Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 17:38, курсовая работа
Развивающиеся страны на современном этапе занимают активную позицию в системе международных отношений. С каждым годом увеличивается доля развивающихся государств в мировой торговле, мировом экспорте/импорте, тем самым влияя на тенденции развития международных экономических отношений. Если в начале и середине ХХ в. господствующую позицию в системе МЭО занимали развитые страны, то уже ближе к концу развивающиеся страны значительно увеличили свою долю и потеснили развитые страны.
В процессе рассмотрения возможного вступления в Таможенный Союз Кыргызстану необходимо оценить ряд возможных последствий. Эти последствия, как положительные, так и отрицательные, и большую часть сложно достоверно оценить в количественном выражении. Хотя существуют как политические, так и экономические аспекты, в данном отчете были рассмотрены только экономические. Положительные аспекты заключаются в гарантированном беспошлинном доступе кыргызской продукции на рынок ТС и обеспеченном источнике нефтепродуктов, древесины и других основных товаров, важных для экономики Кыргызстана. Интеграция на рынки ТС может также привести к снижению затрат на распределение и другой экономии, а также стимулировать прямые иностранные инвестиции из стран-членов ТС. Отрицательный аспект – применение относительно высоких тарифных ставок ТС снизит товарооборот со странами дальнего зарубежья, большинство из которых члены ВТО. Резко снизится транзитная торговля китайскими товарами, ставшая важной в Кыргызстане за последние годы. Это означает признание преобладания России в установлении правил ТС, по причине официальной роли ТС в руководящих соглашениях ТС, и из-за огромной разницы размера экономики Кыргызстан и экономики России и других стран ТС. Например, тарифы, предназначенные для защиты российской промышленности, значительно повысят стоимость некоторых статей импорта в Кыргызстан. Другой пример – средства торговой защиты, такие как антидемпинговые и компенсационные пошлины, повлияют на все пространство ТС, но, вероятно, будут применяться в ответ на давление доминирующих экономические интересов России, без учета возможных отрицательных последствий для Кыргызстана. Также крупные российские компании будут свободно конкурировать с намного меньшими кыргызскими производителями, скорее всего, не в пользу последних. Также необходимо отметить, что Россия и Казахстан сильно ориентированы на экспорт сырья, главным образом, нефти и газа. Доходы в бюджет в этих странах формируются в основном за счет экспортных доходов, а доходы в бюджет Кыргызстана формируются за счет импортных пошлин и налоговых сборов. Если повышенные тарифы ТС вызовут резкое сокращение импортных поставок из стран, не являющихся членами ТС, на доходы в бюджет Кыргызстана будет оказано давление.
Влияние на потребительские цены вследствие вступления Кыргызстана в ТС сосредоточено только на товарах, которые входят в структуру Индекса потребительских цен (ИПЦ). Учитывая, что эти товары главным образом продовольственные, ценовая эластичность спроса на данные товары будет близка к нулю. Таким образом, данный анализ допускает прежние импортные объемы.
Таблица 11 обобщает товары в потребительской корзине и тарифы для них в Кыргызстане и ТС.
