Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:16, контрольная работа
Современное рассмотрение проблемы миграции актуально по следующим обстоятельствам. Общественные перемены последнего десятилетия кардинально изменили политическую и социальную ситуацию на постсоветском пространстве, и миллионы людей стали вынужденными мигрантами. В отличие от развитых стран, переживших миграционный бум и не связанных с постоянной иммиграцией, Россия столкнулась с интенсивными миграционными потоками в условиях, когда ее экономическая база оказалась в кризисном состоянии.
Введение………………………………………………………………………. 3
Классификация региональной миграции.
Понятие, сущность и виды миграции…………………………….. 5
Основные направления государственной миграционной политики……………………………………………………………..9
Миграционная ситуация в Российской Федерации.
Общая миграционная активность населения во внутренней и внешней миграции………………………………………………….12
Миграция городского и сельского населения в РФ……………….19
Основы государственной политики в области миграции……….. 22
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованной литературы ………………………………………..31
Городское население России на начало 2010 года - 103,8 миллиона человек, или 73,1% от общего числа россиян. По данным последней сплошной переписи населения России, проведенной в 2002 году, 106429 тысяч россиян были жителями городских поселений (73,3%), а 38738 тысяч человек (26,7%) - сельских. Численность городского населения впервые уменьшилась по сравнению с предыдущей переписью населения - 1989 года - на 1530 тысяч человек, или на 1,4%. Сельское население продолжало сокращаться, но его сокращение было менее интенсивным, чем городского – на 225 тыс. человек, или на 0,7%. В результате доля городского населения, в отличие от предшествовавших межпереписных периодов, не увеличилась, а осталась практически неизменной, уменьшившись на десятую долю процента.
После переписи 2002 года городское население России продолжало сокращаться быстрее, чем сельское. К началу 2009 года число городских жителей снизилось до 103690,4 тыс. человек (на -2,6%), сельских – до 38213,6 тыс. человек (на -1,4%), а доля горожан опустилась до 73,1%.
Однако ожидаемый в 2009 году рост населения будет обеспечен, по предварительной оценке Росстата, городским населением, которое составит к началу 2010 года 103774,9 тыс. человек (+0,08% по сравнению с началом 2009 года). Сельское же население продолжит сокращаться (на -0,16% за 2009 год). В дальнейшем, согласно результатам прогнозных расчетов Росстата 2009 года по среднему варианту, сельское население будет устойчиво сокращаться, а городское население будет вначале расти, а в 2020-е годы вновь начнет сокращаться. В итоге, доля городского населения повысится до 74,8%.
Убыль городского населения впервые за весь период систематического наблюдения была зарегистрирована статистическими органами России в 1991 году. Она заметно усиливалась в 1992 и в конце 1990-х – начале 2000-х годов, а в 2004 году превысила 1%. Одновременно в 1991-1994 и 2004 годах отмечался рост сельского населения, которое устойчиво сокращалось на протяжении предшествующих десятилетий.
До начала 1990-х годов
рост городского населения России происходил
за счет трех составляющих: естественного
и миграционного прироста, а также
административно-
Начавшаяся в 1992 году
естественная убыль городского населения
стала основным долговременным фактором
уменьшения числа горожан. Миграционный отток из городских поселений, наблюдавшийся,
по данным текущего учета, в 1991-1992 годах,
усугубил сокращение городского населения
России. Существенную роль сыграло и такое
новое, по сравнению с практикой предшествующих
десятилетий, явление, как преобразование
городских поселений - главным образом,
поселков городского типа - в сельские
населенные пункты. В отдельные годы -
1991-1992, 1999 и особенно в 2004 - оно принимало
массовый характер, хотя одновременно
с этим продолжались и обратные преобразования
(сельских поселений в городские). Сокращение
городского населения происходит, прежде
всего, из-за естественной убыли населения,
а также, административно-
Суммарные потери городского населения за счет естественной убыли в 1992-2002 годы составили 6187 тыс. человек (5,7%), а за 2003-2008 годы – 2729 тыс. человек (2,6%). Начиная с 2001 года, наблюдалась тенденция снижения интенсивности естественной убыли горожан: если в 2000 году она составила 675 тыс. человек (-6,3‰), то в 2008 году снизилась до 249 тыс. человек (-2,4‰).
