Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:16, контрольная работа
Современное рассмотрение проблемы миграции актуально по следующим обстоятельствам. Общественные перемены последнего десятилетия кардинально изменили политическую и социальную ситуацию на постсоветском пространстве, и миллионы людей стали вынужденными мигрантами. В отличие от развитых стран, переживших миграционный бум и не связанных с постоянной иммиграцией, Россия столкнулась с интенсивными миграционными потоками в условиях, когда ее экономическая база оказалась в кризисном состоянии.
Введение………………………………………………………………………. 3
Классификация региональной миграции.
Понятие, сущность и виды миграции…………………………….. 5
Основные направления государственной миграционной политики……………………………………………………………..9
Миграционная ситуация в Российской Федерации.
Общая миграционная активность населения во внутренней и внешней миграции………………………………………………….12
Миграция городского и сельского населения в РФ……………….19
Основы государственной политики в области миграции……….. 22
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованной литературы ………………………………………..31
Можно с уверенностью утверждать, что в ближайшей перспективе труд будет одним из самых дефицитных, если не самым дефицитным ресурсом в России, а миграция приобретает, без преувеличения, судьбоносное значение для ее развития. От того, насколько страна справится с задачей привлечения необходимого количества иммигрантов, самым непосредственным образом зависят темпы ее экономического роста, а, следовательно, уровень жизни населения, его пенсионное обеспечение, социальная стабильность, региональные пропорции развития, наконец, размеры страны и ее целостность.
Ожидаемое резкое сжатие трудового потенциала выводит иммиграционную составляющую на уровень стратегического направления миграционной политики России. Следовательно, перспективная миграционная политика России - это, прежде всего, иммиграционная политика.
Федеральной миграционной службой России предоставлены лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и агентств. В то же время многие вопросы, в том числе связанные с возвращением мигрантов, требуют дальнейшей доработки и детализации. Формирование правовой и организационной базы регулирования миграционных процессов в РФ продолжается.
Наиболее важными аспектами российской миграционной политики являются:
1. Реализация гражданами
РФ прав на свободу
2. Гарантия защиты
и поддержки трудящихся-
3. Обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.
Поскольку Россия в международной миграции является одновременно принимающей и направляющей стороной, при разработке российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.
II. Миграционная ситуация в Российской Федерации.
При всех закономерных и неожиданных изменениях миграционной ситуации в России общая миграционная активность населения страны снижалась на протяжении последних лет. Однако суммарное число только внутренних миграционных актов (включая перемещения населения как между отдельными регионами страны, так и в пределах областей, республик и краев - между городами, поселками и сельскими районами) за 13 лет - с 1989 по 2001 год составило 41,1 миллиона человек. Кроме того, за этот период из-за пределов России прибыло 9,6 миллиона человек, в том числе из стран СНГ и Балтии - 8,9 и из других стран - 0,7 миллиона человек. Выезд из страны составил 5,4 миллиона человек, в том числе в страны СНГ и Балтии - 4,1 миллиона, в другие страны - 1,4 миллиона.
Общее число миграционных актов, зафиксированных статистикой, составило, таким образом, 56,1 миллиона. Это не значит, что столько жителей страны (более 1/3) участвовали в миграции, так как один человек мог совершать миграционные перемещения за этот значительный промежуток времени не один раз, это - общий объем переселений. Чем более продолжителен рассматриваемый период, тем больше вероятность повторных, в том числе возвратных миграций, совершаемых одними и теми же людьми. Многие миграции осуществлялись между соседними городами, поселками и районами, а часть мигрантов преодолевала тысячи километров, переселяясь из одной части страны в другую.
Однако эти цифры не учитывают нерегистрируемую миграцию. Ее масштабы все это время оставались неясными. Понятие нерегистрируемой миграции очень широкое, она объединяет как иностранных граждан, находящихся на территории страны с нарушением действующих правил пребывания, так и граждан России, сменивших место жительства без регистрации по месту проживания.
