Реформы денежно-кредитной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - изучить денежные реформы в целом: их сущность, типологию, условия проведения.

В соответствии с целью можно определить следующие задачи:

- определить, в чем заключается сущность денежных реформ;

- выявить причины, по которым обуславливается необходимость проведения денежных реформ;

- рассмотреть основные виды денежных реформ, а так же методы стабилизации денежного обращения;

- рассмотреть социально-экономические последствия денежных реформ на примере СССР и России.

Содержание

Введение
Глава 1 Эволюция денежно-кредитной системы России
1.1 Кредитная система дореволюционной России
1.2 Денежно-кредитная система России в условиях административно-командной экономики
1.3 Кредитная система Российской Федерации
Глава 2 Цели и задачи денежных реформ
2.1 Понятие и сущность денежных реформ
2.2 Необходимость денежных реформ
2.3 Роль денежных реформ в денежно-кредитной политике государства
Глава 3 Социально-экономические последствия денежных реформ СССР и России
3.1 Реформы СССР
3.2 Реформы России
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Реформы денежно кредитной системы.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

     Новая банковская система пока развивается  сложно и противоречиво. К началу 1992 г. в РФ действовало 1414 коммерческих банков, из них 767 созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. Суммарный составной фонд составил 76,1 млрд. руб. Однако основным недостатком новой банковской системы является большое число мелких банков - 1037, или 73% от общего числа банков, с уставным фондом от 5 до 25 млн. руб, в то время как банков с уставным фондом свыше 200 млн. руб. насчитывалось 24, или 2% их общего количества.

     Поэтому мелкие коммерческие банки не могли  эффектно организовать обслуживание клиентов и гарантировать сохранность  их вкладов. Кроме того, характерными негативными сторонами всей банковской системы являются нехватка квалифицированных кадров; слабая материально-техническая база; отсутствие конкуренции ; недоступность услуг для ряда клиентов из-за высокого уровня процента. 1993-1994 годы характеризовались дальнейшим ростом числа коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов, что было обусловлено расширением масштабов приватизации, развитием рынка ценных бумаг, дальнейшим продвижением рыночных реформ.

     К концу 1994 г. в России действовало около 2400 коммерческих банков, более 2 тыс. страховых компаний, большое количесиво инвестиционных фондов (компаний), одновременно стали создаваться ипотечные банки, негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные компании, частные сберегательные банки и ряд других кредитных учреждений.

     Новая структура кредитной системы  стала в большей степени отражать потребности рыночного хозяйства  и все больше приспособливаться  к процессу новых экономических  реформ.

     В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения ( банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.

     Многие  вновь созданные кредитно-финансовые институты , страховые компании и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. Ряд инвестиционных фондов, финансовых компаний и банков построили свою деятельность не на подлинной коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волну банкроств в 1993-1994 гг. Кроме того, высокие ставки на краткосрочные кредиты ведут к необоснованному росту прибылей, которые в последующем конвертируются в иностранную валюту , что обесценивает рубль и ведет к усилению инфляции. Поэтому многие стороны деятельности банковской системы Российской Федерации нуждаются в дальнейшем совершенствовании. 

Глава 2 Цели и задачи денежных реформ
2.1 Понятие и сущность денежных реформ
 

     Денежная  реформа - преобразование денежной системы, проводимое государством с целью  укрепления национальной валюты, упорядочения, повышения стабилизации денежного  обращения и эффективности экономики  страны.

     В ходе денежных реформ изымаются из обращения обесцененные бумажные деньги, выпускаются новые, изменятся денежная единица страны или ее золотое содержание, происходит переход от одной денежной системы к другой.

     Во  всех этих случаях речь идет об изменении  денежной единицы как в наличном денежном обороте, так и в безналичном. При этом необязательно изменение золотого содержания денежной единицы, но может измениться курс национальной валюты.

     Радикальные денежные реформы, связанные с изменением принципов организации денежной системы, как правило, ориентированы на долговременную стабилизацию денежной единицы. Таким реформам обычно предшествуют мероприятия, связанные с оздоровлением государственных финансов, созданием условий для укрепления экономики страны.

