Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:06, реферат
Очевидно, что особую актуальность приобретает сегодня исследование роли ТЭК во внешнеэкономических связях Российской Федерации. Именно подобное исследование и станет целью данной работы.
• Введение 3
• Глава 1. Теории международной конкурентоспособности и позиции российского ТЭК 6
o 1.1 Теоретический аспект проблемы конкурентоспособности 6
o 1.2 Современные проблемы воспроизводства сырьевой базы ТЭК 23
o 1.3 Особенности развития современного топливно-энергетического комплекса России 31
• Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность российских ТЭК 37
o 2.1 Основные направления и динамика участия России на мировом рынке топливно-энергетических ресурсов 37
o 2.2 Оценка роли нефтяной отрасли как наиболее значимой в ВЭС РФ 40
o 2.3 Газовый вектор внешнеэкономической деятельности ТЭК РФ 48
• Глава 3. Перспективы роста роли ТЭК на мировых рынках энергоресурсов 56
o 3.1 Конкурентные преимущества российского ТЭК на мировом рынке. Государственная поддержка отрасли 56
o 3.2 Потенциальные возможности и направления расширения внешнеэкономической деятельности российского ТЭК 61
o 3.3 Перспективы привлечения иностранных инвестиций как форма ВЭС 67
• Заключение 80
• Библиография: 83
Москва
2007
Содержание:
Глава 1. Теории международной конкурентоспособности и позиции российского ТЭК
1.1 Теоретический аспект проблемы конкурентоспособности
В 1991 г. американский экономист Майкл Портер (Michael Е. Porter) опубликовал исследование «Конкурентные преимущества стран» (The Competitive Advantage of Nations), изданное в 1993 г. на русском языке под названием «Международная конкуренция». В этом исследовании достаточно подробно проработан совершенно новый подход к проблемам международной торговли. Одной из пред-посылок этого подхода является следующее: «На международном рынке конкурируют фирмы, а не страны. Необходимо понять, как фир-ма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе» Портер М. Международная конкуренция. -- М.: Междунар. отношения, 1993. С. 51.. Успех на внешнем рынке зависит от правильно выбранной конкурентной стратегии.
Стратегия конкурентного преимущества
Основной единицей конкуренции no M. Портеру является отрасль, т. е. группа конкурентов, производящих товары или оказывающих услуги и непосредственно соперничающих между собой. В отрасли производятся продукты со сходными источниками конкурентного преимущества, хотя границы между отраслями всегда достаточно расплывчаты. На выбор конкурентной стратегии фирмы в отрасли влияют два главных момента.
1. Структура
отрасли, в которой действует
фирма, т. е. особен-ности
1) появление новых конкурентов;
2) появление
товаров или услуг-заменителей;
3) способность поставщиков торговаться;
4) способность покупателей торговаться;
5) соперничество
уже имеющихся конкурентов
С появлением новых конкурентов снижается общий потенциал прибыльности в отрасли, так как они привносят в отрасль новые производственные мощности и стремятся заполучить долю рынка, а с появлением товаров или услуг-заменителей ограничивается цена, которую фирма может запросить за свой товар. . Поставщики и покупатели, торгуясь, извлекают свою выгоду, что может привести к снижению прибыли фирмы.
Платой
за конкурентоспособность при
Значение каждого из пяти факторов определяется его основными техническими и экономическими характеристиками. Например, спо-собность покупателей торговаться зависит от того, сколько у фирмы покупателей, какая часть сбыта приходится на одного покупателя, является ли цена товара значительной частью общих расходов поку-пателя, а угроза появления новых конкурентов -- от того, насколько трудно новому конкуренту «внедриться» в отрасль.
Каждая отрасль имеет свою структуру. Так, в фармацевтической промышленности редко появляются новые конкуренты, а внутренняя конкуренция основана не на ценовом факторе, а на иных факторах, например НИОКР и др. Покупателей высокие цены не отпугивают, а поставщики какого-либо существенного влияния на них не оказы-вают. Разработка эффективного заменителя достаточно трудна, и для нее требуется значительное время.
