Развивающиеся страны в МЭО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание

Развивающиеся страны на современном этапе занимают активную позицию в системе международных отношений. С каждым годом увеличивается доля развивающихся государств в мировой торговле, мировом экспорте/импорте, тем самым влияя на тенденции развития международных экономических отношений. Если в начале и середине ХХ в. господствующую позицию в системе МЭО занимали развитые страны, то уже ближе к концу развивающиеся страны значительно увеличили свою долю и потеснили развитые страны.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 692.23 Кб (Скачать документ)

За годы ускоренного развития в НИС начала складываться «особая  экономическая модель», в рамках которой ведущей отраслью хозяйственного развития стала обрабатывающая промышленность, характерны использование высоких  технологий, высокая производительность труда и относительно низкие затраты производства. Модернизация экономики проходит в области структурной перестройки всех звеньев технологической цепочки — от сырьевых отраслей к наукоемким производствам.

Большое влияние на формирование современной структуры экономики  НИС оказали зарубежные инвестиции. Среди промышленно развитых стран главными инвесторами по объему прямых инвестиций оказались США и Япония. За 20 лет НИС получили более 40% прямых капиталовложений в развивающиеся страны.

Особая притягательность НИС для развитых рыночных стран  объясняется рядом причин и обстоятельств. Прежде всего, НИС изначально избрали  путь рыночных преобразований. Отдельные  группы НИС (например, латиноамериканские) обладают значительным сырьевым потенциалом, достаточно дешевой рабочей силой, что особенно важно при размещении тех или иных производств на их территориях, имеют достаточно развитый внутренний рынок. Наконец, ряд НИС  оказался в сфере не только экономических, но и политических интересов великих  держав. В 70—80 гг. в противовес «коммунистическому влиянию» странам Юго-Восточной Азии была оказана огромная экономическая помощь и военная поддержка. Немалую роль сыграло и географическое положение этих стран на перекрестке великих торговых путей10.

Начиная с 80-х гг. значительно возросло влияние НИС на ход мировой торговли, на экспортно-импортные операции с различными странами. Наиболее развитые из них могут стать крупными партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что особенно важно и для нас в условиях формирования зон свободного предпринимательства российского Дальнего Востока. Из НИС выделяются: Гонконг — производством одежды, радиоприемников, телефонной аппаратуры; Тайвань — мониторов, швейных машин; Южная Корея — телевизоров, магнитофонных кассет, контейнеров; Сингапур — твердых дисков, дисководов для компьютеров и т.д. Во всех этих странах наиболее общими чертами экономической политики являются:

  • долгосрочное планирование развития экономики в целом;
  • стимулирование развития свободного рынка и частного предпринимательства;
  • эффективное использование государственного вмешательств в различных формах (прямое и косвенное).

Резюмируя глобальные и региональные особенности социально-экономического развития НИС, необходимо отметить, что  здесь протекают процессы, характерные  для стран с развитой рыночной экономикой: концентрация производства и капитала, слияние промышленного и банковского капитала, образование международных монополий, не уступающих ТНК.

НИС имеют активные позиции в международном разделении труда, в борьбе за рынки сбыта. Наиболее выражены 2 основные тенденции:

  1. интенсивное развитие за счет оптимального взаимодействия внутреннего экономического, сырьевого, научного и людского потенциалов с внешними инвестициями;
  2. активная интеграция с развитыми странами, охватывающая крупные экономические регионы и имеющая свое конкретное экономическое лицо.

На мировом рынке продукция  НИС обладает достаточно высокой  конкурентоспособностью. Этого удалось добиться за счет эффективного использования передовой техники и технологии, достижений НТР, современных методов организации производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы и перспективы экономического развития Кыргызстана как развивающейся  страны.

        Кыргызская Республика - страна с низким национальным доходом на ушу населения - 780$ в 2008г.  Население составляет 5.3 млн. человек. Золото,  сельскохозяйственная продукция,  ткань и энергоносители составляют большую часть экспорта страны. Промышленный потенциал ограниченный. Кыргызская Республика осуществила ключевые реформы для создания основ рыночной экономики.  Около 70%  сельскохозяйственных земель являются частными.  Существует открытая экономика с либеральным режимом внешней торговли и полной конвертируемостью национальной валюты. После краха Советского Союза в 1991г., ВВП в 1995г. составил только половину от уровня 1990г.  Все экономические показатели ухудшились.  Гиперинфляция, возрастающая безработица, и сокращение реальных доходов привели к резкому повышению бедности. В 1993г.  введена национальная валюта,  освобождены цены,  принято рыночное законодательство,  преобразовано сельское хозяйство и активы,  начались приватизационные процессы,  и принят открытый внешний торговый режим. В результате экономика начала восстанавливаться с 1996г.,  и с 1998г.  росла в среднем на 5  процентов в год.  Сельское хозяйство и пищевая промышленность являются традиционно доминирующими секторами,  но в последние годы они отставали от других быстро растущих секторов,  таких как строительство, коммуникации и торговля. 