Соотношение регистрируемой и нерегистрируемой миграции точно не известно, но есть основания полагать, что они тесно взаимосвязаны. Чем сложнее процедура регистрации (а она в России меняется не только во времени, но и в пространстве, то есть условия регистрации в Москве могут быть иными, чем, скажем, во Владимирской области), тем больше латентная составляющая миграции, и наоборот. Считается, что наибольших масштабов нерегистрируемая миграция достигла в крупнейших городах, в некоторых приграничных регионах. Количественные оценки ее приводить не имеет смысла, так как какой-то внятной методики, позволяющей оценить масштабы данного явления, пока не существует. Существуют веские основания полагать, что в подавляющем большинстве случаев нерегистрируемая миграция направлена именно в те регионы и города, куда и регистрируемая. Эти данные дают основания утверждать, что большая часть мигрантов, не имеющих должным образом оформленной регистрации и подвергавшихся в связи с этим штрафным санкциям в ходе проверок ОВД соблюдения паспортного режима, проживают в крупных городах, куда и направлены основные миграционные потоки.
Снижение миграционной активности населения России все последние годы не следует считать следствием адекватного по масштабам увеличения нерегистрируемой составляющей, хотя некоторый ее рост, вследствие усложнения процедуры регистрации, несомненно, был. Особенно заметным было распространение на граждан стран СНГ и Балтии с октября 2000 года режима регистрации, применяемого к гражданам стран традиционного зарубежья, увязывающего получение регистрации по месту проживания с получением вида на жительство. Уже с октября регистрация прибытий из этих стран резко сократилась, а 2001 год по сравнению с 2000 характеризовался двукратным снижением числа прибывших. Проблема нерегистрируемости этого вида миграции, до этого существовавшая в основном локально, приняла всеобщий характер.
Для характеристики миграционной активности населения чаще всего используют показатель миграционного оборота, который рассчитывается как сумма чисел прибывших и выбывших для территории или страны в целом за какой-то промежуток времени. Применительно к внешней для страны миграции, в миграционный оборот включаются как прибывшие, так и выбывшие, т.к. это разные миграционные перемещения, они совершаются разными людьми. Для России же в целом миграционный оборот внутренней миграции рассчитывается как сумма чисел прибывших. Выбытия в данном случае не суммируются, так как прибывшие одновременно являются и выбывшими, и если эти цифры сложить, получится, что одно и то же миграционное перемещение посчитано дважды.
С 1989 по 2001 год общий миграционный оборот в России сократился с 6,5 миллиона до 2,5 миллиона человек, то есть более чем вдвое. Тренды миграции по отдельным потокам показывают, что сокращение миграционной активности во внутренней миграции (как в миграции в пределах субъектов Федерации, так и в переселениях между субъектами) наиболее быстрыми темпами шло в 1989-1993 годах, затем, в 1994-1995 годах был отмечен даже небольшой рост, а затем - новое снижение, уже не такое резкое. С 1996 года объемы внутренней миграции сокращаются ежегодно на 6-8% в год. Стабильный темп сокращения миграционной активности удивляет, интересно и то, что внутри- и межсубъектная (межрегиональная) миграция сокращаются синхронно.
Масштабы же внешней миграции на протяжении конца 80-х - первой половины 90-х годов были стабильны, а затем стали сокращаться с темпом 10-20% в год. Стабильность объемов внешней миграции в начале 90-х годов обеспечивалась некоторым ростом числа прибывших в Россию, достигшего пика в 1994 году, когда в страну только из стран СНГ и Балтии прибыли 1146 тысяч человек при существенном сокращении числа выбывших. С 1995 года шло сокращение и числа прибывших в страну, и числа выбывших за ее пределы.
Внешняя миграция в России по своим объемам никогда не превосходила внутреннюю, даже в 1992-1994 годах на нее приходилось только треть всей миграции, а к 2001 году ее доля в совокупном обороте сократилась до 12,8%. Но в начале 90-х годов она приобрела наиболее драматичный характер, нередко принимала форму массового экстренного исхода тысяч людей из регионов вооруженных конфликтов в ряде республик бывшего СССР. Именно на первые годы после распада Советского Союза пришелся пик миграции в Россию русскоязычного населения из всех без исключения новых независимых государств. Когда этот пик был пройден, миграционный потенциал русских и других некоренных народов (т.н. "русскоязычных") в ряде государств - страны Закавказья, Таджикистан, отмеченные вооруженными конфликтами, практически исчерпался, а в других выезд принял затяжной характер. Постепенно вынужденные стрессовые миграции уступили место социально-экономическим, и вплоть до последнего времени основным ограничителем миграции в Россию являлись сложности с обустройством, вызванные прежде всего диспаритетом цен на жилье в России и других странах СНГ.
