.э.)
Вывод
Список используемой литературы
Вступление:
Полис (др.-греч. πόλις) — городская гражданская община (с прилегающими владениями), которая конституирует себя в качестве политической организации; особая форма организации общества, типичная для Древней Греции и Древней Италии.
Территория полиса обычно включала собственно городской центр и хору — соседнюю сельскохозяйственную округу. Полис составляли полноправные граждане, члены общины, каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения в полисе не состояла и не имела прав граждан: метэки, периеки, вольноотпущенники, рабы. Форма власти в полисе была различной: олигархия, демократия и др.
Иногда полис рассматривают в качестве одного из видов т. н. «города-государства». Последнее обозначение в данном случае, впрочем, представляется крайне неудачным, ибо, как было показано Г. А. Кошеленко, типичный полис не был городом, а как было показано М. Берентом, он не был и государством. В своей основе полис представляет собой земледельческую общину, поэтому к важнейшим чертам полиса относится верховная собственность общины над земельными участками граждан. Полис — не только политическая и хозяйственная, но и религиозная организация, духовная и светская власти совпадали, жречество входило в систему полисных магистратур.
Города-государства Микенской Греции не являлись полисами. Полисное устройство в Греции складывается в Архаический период. Интенсивный рост полисов, называемый городской революцией, начался в середине VIII века до н. э.. Важным этапом в истории становления многих греческих полисов был синойкизм — объединение нескольких первичных общин в общем городском центре. Синойкизм способствовал формированию органов центрального управления полисом.
В период римского господства, полисы распространились по всей территории империи, используясь как удобная форма местного самоуправления. В ряде регионов (например, в римском Египте) полисы были только формой территориального управления, а их граждане не имели гражданских прав. На собственно римских территориях существовала аналогичная полису система муниципий.
1.История возникновения древнегреческих полисов (800-500 гг. до н.э.)
Архаический период в истории Древней Греции охватывает всего три столетия - с VIII по VI вв. до н. э. За этот относительно небольшой промежуток времени Греция значительно обогнала в своем развитии соседние страны, в том числе и идущие в то время в авангарде культурного прогресса человечества страны древнего Востока, о чем говорит и небывалый взрыв творческой деятельности. В этот период в Греции возрождается архитектура, монументальная скульптура, живопись, создаются поэмы и лирические стихи, появляются первые философы в лице Фалеса, Анаксимена и Анаксимандра.
К VIII веку до н.э. влияние дорийских племен в Древней Греции заметно ослабло, что привело к восстановлению государственного устройства: архаический период характеризуется так называемой городской революцией - быстрым ростом городов-государств (полисов), ставших основной общественной и политической единицей эллинистического мира.
Это был период интенсивного экономического, политического и культурного развития Древней Греции: с ростом городов (полисов) и торговых центров расцветали ремесла и искусства.
Благодаря Великой греческой колонизации эллинская полисная государственность получила широкое распространение, помимо Эгейского региона, на побережье Средиземного и Черного морей (Евксинского Понта), что способствовало развитию товарно-денежных отношений во всех уголках античного мира. Все это в совокупности, безусловно, отразилось, на развитии древнегреческого общества в целом и в особенности на экономической сфере. Более того, развитие ремесел в скором времени привело к установлению тесных экономических связей с метрополией и с городами Малой Азии, а также содействовало активному развитию торговых отношений с местным населением, которое с удовольствием приобретало у греческих ремесленников их изделия. Помимо этого, автохтоны покупали у торговцев из Греции и продукты сельского хозяйства (вино, оливковое масло). В свою очередь, из колоний в Грецию поставлялось зерно, а также сырье - как, например, лес и металл.
Таким образом, благодаря колонизации, с территории Древней Греции за её пределы выехала масса безземельного населения, что, безусловно, сгладило существующие социальные конфликты. Слой общества, сумевший накопить богатство за счет ремесла и торговли, стал вести аристократический образ жизни, но при этом он не владел какими-либо наследственными привилегиями: земля по-прежнему оставалась в руках родовой знати.
