Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:06, реферат
Очевидно, что особую актуальность приобретает сегодня исследование роли ТЭК во внешнеэкономических связях Российской Федерации. Именно подобное исследование и станет целью данной работы.
• Введение 3
• Глава 1. Теории международной конкурентоспособности и позиции российского ТЭК 6
o 1.1 Теоретический аспект проблемы конкурентоспособности 6
o 1.2 Современные проблемы воспроизводства сырьевой базы ТЭК 23
o 1.3 Особенности развития современного топливно-энергетического комплекса России 31
• Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность российских ТЭК 37
o 2.1 Основные направления и динамика участия России на мировом рынке топливно-энергетических ресурсов 37
o 2.2 Оценка роли нефтяной отрасли как наиболее значимой в ВЭС РФ 40
o 2.3 Газовый вектор внешнеэкономической деятельности ТЭК РФ 48
• Глава 3. Перспективы роста роли ТЭК на мировых рынках энергоресурсов 56
o 3.1 Конкурентные преимущества российского ТЭК на мировом рынке. Государственная поддержка отрасли 56
o 3.2 Потенциальные возможности и направления расширения внешнеэкономической деятельности российского ТЭК 61
o 3.3 Перспективы привлечения иностранных инвестиций как форма ВЭС 67
• Заключение 80
• Библиография: 83
* регулирование
на уровне правительства (
Фирмы, которые первыми отреагировали на изменение структу-ры отрасли, получают преимущество, позволяющее им использовать эффект масштаба, снижать издержки, создавать фирменный имидж и налаживать отношения с клиентами в то время, когда жесткой конкуренции еще нет, а также выбирать каналы распространения, выгодные источники сырья и др.
Само нововведение конкуренты могут скопировать, но преиму-щества, полученные благодаря быстрой реакции на изменение струк-туры отрасли, часто остаются за фирмой-новатором.
В процессе обновления большую роль играет информация, кото-рая конкурентов не интересует или которая им недоступна либо доступна всем, но обработана по-новому.
Продолжительность удержания конкурентного преимущества за-висит:
* от
источников конкурентного
Преимущества более высокого уровня (патентованная техноло-гия, уникальные товары или услуги, репутация фирмы, тесные связи с клиентами) можно удерживать более длительное время. Достижение таких преимуществ возможно при условии долговременных и ин-тенсивных капиталовложений;
* от
количества имеющихся у фирм
явных источников конку-
* от
постоянной модернизации
Для удержания позиций фирмам иногда приходится отказываться от имеющихся преимуществ, чтобы добиться новых. Например, внедрение новых технологий корейскими судостроителями позво-лило снизить затраты на рабочую силу, хотя у Кореи еще было пре-имущество в этом отношении.
2. Особенности международной конкуренции
Все, что говорилось выше о конкуренции и конкурентной страте-гии, в одинаковой степени может относиться как к внешнему, так и внутреннему рынку. В то же время международная конкуренция имеет некоторые особенности.
М. Портер выделяет два типа отраслей в зависимости от особен-ностей конкуренции:
* множественно-национальные (multidomestic) отрасли, для ко-торых характерно то, что в каждой стране конкуренция протекает по-разному, т. е. в международном масштабе такая отрасль пред-ставляет собой совокупность национальных отраслей. Проводить единую стратегию в таких отраслях невозможно. Примером такой отрасли могут служить сберегательные банки; * глобальные отрасли, которые имеют единое поле конкуренции по всему миру. В таких отраслях получение конкурентного пре-имущества приобретает особо важное значение в связи с возмож-ностью его всемирного использования. Именно в таких отраслях необходимо разрабатывать не просто конкурентную стратегию, а глобальную, т. е. вырабатывать и внедрять единый подход к про-даже продукции во многих странах. Сам факт функционирования многонациональных компаний (МНК) еще не означает наличия глобальной стратегии, поскольку в множественно-национальных отраслях филиалы МНК действуют автономно. М. Портер выделяет два способа достижения и использования кон-курентного преимущества при глобальной стратегии.
1. Конфигурация деятельности, т. е. размещение различных видов деятельности в разных странах для того, чтобы использовать их осо-бенности.
При сосредоточении различных видов деятельности производство осуществляется в одной стране, а выход на внешний рынок -- путем экспорта товаров, при их рассредоточении производство осущест-вляется в разных странах, а выход на внешний рынок -- посредством прямых зарубежных инвестиций.
При размещении видов деятельности страна выбирается по сле-дующим критериям:
минимальная стоимость факторов;
наличие необходимых условий для проведения НИОКР;
возможность
получения доступа к
степень развития отношений с клиентами и др.
2. Координация деятельности филиалов, которая включает: обмен информацией;
распределение ответственности;
согласование усилий.
Координация сама может быть конкурентным преимуществом, поскольку способствует накоплению знаний и опыта, полученных в разных местах. Благодаря ей у фирм появляется возможность более быстро реагировать на изменения ситуации на рынке.
3. Детерминанты конкурентного преимущества
Под конкуренцией подразумеваются не равновесие, а постоян-ные перемены. Каждая отрасль постоянно совершенствуется и об-новляется. Причем важную роль в стимулировании этого процесса играет страна базирования. Страна базирования -- это страна, где разрабатываются стратегия, основная продукция и технология и где имеется рабочая сила с необходимыми навыками.
