Ревизия и контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:59, курс лекций

Описание

Контроль – это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности. Он способствует повышению эффективности производственной и финансово – коммерческой деятельности звеньев экономики.

Работа состоит из  1 файл

шпоры по ревизии и контролю.doc

— 126.13 Кб (Скачать документ)


1. Сущность, функции и задачи контроля. Формы и виды контроля.

Контроль – это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности. Он способствует повышению  эффективности производственной и финансово – коммерческой деятельности звеньев экономики.

Экономический контроль выполняет несколько функций:

-  информационная – информация, полученная в результате экономического контроля, является основанием для принятия соотв. управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта;

-  профилактическая – экономический контроль призван не только выявить недостатки, хищения, злоупотребления, но и способствует их устранению и недопущению в дальнейшей работе;

-  мобилизующая – заставляет субъекты хозяйствования ответственно выполнять свои обязательства. Предприятие должно обеспечить рациональное, т. е. достижение наиболее высоких показателей производства при наименьших затратах ресурсов и труда,  и целевое использование всех своих средств и ресурсов, в соответствии с планами сметами и договорами;

-  воспитательная – воспитывает у работников предприятий потребность неукоснительного соблюдения законности и четкого исполнения своих обязанностей, является важным средством в борьбе с бесхозяйственностью, воспитывает сознательное отношение к труду и собственности предприятия.

В настоящее время действуют следующие виды контроля:

1.  Государственный контроль – осуществляют органы государственной власти и управления и административные органы, который в свою очередь подразделяется на общегосударственный, отраслевой, специальный.

2.  Аудит – независимый контроль за деятельностью предприятий, осуществляемый аудиторами-предпринимателями или аудиторскими фирмами. Целью такого контроля является проверка достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также законности совершаемых на предприятии операций, правильности их отражения в учете.

3.  Общественный контроль осуществляется профсоюзными и молодежными организациями. Его цель – проверка решения социальных вопросов в трудовых коллективах, в молодежной среде и по месту жительства членов данных организаций.

По субъектам контрольной деятельности контроль подразделяется:

- вневедомственный – предполагает осуществление контрольных функций независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования;

- ведомственный контроль за деятельностью организаций осуществляется вышестоящим органом по принципу административной подчиненности.

По времени осуществления контроль подразделяют на:

-  предварительный, применяется на стадии управленческих решений. Объекты этого контроля: проектно-сметная документация, договоры, документы, отражающие поступление и движение ТМЦ, денежных средств;

- текущий, осуществляется в ходе хозяйственных операций. Объекты текущего контроля являются показатели оперативной отчетности, первичные документы;

- последующий, осуществляется после совершения хозяйственных операций по истечении определенного отчетного периода. Объекты – первичные документы, отражающие совершенные хозяйственные операции, регистры бухгалтерского учета и отчетности.

По источникам проверки выделяют:

- документальный – заключается в проверке различного рода первичных документов, бухгалтерской, оперативной отчетности и других документальных носителей экономической информации.

- фактический – предполагает проверку фактического состояния, наличия и использования средств предприятия, осуществляемую путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания

2. Система контрольно -ревизионных органов РБ.

Органами государственного контроля являются:

- Комитет государственного контроля РБ – высший орган контроля;

функции: контроль за исполнением законов РБ, постановлений СМ и соответствия им других актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения; контроль за своевременным поступлением доходов в бюджет, целевым и экономным использованием средств государственного бюджета и внебюджетных гос. фондов; проверка законности и эффективности использования государственных ресурсов всеми государственными организациями, а также использования материальных и денежных средств, направляемых государством на создание и развитие предприятий негосударств. форм собственности; проверка фин.-хоз. деятельности государственных организаций, представительств и учреждений, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств бюджета и т. д.;

- Министерство финансов;

- Государственный налоговый комитет РБ – это республиканский орган госуправления, проводящий гос. политику, осуществл. регулирование и управление в сфере налогообложения; функции: контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, обеспечением правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет и их учета; руководство деятельностью инспекцией ГНК по областям, городам, районам; разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов; осуществление валютного контроля; предупреждение правонарушений в сфере налогового законодательства; издание методических указаний и разъяснений о порядке исчисления, учета и взимания налогов и других платежей в бюджет.

- Министерство статистики и анализа;

- Министерство экономики;

- НБ РБ;

- органы специализированного госконтроля и административные органы.

3. Ревизия как основная форма контроля. Виды ревизии.

Ревизионная служба составляет перспективные и текущие планы, которые различаются продолжительностью планируемого периода.

Перспективные планы составляются на три – пять и более лет. Они включают в себя мероприятия по организации контрольно-ревизионной работы, ее совершенствованию, по внедрению передовых форм и  методов хозяйственного контроля, по разработке нормативно-справочных материалов, по подготовке и повышению квалификации кадров контрольно-ревизионного аппарата.

Текущие планы составляют на предстоящий календарный год. Они отличаются большей детализацией и  включают в себя перечень работ, связанных непосредственно с осуществлением контрольных функций.

Годовой план работы состоит из  2 разделов: документальные ревизии и тематические проверки.

В годовом плане указывают:

- наименование и местонахождение ревизуемых предприятий;

- сведения о предыдущей ревизии по каждому предприятию;

- ревизуемый период;

- вид ревизии (сплошные, выборочные, комбинированные, комплексные, тематические);

- срок проведения ревизии;

- продолжительность ревизии;

- исполнителей.

