Развивающиеся страны в МЭО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание

Развивающиеся страны на современном этапе занимают активную позицию в системе международных отношений. С каждым годом увеличивается доля развивающихся государств в мировой торговле, мировом экспорте/импорте, тем самым влияя на тенденции развития международных экономических отношений. Если в начале и середине ХХ в. господствующую позицию в системе МЭО занимали развитые страны, то уже ближе к концу развивающиеся страны значительно увеличили свою долю и потеснили развитые страны.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 692.23 Кб (Скачать документ)

В процессе рассмотрения возможного вступления в Таможенный Союз Кыргызстану необходимо оценить ряд возможных последствий. Эти последствия, как положительные,  так и отрицательные,  и большую часть сложно достоверно оценить в количественном выражении. Хотя существуют как политические,  так и экономические аспекты,  в данном отчете были рассмотрены только экономические. Положительные аспекты заключаются в гарантированном беспошлинном доступе кыргызской продукции на рынок ТС и обеспеченном источнике нефтепродуктов, древесины и других основных товаров,  важных для экономики Кыргызстана. Интеграция на рынки ТС может также привести к снижению затрат на распределение и другой экономии,  а также стимулировать прямые иностранные инвестиции из стран-членов ТС. Отрицательный аспект – применение относительно высоких тарифных ставок ТС снизит товарооборот со странами дальнего зарубежья,  большинство из которых члены ВТО. Резко снизится транзитная торговля китайскими товарами,  ставшая важной в Кыргызстане за последние годы. Это означает признание преобладания России в установлении правил ТС,  по причине официальной роли ТС в руководящих соглашениях ТС,  и из-за огромной разницы размера экономики Кыргызстан и экономики России и других стран ТС.  Например,  тарифы, предназначенные для защиты российской промышленности, значительно повысят стоимость некоторых статей импорта в Кыргызстан.  Другой пример – средства торговой защиты,  такие как антидемпинговые и компенсационные пошлины, повлияют на все пространство ТС,  но,  вероятно,  будут применяться в ответ на давление доминирующих экономические интересов России, без учета возможных отрицательных последствий для Кыргызстана.  Также крупные российские компании будут свободно конкурировать с намного меньшими кыргызскими производителями, скорее всего, не в пользу последних. Также необходимо отметить,  что Россия и Казахстан сильно ориентированы на экспорт сырья, главным образом, нефти и газа. Доходы в бюджет в этих странах формируются в основном за счет экспортных доходов,  а доходы в бюджет Кыргызстана формируются за счет импортных пошлин и налоговых сборов. Если повышенные тарифы ТС вызовут резкое сокращение импортных поставок из стран,  не являющихся членами ТС,  на доходы в бюджет Кыргызстана будет оказано давление.

Влияние на потребительские  цены вследствие вступления Кыргызстана  в ТС сосредоточено только на товарах,  которые входят в структуру Индекса потребительских цен  (ИПЦ).  Учитывая,  что эти товары главным образом продовольственные,  ценовая эластичность спроса на данные товары будет близка к нулю.  Таким образом,  данный анализ допускает прежние импортные объемы.

Таблица 11  обобщает товары в потребительской корзине и тарифы для них в Кыргызстане и ТС. 

Таблица 11

Товары потребительской  картины и действующие тарифные ставки, %*


*Источник: Отчет USAID по либерализации торговли и таможенной реформе, 2010

 