Миграция продолжала увеличивать число горожан, хотя значение ее заметно снизилось по сравнению с 1990-ми годами. В целом за 1993-2002 годы число городских жителей возросло за счет миграционного прироста на 4095 тыс. человек (+3,8%), а за 2002-2008 годы – лишь на 1133 тыс. человек (+1,1%). В последние годы величина миграционного прироста постоянно нарастала, но до 2008 года не достигала уровня, способного компенсировать естественную убыль горожан. В 2003-2004 годах миграционный прирост составлял по 1,2‰ в год, в 2005 году – 1,4‰, в 2006 году – 1,8‰, в 2007 году – 2,6‰. В 2008 году миграционный прирост городского населения еще немного возрос, перекрыв заметно сократившуюся естественную убыль (2,7‰ против –2,4‰).
Анализ и прогноз
современной демографической и
социально-экономической
Общая численность населения
России за период 2001-2004 годов сократится
на 2,8 млн. человек. При этом население
в молодых возрастах за эти
годы уменьшится на 4,7 млн. человек (с 27,8 млн. до 23,1 млн.).
Одновременно следует учитывать, что за
пределами указанного периода начнется
абсолютное сокращение численности населения
трудоспособного возраста, общие потери
которого за 2006-2015 годы оцениваются в 7,4
млн. человек.
Учитывая, что по прогнозным
оценкам Минэкономразвития
Российская Федерация уже в ближайшие
годы может столкнуться с проблемой обеспечения
отраслей экономики кадрами, адаптированными к рыночной экономике.
В связи с изложенным, обеспечение все
возрастающей потребности отраслей экономики
в квалифицированных кадрах в перспективе
возможно не только за счет подготовки
кадров из числа молодежи, но и за счет
миграции квалифицированных работников
из стран ближнего зарубежья.
В связи с этим роль и значение государственной миграционной политики в среднесрочной перспективе неизмеримо возрастет, что предполагает необходимость комплексного решения проблем внешней и внутренней миграции населения.
Основные направления
деятельности Правительства Российской Федерации в
области миграции населения будут связаны
с реализацией Концепции государственной
миграционной политики Российской Федерации,
а также
Федеральной миграционной программой
на 2002-2005 годы, в рамках которых предусматривается
разработка и реализация мероприятий
по государственному регулированию миграционных
процессов и, в частности:
- по обеспечению условий для интеграции вынужденных мигрантов в социальную среду на основе разработки и реализации новых подходов и направлений по обустройству беженцев и вынужденных переселенцев, создания более гибких механизмов использования ими различных видов ссуд, кредитов, жилищных субсидий. При этом, поскольку возможности государства по приему и обустройству мигрантов ограничены, поддержка будет оказываться только наиболее уязвимым или нуждающимся гражданам, основные же усилия при этом будут концентрироваться на создании условий для их самообеспечения и самообустройства;
- по содействию привлечению иммигрантов в Российскую Федерацию, исходя из интересов обеспечения экономики страны и ее регионов необходимыми трудовыми ресурсами. При этом предполагается как содействие возвращению в страну высококвалифицированных специалистов, так и разработка системы мер по натурализации и адаптации иммигрантов, вовлечению их в российский социум (в приоритетном порядке – граждан стран СНГ). Предстоит разработать меры селективной миграционной политики (по отдельным странам, профессиям, квалификационным признакам), с учетом необходимых пропорций привлечения мигрантов на временной и постоянной основе. Предусматривается усиление взаимодействия центральных и местных органов власти по контролю за привлечением и использованием иностранной рабочей силы, защите отечественного рынка труда, обеспечению приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест. В связи с этим особое внимание будет уделяться созданию эффективной системы противодействия нелегальной миграции иностранной рабочей силы;
- по усилению влияния миграционных процессов на улучшение обеспечения отраслей экономики отдельных территорий квалифицированной рабочей силой.
Данное направление
предполагает создание условий для
повышения территориальной
В регионах с экстремальными природно-климатическими условиями предусматривается постепенный переход на преимущественно ротационную систему привлечения необходимых квалифицированных кадров, с учетом реальных потребностей производства, в том числе на основе более широкого использования вахтового метода ведения работ.
