Регион как объект региональной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:11, контрольная работа

Описание

Цель работы – изучить содержание понятия регион как объекта региональной экономики.
Задачи: представить процесс возникновения в науке понятия «регион», показать критерии для формирования понятия «регион», изучить экономические районы и федеральные округа РФ, административно – территориальное устройство субъектов РФ, показать классификацию проблемных регионов в РФ.

Содержание

Введение 3
1. Возникновение в науке понятия «регион» 5
2. Критерии для формирования понятия «регион» 10
3. Экономические районы и федеральные округа РФ. Административно-территориальное устройство субъектов РФ 12
4. Классификация проблемных регионов 17
Заключение 25
Список литературы 27

Работа состоит из  1 файл

региональная 1.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

Другой тип проблемных регионов – это депрессивные территории. Депрессивными территориями как  объектами государственной поддержки  могут считаться такие территориальные  образования, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным основаниям перестали действовать условия и стимулы развития. Эти территориальные образования не могут рассчитывать на саморазрешение депрессивной ситуации и требуют для этого чрезвычайной, специально организуемой поддержки извне, со стороны государства в целом. В этом должно быть заинтересовано и само государство, потому что точки депрессии рано или поздно становятся центрами политических, социально-экономических, экологических напряжений в масштабах всей страны. Типичным примером можно считать резкие повороты в развитии реформ после выступлений населения шахтерских поселков в 1991-1992 гг.

В конкретных общекризисных  условиях России, когда депрессия  становится общерегиональной и общехозяйственной, вышеприведенное определение пришлось бы распространить практически на все производственно-хозяйственные структуры и на все регионы и, следовательно, выхолостить специфическое содержание проблемы. Поэтому в настоящее время российскими депрессивными территориями, могущими претендовать на государственную поддержку, следует считать только те, в пределах которых темпы спада производства, снижения уровня жизни, нарастания негативных тенденций в сфере занятости, демографии, экологии, предоставления социальных услуг и т.п. выше как общероссийских, так и макрорегиональных. Степень же такого превышения (степень депрессивности) есть показатель аномальной остроты проблемы и одновременно приоритетности ее решения.

Не менее важным в  понятии «депрессия» является его  прямой смысл – «спад», «подавление» (лат. depressio), т.е. ухудшение после периода подъема или нормального функционирования. Истинная трагедия депрессивных территорий не в том, что это по определению «гиблое место», а в том, что ранее это место не было «гиблым». Поэтому депрессивность должна оцениваться одновременно по двум шкалам аномальных ухудшений: по сравнению с другими территориями и по сравнению со своим собственным прежним состоянием.

В большинстве научных  изданий определение «депрессивный» (а следовательно, и необходимость конкретной государственной поддержки), как правило, распространяется на «регион» (субъект Федерации), а иногда и на группу сопредельных «регионов». При этом более локальные депрессивные образования рассматриваются как допустимый, но не основной объект, требующий специальной поддержки. Однако отнесение к числу депрессивных таких крупных территориальных образований, как субъект Федерации или группа субъектов Федерации, лишь зафиксирует сам факт крупномасштабности проблемы, но не позволит результативно применить для изменения ситуации специфические методы борьбы с депрессиями.

Перечень показателей  территориальной депрессивности должен быть как можно более широким, ведь депрессия является системным  явлением, и чем больше позиций  спада будет выявлено, тем лучше. Однако на практике это сделать достаточно сложно, и перечень показателей должен определяться целями вычленения точек депрессии.

Рассматриваемые показатели должны характеризовать локальный  уровень депрессии, ресурсные возможности  депрессивной территории и соответствующего субъекта Федерации, региональную и межрегиональную остроту депрессии, ухудшение основных параметров уровня и качества жизни людей, предоставления социальных услуг.

Ресурсные возможности  самостоятельного разрешения депрессивной ситуации могут характеризовать показатели бюджетной обеспеченности (с учетом всех видов уже оказываемой федеральной и субфедеральной поддержки), наличия имущества и ресурсов, которые могут быть задействованы при выходе из депрессивного состояния, а также показатели, характеризующие возможности диверсификации, конверсии и реструктуризации производства и т.п.

К кризисным регионам правомерно относить территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных  или техногенных катастроф, регионы  широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительных размеров вынужденную эмиграцию населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации. В настоящее время на территории России выделяются четыре кризисных пояса: Центральный, Южный, Уральский, Восточный.

Наиболее крупный из них – Центральный, охватывающий части Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного и Поволжского экономических районов. В этом поясе расположено 17 субъектов Российской Федерации, находящихся в кризисном и предкризисном состоянии по спаду производства; 13 – с неблагоприятной экологической обстановкой; 19 – с высоким уровнем депопуляции населения; 14 – с быстро растущей безработицей; 7 – кризисных по уровню бедности и 19 – характеризующихся сложной финансовой ситуацией.

Южный кризисный пояс состоит из сопредельных регионов Северного  Кавказа и южной части Поволжья. В этом поясе в большинстве  регионов произошел сильный спад производства, не утихают межэтнические конфликты, увеличивается безработица (7 регионов), падает уровень жизни (12 регионов), ухудшается финансовое положение (12 регионов). Здесь сосредоточивается большое количество беженцев и вынужденных переселенцев как из республик самого Северного Кавказа, так и из республик бывшего СССР.

Третьим кризисным поясом является Уральский, куда входят 4 субъекта Российской Федерации с глубоким спадом производства, 5 регионов находятся  в кризисном или предкризисном состоянии по техногенной нагрузке и т.д. Этот кризисный пояс представляет существенную угрозу национальной безопасности России, поскольку на его территории концентрируются базовые отрасли промышленности, крупный оборонный потенциал, атомная промышленность.