М. Портер выделяет четыре свойства страны, формирующие сре-ду, в которой конкурируют местные фирмы, и влияющие на ее меж-дународный успех (Схема 2.) Портер М. Международная конкуренция. -- М.: Междунар. отношения, 1993. С. 149..
Схема. 2. Детерминанты конкурентного преимущества страны
Эти детерминанты, каждый в отдельности и все вместе как сис-тема, создают среду, в которой рождаются и действуют фирмы дан-ной страны.
Страны добиваются успеха в тех или иных отраслях благодаря тому, что среда в этих странах развивается наиболее динамично и, постоянно ставя перед фирмами сложные задачи, заставляет их лучше использовать имеющиеся конкурентные преимущества и искать новые. Страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или их сегментах, где компоненты национального «ромба» взаимно усиливаются, т. е. каждый детерминант влияет на все остальные.
Преимущество по каждому детерминанту не является предпосыл-кой для конкурентного преимущества в отрасли. Именно взаимо-действие преимуществ по всем детерминантам обеспечивает само-усиливающиеся выигрышные моменты, которые иностранным конкурентам недоступны.
Параметры факторов
Каждая страна в той или иной степени обладает факторами про-изводства, необходимыми для деятельности фирм в любой отрасли. Теория сравнительных преимуществ в модели Хекшера--Олина посвящена сравнению имеющихся факторов. Страна экспортирует товары, при производстве которых интенсивно используются различ-ные факторы. Однако факторы, как правило, не только достаются по наследству, но и создаются, поэтому для получения и развития конкурентных преимуществ важен не столько запас факторов на данный момент, сколько скорость их создания. Кроме того, изоби-лие факторов может подорвать конкурентное преимущество, а их нехватка -- побудить к обновлению, что может привести к долговре-менному конкурентному преимуществу. В то же время наделенность факторами имеет достаточно важное значение, поэтому это первый параметр данной составляющей «ромба».
1. Наделенность факторами
Традиционно в экономической литературе выделяют три фактора: труд, земля и капитал. Но более полно их влияние в настоящее время отражает несколько иная классификация:
* людские
ресурсы, которые
* физические
ресурсы, которые определяются
количеством, ка-чеством,
* ресурс
знаний, т. е. совокупность научной,
технической и ком-мерческой
* денежные
ресурсы, характеризующиеся
* инфраструктура, включающая транспортную систему, систему связи, почтовые услуги, перевод платежей между банками, систему здравоохранения и др.
Совокупность применяемых факторов в разных отраслях разли-чается. Фирмы достигают конкурентного преимущества, если имеют в распоряжении дешевые или высококачественные факторы, которые важны при конкуренции в конкретной отрасли. Так, расположение Сингапура на важном торговом пути между Японией и Ближним Востоком сделало его центром судоремонтной индустрии. Однако получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит не столько от их наличия, сколько от их эффективного использования, поскольку МНК могут обеспечить недостающие факторы путем закупок или размещения деятельности за рубежом, а многие факторы относительно просто перемещаются из страны в страну.
2. Иерархия факторов
Факторы подразделяются на основные и развитые, общие и спе-циализированные.
К основным факторам относятся природные ресурсы, климати-ческие условия, географическое положение, неквалифицированная рабочая сила и т. п. Их получает страна по наследству либо при не-значительных капиталовложениях. Они не имеют особого значения для конкурентного преимущества страны либо создаваемое ими пре-имущество неустойчиво. Роль основных факторов снижается из-за сокращения потребности в них или из-за их возросшей доступности (в том числе в результате перевода деятельности или закупок за ру-бежом). Эти факторы имеют важное значение в добывающих отрас-лях и в отраслях, связанных с сельским хозяйством.
К развитым факторам относятся современная инфраструктура, высококвалифицированная рабочая сила и т. п. Именно эти факторы имеют наибольшее значение, так как позволяют достичь конкурент-ного преимущества более высокого уровня.
По степени специализации факторы подразделяются на общие, которые можно применять во многих отраслях, и специализирован-ные. Специализированные факторы образуют более солидную и долговременную основу для конкурентного преимущества, чем общие. Критерии подразделения факторов на основные и развитые, об-щие и специализированные необходимо рассматривать в динамике, поскольку со временем они изменяются. Например, выпускник вуза 60-х гг. при прочих равных условиях совсем не соответствует уровню выпускника того же вуза 90-х гг.
3. Создание факторов
Факторы различаются в зависимости от того, возникли ли они естественным способом или созданы искусственно. Все факторы, способствующие достижению конкурентных преимуществ более высокого уровня, являются искусственными. Страны добиваются успеха в тех отраслях, в которых им наилучшим образом удается со-здавать и совершенствовать необходимые факторы.
Условия (параметры) спроса
Вторым
детерминантом национального
структурой;
объемом и характером роста;
интернационализацией.
Фирмы могут достичь конкурентного преимущества при следую-щих основных характеристиках структуры спроса:
значительная доля внутреннего спроса приходится на глобальные сегменты рынка;
покупатели (включая посредников) разборчивы и предъявляют повышенные требования, что вынуждает фирмы повышать стандарты качества изготовления продукции, обслуживания и потребительских свойств товаров;
потребность в стране базирования возникает раньше, чем в других странах.
Объем и характер роста внутреннего спроса позволяют фирмам получать конкурентное преимущество если:
Информация о работе Развитие конкурентной среды в отраслях ТЭК