 

При составлении планов проведения ревизий предусматривают чтобы хозрасчетные предприятия подвергались проверкам не менее раза в год. Каждая ревизия должна охватывать период, начинающийся со дня окончания предыдущей ревизии и заканчивающийся датой начала планируемой ревизии.

Планируемая продолжительностью ревизии (в днях) зависит от объема работы предприятия и документооборота, вида ревизии, количества и квалификации ревизующих и не может превышать 30 дней. Продление срока ревизии допускается с разрешения руководителя органа, назначившего ревизию. Основанием для продления срока могут быть следующие причины: проведение ревизии за время, превышающее один год; изменение программы в ходе осуществления ревизии; необходимость сплошной проверки хозяйственных операций с целью установления полного размера причиненного материального ущерба при выявлении фактов хищений, злоупотреблений и других нарушений; болезнь ревизора.

Составляются также планы проведения тематических проверок: сохранности ТМЦ; своевременности и правильности проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете; полноты и своевременности  оприходования продукции, поступившей от урожая.

На основании годовых планов каждый работник контрольно-ревизионного аппарата разрабатывает индивидуальный план-график работы на год.

4. Методические приемы документальной проверки хозяйственных операции и их содержание.

 

 

Проведению документальной ревизии должно предшествовать обследование ревизуемого предприятия, оно позволяет ревизорам установить недостатки в работе предприятия, в хранении и использовании оборудования, техники, материальных ценностей и др. После осмотра ревизор решает какие ТМЦ  следует подвергнуть контрольной инвентаризации, проводятся она как правило вначале ревизии. Вместе с тем применяются и в ходе ее осуществления, когда выявляются те или иные нарушения.

Когда имеются сведения, сигналы о хищении материальных ценностей или нарушении правил их отпуска, ревизию следует начинать с инвентаризации ТМЦ (сплошным методом).

После проведения подготовительной организационной работы на предприятии ревизор приступает к непосредственной ревизии, в ходе которой используются способы и приемы документального и фактического контроля.

б)  Ревизия фин.-хоз. деятельности организации проводится путем:

- проверки документов в целях установления законности и целесообразности произведенных хозяйственных и финансовых операций;

- проверки действительности совершения сделок, получения или выдачи в указанных документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг;

-сопоставление бухгалтерских записей по учету с оправдательными документами,

данных бухгалтерского учета с данными отчетности;

- сличения в необходимых случаях выписок банка и платежных документов по расчетным, валютным и другим счетам с подлинными записями по этим счетам в банке;

- проведение встречных проверок;

- инвентаризация – включает комплекс обязательных мероприятий: создание инвентаризационной комиссии и издание об этом приказа; подготовка к инвентаризации данных учета на дату инвентаризации по каждому МОЛ; требование  материального отчета от МОЛ, расписки о включении в материальный отчет к моменту инвентаризации всех приходных и расходных документов; пересчет фактического наличия всех материальных ценностей и составление инвентаризационных описей; составление сличительной ведомости; рассмотрение и утверждение результатов инвентаризации;

- контрольных обмеров объемов выполненных работ – применяются для проверки достоверности учета незавершенного производства, расходования строительных материалов в сравнении с нормами и фактически выполненным объемом работ, проверки правильности начисления зарплаты, расчетов с подрядчиками за выполненный объем работ;

- взвешивания и обмера сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий;

- контрольных запусков сырья в производство, контрольных анализов сырья, материалов и соответствия продукции государственным стандартам, правильности списания на производство сырья и материалов, а также установление норм их расходов;

- проверки полноты оприходования готовой продукции, соблюдение норм естественной  убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей;

- проверки соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей, организации их охраны, состояния пропускной системы.

Для систематизации материалов ревизии ревизор должен иметь рабочую тетрадь, в которой регистрируются вскрытые факты нарушений, злоупотреблений и другие недостатки в работе предприятия, по отдельным разделам ревизии в соответствии со структурой основного акта ревизии.

 

5. Приёмы фактического контроля и их содержание

Когда имеются сведения, сигналы о хищении материальных ценностей или нарушении правил их отпуска, ревизию следует начинать с инвентаризации ТМЦ (сплошным методом).

После проведения подготовительной организационной работы на предприятии ревизор приступает к непосредственной ревизии, в ходе которой используются способы и приемы документального и фактического контроля.

б)  Ревизия фин.-хоз. деятельности организации проводится путем:

- проверки документов в целях установления законности и целесообразности произведенных хозяйственных и финансовых операций;

- проверки действительности совершения сделок, получения или выдачи в указанных документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг;

-сопоставление бухгалтерских записей по учету с оправдательными документами,

данных бухгалтерского учета с данными отчетности;

- сличения в необходимых случаях выписок банка и платежных документов по расчетным, валютным и другим счетам с подлинными записями по этим счетам в банке;

- проведение встречных проверок;

- инвентаризация – включает комплекс обязательных мероприятий: создание инвентаризационной комиссии и издание об этом приказа; подготовка к инвентаризации данных учета на дату инвентаризации по каждому МОЛ; требование  материального отчета от МОЛ, расписки о включении в материальный отчет к моменту инвентаризации всех приходных и расходных документов; пересчет фактического наличия всех материальных ценностей и составление инвентаризационных описей; составление сличительной ведомости; рассмотрение и утверждение результатов инвентаризации;

Информация о работе Ревизия и контроль