Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:11, контрольная работа
Цель работы – изучить содержание понятия регион как объекта региональной экономики.
Задачи: представить процесс возникновения в науке понятия «регион», показать критерии для формирования понятия «регион», изучить экономические районы и федеральные округа РФ, административно – территориальное устройство субъектов РФ, показать классификацию проблемных регионов в РФ.
Введение 3
1. Возникновение в науке понятия «регион» 5
2. Критерии для формирования понятия «регион» 10
3. Экономические районы и федеральные округа РФ. Административно-территориальное устройство субъектов РФ 12
4. Классификация проблемных регионов 17
Заключение 25
Список литературы 27
Введенное понятие региона носит абстрактный характер. Его конкретизация и содержательная интерпретация осуществляются при выделении различных типов регионов в соответствии с определенными целями и задачами.
Деление территории на регионы принято называть районированием. Районирование в практическом преломлении необходимо в целях выделения достаточно устойчивых для конкретного этапа развития территориальных образований. Оно проводится в соответствии с поставленными целями, в связи с чем может быть осуществлено на нескольких уровнях.
На макроуровне происходит деление общей территории страны на две макрозоны – Европейскую и Восточную. Деление территории России на две зоны более точно ориентирует на выявление важнейших природных ресурсов, рациональное развитие и размещение производительных сил на долгосрочную перспективу, решение глобальных государственных задач.
Такое разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущности региона в одном определении. Ведь регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества — места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека.
Регион — целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Ее характеризуют: высокая размерность; большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями; многоконтурность управления; иерархичность структуры; значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов; неполная определенность состояний элементов. В функционировании региона определяющую роль играет население, трудовые коллективы. Эффективное управление регионом, городом принципиально невозможно без учета социального фактора. Зависимости между элементами этой сложной системы не могут быть описаны линейными функциями, так как жизнь общества обычно характеризуется нелинейными процессами. Изучение общественной жизни в регионе возможно только на основе структуризации, т.е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона.
Основным элементом территориальной структуры на этом макроуровне выступает экономический район. Он выделяется специализацией в территориальном разделении труда, имеет присущую только ему структуру хозяйства, получившую развитие на основе специфического для данной территории сочетания природных ресурсов и социально-экономических предпосылок. Обязательный признак экономического района – относительно законченная система воспроизводственного процесса.
В настоящее время выделено 11 крупных экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Крупными экономические районы называются исходя главным образом из занимаемой площади. Они не имеют органов управления. В силу географического расположения Калининградская область считается самостоятельным экономическим районом, хотя не является крупным экономическим районом.
В целях укрепления государственного единства, обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений в соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. на территории РФ выделены 7 федеральных округов: Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.
Субъекты РФ. На мезоуровне происходит выделение в составе крупных экономических районов среднего звена мезорепюнов, к которым относятся 89 субъектов РФ (включая 2 города центрального подчинения – Москву, Санкт-Петербург). Это районы областного, краевого, республиканского типа. Они представляют собой вполне самостоятельные экономические образования, имеют органы управления. Субъектами РФ (их 89) выступают: 21 суверенная республика, 49 областей, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 2 города федерального подчинения.
В состав каждого крупного экономического района входит ряд субъектов РФ. Так, в состав Волго-Вятского экономического района входят две области (Нижегородская и Кировская) и три республики (Марий Эл, Мордовия, Чувашская).
Административно-
Районирование подразумевает не только
общее – по всей территории страны,
но и внутреннее. На микроуровне
происходит деление субъекта Федерации
на такие административно-
Возможно также частное
Выделение территориальных единиц не является застывшим процессом, оно может видоизменяться в зависимости от конкретных социально-экономических условий. В частности, существующая ныне сетка экономических районов считается не совсем пригодной и требует определенной корректировки в соответствии с государственными задачами и научными принципами районирования. К ее основным недостаткам относятся:
- практически универсальное использование для решения разнохарактерных и разноэтапных задач (текущих и стратегических);
- разномасштабность отдельных районов, сильно различающихся экономическим потенциалом (по населению Центральный район в пять раз превосходит Северный, при этом его территория примерно в три раза меньше);
- недостаточно полное и последовательное отражение принципа территориальной специализации;
- чрезмерная дифференциация принципа территориальной специализации;
- чрезмерная дифференциация в пределах многих районов оценок на ресурсы многоцелевого назначения (например, оценки топлива внутри энергоизбыточной Восточной Сибири различаются более чем вдвое).
