Реформы денежно-кредитной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - изучить денежные реформы в целом: их сущность, типологию, условия проведения.

В соответствии с целью можно определить следующие задачи:

- определить, в чем заключается сущность денежных реформ;

- выявить причины, по которым обуславливается необходимость проведения денежных реформ;

- рассмотреть основные виды денежных реформ, а так же методы стабилизации денежного обращения;

- рассмотреть социально-экономические последствия денежных реформ на примере СССР и России.

Содержание

Введение
Глава 1 Эволюция денежно-кредитной системы России
1.1 Кредитная система дореволюционной России
1.2 Денежно-кредитная система России в условиях административно-командной экономики
1.3 Кредитная система Российской Федерации
Глава 2 Цели и задачи денежных реформ
2.1 Понятие и сущность денежных реформ
2.2 Необходимость денежных реформ
2.3 Роль денежных реформ в денежно-кредитной политике государства
Глава 3 Социально-экономические последствия денежных реформ СССР и России
3.1 Реформы СССР
3.2 Реформы России
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Реформы денежно кредитной системы.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования 

ПЕНЗЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

Институт  экономики и управления

Кафедра «Экономическая теория и мировая  экономика» 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

По курсу  «Макроэкономика»

на тему:

Реформы денежно-кредитной системы 
 
 
 
 
 
 

                                                              Выполнила студентка гр. 09БЭ2

                                                                                   Фомкина К.   

                                                                        Научный руководитель:

                                                                                          к.э.н., доцент

                                                                                            Рыжков А.А. 
 
 
 
 
 

Пенза 2011г.

 

Содержание: 

Введение  
Глава 1 Эволюция денежно-кредитной системы России  
       1.1 Кредитная система дореволюционной России  
       1.2 Денежно-кредитная система России в условиях административно-командной экономики  
       1.3 Кредитная система Российской Федерации  
Глава 2 Цели и задачи денежных реформ  
       2.1 Понятие и сущность денежных реформ  
       2.2 Необходимость денежных реформ  
       2.3 Роль денежных реформ в денежно-кредитной политике государства  
Глава 3 Социально-экономические последствия денежных реформ СССР и России  
        3.1 Реформы СССР  
        3.2 Реформы России  
Заключение  
Список  использованной литературы  

 

     Введение 

     В условиях рыночных отношений без укрепления денежной системы добиться устойчивого экономического роста экономики невозможно. Стабилизация денежного обращения и снижение инфляционных процессов достигается за счет проведения центральными банками денежно-кредитной и антиинфляционной политики. Изменение элементов денежной системы связано с денежными реформами.

     Денежная  реформа - радикальные преобразования в денежной системе страны с целью укрепления национальной валюты я повышения стабилизации денежного обращения и эффективности экономики страны.

     Денежные  реформы в основном сводятся к  следующим процессам: 1) полная или  частичная замена денежных знаков с  выпуском денег нового образца при  сохранении их нарицательной стоимости; 2) деноминация - укрупнение денежной единицы. Видом денежных реформ является также изменение курса национальной валюты: девальвация - снижение курса национальной валюты по отношению к твердым валютам с уменьшением реального золотого содержания денежной единицы, или ревальвация - повышение курса национальной валюты с увеличением реального золотого содержания денежной единицы.

     Денежные  реформы предусматривают не только внедрение в обращение новой  денежной единицы, но и структурную  перестройку действующей системы  денежно-валютных и кредитных отношений. Они способствуют развитию отношений, характерных для рыночной экономики, а также повышают роль денег в развитии народного хозяйства.

     Цель  курсовой работы - изучить денежные реформы в целом: их сущность, типологию, условия проведения.

     В соответствии с целью можно определить следующие задачи:

     - определить, в чем заключается  сущность денежных реформ;

     - выявить причины, по которым  обуславливается необходимость  проведения денежных реформ;

     - рассмотреть основные виды денежных  реформ, а так же методы стабилизации денежного обращения;

     - рассмотреть социально-экономические  последствия денежных реформ  на примере СССР и России.

 

      Глава 1 Эволюция денежно- кредитной  системы России

    1. Кредитная система дореволюционной России
 

     Кредитная система дореволюционной России в своей основе имела трехъярусную организационно-правовую форму.

     1. Государственные кредитные учреждения, состоявшие при министерстве  финансов и функционировавшие  под наблюдением Совета Государственных  кредитных установлений. К ним  относились: Государственная комиссия погашения долгов; Государственный банк с его конторами и отделениями; сберегательные кассы; Государственный Дворянский земельный банк; Крестьянский Поземельный банк; сохранные казны; ссудные казны.

     2. Общественные кредитные учреждения:

     а) городские общественные банки и городские ломбарды;

     б) общественные банки и ссудосберегательные  кассы волостных и сельских обществ;

     в) банки дворянского сословия, купеческих обществ.

     3. Частные кредитные установления:

     а) акционерные коммерческие банки (учетные, ссудные, купеческие, торговые и промышленные);

     б) общества взаимного кредита;

     в) акционерные земельные банки;

     г) поземельные банки, основанные на круговом поручительстве заемщиков; общества поземельного кредита и кредитные общества, предназначенные для предоставления ссуд под залог недвижимости.

     Каждая  из вышеназванных структур единой трехъярусной кредитной системы дореволюционной  России имела персональное правовое обеспечение в форме Положения  или Устава о соответствующем  уровне кредитного учреждения, либо иного "законодательного установления".

