Регулирование финансовых рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 22:24, контрольная работа

Описание

Функционирование рыночной экономики основывается на функционировании разнообразных рынков, которые можно сгруппировать в два основных класса: рынки выработанной продукции (товаров и услуг) и рынки трудовых и финансовых ресурсов.

В этой контрольной работе будут рассмотрены необходимость, сущность, функции финансовых рынков и их государственное регулирование.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Необходимость, сущность и функции финансовых рынков…………….5
Государственное регулирование финансовых рынков………………..…8
Задача……………………………………………………………………...12

Заключение……………………………………………………………………….13

Список использованной литературы…………………………………………...14

Работа состоит из  1 файл

грэ контрольная.docx

— 34.51 Кб (Скачать документ)

2.Государственное регулирование финансовых рынков

     Деятельность  государства в области финансов, реализуется прежде, всего при выполнении им следующих функций:

- распределительной, которая на государственном уровне связана с:

   1. межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах большей эффективности и рационального использования национального дохода;

   2. наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (обучение, социальное страхование, здравоохранение);

   3.перераспределением доходов между различными социальными группами населения (малоимущие, многодетные и т.д.).

- контрольной, которая проявляется в контроле за распределением ВВП и национального дохода. Реализуется эта функция через систему органов исполнительной власти.

- стимулирующей - состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов и методов может оказать воздействие на развитие предприятия, целых отраслей и экономики в целом.

     Как уже говорилось, финансы - экономическая и правовая категория, т.е. конкретную форму им придает государство, вырабатывая конкретные финансовые отношения между различными субъектами воспроизводства, элементами которых выступают ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д.

     Государство использует фонды денежных средств  также для погашения своих  задолженностей как внутри страны, так и за рубежом.

     Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти - Федеральное Собрание и его две палаты - Государственная Дума и Совет Федерации, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, за расходованием государственных средств. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

     Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

     Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. В ее задачу входит определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов. Осуществляя контроль в процессе исполнения федерального бюджета, Счетная палата проводит анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и подготовку предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.

     В обязанности Счетной палаты входит регулярное представление Совету Федерации  и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета  и результатах проводимых контрольных  мероприятий.

     Контрольные положения Счетной палаты распространяются на все государственные органы и  учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды.

     На  региональном уровне финансовый контроль производится как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.

     Контроль  за состоянием республиканского бюджета  в Российской Федерации и его  исполнением осуществляет созданный  при высшем законодательном органе Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы РФ. В его задачу входит проведение экспертно-аналитической работы и  подготовка заключений по материалам бюджетных посланий, вносимых в Государственную  Думу Президентом Российской Федерации.

     Важную  роль в осуществлении финансового  контроля играют Министерство финансов РФ и его органы на местах. В структуре аппарата Министерства финансов функционирует контрольно-ревизионное управление, а в территориальных финансовых органах - аппарат главного контролера-ревизора. Министерством финансов и его органами осуществляется контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием на развитие народного хозяйства, социально-культурные и иные мероприятия.

Финансовые органы разрабатывают проекты нормативов, отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов  Российской Федерации, составляют консолидированный  бюджет РФ, а также проекты бюджетов и представляют их в исполнительные органы.

     Задача  контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложена на органы Федерального казначейства.

     Главное управление Федерального Казначейства и его территориальные органы призваны организовывать, осуществлять и контролировать исполнение республиканского бюджета, управлять доходами и расходами  этого бюджета на счетах Казначейства в банках.

     Финансовый  контроль со стороны кредитных учреждений производится при выдаче, проверке обеспеченности и возврате ссуд. Весьма эффективным является контроль, осуществляемый налоговой службой. Главной задачей  налоговой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты.

     Налоговая служба - это орган оперативного финансового контроля. Он осуществляет проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, в различных министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и, организациях с разными формами собственности. Одновременно налоговые службы могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну); обследовать любые помещения предприятий (производственные, складские, торговые), используемые для извлечения доходов.

     В случаях непредставления (или отказа представить) бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением  и уплатой налогов и иных обязательных платежей, налоговые инспекции имеют  право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным  и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях; могут  изымать документы, свидетельствующие  о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; применять финансовые санкции и  штрафы. В случае несогласия предприятий  или граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных налоговых инспекций могут быть обжалованы в арбитражном или гражданском суде.

     Федеральная служба России по валютному и экспортному  контролю призвана обеспечить координацию  деятельности агентов валютного  и экспортного контроля по осуществлению  единой государственной политики в  области валютных, экспортно-импортных  и иных внешнеэкономических операций; организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и  нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции; выполнение резидентами обязательств в иностранной  валюте перед государством, включая  обязательства по продаже иностранной  валюты на внутреннем валютном рынке; обоснованность платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу; осуществление операций с ценными бумагами в иностранной  валюте, а также другие операции, относящиеся к сфере внешнеэкономической  деятельности.