§ 3.1 Роль и место Кыргызстана в международном товарообмене

          На данном этапе развития наблюдается тенденция роста участия Кыргызстана в международном товарообмене. Кыргызстан является горной страной без выхода к морским портам. Изолированность страны является серьезной преградой для развития международной торговли и перевозок, что еще более усугубляется в силу неудовлетворительного состояния физической инфраструктуры и политики протекционизма, проводимой соседними государствами. Несмотря на указанный негативный фактор, Кыргызская Республика поддерживает внешнеэкономические связи со 100 государствами. С большинством из них торговые взаимоотношения строятся в рамках ВТО, полноправным членом которого Кыргызстан является с дек. 1998г., увеличивая из года в год внешнеторговый оборот. Кыргызстан на мировых рынках выступает поставщиком электроэнергии, золота, хлопкового волокна и изделий из хлопка, шерсти и шерстяных изделий, кожсырья, табака, сурьмы, ртути. Закупает на внешних рынках энергоносители, нефтепродукты, природный газ, уголь, удобрения и другую химическую продукцию, продукцию машиностроения, транспортные средства и запасные части, бытовую электронику. Соседство Кыргызской Республики с тремя наиболее динамично развивающимися странами (Китай, Россия и Казахстан) обеспечило возможность для расширения экспорта. Производство экспортной продукции в Киргизии сконцентрировано в непромышленных отраслях: сырьевые сельскохозяйственные товары (хлопок, табак, шкуры и кожа), электроэнергия и золото. Экспортная деятельность республики не смогла адаптироваться к изменениям спроса на этих рынках на все более усложняющуюся и высококачественную продовольственную и промышленную продукцию. Вместо этого, стабильный и растущий поток мигрантов обеспечил существенный приток денежных переводов в кыргызскую экономику, главным образом из России и Казахстана. Увеличение внешнеторгового оборота Кыргызстана свидетельствует о растущей интеграции экономики страны в мировую экономику. Высокий уровень открытости свидетельствует об усилении внешнеэкономических связей республики. Внешнеторговый оборот республики в 2007г. составил 4536,6 млн.долл. и по сравнению с 2006г. увеличился на 1067,8 млн.долл. или на 32,%. Объем экспорта увеличился на 338,6 млн.долл. или на 24,1% и составил 1743,7 млн.долл., импорта – увеличился на 772,5 млн.долл. или на 38,2% и составил 2792,9 млн.долл. Дефицит торгового баланса сложился в 1049,2 млн.долл. Товарооборот со странами СНГ увеличился по сравнению с 2006г. на 659,7 млн.долл. или на 33,8% и составил 2618,9 млн.долл. или 57,7% внешнеторгового оборота Киргизской Республики. На долю стран дальнего зарубежья приходится 42,3% от общего товарооборота (из них члены ВТО занимают 41,8%), что составило 1896.2, млн.долл. По сравнению с 2006г. вырос на 428,7 млн.долл. или на 22,6%. Основными торговыми партнерами Киргизии по странам СНГ являются Россия – 26,5% от общего товарооборота Киргизии, Казахстан – 20,6%, Узбекистан – 4,1%, Таджикистан – 3,6%. Со странами дальнего зарубежья: США – 10,6%, Китай – 9,6%, Швейцария – 5,2%, Афганистан – 2,6%,Турция – 2,1%, Германия – 2,2%, Канада – 0,5%.

