Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:13, реферат
Прогнозирование социально-экономического развития региона— предвидение будущего состояния экономики и социальной сфе¬ры, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития регионального ком¬плекса и его структурных составляющих. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обосно¬вания целей и задач социально-экономического развития, выра¬ботки и обоснования социально-экономической политики прави¬тельства, способов рационализации использования ограниченных производственных ресурсов.
Введение ………………………………………………………………..………..3
1. Понятие, виды и организация системы прогнозирования социально-экономического развития региона………………………………….…………..5
2. Цели и критерии социально-экономического развития региона ….……..9
Заключение……………………………………………………………….…….15
Список использованной литературы………………………………….……..16
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева
Зеленодольский
институт машиностроения
и информационных технологий
РЕФЕРАТ
Тема: Региональное развитие
как объект социально-экономического
прогнозирования
|
Исполнитель: | М.В. Балабанов
Студент группы 31571 |
|
Руководитель: | М.Ф.Сафаргалиев
Кафедра экономики |
Зеленодольск
2012
Содержание
Введение
………………………………………………………………..……….
1. Понятие, виды и организация системы прогнозирования социально-экономического развития региона………………………………….…………..5
2. Цели
и критерии социально-
Заключение…………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………….……..16
Введение
Анализ
и прогнозирование социально-
Прогнозирование социально-экономического
развития региона— предвидение будущего
состояния экономики и социальной сферы,
составная часть государственного регулирования
экономики, призванная определять направления
развития регионального комплекса и его
структурных составляющих. Результаты
прогнозных расчетов используются государственными
органами для обоснования целей и задач
социально-экономического развития, выработки
и обоснования социально-экономической
политики правительства, способов рационализации
использования ограниченных производственных
ресурсов.
Проведение в стране социально-экономических преобразований привело к повышению роли регионов во всех сферах жизни общества. Регионы стали субъектами самостоятельного принятия политических, экономических, социальных, культурных и иных решений.
Обострение
проблем регионального развития
России связано с первоочередной
необходимостью устранения неоправданной
неравномерности социально-
Поэтому
в современных условиях большое
значение придается актуальности изучения
и использования новых, эффективных
методов воздействия на социально-экономические
процессы в регионе, таких как: прогнозирование
социально-экономического развития субъектов
Российской Федерации (далее РФ). Использование
органами исполнительной власти элементов
стратегического планирования и прогнозирования
помогает им в выработке экономической,
инновационной, инвестиционной, промышленной
и другой политики.
1.
Понятие, виды и организация
системы прогнозирования
социально-экономического
развития региона
Важнейшей функцией органов исполнительной власти субъектов РФ является разработка научно-обоснованного прогноза, стратегии и программы социально-экономического развития региона. На их основе определяются цели социально-экономического развития регионов, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса.
Под
прогнозированием социально-экономического
развития (далее СЭР) региона понимается
предвидение будущего состояния
экономики и социальной сферы, составная
часть государственного регулирования
экономики, призванная определить направления
развития регионального комплекса
и его структурных
В
настоящее время
Прогноз
СЭР является необходимой предпосылкой
принятия субфедеральными органами
власти различных оптимальных
С целью разработки прогнозов СЭР проводится комплексный анализ ситуации в регионе по следующим направлениям :
В
теории прогнозирования существует
множество оснований, по которым
классифицируются прогнозы. Однако наиболее
подходящей к социально-экономическим
прогнозам будет являться классификация
социально-экономических
В
Пензенской области руководство
прогнозированием СЭР осуществляется
Правительством области. Именно Правительство
в лице своих структурных
Организационная
система регионального
В прогнозировании и планировании по своим направлениям деятельности участвуют другие органы исполнительной власти Пензенской области. Так, Министерство финансов Пензенской области разрабатывает и исполняет региональный бюджет на три года; реализует на территории региона финансовую и денежно-кредитную политику. Управление инвестиционного развития и туризма Пензенской области дает оценку инвестиционной привлекательности региона, разрабатывает инвестиционные и инновационные проекты, а также реализует инвестиционную политику на территории Пензенской области.
Всей
необходимой информацией
Кроме
того, в организационную структуру
регионального прогнозирования
входят различные научно-
2. Цели и критерии социально-экономического развития региона
В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель — здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.
Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:
В межрегиональном сравнении, точно так же, как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.
Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них:
Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей — становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.
Критерии
экономического развития не всегда играют
роль целей или целевых ориентиров,
и наоборот. Нередко в качестве
тактических целей
Информация о работе Региональное развитие как объект социально-экономического прогнозирования