Анализ показывает, что резко различаются по специализации и направленности дальнейшего развития области, края, республики, объединяемые Поволжским, Западно-Сибирским, Восточно-Сибирским, Дальневосточным районами; другие районы (Центральный и Уральский) сосредоточивают очень большой экономический потенциал, а Центрально-Черноземный, Волго-Вятский районы нуждаются в отдельных исправлениях границ. Территориально-организационная структура привязана к укреплению государственного строя, обеспечивая надлежащую управляемость общественного развития. Реализации указанной задачи будут способствовать, в частности, упорядочение, а затем оптимизация территориальных границ социально-экономической деятельности не только региональных и местных, но и федеральных органов власти в результате преобразования административного деления. Немаловажное значение приобретает создание условий для удобства управления – планирования (прогнозирования), оперативного регулирования, координации, учета и контроля в различных государственных и иных сферах. Для этого необходимы организационные формы в виде административно-экономических районов рациональной величины с адекватными руководящими органами.
Особая проблема административного
районирования – национально-
Ряд ученых и специалистов
предполагают ликвидировать недостатки
сложившейся территориально-
Современное экономическое пространство России, разнородное по уровню экономического и социального развития, включает множество больших и малых территорий с различными аномалиями. Каждый российский регион имеет свой набор проблем, однако далеко не каждый из них следует относить к числу проблемных. В теории региональной экономики лишь особые территории называют проблемными регионами.
Проблемный регион – это территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства. К проблемным регионам могут относиться не только субъекты Федерации в целом, но и отдельные их части, сопредельные части нескольких субъектов Федерации и даже территории, вмещающие несколько субъектов Федерации (например, Крайнего Севера, зона ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и т.п.). Число выделяемых проблемных регионов должно быть не очень велико, иначе усилия государства по их поддержке окажутся размытыми и малоэффективными. Основными качественными признаками проблемных регионов являются:
- особая кризисность проявления той или иной крупной проблемы, создающая угрозу социально-экономическому положению в стране, политической стабильности, экологическому равновесию;
- наличие ресурсного потенциала (производственного, научно-технического, трудового, природного), использование которого особенно важно для национальной экономики;
- особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для стратегических интересов страны;
- недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения проблем общенационального и мирового значения.
Специалистами различных научных институтов регионального профиля разработано достаточно большое количество классификаций (типологий) регионов, однако наибольшее распространение получили региональные типологии, предложенные Советом по изучению производительных сил, которые ориентированы на цели, задачи и механизмы региональной политики. Основная типология имеет три измерения: уровень социально-экономического развития, динамичность развития и природно-географические условия (климат, положение относительно центра страны, тяготение к регионам мирового рынка и т.п.). На основе наблюдаемых типологических признаков выделяются три главных типа проблемных регионов в современной России, по отношению к которым целесообразно применять особые методы регулирования: отсталые (слаборазвитые), депрессивные и кризисные.
Понятие отсталости региона
является относительным. Оно имеет
смысл только в контексте общей
социально-экономической
Большинство ныне отсталых регионов имеют объективные условия для ускорения развития на основе использования своих конкурентных преимуществ. Так, например, республики Северного Кавказа занимают выгодное геоэкономическое положение для развития связей России с Закавказьем и Ближним Востоком и транзитных сообщений между Каспийским и Черным морями (в настоящее время – по транспортировке нефти). В этой зоне имеются исключительно благоприятные условия для горного курортно-рекреационного комплекса всероссийского и международного значения. В ближайшей перспективе станет реальной разработка нефтяных месторождений на шельфе Дагестана с последующей транспортировкой нефти в порты Черного моря. Имеющиеся большие запасы подземных термальных вод являются экономически и экологически эффективной базой для местной энергетики, коммунального и тепличного хозяйства.
Информация о работе Регион как объект региональной экономики