Лекарственные средства.  Лекарственные средства ввозятся в  Кыргызстан беспошлинно,  но облагаются 10%  пошлиной по правилам ТС.  В  результате, лекарственные средства из стран дальнего зарубежья будут  заменяться лекарственными средствами из стран ТС. Швейные изделия.  Тарифные ставки повысятся с 5%  до 20%  в большинстве случаев, с минимальный ставкой от 1 евро за кг до 3 евро за кг, и 7 евро за кг для кожевенных изделий. В результате, внутренний спрос переместится на источники из стран ТС,  что окажет положительное влияние на кыргызских производителей швейных изделий. Продовольственные товары.  Тарифные ставки на сахар и кондитерские изделий повысятся вдвойне;  ставки на жиры и масла,  и мучные и молочные изделия повысятся на 1.5  раза.  На другую продукцию также ожидается повышение.  Такое значительное повышение на продукцию агропромышленного комплекса приведет к росту цен и уменьшению спроса на качественную продукцию.  Так как сельскохозяйственный сектор и,  в целом,  пищевая промышленность составляют около 30-40% ВВП Кыргызстана, такое повышение, безусловно, приведет к возрастанию цен на внутреннем рынке. В краткосрочной перспективе это вызовет ценовой шок.  В долгосрочной перспективе, теоретически, можно было бы ожидать заполнение образовавшегося вакуума товарами местного производства.  Однако в сельском хозяйстве Кыргызстана превалируют малоэффективные мелкие фермерские хозяйства и любой переход к конкурентоспособному сельскохозяйственному сектору с механизированным производством и экономия за счет роста масштабов производства потребуют значительных инвестиций. При этом надо учесть очень ограниченные возможности субсидирования сельского хозяйства со стороны государства. Таким образом, при вступлении Кыргызстана в Таможенный союз, повышение цен на импортные товары однозначно произойдет. Прежде всего, это будет связано с увеличением таможенных ставок  (в среднем в два раза),  а также повышением уровня НДС с 12 до 17%. Авиационная техника.  Кыргызстан,  как член ВТО,  соблюдает Соглашение по авиационной технике,  в соответствие с которым вся торговля авиационной техникой и связанным оборудованием осуществляет беспошлинно.  В свою очередь,  ТС налагает высокую пошлину на эти товары для защиты производителей авиационной техники России.  Этот сектор не важен для Кыргызстана на данный момент, но может приобрести важность в будущем.  Компьютеры и информационные технологии.  Соглашение ВТО по информационным технологиям применяет нулевые ставки к широкому ряду электронного оборудования. В ТС применяется тарифная ставка приблизительно 15% к такой продукции.

Вступление Кыргызстана  в Таможенный Союз станет значительным шагом к интеграции экономических связей с Россией и другими странами ТС.  Это существенно сократит торговые отношения со странами дальнего зарубежья. Требуется более глубокое исследование для решения вопроса о выгоде вступления для Кыргызстана. Так как государственные доходы в Кыргызстане существенно зависят от импортных пошлин и НДС на импорт,  снижение импортных поставок из стран дальнего зарубежья приведет к значительному сокращению государственных доходов в бюджет, несмотря на тот факт, что средняя тарифная ставка на импорт из стран дальнего зарубежья увеличится почти в два раза.  Зависимость Кыргызстана от доходов с импортных поставок сопоставима с зависимостью России и Казахстана от экспортных доходов. Поскольку экономика Кыргызстана несоизмеримо меньше экономики России или любой из стран ТС,  Кыргызстану следует ожидать,  что структура и деятельность ТС будет направлена на выгоды для более крупных членов. Фактически,  Кыргызстан потеряет возможность определять торговую политику страны. Введение ЕВТ ТС станет ключевым изменением.  Примерно 92%  ЕВТ основано на тарифе России,  который направлен на защиту российских производителей от импорта и стимулирование перехода потребителей других стран ТС на российскую продукцию. Это тариф, разработанный для блага России, а не Кыргызстана. В последние годы Кыргызстан сильно зависел от реэкспорта китайских товаров,  ввозимых по очень низкой тарифной ставке в рамках  «упрошенной процедуры»  в Россию и Казахстан,  и в меньшей степени,  в Узбекистан и Таджикистан. Очевидно, что даже если Кыргызстан не вступит в ТС, усиление мер ТС на кыргызско-казахской границе значительно снизит этот вид торговли. Трудность заключается в нахождении способа адаптации к этой ситуации. Одной из возможностей является стимулирование развития двух основных секторов – сельского хозяйства и текстильной промышленности.  Развитие текстильной промышленности зависит от применения низких тарифных ставок на импорт ткани,  в комбинации с протекционистскими тарифами на готовые швейные изделия (в рамках ВТО).  Если Кыргызстан не вступит в ТС, на существующую транзитную торговлю сУзбекистаном и Таджикистаном не будет оказано отрицательное влияние,  по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Введение ЕВТ ТС приведет к повышению потребительских цен.  Цены на товары, импортируемые из стран ТС, не изменятся, но цены на товары из стран дальнего зарубежья заметно возрастут. Автомобили из стран дальнего зарубежья станут намного дороже -  настолько,  что импорт из России станет практичным в большинстве случаев.   Кыргызстан не может вступить в ТС в краткосрочной перспективе,  в соответствие с обязательствами перед ВТО. Текущий выбор – членство в ТС или ВТО.  Так как на данный момент ни одна страна не выходила из ВТО,  для Кыргызстана это будет крайне серьезным шагом.  В долгосрочной перспективе, возможна  «крупная сделка», когда все действующие члены ТС вступят в ВТО на общих условиях,  а Кыргызстан,  одновременно пересмотрит свои тарифные обязательства и приведет в соответствие с ТС.

