Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 03:20, реферат
Сущность и функции мировой торговли услугами, ее основные направления. Основополагающие факторы экономического развития динамики и структуры торговли услугами. Роль российской экономики на мировом рынке услуг.
Введение………………………………………………………………………….3
1) Понятие мировой торговли услугами и ее значение……………………….4
2) Динамика и структура мировой торговли услугами………………………11
3) Россия на мировом рынке услуг…………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………………………...31
Приложение…………………...............................................................................32
В 1997 г.
достигнуты соглашения о
Поэтому
в сфере регулирования
За период 1980 – 1997 гг. торговля услугами возросла в 3 раза, достигнув в 1997 г. 2605 млрд. долларов. В целом за последние два десятилетия темпы роста экспорта товаров и услуг опережали рост мирового валового продукта.
Годовые темпы роста мировых показателей ВВП, экспорта товаров и услуг7
( в %)
Таблица 1.
Показатели | 1980 г. | 1985 г. | 1990 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. |
ВВП | 3,0 | 2,0 | 2,7 | 2,1 | 2,6 | 2,9 |
Экспорт товаров | 4,7 | 0,1 | 11,4 | 19,7 | 2,6 | 2,0 |
Экспорт услуг | 5,4 | 2,5 | 20,8 | 13,5 | 5,0 | 1,9 |
Динамику услуг определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического развития.
В последние два десятилетия появился ряд новых весьма весомых долговременных стимулов развития сферы услуг. Многоплановое воздействие на услуги оказывает современная научно-техническая революция. На основе компьютеризации, информационных технологий, новых средств коммуникации возник и стремительно утвердился на рынках целый спектр новых услуг, радикально обновляются их традиционные виды, повышаются качественные показатели обслуживания. Снимая технические барьеры в передаче многих услуг на расстояние, новые технологии открывают для них мировой рынок. Развитие услуг оживляют и проводимые во многих странах приватизация и дерегулирование многих отраслей (транспорта, телекоммуникаций, финансовых и страховых услуг), а также либерализация внешнеэкономических операций.
Сильным стимулом развития ряда услуг послужила крупномасштабная структурно-технологическая перестройка материального производства в развитых зарубежных странах в 80-е гг. В ее ходе намного выросли потребности промышленных компаний в высококачественных деловых услугах, связанные с разнообразными и сложными проблемами их реструктуризации и развития – техническими, сбытовыми, управленческими и т.д. Одновременно из состава крупных фирм в массовом порядке выделялись и переходили на самостоятельный бизнес их непрофильные подразделения, специализирующиеся на услугах. Итогом взаимодействия и взаимовлияния долговременных и преходящих факторов было существенное повышение вклада отраслей услуг в экономический рост, эффективность хозяйства, социальный прогресс и глобализацию хозяйственной жизни.
В параметрах экономической динамики действие этих факторов проявлялось в расширении спроса на услуги со стороны основных агентов хозяйственного процесса. Доля затрат на услуги в сумме потребительских расходов населения за 1983 – 1996 гг. в США повысилась с 51 до 59%, во Франции – с 38 до 47%, Великобритании – с 39 до 48%, Японии – с 51 до 58%. Еще более динамично росли потребности в услугах со стороны современного хозяйства. Если в прошлом прирост услуг определялся преимущественно потребительским спросом, то теперь, по оценкам, 50 – 80% прироста услуг в развитых странах обеспечивает спрос со стороны производства.
Расходы
на услуги выросли в крупную
статью производственных
Расширение
позиций и структурное
Что касается
региональной структуры
Таблица2.
Региональная структура международной торговли услугами в 1980 и 1997гг.