Таблица 7

Внешне торговый баланс, млрд. долл. США*

Международная торговля

2005

2006

2007

2008

Всего

(официальные данные)

1,77

2,51

3,55

5,71

Экспорт

0,67

0,79

1,13

1,64

Импорт 

1,10

1,72

2,42

4,07

Сальдо 

-0,43

-0,93

-1,29

-2,41

Всего (данные Китая и ВБ)

3,26

6,03

9,66

21,18

Экспорт

1,40

2,45

3,93

8,63

Импорт

1,86

3,58

               5,73

12,55

Сальдо

-0,46

-1,13

-1,80

-3,92


*Источник: Статистические данные Китая по эскпорту из/импорту, 2008

В стратегии экономического развития Кыргызстана первостепенное значение придается развитию торговли. Выбор и построение торговой политики имеют ключевое значение в обеспечении устойчивого экономического роста, повышении конкурентоспособности киргизских товаров, в совершенствовании и оптимизации структуры производства.

         В отношении своих торговых партнеров Киргизия применяет следующие торговые режимы: страны СНГ – режим свободной торговли; страны ЕврАзЭС – таможенный союз; страны ВТО – режим наибольшего благоприятствования; наименее развитые страны – преференциальный режим. В развитии внешних экономических связей республики значительную роль играет ее членство в ВТО, т.к. позволяет либерализовать международную торговлю путем повышения стабильности обмена товарами, открытости информации, снижения пошлин. С 1998г. Киргизия поддерживает либерализацию своего внешнеторгового режима в соответствии с обязательствами перед ВТО. До 1999г. в республике действовали таможенные пошлины на импорт в 10% на все ввозимые товары. После вступления страны в ВТО таможенный тариф стал дифференцированным и применяется в соответствии с принятыми обязательствами. Средняя ставка таможенного тарифа КР на ввозимые товары составляет 4,84% от таможенной стоимости, из них нулевые ставки таможенных пошлин занимают 42% от всего таможенного тарифа. Данный таможенный тариф применяется на импорт только из стран дальнего зарубежья. Объем товарооборота со стран членами ВТО в 2007г. составил 1892,2 млн.долл. или 41,8% от всего объема товарооборота Кыргызстана. Киргизская многосторонняя торговая политика сфокусирована на выполнении обязательств перед ВТО по торговле и услугам, защите интеллектуальной собственности и участию в переговорах ВТО. КР находится в процессе переговоров по присоединению к соглашениям ВТО по государственным закупкам и торговле гражданской авиатехникой. Хотя основной пакет законодательных и институциональных реформ был осуществлен при вступлении в ВТО, последовавшие после этого изменения в законодательстве содействовали созданию более стабильного и предсказуемого торгового режима в КР.

 

Таблица 8

Основные статьи импорта  за 2006-2008 гг, млн. долл. США*


    *Источник: Официальные данные КР

 

          Правительство предпринимает меры, чтобы улучшить добросовестную практику, деловой климат, усилить независимость и устойчивость судебной системы, внутри которой оставались нерешенные вопросы. Основным органом, разрабатывающим внешнеторговую политику является министерство экономического развития и торговли. Межведомственная комиссия по вопросам ВТО координирует многосторонние вопросы, связанные с выполнением соглашений ВТО, которые являются частью законодательства страны. Наряду с членством в ВТО, Киргизия большое внимание уделяет развитию торгово-экономических связей со странами СНГ. Половина товарооборота КР приходится на страны региональных объединений, в первую очередь с партнерами по ЕврАзЭС (таможенный союз) с отменой пошлин и других ограничительных мер регулирования торговли товарами на всей территории ЕврАзЭС, но в отношении третьих стран установлены другие меры регулирования. Во-первых, существует много несоответствий между обязательствами, принятыми Киргизией, как членом ТС и как членом ВТО, что в значительной степени затрудняет реализацию положений по беспошлинной торговле Киргизии с партнерами по таможенному союзу из-за большого количества товаров поставляемых в Киргизию из третьих стран-членов ВТО с последующим их экспортом в страны ЕврАзЭС. Во-вторых, вступление Киргизии в ВТО, не принесло ей ожидаемых результатов. Киргизия фактически не может воспользоваться преференциями членов ВТО, т.к. большая часть его продукции – особенно обрабатывающей промышленности – неконкурентоспособна. А те сырьевые товары из ряда редкоземельных металлов и без того пользуются большим спросом на мировых рынках. Поток дешевых конкурентоспособных товаров из стран-членов ВТО значительно ухудшил положение киргизских товаропроизводителей. С момента обретения независимости в 1991г. Киргизская Республика установила дипломатические отношения со многими странами и является членом многих международных организаций ООН, ВТО, ОБСЕ, МВФ, СНГ, Азиатского банка развития, Всемирного банка, Исламского банка развития, Международной организации по миграции, Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Всемирной организации интеллектуальной собственности, Евразийском экономическом сообществе, Шанхайской организации сотрудничества, Организации Исламская конференция. Киргизская Республика имеет постоянные представительства при ООН и других международных организациях в г. НьюЙорк (США) и г. Женева (Швейцария). В авг. 2007г. в Киргизии прошел саммит глав государств участников ШОС, на котором были подписаны ряд документов: договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС; соглашение между правительствами стран организации в области культуры; о сотрудничестве между Деловым советом и межбанковским объединением ШОС; Бишкекская декларация. Саммиту ШОС предшествовали важные встречи: 9 июля 2007г. в г. Бишкек состоялось заседание совета министров иностранных дел государств участников ШОС; 1516 авг.2007г. в Бишкеке состоялось третье заседание совета межбанковского объединения в рамках ШОС; 15-16 авг. 2007г. состоялось заседание Делового совета ШОС; 28 мая 2007г. состоялось совещание секретарей совета безопасности членов ШОС; 26-27 июня 2007г. состоялось совещание министров обороны государств-членов ШОС. По линии ЕврАзЭС в Киргизии в 2007г. Также были проведены важные мероприятия: 23 авг. 2007г. прошло девятое заседание совета министров юстиции ЕврАзЭС; 6-9 сент. 2007г. прошел инвестиционный бизнес-форум и деловой совет ЕврАзЭС «Россия-Киргизия».