     Частичные преобразования денежной системы устраняют на небольшой срок отдельные отрицательные явления в денежной сфере.

     После отказа от золотого стандарта и повсеместного  перехода стран на неразменные банкноты и казначейские билеты, которые подвержены хроническому обесценению, денежные реформы  не могли обеспечить длительную стабилизацию денежных систем. С помощью денежной реформы удается добиться лишь временного и частичного упорядочения некоторых элементов денежной системы.

     Денежные  реформы осуществляются в соответствии с законодательными актами, направленными на укрепление денежной системы страны.

     2.2 Необходимость денежных реформ 

     Необходимость проведения денежной реформы в каждой стране обусловливается различными причинами:

     - экономическими, связанными с расстройством  денежной, финансовой систем, подрывом доверия к национальной валюте, использованием параллельной валюты (чаще всего иностранной), завышенным курсом национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Экономические причины обычно порождаются экономическими кризисами, направлением политики государства и центрального банка;

     - политическими, связанными с изменением  политического устройства или  созданием нового государства;

     - созданием наднациональных денежных  единиц или объединением национальных  денежных единиц.

     Для успешного проведения денежной реформы необходимы определенные политические и экономические предпосылки, позволяющие кардинально улучшить экономические процессы в стране, функционирование финансовой и банковской систем.

     Общими  предпосылками успешного проведения денежной реформы для всех стран являются:

     - политическая стабилизация в  стране; рост доверия населения,  предпринимателей к политике, проводимой  правительством и центральным  банком;

     - создание условий для развития  национальной экономики, увеличение  предложений на рынке товаров и услуг, которые противостоят деньгам;

     - увеличение бюджетных доходов  и отказ от эмиссии для покрытия  бюджетного дефицита;

     - восстановление доверия к банкам  и привлекательности накоплений  денежных средств в кредитной  форме;

     - наличие достаточных золотовалютных резервов, позволяющих поддерживать стабильность курса валюты, сбалансированность товарной и денежной массы. 

     2.3 Роль денежных реформ в денежно-кредитной политике государства 

     Негативные  социально-экономические последствия  инфляции принуждают отдельные государства влезть к денежным реформам, содержание которых сводится к полной или частичной перестройке денежной системы с целью стабилизации денежного обращения. Такой радикальный образ используется государством исключительно тогда, когда консервативные способы стабилизации денег не срабатывают или не дают соответствующего эффекта.

     Денежные  реформы сводятся к внедрению  нового образца купюры с одновременным  или постепенным исключением  функциональной. Главной целью является замена через обмен денежных купюр  действующего масштаба цен.

     Целью денежной реформы является также  предоставление национальной валюте характера действительно единственного законного платежного средства и существенного повышения ее покупательной способности и конвертируемости. Поскольку “твердость” национальной валюты имеет два тесно связанных между собой, впрочем, не тождественных аспекта: стабильность обменного курса национальной валюты; стабильность цен.

     Денежные  реформы предусматривают не только внедрение в обращение новой  денежной единицы, но и структурную  перестройку действующей системы  денежно-валютных и кредитных отношений. Такие реформы характерны при осуществлении в отдельных странах перехода от биметаллизма к монометаллизму и дальше к бумажно-денежному обращению. Проведение структурной денежной реформы в широком понимании предусматривает также переход от денег административно командной экономики к деньгам рыночной экономики. Они способствуют развитию отношений, характерных для рыночной экономики, а также повышают роль денег в развитии народного хозяйства.

 

     

Глава 3 Социально-экономические последствия денежных реформ СССР и России
3.1 Реформы  СССР
 

     1. Денежная реформа в СССР 1922—1924

     Первая  денежная реформа в СССР была проведена  в 1922—1924 гг. Обесценившиеся в годы гражданской  войны бумажные деньги были заменены устойчивыми банковскими билетами — червонцами и устойчивыми разменными денежными знаками. При первой деноминации один рубль образца 1922 г. приравнивался к 10000 рублей в денежных знаках всех прежних выпусков. В результате находившиеся в обращении денежные знаки различных образцов были заменены знаками одного образца. При второй деноминации 1924 г. 1 рубль образца 1923 г, был приравнен к 100 рублям выпуска 1922 г., или к 1 000 000 рублей в знаках до 1922 г. Обе деноминации были первым шагом к стабилизации советской валюты, покупательная способность которой снизилась в результате гражданской войны и иностранной военной интервенции.

