Регулирование социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 11:50, контрольная работа

Описание

Актуальность темы. Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиаци с.

Содержание

Введение с. 3
1. Социальная политика: сущность, цели и содержание с.
2. Социальные программы методы и средства их осуществления с.
3. Стратегия социальной политики с.
Заключение с.
Список используемой литературы с.

Работа состоит из  1 файл

к.р. ГРЭ.docx

— 56.83 Кб (Скачать документ)

Реформы в системе охраны труда должны быть основаны на повышении  ответственности работодателей  за улучшение условий и охрану труда. Должен быть предусмотрен поэтапный  переход от системы льгот и  компенсаций работникам за неблагоприятные  условия труда к системе, способствующей достижению высокого уровня его безопасности. Внедряемый при этом экономический  механизм будет выполнять две  функции: наказания работодателя за необеспечение нормативного состояния  условий и охраны труда и поощрения  его при существенном улучшении  этих показателей.

Социальная защита работников не может ограничиваться только регулированием рынка труда. Следовало бы предоставить гарантию занятости хотя бы одного человека в семье, а взносы в фонд занятости установить с учетом демографической  нагрузки увольняемого. Это относится  и к системе социальных выплат; в частности пенсионерам, ухаживающим  за внуками, необходимо установить надбавку к пенсии на уровне надбавки по уходу  за престарелыми и инвалидами.

В настоящее время обращается внимание на то, что социальные пособия, выполняющие функции социальной помощи, назначаются и выплачиваются  безадресно, без учета доходов  семьи. Для обеспеченных слоев населения  эти пособия не имеют экономического смысла, а малообеспеченным гражданам  не гарантируют необходимой социальной защиты.

В условиях переходной экономики  разрушается прежняя система  социальных выплат и льгот, которые  предоставлялись в течение всей жизни каждому человеку. Вместо нее  в этот период создается новая  система, в основу которой положены рыночные принципы. Помощь оказывается только тем, кто в ней действительно нуждается и не может зарабатывать сам.

Нельзя не отметить, что  введение новых принципов не должно исключать установления гарантированного минимума социальных выплат и льгот  для всех групп населения. Все  социальные блага сверх минимума должны оплачиваться за счет личного  дохода потребителя этих благ (как  это имеет место, например, в Великобритании, Швеции и в других странах).

Важную роль при многообразии форм собственности и хозяйствования играет социальная защита основных прав человека в сфере труда. Переход  к рыночной экономике требует  наряду с целевой поддержкой социально  незащищенных групп населения государственных  гарантий в определенных областях и  в определенном объеме для всего  или большинства населения страны. Нормы трудового законодательства (прием и увольнение, продолжительность  рабочей недели, порядок предоставления и размер отпусков, регулирование  трудовых споров и конфликтов) должны распространяться на всех наемных работников независимо от форм собственности и  хозяйствования предприятий и организаций.

В рамках социальной политики особое место занимает политика в  области образования. Состояние  образования в современных условиях характеризуется противоречивыми  тенденциями. В целом за годы реформ удалось обеспечить конституционные  права граждан на получение образования, включая среднее и высшее профессиональное образование, на конкурсной основе, сохранить  сеть государственных и муниципальных  образовательных учреждений, контингент учащихся, коллективы учителей и профессорско-преподавательского состава, развить сеть негосударственных  образовательных учреждений. Таким  образом, образование сохраняет  свой потенциал в качестве определяющего  фактора социально-экономического развития России. В то же время реформы  в сфере образования сдерживались во многом из-за сокращения доли и фактического объема финансирования отрасли.

Введение медицинского страхования  граждан является одним из аспектов усиления рыночного механизма с  целью улучшения качества медицинского обслуживания населения. Кроме того, предприятия, учреждения и организации, оказывающие лечебно-профилактические, оздоровительные услуги и осуществляющие научные исследования в области  здравоохранения, освобождены от налогов, сборов, пошлин при использовании  собственных средств на развитие их материально-технической базы. Важным направлением реформы здравоохранения  является разграничение функций  центра и регионов. Целесообразно, чтобы  и в дальнейшем на федеральном  уровне решались многие вопросы организации  и финансирования здравоохранения. Но федеральным органам следует  сосредоточить усилия на выполнении функций государственного заказчика  по федеральным программам здравоохранения, координатора всех федеральных программ, касающихся охраны здоровья населения. Эти функции особенно важны для  обеспечения рационального взаимодействия министерств и ведомств, организаций  и учреждений в деле охраны здоровья населения.

Развиваясь как медико-индустриальный комплекс, система охраны здоровья требует проведения единой научно-технической  политики в производстве оборудования, лекарств и изделий медицинского назначения. В связи с этим центр  должен играть особую роль в обеспечении  развития медицинских технологий, подготовке кадров. Таким образом, деятельность федеральных государственных служб  сосредоточится на стратегических направлениях развития медико-индустриального комплекса  и финансирования федеральных программ.