        Структура торговли с Россией представлена в Таблице 8.  Нефтепродукты, машины,  оборудование и механизмы,  а также черные металлы являются основными статьями импорта.  Сельскохозяйственная продукция, текстильные и швейные изделия представляют основные статьи экспорта.  Нефтепродукты составили 2/3 импортных объемов из России в 2008г.

Таблица 9

Товарооборот между Кыргызстаном и Россией, по группе товаров, в млн. долл. США*


*Источник: Отчет USAID по либерализации торговли и таможенной реформе, 2010

 

Краткие данные по товарообороту  с основными торговыми партнерами стран дальнего зарубежья показаны в Таблице 10. Все эти страны являются членами ВТО.  Данные для Таблицы 9  исходят из официальных источников,  за исключением данных по импорту из Китая, которые базируются на данных Китая (см.  Таблицу 7). Преобладание Китая в структуре импорта в Кыргызстан очевидно,  если допустить достоверность данных КНР, в то время как Швейцария является основным получателем кыргызского экспорта, так как является рынком золота и серебра.

Таблица 10

Товарооборот между Кыргызстаном и основными партнерами-странами дальнего зарубежья, в млн. долл. США*


       *Источник: Официальные данные КР, 2010

§3.2 Проблемы и  перспективы участия Кыргызстана  в системе международных экономических  отношений

Развитие страны для любого экономиста подразумевает под собой  устойчивый экономический рост. Для повышения благосостояния общества необходим динамичный рост всей экономики в долгосрочном периоде с параметрами стабильности, непрерывности и комплексности.  Проблема экономического роста была и остается актуальной для нашей страны начиная с перехода нашей экономики от централизованной к рыночной, и, наверно,  будет оставаться главной проблемой еще в течение нескольких десятков лет.  Согласно данным Национального статистического комитета,  в 2005-2007  годах средний рост экономики составил примерно 3,8%,  тогда как этот же показатель наших ближайших соседей и главных торговых партнеров равняется 10,7%  в Китае, 9,6%  в Казахстане и 7,1% в России. Как видно, нам есть к чему стремиться и кого обгонять. Что касается уровня безработицы, то в Кыргызстане он в 2006-2008 годах превысил отметку в 8%,  а что уж говорить о том,  что практически половина (47% - 53%  в зависимости от региона)  населения страны живет за чертой бедности.  Более того,  существуют также проблемы с инфляцией, которая в прошлом году достигла практически 20%. Конечно, это частично объясняется и оправдывается общемировой тенденцией роста цен на продукты питания,  однако налицо большие проблемы и с макроэкономической стабильностью и монетарной политикой Национального Банка, и с экономическим ростом.  Естественно, устойчивого роста в экономике можно достичь лишь путем решения комплекса задач,  сочетая реформы и развитие в разных ее отраслях. 

Информация о работе Развивающиеся страны в МЭО