Обострение социальных конфликтов в VII – VI вв. до н. э. содействовало рождению в крупных торгово-ремесленных центрах тирании - единоличной власти правителя. Надо отметить, что изначально понятие «тирания» не имело современного для него оттенка негативности, поскольку тираны проводили активную внешнюю политику, укрепляли армию, заботились о благоустройстве своих городов. Одним словом, тирания означала монополию на политическую власть. Но, тем не менее, как правило, при захвате власти тиран беспощадно расправлялся со своими политическими противниками, казня их без суда и следствия, или отправлял в изгнание целые семьи и даже роды, в то время, как их имущество переходило в его казну. Именно поэтому, уже позже, слово «тирания» в греческом языке ассоциировалось с беспощадным кровавым произволом.
При всем этом тирания лишь ослабила родовую знать, так и не сломив ее могущества. Вслед за свержением тирании разгорались вспышки острой борьбы. В ходе нескончаемых гражданских войн постепенно зарождался новый тип греческого государства - рабовладельческий полис, который явился результатом многолетней преобразовательной деятельности законодателей и, в частности, афинских реформаторов - Солона и Клисфена, а также законодателя Спарты - Ликурга. Как известно, самые значимые преобразования проводились в условиях политического кризиса, когда граждане полиса, безмерно уставшие от постоянных распрей, избирали кого-либо из своей среды посредником и примирителем, одним из которых и был Солон, избранный в 594 г. до н. э. на должность первого архонта.
Коренной реформой Солона была реформа долгового права, так называемая «сейсахтейя», что в буквальном смысле означает «стряхивание бремени»: действительно, с плеч афинского народа было сброшено бремя долговой кабалы, а все долги и накопившиеся по ним проценты были признаны недействительными. Более того, согласно реформе Солона, были запрещены сделки самозаклада; крестьяне восстановили статус собственников своих земель, а объем политических прав зависел уже не от знатности, а от размера имущества. Таким образом, крестьянство Аттики было спасено от порабощения, что сделало возможным дальнейшее развитие афинской демократии, представляющей собой пример одного из возможных путей развития раннегреческого полиса - отмену имущественного ценза и участие всех свободных граждан в управлении. Другая форма полисной организации была олигархической, когда управление осуществлялось согласно имущественному цензу, а правообладателями считались только отдельные граждане, как это было в Спарте, в которой власть находилась в руках аристократов.
В конце же VI в. до н.э. возникло первое крупное объединение греческих городов-полисов во главе со Спартой - Пелопоннесский союз. Постепенно Спарта сосредоточила в своих руках руководство всей политической жизнью Пелопоннеса.
1.2 Классическая эпоха(500-300 гг. до н.э.)
Классическая эпоха в истории Древней Греции исчисляется с конца VI века до 338 года до н. э. В этот период древнегреческое общество достигает наивысшего расцвета во всех сферах жизни.
В конце VI века до н.э., с началом греко-персидских войн, греческие полисы подверглись тяжелому испытанию со стороны окрепшей к тому времени персидской деспотии Ахеменидов. Спустя 10 лет, при Марафоне, афиняне одержали победу над армией персидского царя Дария I. В середине августа 480 г. до н. э. персы подошли к Фермопилам: 300 спартанских воинов во главе со своим царем Леонидом героически сражались против персидских завоевателей, отстаивая вверенный им пост. После катастрофы в Фермопильском сражении греки под командованием Фемистокла отступили к Сароническому заливу, где в сентябре этого же года состоялось битва при Саламине, закончившаяся триумфальной победой греческого флота.
В 479 г. до н.э. греки одержали блистательную победу над персами в битве под Платеями, после которой спартанцы тщетно пытались сохранить за собой морскую гегемонию, в конечном итоге уступив её афинянам (477 г. до н.э.), в связи с неоднократными победами афинской демократии в греко-персидских войнах. В результате образовался Делосский союз, или Делосская симмахия, называемая также Первым Афинским морским союзом.
В Делосский союз, возглавляемый Афинами, входило 200 полисов, расположенных на островах Эгейского моря и его побережьях (за исключением южного). Таким образом, Афины стали крупной морской державой, ведущей торговлю через свой порт Пирей - крупнейший порт Средиземного моря.
Благодаря военным успехам, Афины стали главным городом Древней Греции. На Акрополе строились великолепные храмы, художники создавали прекрасные произведения искусства, древнегреческая философия пополнилась такими именами, как Сократ и Платон. Наконец-то были созданы благоприятные условия для развития демократических институтов, которые стали примером не только для цивилизаций той эпохи, но и для всей истории западных народов.