Предстоит разработать
механизм участия собственных средств
мигрантов и вынужденных
В силу того, что страны все чаще испытывают трудности в решении миграционных проблем, возрастает необходимость в эффективном сотрудничестве разных стран в этой сфере. В частности, необходимо управление миграцией для обеспечения упорядоченных миграционных процессов. По программе технического сотрудничества в области миграции (ТСМ) Международная организация по миграции предлагает правительствам и другим агентствам технические, интеллектуальные и стратегические ресурсы для улучшения их возможностей по управлению миграцией. Такое сотрудничество является важным аспектом для общего технического сотрудничества – ключевой стратегии ООН по развитию.
С завершением холодной войны, и в качестве ответа на глобализацию и экономический спад во многих странах, внимание мирового сообщества переместилось с оказания традиционной помощи на стимулирование большей самодостаточности правительств-бенефициаров.
В то же время региональные
процессы интеграции, которые происходят
в
Европейском Союзе (ЕС), Латиноамериканском
Общем Рынке Юга (МЕРКАТУР) и Южноафриканском Сообществе по развитию
(САДК), вызывают потребность в новых формах
сотрудничества по миграционным проблемам
между государствами.
На этом фоне очень важно внимание, которое уделяется усилению возможностей правительств в администрировании, в особенности в странах, находящихся в переходе к демократическим гражданским структурам.
Новые формы миграции
и изменения в традиционных направлениях
миграции населения также требуют
усиления управления в области миграции,
включая новые подходы к полити
ТСМ помогает правительствам улучшить их управленческие возможности в области миграционной политики, законодательства и администрирования. ТСМ также обладает мандатом укреплять национальные возможности в области управления миграцией в секторах, играющих ключевую роль в развитии страны.
Деятельность в области ТСМ дополняет национальные и международные усилия по более эффективному управлению миграцией. Программы в области ТСМ направлены на удовлетворение конкретных потребностей правительств с целью развивать всеохватывающие и последовательные механизмы для решения миграционных проблем в быстроизменяющейся международной среде. Для достижения этих целей МОМ признает, что миграция, и то, как ею управляют, является предметом озабоченности во всем мире, неразрывно связана с такими главнейшими проблемами как торговля, развитие, безопасность, здоровье и окружающая среда.
МОМ отвечает на потребности и приоритеты правительств, но Организация также привержена международным принципам прав человека и повышению благосостояния мигрантов. ТСМ также стремится решать проблемы женщин- мигранток, вне зависимости от их правового статуса, прилагая усилия, чтобы гендерные вопросы были отображены в проектах и программах.
МОМ связывает свою деятельность в области ТСМ преимущественно с развитием, в особенности в контексте региональных миграционных диалогов, пост-кризисной реабилитации и особенных потребностей стран с переходной экономикой. Это предполагает сотрудничество в идентификации проблем и реалистичных путей их решения.
Программы и деятельность
в области ТСМ осуществляются по четырем направлениям.
- техническое сотрудничество в укреплении
управленческих возможностей правительств
в области миграционной политики, законодательства
и администрирования;
- управление миграцией в пост-чрезвычайных
обстоятельствах для обеспечения стран
технической помощью необходимой для
решения миграционных проблем.
- обмен экспертами для передачи знания
и практического опыта по широкому кругу
проблем;
- возращение и реинтеграция квалифицированных мигрантов для предотвращения
"утечки мозгов" и стимулирования социального и экономического развития страны происхождения.
Эта деятельность улучшает понимание миграции, укрепляет институциональные возможности для работы с ней и стимулирует интерактивные подходы между государствами. Техническое сотрудничество по миграции осуществляется непосредственно МОМ или с помощью привлечения экспертов и определяется на двустороннем или многостороннем уровне с правительствами, желающими получить такую помощь, донорами и другими партнерами.
Техническая помощь может осуществляться в рамках самостоятельных проектов или может быть частью другой деятельности по развитию, имеющей гуманитарный характер. Хотя ТСМ не предполагает оказание непосредственной помощи мигрантам в чрезвычайных ситуациях, такая помощь может быть оказана в сотрудничестве с другими заинтересованными органами в управлении чрезвычайными ресурсами.
Информация о работе Региональная миграция. Государственная региональная миграционная политика