Регионы | 1980 г. | 1997 г. | ||
экспорт | импорт | экспорт | импорт | |
Мировая торговля | 100 | 100 | 100 | 100 |
Северная Америка | 11,9 | 9,8 | 19,7 | 14,3 |
Латинская Америка | 4,6 | 6,9 | 3,8 | 5,1 |
Азия | 13,0 | 17,3 | 22,7 | 27,5 |
Западная Европа | 56,0 | 49,6 | 45,6 | 43,0 |
Центральная и Восточная Европа | 2,5 | 2,5 | 3,1 | 3,6 |
Африка | 3,1 | 6,7 | 2,1 | 3,0 |
Прочие | 8,9 | 7,2 | 3,0 | 3,5 |
Международный обмен услугами осуществляется в основном между развитыми странами и характеризуется высокой степенью концентрации. В середине 80-х годов на них приходилось более 80% экспорта и импорта услуг, но уже в начале 90-х годов вследствие выдвижения группы новых индустриальных стран – около 70%. Лидерами среди развитых стран являются США, Франция, Великобритания, Нидерланды (крупнейшие экспортеры услуг), а также Германия, Япония, Италия (крупнейшие импортеры услуг):
Таблица 3.
Ведущие
страны в мировой
торговле услугами в 1980
– 1997 гг.(в %)
Страна | Доля в мировом экспорте услуг | Доля в мировом импорте услуг | ||||
1980 г. | 1990 г. | 1997 г. | 1980 г. | 1990 г. | 1997 г. | |
США | 10,1 | 17,0 | 17,5 | 8,4 | 11,8 | 11,6 |
Франция | 10,8 | 9,3 | 6,1 | 8,4 | 7,1 | 4,8 |
Германия | 7,5 | 6,8 | 5,7 | 11,9 | 9,8 | 9,3 |
Великобритания | 8,5 | 6,7 | 6,5 | 6,2 | 5,3 | 5,3 |
Япония | 4,7 | 5,1 | 5,2 | 8,1 | 10,5 | 9,4 |
Италия | 5,1 | 6,1 | 5,5 | 4,1 | 6,0 | 5,4 |
Нидерланды | 4,4 | 3,8 | 3,7 | 4,4 | 3,5 | 3,4 |
Всего | 51,1 | 54,8 | 50,2 | 51,5 | 54,0 | 49,2 |
Крупнейшим экспортером коммерческих услуг в 1997 г. являлись США (их доля в мировом экспорте составляла 17,5%). Причем с каждым годом их отрыв от других стран все более увеличивается. На США приходятся максимальные объемы торговли услугами по каналам филиалов корпораций (продажа филиалами американских ТНК на международном рынке и продажа услуг иностранными филиалами ТНК в США). Так, объем трансграничной торговли услугами США в 1996 г. в валовом объеме торговли услугами составлял 55%, в то время как соответственно на объемы межфилиальной торговли приходилось 45%.
Среди
развивающихся стран в
Вторую
группу составляют страны, для
которых производство услуг
Третья
группа объединяет наименее
Для государств
Центральной и Восточной
За период 1980 – 1997 гг. снижение объемов внешней торговли услугами наблюдалось лишь у некоторых африканских стран (Алжир, Бенин, Замбия, Габон, Конго, Камерун, Ливия, Нигерия) и стран Ближнего Востока (Иран и Саудовская Аравия).9
При общей поступательной динамике услуг в 80 – 90 гг. наблюдаются и четко выраженные отраслевые различия. По динамике и во внешнеторговой сфере лидирует комплекс деловых услуг: их доля в экспорте услуг из развитых стран возросла за этот период с 28 до 44%. Это службы маркетинга и рекламы, лизинговые операции, научно-исследовательские фирмы, услуги по охране и обслуживанию помещений, инженерно-строительные и архитектурные услуги, размножение документации, бухгалтерские, аудиторские операции и т.д. В США в деловых услугах занято более 11 млн. работников, Японии – около 3 млн., Великобритании – 1,5 млн., Германии – 1,4 млн., Франции – 0,6 млн. человек.
Быстрее
всего в этой отрасли
Информация о работе Развитие мировой торговли услугами во второй половине 20 века