Таблица 11
Товары потребительской картины и действующие тарифные ставки, %*
*Источник: Отчет USAID по либерализации торговли и
Лекарственные средства. Лекарственные средства ввозятся в Кыргызстан беспошлинно, но облагаются 10% пошлиной по правилам ТС. В результате, лекарственные средства из стран дальнего зарубежья будут заменяться лекарственными средствами из стран ТС. Швейные изделия. Тарифные ставки повысятся с 5% до 20% в большинстве случаев, с минимальный ставкой от 1 евро за кг до 3 евро за кг, и 7 евро за кг для кожевенных изделий. В результате, внутренний спрос переместится на источники из стран ТС, что окажет положительное влияние на кыргызских производителей швейных изделий. Продовольственные товары. Тарифные ставки на сахар и кондитерские изделий повысятся вдвойне; ставки на жиры и масла, и мучные и молочные изделия повысятся на 1.5 раза. На другую продукцию также ожидается повышение. Такое значительное повышение на продукцию агропромышленного комплекса приведет к росту цен и уменьшению спроса на качественную продукцию. Так как сельскохозяйственный сектор и, в целом, пищевая промышленность составляют около 30-40% ВВП Кыргызстана, такое повышение, безусловно, приведет к возрастанию цен на внутреннем рынке. В краткосрочной перспективе это вызовет ценовой шок. В долгосрочной перспективе, теоретически, можно было бы ожидать заполнение образовавшегося вакуума товарами местного производства. Однако в сельском хозяйстве Кыргызстана превалируют малоэффективные мелкие фермерские хозяйства и любой переход к конкурентоспособному сельскохозяйственному сектору с механизированным производством и экономия за счет роста масштабов производства потребуют значительных инвестиций. При этом надо учесть очень ограниченные возможности субсидирования сельского хозяйства со стороны государства. Таким образом, при вступлении Кыргызстана в Таможенный союз, повышение цен на импортные товары однозначно произойдет. Прежде всего, это будет связано с увеличением таможенных ставок (в среднем в два раза), а также повышением уровня НДС с 12 до 17%. Авиационная техника. Кыргызстан, как член ВТО, соблюдает Соглашение по авиационной технике, в соответствие с которым вся торговля авиационной техникой и связанным оборудованием осуществляет беспошлинно. В свою очередь, ТС налагает высокую пошлину на эти товары для защиты производителей авиационной техники России. Этот сектор не важен для Кыргызстана на данный момент, но может приобрести важность в будущем. Компьютеры и информационные технологии. Соглашение ВТО по информационным технологиям применяет нулевые ставки к широкому ряду электронного оборудования. В ТС применяется тарифная ставка приблизительно 15% к такой продукции.
Вступление Кыргызстана в Таможенный Союз станет значительным шагом к интеграции экономических связей с Россией и другими странами ТС. Это существенно сократит торговые отношения со странами дальнего зарубежья. Требуется более глубокое исследование для решения вопроса о выгоде вступления для Кыргызстана. Так как государственные доходы в Кыргызстане существенно зависят от импортных пошлин и НДС на импорт, снижение импортных поставок из стран дальнего зарубежья приведет к значительному сокращению государственных доходов в бюджет, несмотря на тот факт, что средняя тарифная ставка на импорт из стран дальнего зарубежья увеличится почти в два раза. Зависимость Кыргызстана от доходов с импортных поставок сопоставима с зависимостью России и Казахстана от экспортных доходов. Поскольку экономика Кыргызстана несоизмеримо меньше экономики России или любой из стран ТС, Кыргызстану следует ожидать, что структура и деятельность ТС будет направлена на выгоды для более крупных членов. Фактически, Кыргызстан потеряет возможность определять торговую политику страны. Введение ЕВТ ТС станет ключевым изменением. Примерно 92% ЕВТ основано на тарифе России, который направлен на защиту российских производителей от импорта и стимулирование перехода потребителей других стран ТС на российскую продукцию. Это тариф, разработанный для блага России, а не Кыргызстана. В последние годы Кыргызстан сильно зависел от реэкспорта китайских товаров, ввозимых по очень низкой тарифной ставке в рамках «упрошенной процедуры» в Россию и Казахстан, и в меньшей степени, в Узбекистан и Таджикистан. Очевидно, что даже если Кыргызстан не вступит в ТС, усиление мер ТС на кыргызско-казахской границе значительно снизит этот вид торговли. Трудность заключается в нахождении способа адаптации к этой ситуации. Одной из возможностей является стимулирование развития двух основных секторов – сельского хозяйства и текстильной промышленности. Развитие текстильной промышленности зависит от применения низких тарифных ставок на импорт ткани, в комбинации с протекционистскими тарифами на готовые швейные изделия (в рамках ВТО). Если Кыргызстан не вступит в ТС, на существующую транзитную торговлю сУзбекистаном и Таджикистаном не будет оказано отрицательное влияние, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Введение ЕВТ ТС приведет к повышению потребительских цен. Цены на товары, импортируемые из стран ТС, не изменятся, но цены на товары из стран дальнего зарубежья заметно возрастут. Автомобили из стран дальнего зарубежья станут намного дороже - настолько, что импорт из России станет практичным в большинстве случаев. Кыргызстан не может вступить в ТС в краткосрочной перспективе, в соответствие с обязательствами перед ВТО. Текущий выбор – членство в ТС или ВТО. Так как на данный момент ни одна страна не выходила из ВТО, для Кыргызстана это будет крайне серьезным шагом. В долгосрочной перспективе, возможна «крупная сделка», когда все действующие члены ТС вступят в ВТО на общих условиях, а Кыргызстан, одновременно пересмотрит свои тарифные обязательства и приведет в соответствие с ТС.