     В 1923 году были выпущены первые советские  золотые червонцы, соответствовавшие  по содержанию в них чистого золота дореволюционным 10 рублям. Советские  червонцы получили прозвище «сеятель» так как для лицевой стороны монеты было выбрано изображение сеятеля по скульптуре Ивана Дмитриевича Шадра (1887—1941). Автором эскиза был главный медальер Монетного двора А. Ф. Васютинский.

     2. Кредитная реформа в СССР 1930—1932

     В 1929 г. в печати СССР широко обсуждались два проекта кредитной реформы, проект Госбанка (полная отмена коммерческого кредита) и проект ВСНХ (лишь упорядочение коммерческого кредита). В 1930—1932 гг. была осуществлена кредитная реформа. Ее проведение сопровождалось закрытием товарных бирж, ярмарок, многочисленных банковских учреждений, возникших по мере развертывания НЭПа. В результате установились непосредственные кредитные связи Госбанка СССР с отраслями народного хозяйства. В условиях планового хозяйства Госбанк стал единым эмиссионным расчетным и кассовым центром страны. В те же годы сформировались основные функции Госбанка — кредитование, организация денежного обращения, кассовое использование государственного бюджета, осуществление международных расчетов и другое.

     3. Денежная реформа в СССР (1947)

     Денежная  реформа в декабре 1947 г. была проведена  с целью изъятия из обращения  избыточного количества денег и  замены новыми полноценными деньгами старых, подвергшихся в период Великой  Отечественной войны обесценению. Денежная реформа в форме деноминации с конфискацией. Хотя многие не считают данную денежную реформу деноминацией, поскольку при реформе порядок цен, зарплат и иных платежей остался прежним, и полагают, что она носила лишь конфискационный характер. Так 10 старых рублей наличными обменивались на один рубль новых. Обмен наличных денег проводился в течение одной недели («Кто не успел, тот опоздал»). Переоценка вкладов в Сбербанке осуществлялась следующим образом: суммы до 3 тыс. руб. менялись один к одному, по вкладам от 3 тыс. до 10 тыс. руб. за три старых рубля давали два новых. Если сумма вклада превышала 10 тыс. руб., то один новый рубль давали за два старых. В результате реформы были ликвидированы последствия второй мировой войны в области денежного обращения, без чего невозможно было отменить карточную систему и перейти к торговле по единым ценам.

     Вслед за объявлением о денежной реформе  и отмене карточной системы выходит  Постановление Совета Министров  СССР № 3867 от 14 декабря 1947 г. «О нормах продажи продовольственных и промышленных товаров в одни руки». В соответствии с ним устанавливались предельные нормы отпуска товаров в одни руки: хлеб печеный — 2 кг; крупа, макароны — 1 кг; мясо и мясопродукты — 1 кг; колбасные изделия и копчености — 0,5 кг; сметана — 0,5 кг; молоко — 1 л; сахар — 0,5 кг; хлопчатобумажные ткани — 6 м; нитки на катушках — 1 катушка; чулки-носки — 2 пары; обувь кожаная, текстильная, резиновая — по 1 паре каждой; мыло хозяйственное — 1 кусок; мыло туалетное — 1 кусок; спички — 2 коробки; керосин — 2 л. Установленные нормы также распространялись и на кооперативную торговлю в сельской местности на всей территории Советского Союза.

     4. Денежная реформа в СССР (1961)

     Денежная  реформа была проведена 1 января 1961 г. в форме «чистой» деноминации. ЦК КПСС назвал эту денежную реформу «самой гуманной в истории. По всем вкладам в Сбербанке граждане получили на 10 старых рублей один новый рубль. Наличные деньги обменивались без ограничений по такому же коэффициенту. К началу февраля 1961 года около 90 % наличных денег было обменяно на новые купюры. В государственных магазинах цены снизили в 10 раз, хотя на колхозных рынках аналогичного снижения не произошло[10].

Информация о работе Реформы денежно-кредитной системы