Одним словом, наступил «Золотой Век» Афин - знаменитая эпоха Перикла. Греческая демократия учредила налоговую систему, позволявшую учитывать разницу в материальном положении граждан и выделять бедному слою населения средства на обучение искусствам и ремеслам за счет государства. Всем свободным гражданам предоставлялось право участвовать в народном управлении, а также контролировать работу городской администрации. Именно общество развитой демократии родило такие личности как Геродот, Эсхил и Фидий.
Афины, укрепившись политически, постепенно превратили своих союзников по Делосской симмахии в подданных, ограничив их свободу в морской торговле и введя взыскание подати, так называемого фороса. Более того, в торговых отношениях стали пользоваться афинской системой мер и весов (среди полисов Первого Афинского морского союза ходила афинская чеканная монета). Все это, в совокупности с назреванием конфликта во внешней политике (борьба Афин и Коринфа за торговые пути, а также непрекращающаяся борьба Афин со Спартой), привело в 431 г. до н.э. к Пелопоннеской войне, охватившей большинство греческих полисов, которая закончилась только через 27 лет - в 404 году до н.э. - победой Спарты и низложением Афин: им было запрещено иметь морской флот (Морской союз был распущен).
С этого момента Спарта стала ведущим полисом Греции, не переставая насаждать свои военные порядки, что в результате привело к незатихающим междоусобным войнам - вплоть до нового объединения Греции, но уже под гегемонией Македонии: на фоне общей нестабильности Македония отличалась высоким уровнем развития экономики, технологии и военного дела.
Основные предпосылки для создания империи Александра Македонского были сделаны его отцом Филиппом II - мудрым политиком и дальновидным реформатором.
В 337 г. до н.э. Греция была объединена под властью Македонии. После убийства Филиппа II его место занял его юный сын Александр, возглавивший победоносную войну против персов и создавший новую империю всего за 9 лет, достигнув Гималаев и берегов Ганга.
Основной мыслью Александра Македонского было положить конец вековым распрям между Персией и Грецией, соединив культуры Запада и Востока путем политики распространения культуры древних эллинов. Именно поэтому следующая эпоха в истории Древней Греции называется эллинистической.
1.3 Эллинистический период (300-30 гг. до н.э.)
В конце IV века гегемония Спарты стала главным врагом греческой свободы и независимости. Так, в Фивы был введён спартанский гарнизон, но в 379 году до н.э. демократы, во главе с Пелопидом и Эпаминондом изгнали спартанцев, восстановив Беотийский союз, существовавший ещё в VI веке. В 378-377 гг. до н.э. был создан Второй Афинский морской союз для борьбы со Спартой, куда вошли и Фивы, победившие спартанцев в битве при Левктрах (371 г. до н.э.). Однако, возвышение Фив закончилось довольно быстро - с гибелью фиванского полководца Эпаминонда в битве при Мантинее (362 г. до н.э.). Но, несмотря на это, Афинам все равно не удалось установить во Втором Афинском морском союзе порядки, которые были действительны ещё в Первом союзе, поскольку афиняне встретили сильный отпор союзников, вылившийся в результате в Союзническую войну 357-355 до н. э., что привело к распаду союза.
В этот период на севере Греции возникла новая сила - Македония, остатки дорийских племен, не перекочевавших во время Великой греческой колонизации.
В 346 году до н.э. царем Македонии был Филипп II. К тому времени им уже были завоеваны Фессалия, Фокида, полуостров Халкидики и побережье Фракии.
Надо заметить, что в Афинах и других полисах Греции, при виде такой мощной военной силы, общество разделилось на её сторонников и противников, с возникновением промакедонской и антимакедонской партии, в последнюю из которых входил Демосфен, Гиперид и другие. Усилиями Демосфена была создана коалиция греческих городов, потерпевшая, однако, полное поражение в битве при Херонее (338 г. до н.э.).
Созванный Филиппом II конгресс в Коринфе (338-337 гг. до н.э.) окончательно оформил подчинение Греции Македонии: на Коринфском конгрессе было объявлено о создании союза греческих государств во главе с Македонией. Во всех полисах был установлен олигархический режим, который поддерживался македонскими гарнизонами.