     В отличие от Западной Европы, где  уже в XVIII веке и в первой половине XIX века банковское дело развивалось  на капиталистических началах в  форме индивидуальных банкирских домов, а затем и акционерных коммерческих банков.

     В России до отмены в 1861 году крепостного  права организация кредитных  учреждений находилась почти всецело  в руках царского правительства.

     Другим  существенным отличием русской кредитной  системы от кредитных систем западноевропейских стран являлось то, что банковские ресурсы направлялись в основном не на кредитование промышленности и торговли, а на кредитование крепостнического государства и помещичьего землевладения.

     Кредитная система крепостнической России, состоявшая из казенных кредитных учреждений, немногих банкирских фирм и многочисленных ростовщиков, не удовлетворяла запросов капиталистической промышленности и торговли, которые начали развиваться в недрах феодального строя. Поэтому переход от крепостничества к капитализму и сделал необходимой реорганизацию кредитной системы. 

    1. Денежно-кредитная  система России в условиях административно-командной  экономики
 

     Денежная  система административно-командной  экономики характеризуется следующими особенностями: сосредоточение наличного  и безналичного денежного оборота в едином государственном банке; законодательное  разграничение денежного оборота на налично-денежный (обслуживает распределение предметов потребления и услуг) и безналичный ( обслуживает распределение средств производства);  обязательное хранение средств предприятий на счетах  в государственном банке,  но предприятия не имеют возможности взять по первому требованию со своего счета денежные средства в наиболее удобной для них форме и в необходимом размере;  отсутствие возможностей выбора клиентами банков, формы, сроков, размеров получения наличных денег с банковских счетов; нормирование государством расходов предприятий из получаемой  ими выручки наличными деньгами; прямое директивное управление денежным оборотом; выпуск денег в оборот в соответствии с выполнением государственного плана экономического развития; сочетание товарного и золотого обеспечения денежных знаков; законодательное установление  масштаба цен и курса национальной валюты; монополия государственного банка в привлечении сбережений населения.

     В административно-командной экономике  денежно-кредитная система заметно  отличалась от действующей в условиях рыночной экономики. Деньги рассматривались  преимущественно как учетная  категория. Денежно-кредитная политика играла второстепенную роль и была подчинена задаче достижения запланированных объемов выпуска продукции.

     В этот период деньги весьма слабо использовались как инструмент экономического регулирования. Активную роль они играли лишь в  наличной форме на потребительском  рынке и в определенных рамках при оплате труда.

     Финансовые  потоки жестко разделялись на безналичные  расчеты (между предприятиями, банками  и государством) и наличный оборот (выплата заработной платы и другие расчеты с населением). [14] С 1930 по 1989 г. между наличным и безналичным оборотом были установлены непреодолимые барьеры.

     Ценность  денег была неодинаковой в различных  сферах хозяйства и даже в разных городах.

     С возникновением первых коммерческих структур, испытывавших острую потребность в  наличных средствах, стали разрушаться барьеры между наличным и безналичным обращением. В СССР в 1989 году между двумя формами денег возник обмен на «черном» рынке, где один наличный рубль стоил три безналичных.

     В наличной денежной массе имелись  лишь три вида денег: банкноты, казначейские билеты и монеты. Что касается других видов денег, например векселей, то они использовались до 30-х годов, но со свертыванием рыночных отношений и ликвидацией коммерческого кредита они практически прекратили свое существование вплоть до 90-х годов. [10]

     Деятельность Госбанка СССР контролировалась правительством, которое использовало его эмиссионные возможности для решения текущих задач в народном хозяйстве.

     Кредиты и другие банковские операции проводились  вне зависимости от их экономической  выгоды и эффективности. За счет кредитных средств, фактически безвозмездно передаваемых предприятиям, в советской экономике росло количество неустановленного оборудования и материальных запасов.

     Процентные  ставки были низкими и нередко  еще больше снижались при выдаче льготных кредитов. Так, верхний предел ставки процента государственным предприятиям был установлен в 5 % годовых (на практике - около 2,5 %). Установление явно заниженных процентных ставок по так называемым плановым ссудам и кредитам не стимулировало снижение производственных затрат в различных звеньях народного хозяйства.

     Правилом  стало нарушение принципа возвратности кредита: почти половина кредитных  ресурсов не погашалась. [9]

     Неэффективная денежно-кредитная политика последних  лет существования плановой системы вела к дезорганизации в денежной сфере, что проявлялось в нарастании инфляции, особенно усилился этот процесс после августовского путча, когда резко ослабло государственное регулирование в этой сфере и началась стихийная либерализация цен. 
 
 
 

    1. Кредитная система Российской Федерации
 

     Нынешняя  структура кредитной системы  РФ приближается к модели кредитной  системы промышленно развитых стран. Но дело в том, что наиболее слабым звеном новой кредитной системы  является третий ярус. Он представлен  в основном страховыми компаниями, а для развития других типов специализированных кредитных институтов нужно полноценное функционирование рынка капиталов и его второго элемента - рынка ценных бумаг. Создание последнего возможно в условиях относительно широкой приватизации государственной собственности. Именно это должно стимулировать развитие третьего яруса кредитной системы.

Информация о работе Реформы денежно-кредитной системы