 

 

 

 

 

Заключение

         Среди новых и важнейших тенденций общественного развития ХХ века, изменивших облик Земного шара, было появление среди развивающихся государств “новых индустриальных стран”. Динамично развиваясь, они смогли обеспечить промышленной продукцией не только внутренние рынки, но и заняли активные позиции в мировом разделении труда.

         Экономические факторы, рассмотренные  в работе, не являются единственными  причинами успешного преодоления  отсталости НИС. В заключение  стоит сказать об неэкономических  факторах:    

         1. Близость от центров мирового  хозяйства – США, Японии. Также  эти страны

      находятся  на пересечении мировых торговых  путей.

         2. Восприимчивость к экономическим  реформам.

         3. Определенную роль сыграли такие  человеческие факторы, как трудолюбие,

      дисциплинированность, старательность населения.

         Итак, мы выполнили задачи, поставленные во введении, а именно: дали классификацию развивающихся стран; рассмотрели роль развивающихся стран в мировом хозяйстве; рассмотрели особенности экономики развивающихся стран; проанализировали проблемы развивающихся стран в мировом хозяйстве; рассмотрели перспективы и прогнозы развития экономики развивающихся стран.

           Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что различия в темпах роста, скорости модернизации экономики и воздействии мирового хозяйства способствуют дифференциации развивающихся стран. Социально-экономические стратегии развивающихся стран ставят целью преодоление отсталости, преобразование традиционных хозяйственных структур, изменение позиции в международном разделении труда, интеграцию в мировое хозяйство.

        Социально-экономические процессы в развивающихся странах в возрастающей степени формируются под воздействием мирового хозяйства. Это в первую очередь связано с импульсами научно-технического прогресса, распространяющимися от центра к периферии, растущим значением мировой торговли, а также активностью ТНК.

         Один из важнейших критериев выделения развивающихся стран в отдельную мировую подсистему – их слаборазвитость и отсталость.

        Развивающиеся страны добились заметных успехов в индустриализации, чему в немалой степени способствовало противостояние двух блоков, их борьба за влияние в третьем мире. Отсюда и межгосударственные программы помощи, активная политика кредитования, подготовки кадров со стороны международных организаций, не говоря о военных поставках. Во всяком случае, биполярный мир давал развивающимся странам определенные экономические преимущества «третьего радующегося».

         Международные   экономические   отношения   объективно   вытекают   из процесса  разделения  труда, международной  специализации   производства   и науки, интернационализации  хозяйственной  жизни.

         Углубление  развитие  международного   разделения   труда   а   значит

МЭО  зависят  от  естественных (климат, природные  ресурсы,  и  т.д. )   и

приобретенных  ( производственные, технологические )   факторов,  а   также

социальных,  национальных,   этнических,   политических    и    нравственных

условий.

             Развивающиеся  страны  (в   том  числе  и Кыргызстан ) занимают  важное  место в системе международного  разделения   труда.  Их место   и   роль   обуславливает   их  экономическим развитием и   уровнем развитости промышленности. На данный момент они в основе  выполняют  роль поставщиков сырья для промышленно развитых стран. Но по мере развития  своих экономик развивающиеся страны переходят к специализации по  выпуску готовой продукции, в основном НИС Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Не  смотря на это, все же они еще длительное время будут носить  периферийный  характер по отношению к ПРС,  тем самым обуславливая  свое  место в международном разделении труда и системе МЭО.  При   этом   мы   должны   учитывать,  что международное разделение  труда неразрывно  связано с МЭО.  И,   проводя эффективную нешнеэкономическую  политику, Кыргызстан тем самым   улучшает  свое  положение в системе международного  разделения  труда.

       Кыргызстан   с    точки    зрения     мирового    бизнеса    обладает

уникальными    возможностями,   а    в    отдельных    отраслях     является

монополистом  по  производству  некоторых  видов  продукции   для   мирового рынка. Недостаток   -   он   слишком   далеко   расположен   от

мировых  транспортных  сетей, прежде  всего  морских  путей.

      Пока  недостаточно  используются  преимущества  предприятий   военно  -

промышленного  комплекса, их  надо  использовать   в   интересах   повышения экспортных   возможностей  страны, путем:

      а) препрофилированиях  их  части гражданской продукции;

      б) четкого   определения  собственных   потребностей  в  вооружении;

      в)  поиска   собственной  “ниши”   в   экспорте   оружия   а   мировом

рынке.

      Известно, что   внешнеэкономическая   деятельность   играет  решающую

Информация о работе Развивающиеся страны в МЭО