"Разъезд" населения по своим этническим “квартирам” после распада СССР не состоялся, экономика оказалась сильнее стремления к этноцентризму. Благодаря этому никакого массового оттока из России титульных народов бывших республик не наблюдалось. Выезд русских в большинство стран, за исключением Украины и Белоруссии, фактически прекратился. Это привело к сильному - на порядок, с 692 тысяч в 1989 году до 62,5 тысяч в 2001 году - сокращению выезда из России в страны СНГ и Балтии. По масштабам он стал сопоставим с выездом в страны традиционного зарубежья, и не исключено, что в недалеком будущем будет еще меньше. А если принять во внимание, что эмиграция из России в страны Запада определенно больше, чем ее регистрируемые объемы, то уже сейчас выезд в развитые экономические страны превосходит по масштабам миграцию в страны СНГ и Балтии.
Все это подводит к выводу, что
вряд ли внешняя миграция в России
будет в ближайшие годы играть
столь же важную роль, как в начале
90-х годов. Несмотря на то, что Россия
остро нуждается в притоке
населения для компенсации
Внутренние
миграции, несомненно, есть регионы,
в которых существует
Различия миграционной активности населения по федеральным округам. Определенные изменения произошли в миграционной активности в разрезе регионов страны. В России в целом интенсивность миграции в пределах субъектов федерации (т.н. "внутриобластной" миграции) сократилась с 18,2 человека на тысячу населения в 1989 году до 8,3 человека на тысячу в 2001 году. Если посмотреть изменение интенсивности внутриобластной миграции по федеральным округам, тренды были очень схожие, значения показателей уменьшались синхронно. Наибольшая интенсивность внутриобластной миграции была в Сибирском и Дальневосточном округах, наименьшая - в Центральном и Северо-Западном. По всем округам наиболее значительное сокращение интенсивности миграции в пределах субъектов федерации происходило вплоть до 1993 года, затем был небольшой рост частоты переселений, и снова снижение, но уже очень плавное.
Существенные изменения
произошли в интенсивности
Интенсивность прибытий в начале рассматриваемого периода (1989 год) варьировала по округам в очень большом диапазоне: от 11,6 на тысячу в Центральном и Приволжском округах до 23 - в Дальневосточном, т.е. вдвое. Затем, вплоть до 1993 года, по всем округам она стала сокращаться достаточно синхронно, разрыв вдвое по частоте прибытий между округами сохранялся, но уже на более низком уровне. После этого интенсивность прибытия в ряде округов стабилизировалась, а в Центральном и Северо-Западном в 1994-1995 годах увеличилась. Затем вновь отмечено плавное снижение, но оно шло с разной скоростью, что привело к снижению дифференциации округов по частоте прибытий. В итоге по интенсивности прибытий Центральный округ сравнялся с Дальневосточным (7,1 на тысячу), а Северо-Западный вышел на первое место (8,2). Самая низкая частота прибытий была в Приволжском округе.
Интенсивность выбытий варьировала в 1989 году в еще больших пределах: от 9,4 человека на тысячу в Центральном округе до 21,9 в Дальневосточном. Затем, в 1990-1991 годах она сокращалась по всем округам, а в 1992-1994 года стала расти в Северо-Западном, Уральском, но наиболее быстро - в Дальневосточном, достигнув 28 на тысячу. В остальных округах рост был незначительным и длился не более года. Затем по большинству округов продолжилось сокращение частоты выбытий, но в Дальневосточном оно было наиболее мощным - начало сказываться сокращение миграционного потенциала из-за предшествующего тому массового выезда населения, в результате чего они снизились до 11,5 (в 1989 году с такой интенсивность выбывало население из Приволжского округа). Разрыв между округами по интенсивности выбытий существенно сократился.
Таким образом, дифференциация крупных регионов России по миграционной активности населения, как в прибытиях, так и в выбытиях, сократилась. Восточная часть страны уже не может рассматриваться как регион с высокой частотой миграции, она там сейчас на таком же уровне, как десятилетие назад в Центральных районах страны. В последних же сокращение миграционной активности также велико, но не так заметно; кроме того, можно допустить, что именно в этих регионах увеличилась латентная составляющая миграции, а также в большей степени распространены ее временные и сезонные формы.
Информация о работе Региональная миграция. Государственная региональная миграционная политика