Достижение долговременной стратегической цели связано с формированием  среднего класса, обеспечением высоких  жизненных стандартов, высокого уровня качества жизни. Но для этого необходимо определить соотношение этих понятий, ключевое для выработки социальной стратегии. К качеству жизни относится широкий спектр явлений: масштабы и характер занятости и условия труда, уровень образования и грамотности, обеспеченность жильем и его благоустройство, система социального обеспечения, экологические условия жизни. К показателям качества жизни тесно примыкают параметры качества самого населения, состояние генофонда, которые включают не только физиологические, но и социально-нравственные характеристики населения (мотивация к высокопроизводительному труду, получению образования и др.).

Четкая классификация  структурных элементов, характеризующих  качество и уровень жизни, - исходный пункт выработки научно обоснованной социальной стратегии и политики, составной частью которой должна быть специальная программа преодоления  резкого снижения качества жизни  российских граждан.

Важный стратегический ориентир социальной политики - всемерное стимулирование мотивации экономической активности человека, создание условий для проявления его инициативы, энергии и способностей, возможностей обеспечивать своим трудом достойный уровень жизни. Проведение такой стратегической линии требует  серьезных сдвигов в общественном сознании и сложившейся системе  ценностей, преодоления многолетних  стереотипов, привычки рассчитывать не на свои силы, а на благодеяние властей. Для всей долгосрочной перспективы  остается актуальной задача обеспечения  социальной справедливости.

Социальная справедливость заключается в равных стартовых  возможностях для всех граждан. В  переходный период государство должно создать условия для реализации прав человека на прожиточный минимум, труд, образование, охрану здоровья и социальное обеспечение. Это исходная база социальной политики.

Социальная справедливость и эффективность не исключают  друг друга, а тесно взаимосвязаны. Развитие науки, образования, здравоохранения, обеспечение рациональной занятости, создание комфортных жилищных условий  в равной мере способствуют утверждению  социальной справедливости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе проведения работы мною была достигнута основная ее цель, т. е. я изучила теоретические основы социальной политики и основные механизмы  ее реализации на практике.

Чтобы достигнуть выше изложенной цели, мне пришлось разрешить ряд, обусловленных ею задач.

Таким образом, я выяснила, что социальная политика, в узком  смысле, подразумевает прежде всего  действия правительства, направленные на распределение и перераспределение  доходов различных членов и групп  общества, а, в широко смысле, - это  одно из направлений макроэкономического  регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и  создать на сколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для  всех граждан страны. Сущность социальной политики заключается еще и в  том, что она является составной  частью внутренней политики государства, воплощенной в его социальных программах и практике, и регулирующей отношения в обществе в интересах  и посредством интересов его  основных социальных групп. Что же касается направлений социальной политики, то здесь обычно их выделяется два: социальная политика в широком смысле, которая  охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все сферы жизни  членов общества, и собственно социальная политика (политика в области социальной защиты).

Изучая особенности современной  социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области, я поняла, что сегодня  перед нашим государством стоит  выбор, по какому пути развития пойти  в социальной политике. И чтобы  правильно решить данную задачу, необходимо учитывать не только свой собственный  опыт, но и опыт иностранных государств в данной сфере.

Также работая над своей  курсовой, я выяснила, что социальная политика и социальная работа тесно  взаимосвязаны между собой, по сути говоря, одна без другой просто невозможна. С одной стороны, социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в  социальной работе. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Но, есть место и обратной связи, т. е. социальная работа не может не сказаться на социальной политике, ее ориентирах, целях и задачах.

Одним из механизмов реализации социальных программ является разработка и превращение в жизнь различного рода социальных программ.

Социальные программы  в нашей стране реализуются посредством  трех уровней: федерального, регионального  и местного. Основной проблемой реализации данных программ является их недофинансирование. А, вообще, они призваны решить уже  давно наболевшие проблемы нашего общества.

Таким образом, социальная политика, - это одна из важнейших составляющих жизни любого общества, но уровень  ее развития напрямую зависит от уровня развития этого общества. И, видимо наше общество еще пока не созрело  до такой степени, чтобы жить без  потрясений. Но государство делает всевозможные усилия, чтобы смягчать эти потрясения, и старается вообще не допускать их возникновения. Главное  здесь, чтобы усилия в данном направлении  шли не только «сверху», но и «снизу», чтобы каждый из нас осознавал  свою значимость в этом мире.    

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Батурин Л. А., Бутов  В. И. Социальная сфера в  рыночной экономике. Минск: Издательство  «Слово», 1997. –  342 с.

2. Жуков В. И. Потенциал  человека: Индекс социального развития // Семья   в России. -  № 3, 1996. – с. 34 – 40.

3. Игнатов В. Г. Экономика  социальной сферы: Учебное пособие.  – М.:

    Издательский  центр «МарТ», 2005. – 528 с.

5. Пешихонов Ю. В., Водопьянов  С. В. Современные проблемы 

финансирования социальной сферы // Финансы. - № 3, 2001. – с. 20 – 39.

6. Павленок П. Д. Основы  социальной работы: Учебник. –  М.: ИНФРА-М,     2001. - 395 с.

Информация о работе Регулирование социальной сферы