     Финансовая  деятельность государства сводится к выполнению трех основных функций: это, во-первых, формирование в том  или ином виде денежных фондов государства, во-вторых, использование этих фондов для реализации своих задач и, в-третьих, регулирование финансовых взаимоотношений между различными звеньями финансовой системы РФ. При  этом основная роль государственных  финансов заключается в перераспределении  и контроле финансовых потоков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Задача

      На корреспондентском  счете в Банке России коммерческие банки имеют 200 млрд. руб. Из них 180 млрд. руб. – это средства, привлеченные в виде депозитных вкладов физических и юридических лиц. Норматив обязательных резервов по этим вкладам установлен в размере 10%, а с начала нового года снижается до 5%.

          Определите, какими кредитными ресурсами будут  обладать коммерческие банки в текущем  и в будущем году. 

          Решение: 

  1. Определим объем кредитных ресурсов для  текущего года.

    Так как норматив обязательных резервов составляет 10%, то объем обязательных резервов составит 180*0,1 = 18 млрд. руб. Эта сумма не может  являться кредитными ресурсами. Таким  образом, избыточные резервы составят 180-18 = 164 млрд. руб. Складываем эту сумму  с личными ресурсами банка  ( 200-180 = 20 млрд. руб.) и получаем объем кредитных ресурсов в размере 184 млрд. руб. в текущем году. 

  1. Аналогичную операцию проводим и для будущего года.

    Обязательные  резервы составят 180*0,05 = 9 млрд. руб. Избыточные ресурсы: 180 – 9 = 171 млрд. руб. И кредитные ресурсы составят 191 млрд. руб. в будущем году. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Заключение

     Подводя итог всему выше сказанному можно  сказать, что основная функция финансового  рынка заключается в мобилизации  денежных средств вкладчиков для цели организации и расширения производства.

     Другая  функция - информационная. Она состоит  в том, что ситуация на финансовом рынке сообщает инвесторам информацию об экономической конъюнктуре в  стране и дает им ориентиры для  вкладывания своих капиталов. В  целом же функционирование капитала в форме финансовых капиталов  способствует формированию эффективной  и рациональной экономики, поскольку  он стимулирует мобилизацию свободных  денежных ресурсов в интересах производства и их распределение в соответствии с потребностями рынка.

     Как показывает мировой опыт, эффективное  функционирование финансового рынка  невозможно без регулирующей и контролирующей деятельности государственных органов. В условиях становления финансового  рынка (и рынка ценных бумаг в  частности) функционирование подобных структур приобретает исключительное значение.

     На  мировом рынке существуют две  основные модели организации финансового  рынка. Одна из них предусматривает  господство на рынке коммерческих банков (Германия, Япония, Франция). Другая предполагает активную роль, как банковских учреждений, так и небанковских финансово-кредитных  институтов (США, Великобритания). В  тех странах, где на рынке господствует ограниченное число коммерческих банков, их деятельность подконтрольна центральному национальному банку и другим правительственным агентствам, государственное  регулирование более жесткое.

     Таким образом, финансовый рынок представляется как эффективный механизм функционирования рыночной экономики, инструмент мобилизации  финансовых ресурсов и сбережений населения, оптимального перераспределения средств, повышения активности человека как  реального собственника. 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

1. Колб Р.У.  Финансовые деривативы. -М.: «Филинъ», 2001г.- 360с

2. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Факторы развития  современных финансов. М.: Рук. деп. в ВИНИТИ № 3067-В97 от 15.10. 2002г.

3. Ковалев В.В.  Финансовый анализ.- М.: АООТ «Фининнова» 2000г.-512с

4. Финансы. Учебник. / ред. Казак А.Ю. Сергеев Л.И.- М.: «Дело и Сервис» 2000г.- 520с.

5. Финансы. / Учебное  пособие под ред. Ковалева В.В., М.: «ТК Велби» 2003. с.7

6. Финансы. Денежное  обращение и кредит. Учебное пособие  под ред. Романовского М.В. М.: «Юрайт» 2001., 79 стр

7. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. 5-е изд.- М.: «Дашков и К» 2006г.-501с

8. Вестник МТУ  М.: «Филинъ» 2004г. №4 с107

9. Финансы / под  редакцией профессора А. М.  Ковалевой, М.: «Просвещение» 2000г., с.143

10. Основы управления  финансами, Дж. К. Ван Хорн, М.: «Юнити-Дана» 1999г., с.245

11. Финансы, денежное  обращение, кредит/ под редакцией  профессора

 Л. А. Дробозиной, - М.: «Фининнова» 2000г., с.123

12. Финансы: Учебник / Под ред. Дробозиной Л. А. -- М.: «Оникс 21 век» 2001. с.85

13. Финансовый  менеджмент /ред. Стоянова Е.С.-М.: «Инфра-М» 2000г.-405с.

14. Беляев Ю.А.  Финансы местного самоуправления // Финансы, 2002г-М.: «Азимут Плюс» №  11. с34

15. Галицкая С.В.  Деньги, кредит, финансы. / М.: «Сокол»  2002. 145 с.

16. Блуцевская Ю.А. Финансовые потоки между основными секторами экономики. // Вопросы экономики. №6, М.: «Юрайт» 2003. 88-100 с.

Информация о работе Регулирование финансовых рынков