Происходит образование  Восточного (точнее Южно-Сибирско-Дальневосточного) кризисного пояса, включающего республики Алтай, Тыва, Бурятия, Алтайский край, Читинскую и Амурскую области.

Вне рассмотренных кризисных  поясов находятся также отдельные кризисные очаги на Крайнем Севере, для которых характерны экологические катаклизмы, потери контактов с Большой Землей.

Другой вид регионов, нуждающихся в особом государственном  регулировании, – это приграничные регионы. Понятие «приграничный  регион» подразумевает, что входящая в него территория испытывает существенное влияние государственной границы, основными функциями которой являются барьерная, фильтрующая, контактная. Целесообразно рассматривать три уровня приграничья.

Макроуровень – это  все субъекты Федерации, имеющие прямой выход к государственным границам. В настоящее время из 89 субъектов Российской Федерации 51 являются приграничными или приморскими. Необходимо также проводить различия между старыми и новыми приграничными субъектами. Они находятся на разных этапах формирования и имеют существенно разные соотношения своих основных пограничных функций. К старым приграничным районам относятся 22 субъекта Федерации, к новым – 26 субъектов, кроме того, три региона (Калининградская и Ленинградская области, республика Алтай) имеют одновременно старые и новые участки государственной границы.

Мезоуровень приграничья  – это административные районы в  составе субъектов Федерации, часть  внешних границ которых совпадает  с государственной границей. Сюда же включаются города на территории этих районов.

Микроуровень – это  приграничная полоса, включающая населенные пункты, непосредственно выходящие  на государственную границу.

Помимо выделенных трех уровней приграничных территорий, различаются  также уровни морских приграничных пространств (акваторий), охватывающих внутренние и территориальные воды, исключительную экономическую зону, континентальный шельф, конвенционные морские районы.

Зона Севера занимает около 70 % территории России, в ней  проживает 8 % населения страны. К этой экономико-географической зоне относятся 28 субъектов Российской Федерации. Регионы, относимые к Северу, существенно различаются по комфортабельности жизнедеятельности и условиям хозяйствования. По этим причинам зона очень неоднородна по экономическому и социальному развитию.

Главными общими чертами  экономики и жизни на Севере являются: неблагоприятный климат (с колебаниями  от абсолютной до умеренной дискомфортности), распространение вечной мерзлоты, большая  удаленность от основных экономических и культурных центров, высокие транспортные издержки, удорожание производства и строительства, высокая стоимость жизни и др. Эти негативные северные факторы столь существенны, что в каждом из основных типов проблемных регионов целесообразно выделять особый северный подтип.

Для улучшения социально-экономического положения северных регионов необходимо осуществить комплекс мероприятий, включающий: организацию регулярного  завоза грузов; повышение надежности энергообеспечения путем использования  местных энергоресурсов; предотвращение стихийного оттока населения; создание условий для переселения в более благоприятные регионы избыточного населения, выполнение принятых ранее решений о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на Севере; нормализацию межбюджетных отношений с целью обеспечения необходимых социальных расходов.

Многое будет зависеть от успешности макроэкономической политики, стимулирующей спрос на продукцию  ведущих отраслей северной экономики  и, соответственно, геологоразведочные работы, загрузку транспорта, возобновление капитального строительства. Перспективы северной экономики во многом связаны с расширяющимся освоением нефтегазовых месторождений побережья и шельфа морей Северного Ледовитого океана, месторождений алмазов и бокситов в Архангельской области, более комплексным использованием минерального сырья на базе новых технологий, цивилизованным освоением новых регионов.

 

 

 

Заключение

 

Регион — это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.

Существует немало вариантов  классификации регионов России по уровню социально-экономического развития. Так, специалисты федеральных ведомств России и ученые РАН выделяют три группы регионов с качественно различными характеристиками состояния экономики и социальной сферы: развитые регионы с достаточно высоким уровнем производства и жизни людей; регионы со средним экономическим потенциалом; проблемные регионы с низким уровнем социально-экономического развития. В группе последних выделяются депрессивные и отсталые регионы.

Одним из основных признаков  регионального определения выступает целостность. Она означает вполне рациональное использование природно-ресурсного потенциала региона, пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями и образом жизни.

Комплексность хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция — специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.

Важным признаком региона является управляемость, непосредственно связанная с административно- территориальным делением страны. И здесь важно подчеркнуть, что управляемости в определенной степени способствует целостность региона, ибо административно-территориальные органы должны обеспечивать координацию (управление) всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов, а также многообразие связей — торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают определенной пространственной и временной устойчивостью.

Экономическая самостоятельность  региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь  финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.

 

Список литературы

 

  1. Абельцева Н.В. Регионалистика. Учебно-практическое пособие. – М.,МГУТУ, 2004
  2. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. – М.: Мысль, 1983.
  3. Андреев А.В., Борисова Л.М., Плучевская Э.В. Основы региональной экономики: Учебное пособие - М., 2008.
  4. Ахмедов Т.М. Региональная экономика: Учебное пособие. Под ред. акад. К.Х. Абдурахманова. - 2-ое изд. перераб. и доп. – М., 2009. – 165 с.
  5. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие для вузов. – М.: Юнити-ДАНА, 2002.
  6. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  7. Добрынин А.И. Региональные пропорции воспроизводства. – Л., 1977.
  8. Коваленко Е. Г. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.
  9. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Региональные бюджетно-налоговые системы // Рос. экон. журн., 1993. – № 12.
  10. Маршалов А.С., Новоселов Л.С. Основы теории регионального воспроизводства. – М.: Экономика, 1988.
  11. Некрасов Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. – М.: Экономика, 1978.

Информация о работе Регион как объект региональной экономики