Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 18:16, реферат
Происходящая в России глубокая социально-экономическая трансформация поставила комплекс теоретических и практических вопросов о государственном регулировании народного хозяйства.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику…………………………………………………………………………4
Теории рыночного регулирования……………………………………………....6
2. Направления и методы регулирования государством рыночных экономик…………………………………………………………………………13
3.Стратегия и тактика российской макроэкономической политики.………………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………..30
Практикум…………………………………………………………………….…31
составляет 5-10 %*. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть по рыночным ценам. Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необхо-димых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д.
Данная
форма регулирования
* "Путь в XXI век" (под руководством академика Д. С. Львова, 2009г.)
Я
считаю, что государственное
Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий,
качестве организации производства и т.д.
Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.
Резкое
падение эффективности
Ещё
при Горбачёве, в декабре 1990 года
в России был принят Закон о
предприятиях и предпринимательской
деятельности, который разрешал учреждать
различные формы частных, корпоративных
и паевых предприятий. Реформы, начавшиеся
в 1992 году не опирались на какую-либо
продуманную теоретическую
С началом реформ в 1992 г. произошел резкий
переход от постоянного и гарантированного
дохода для большинства работников к уровню
дохода, постоянно меняющемуся и трудно
предсказуемому.
Что
до российской экономики, инфляцию удалось
в 4-5* раз снизить по сравнению
с пороговым значением 20-30% в год,
а спад производства продолжается (считается,
что в нормальной рыночной экономике
снижение
*
"История экономики России"
(Рифат Гусейнов, 1999г.)
инфляции обычно сопровождается оживлением производства, ростом инвестиционной активности). Промышленное производство составляет в настоящее время примерно 40% от уровня 1991 г., средняя заработная плата – примерно 30%*.
Норма сбережений в условиях спада не сократилась, а резко выросла (что связано с углублением дифференциации доходов, ростом неуверенности в завтрашнем дне).
В
июле 1992 года ЦБ РФ распорядился предоставить
госпредприятиям льготные кредиты
на погашение задолженности. Но через
несколько месяцев неплатежи
возникли вновь. И одновременно, происходили
резкие, постоянные скачки нормы процента.
В считанные недели норма процента
могла вырасти или снизиться
в 1,5-2 раза*. Между уровнем процента
и рентабельностью
Борьба с инфляцией велась и ведётся сейчас самым простым способом - ограничением денежной массы в обращении. Это привело к падению темпов инфляции, но с другой стороны к резкому сокращению инвестиций в реальный сектор.
В
российской экономике мы имеем процесс
длительного, однонаправленного
снижения рентабельности реального сектора,
который вызван рядом факторов, в частности
динамикой цен на первичные ресурсы.
Я считаю, что в Российской экономике не
сформировался механизм выхода из кризиса,
и нет предпосылок - экономических и психологических
– для
быстрого формирования этого механизма.
* "История экономики России" (Рифат Гусейнов, 1999г.)
Очевидно, что практически все факторы, парализующие действие мультипликатора инвестиций, присутствуют в Российской экономике. Хотя в
отдельные
отрасли экономики делались крупные
инвестиции (энергетика, нефтедобыча,
металлургия), в связи с общим
снижением потребления и
в общеэкономический подъём и неизбежно затухали.
В 1992 году была проведена массовая приватизация государственной собственности, способом бесплатной ваучерной приватизации, её идеолог и реализатор А. Б. Чубайс.
В
результате этого государственная
собственность оказалась в
*
"История экономики России"
(Рифат Гусейнов, 1999г.)
Технического перевооружения предприятий не происходит, новые технологии не внедряются, иностранный капитал не идёт в обрабатываемый
сектор промышленности.
Экономика
стала двигаться по замкнутому кругу:
нет инвестиций - нет прибыли - нет
накоплений - нет инвестиций. Благодаря
приватизации государственного жилищного
фонда был создан рынок жилья
(владельцы комфортабельных
С самого начала Российских экономических
реформ была поставлена ложная цель: вместо
создания условий для
упор был сделан на раздачу имущества.
Осталась
неразрешенной самая загадочная
проблема Российской экономики - земельная.
Весной 1998 года Государственная Дума
приняла закон, который фактически
запрещает свободную продажу
и куплю
сельскохозяйственных угодий. Что касается
фермерских хозяйств, то они во второй
раз в ХХ веке не оправдались: сельское
хозяйство продолжает оставаться в глубоком
кризисе.
Спад
производства, привёл к явной и
скрытой безработице, к падению
жизненного уровня народа и к обострению
борьбы трудящихся за свои права (1998г.:
голодовки, блокирование железных и
шоссейных дорог, марши и демонстрации).
Августовский кризис обнажил всю
глубину катастрофы. Он поставил страну,
её народ на грань не только экономического,
но и физического выживания. Пока
борьба трудящихся направлена преимущественно
против государства, но что будет
дальше?
Задачи реформирования должны быть радикально
изменены. Экономика должна служить не
обогащению отдельных лиц, а благосостоянию
всех людей. Прежде всего, нужно сформулировать
условия, которые необходимо соблюдать
при реализации любой конкретной программы
реформирования,
разработать общие правила хозяйственного поведения, регламентирующие деятельность любого физического или юридического лица. Эти правила должны быть построены таким образом, чтобы доход каждого работника и коммерческой организации мог повышаться лишь в том случае, когда их деятельность приносит пользу обществу, и лишь в объёме, не превышающем размера этой пользы. Иных легитимных источников обогащения, таких, как льготы и привилегии для одних и запреты для других, рента, монопольные эффекты, отрицательные ставки депозитных процентов и т.п., быть не должно. Формирование общих принципов хозяйственной деятельности, ликвидация разнообразных лазеек для узаконенного воровства, сознательно или бессознательно оставляемых руководителями исполнительной власти, - основа всей законотворческой деятельности в области экономики. Таким образом, стратегия реформирования должна базироваться на обеспечении ряда следующих фундаментальных условий:
1. Наличие
законодательства, гарантирующего
каждому гражданину все
2. Равенство перед законом вех граждан
независимо от
3. Открытость для общественности социально-экономической
политики государства и мер по её реализации,
контроль за действиями властей. Общество
должно знать, что делают руководители
для выполнения своих обещаний, оценивать
эффективность проводимых мероприятий;
4. Полная и открытая информация о размерах
и источниках доходов в первую очередь
высших чиновников и крупнейших предпринимателей.
Понятно, что функции контроля могут выполнять
в полной мере лишь неправительственные
организации (создаваемые общественностью,
оппозиционными партиями с участием средств
массовой информации);
5. Восстановление утраченных функций
долгосрочного прогнозирования социально-экономического
развития. Это позволит сформулировать
долгосрочную социально-экономическую
политику, чётко представить, каковы будут
последствия для России тех или иных размеров
ассигнований на воспитание, образование,
науку и культуру, к чему приведёт изменение
заработной платы отдельных категорий
работников; 6. Социальные гарантии для
всех граждан, если они либо не могут заниматься
трудовой деятельностью, либо способны
к таким её видам, эффективность которых
недостаточна даже для жизнеобеспечения.