2. Позиция,
которую занимает фирма в
Позиция
фирмы в отрасли определяется
прежде всего конкурент-ным
1) более
низкие издержки, свидетельствующие
о способности фирмы
2) дифференциация
товаров, т. е. способность
Конкурентное преимущество дает более высокую продуктивность, чем у конкурентов.
Другим важным фактором, влияющим на позицию фирмы в от-расли, является сфера конкуренции, или широта цели, на которую ориентируется фирма в рамках своей отрасли. Фирма должна ре-шить для себя, сколько разновидностей товаров выпускать, какими
Конкурентное преимущество | ||||
Меньшие издержки | Дифференциация | |||
Сфера конкуренции | Широкая цель | Лидерство за счет экономии на издержках | Дифференциация | |
Узкая цель | Сосредоточение внимания на издержках | Сфокусированная дифференциация | ||
Схема 1. Типовые стратегии
каналами сбыта пользоваться, какой круг покупателей обслуживать, в каких районах мира продавать свою продукцию и в каких родст-венных отраслях конкурировать.
Отрасли
сегментированы, поэтому при выборе
сферы конкурен-ции фирма
На Схеме. 1. представлены основные типовые стратегии, приме-няемые при определении позиции фирмы в отрасли Портер М. Международная конкуренция. -- М.: Междунар. отношения, 1993. С. 58.. Концепция типовых стратегий заключается в том, что каждая стратегия базиру-ется на конкурентном преимуществе и фирма должна выбрать свою стратегию в зависимости от имеющегося преимущества.
Конкурентное преимущество достигается исходя из того, как фирма организует и выполняет отдельные виды деятельности. В результате этой деятельности создаются определенные ценности для покупате-лей. Конечная ценность зависит от того, сколько клиенты готовы заплатить за товары или услуги, предлагаемые фирмой. Желательно, чтобы эта сумма превышала совокупные расходы на всю необходи-мую деятельность. Для того чтобы достичь конкурентного преиму-щества, необходимо либо предлагать покупателям товар примерно с такой же ценностью, что и у конкурентов, но производить его с мень-шими издержками (стратегия меньших издержек), либо предлагать покупателям товар с большей ценностью, за который можно полу-чить большую цену (стратегия дифференциации).
Виды деятельности фирмы объединены в так называемую цепочку ценностей. Все они вносят свой вклад в потребительную стоимость.
Их можно условно подразделить на две категории:
первичная деятельность (производство, сбыт, доставка и обслу-живание товара);
вторичная деятельность (обеспечение компонентами производства: технологией, людскими ресурсами и т. д. или выполнение функций инфраструктуры для поддержки другой деятельности, т. е. поддер-живающая деятельность).
В зависимости от выбранной конкурентной стратегии определя-ются способ, которым фирма выполняет отдельные виды деятель-ности, и вся цепочка ценностей. В разных отраслях конкретные виды деятельности имеют различное значение для достижения конку-рентного преимущества. Так, для продукции отраслей машиностро-ения большое значение имеют развитие технологии, качество сбор-ки и послепродажное обслуживание, а для производства моющих средств -- реклама.
Цепочка ценностей фирмы -- это система видов деятельности, между которыми существуют связи, возникающие, когда способ осущест-вления какого-либо вида деятельности влияет на стоимость или эф-фективность других видов деятельности. Управление этими связями может стать решающим источником конкурентного преимущества.
Фирмы
добиваются конкурентного преимущества,
если находят новые способы
Наиболее типичными причинами новаций, позволяющими до-стичь конкурентного преимущества, являются:
* новые технологии (производство рентгеновской аппаратуры в Германии);
* новые
или изменившиеся запросы
компании быстрого питания);
* появление нового сегмента отрасли (производство малогаба-ритных многоцелевых автопогрузчиков в Японии);
* изменение
стоимости или компонентов
Информация о работе Развитие конкурентной среды в отраслях ТЭК