Заключение
Среди новых и важнейших тенденций общественного развития ХХ века, изменивших облик Земного шара, было появление среди развивающихся государств “новых индустриальных стран”. Динамично развиваясь, они смогли обеспечить промышленной продукцией не только внутренние рынки, но и заняли активные позиции в мировом разделении труда.
Экономические факторы,
1. Близость от центров мирового хозяйства – США, Японии. Также эти страны
находятся
на пересечении мировых
2. Восприимчивость к
3. Определенную роль сыграли
дисциплинированность, старательность населения.
Итак, мы выполнили задачи, поставленные во введении, а именно: дали классификацию развивающихся стран; рассмотрели роль развивающихся стран в мировом хозяйстве; рассмотрели особенности экономики развивающихся стран; проанализировали проблемы развивающихся стран в мировом хозяйстве; рассмотрели перспективы и прогнозы развития экономики развивающихся стран.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что различия в темпах роста, скорости модернизации экономики и воздействии мирового хозяйства способствуют дифференциации развивающихся стран. Социально-экономические стратегии развивающихся стран ставят целью преодоление отсталости, преобразование традиционных хозяйственных структур, изменение позиции в международном разделении труда, интеграцию в мировое хозяйство.
Социально-экономические процессы в развивающихся странах в возрастающей степени формируются под воздействием мирового хозяйства. Это в первую очередь связано с импульсами научно-технического прогресса, распространяющимися от центра к периферии, растущим значением мировой торговли, а также активностью ТНК.
Один из важнейших критериев выделения развивающихся стран в отдельную мировую подсистему – их слаборазвитость и отсталость.
Развивающиеся страны добились заметных успехов в индустриализации, чему в немалой степени способствовало противостояние двух блоков, их борьба за влияние в третьем мире. Отсюда и межгосударственные программы помощи, активная политика кредитования, подготовки кадров со стороны международных организаций, не говоря о военных поставках. Во всяком случае, биполярный мир давал развивающимся странам определенные экономические преимущества «третьего радующегося».
Международные экономические отношения объективно вытекают из процесса разделения труда, международной специализации производства и науки, интернационализации хозяйственной жизни.
Углубление развитие международного разделения труда а значит
МЭО зависят от естественных (климат, природные ресурсы, и т.д. ) и
приобретенных ( производственные, технологические ) факторов, а также
социальных, национальных, этнических, политических и нравственных
условий.
Развивающиеся страны (в том числе и Кыргызстан ) занимают важное место в системе международного разделения труда. Их место и роль обуславливает их экономическим развитием и уровнем развитости промышленности. На данный момент они в основе выполняют роль поставщиков сырья для промышленно развитых стран. Но по мере развития своих экономик развивающиеся страны переходят к специализации по выпуску готовой продукции, в основном НИС Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Не смотря на это, все же они еще длительное время будут носить периферийный характер по отношению к ПРС, тем самым обуславливая свое место в международном разделении труда и системе МЭО. При этом мы должны учитывать, что международное разделение труда неразрывно связано с МЭО. И, проводя эффективную нешнеэкономическую политику, Кыргызстан тем самым улучшает свое положение в системе международного разделения труда.
Кыргызстан с точки зрения мирового бизнеса обладает
уникальными возможностями, а в отдельных отраслях является
монополистом по производству некоторых видов продукции для мирового рынка. Недостаток - он слишком далеко расположен от
мировых транспортных сетей, прежде всего морских путей.
Пока недостаточно используются преимущества предприятий военно -
промышленного комплекса, их надо использовать в интересах повышения экспортных возможностей страны, путем:
а) препрофилированиях их части гражданской продукции;
б) четкого определения собственных потребностей в вооружении;
в) поиска собственной “ниши” в экспорте оружия а мировом
рынке.
Известно, что внешнеэкономическая деятельность играет решающую