Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:59, курс лекций
Контроль – это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности. Он способствует повышению эффективности производственной и финансово – коммерческой деятельности звеньев экономики.
1. Сущность, функции и задачи контроля. Формы и виды контроля.
Контроль – это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности. Он способствует повышению эффективности производственной и финансово – коммерческой деятельности звеньев экономики.
Экономический контроль выполняет несколько функций:
- информационная – информация, полученная в результате экономического контроля, является основанием для принятия соотв. управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта;
- профилактическая – экономический контроль призван не только выявить недостатки, хищения, злоупотребления, но и способствует их устранению и недопущению в дальнейшей работе;
- мобилизующая – заставляет субъекты хозяйствования ответственно выполнять свои обязательства. Предприятие должно обеспечить рациональное, т. е. достижение наиболее высоких показателей производства при наименьших затратах ресурсов и труда, и целевое использование всех своих средств и ресурсов, в соответствии с планами сметами и договорами;
- воспитательная – воспитывает у работников предприятий потребность неукоснительного соблюдения законности и четкого исполнения своих обязанностей, является важным средством в борьбе с бесхозяйственностью, воспитывает сознательное отношение к труду и собственности предприятия.
В настоящее время действуют следующие виды контроля:
1. Государственный контроль – осуществляют органы государственной власти и управления и административные органы, который в свою очередь подразделяется на общегосударственный, отраслевой, специальный.
2. Аудит – независимый контроль за деятельностью предприятий, осуществляемый аудиторами-предпринимателями или аудиторскими фирмами. Целью такого контроля является проверка достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также законности совершаемых на предприятии операций, правильности их отражения в учете.
3. Общественный контроль осуществляется профсоюзными и молодежными организациями. Его цель – проверка решения социальных вопросов в трудовых коллективах, в молодежной среде и по месту жительства членов данных организаций.
По субъектам контрольной деятельности контроль подразделяется:
- вневедомственный – предполагает осуществление контрольных функций независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования;
- ведомственный контроль за деятельностью организаций осуществляется вышестоящим органом по принципу административной подчиненности.
По времени осуществления контроль подразделяют на:
- предварительный, применяется на стадии управленческих решений. Объекты этого контроля: проектно-сметная документация, договоры, документы, отражающие поступление и движение ТМЦ, денежных средств;
- текущий, осуществляется в ходе хозяйственных операций. Объекты текущего контроля являются показатели оперативной отчетности, первичные документы;
- последующий, осуществляется после совершения хозяйственных операций по истечении определенного отчетного периода. Объекты – первичные документы, отражающие совершенные хозяйственные операции, регистры бухгалтерского учета и отчетности.
По источникам проверки выделяют:
- документальный – заключается в проверке различного рода первичных документов, бухгалтерской, оперативной отчетности и других документальных носителей экономической информации.
- фактический – предполагает проверку фактического состояния, наличия и использования средств предприятия, осуществляемую путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания
2. Система контрольно -ревизионных органов РБ.
Органами государственного контроля являются:
- Комитет государственного контроля РБ – высший орган контроля;
функции: контроль за исполнением законов РБ, постановлений СМ и соответствия им других актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения; контроль за своевременным поступлением доходов в бюджет, целевым и экономным использованием средств государственного бюджета и внебюджетных гос. фондов; проверка законности и эффективности использования государственных ресурсов всеми государственными организациями, а также использования материальных и денежных средств, направляемых государством на создание и развитие предприятий негосударств. форм собственности; проверка фин.-хоз. деятельности государственных организаций, представительств и учреждений, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств бюджета и т. д.;
- Министерство финансов;
- Государственный налоговый комитет РБ – это республиканский орган госуправления, проводящий гос. политику, осуществл. регулирование и управление в сфере налогообложения; функции: контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, обеспечением правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет и их учета; руководство деятельностью инспекцией ГНК по областям, городам, районам; разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов; осуществление валютного контроля; предупреждение правонарушений в сфере налогового законодательства; издание методических указаний и разъяснений о порядке исчисления, учета и взимания налогов и других платежей в бюджет.
- Министерство статистики и анализа;
- Министерство экономики;
- НБ РБ;
- органы специализированного госконтроля и административные органы.
3. Ревизия как основная форма контроля. Виды ревизии.
Ревизионная служба составляет перспективные и текущие планы, которые различаются продолжительностью планируемого периода.
Перспективные планы составляются на три – пять и более лет. Они включают в себя мероприятия по организации контрольно-ревизионной работы, ее совершенствованию, по внедрению передовых форм и методов хозяйственного контроля, по разработке нормативно-справочных материалов, по подготовке и повышению квалификации кадров контрольно-ревизионного аппарата.
Текущие планы составляют на предстоящий календарный год. Они отличаются большей детализацией и включают в себя перечень работ, связанных непосредственно с осуществлением контрольных функций.
Годовой план работы состоит из 2 разделов: документальные ревизии и тематические проверки.
В годовом плане указывают:
- наименование и местонахождение ревизуемых предприятий;
- сведения о предыдущей ревизии по каждому предприятию;
- ревизуемый период;
- вид ревизии (сплошные, выборочные, комбинированные, комплексные, тематические);
- срок проведения ревизии;
- продолжительность ревизии;
- исполнителей.
При составлении планов проведения ревизий предусматривают чтобы хозрасчетные предприятия подвергались проверкам не менее раза в год. Каждая ревизия должна охватывать период, начинающийся со дня окончания предыдущей ревизии и заканчивающийся датой начала планируемой ревизии.
Планируемая продолжительностью ревизии (в днях) зависит от объема работы предприятия и документооборота, вида ревизии, количества и квалификации ревизующих и не может превышать 30 дней. Продление срока ревизии допускается с разрешения руководителя органа, назначившего ревизию. Основанием для продления срока могут быть следующие причины: проведение ревизии за время, превышающее один год; изменение программы в ходе осуществления ревизии; необходимость сплошной проверки хозяйственных операций с целью установления полного размера причиненного материального ущерба при выявлении фактов хищений, злоупотреблений и других нарушений; болезнь ревизора.
Составляются также планы проведения тематических проверок: сохранности ТМЦ; своевременности и правильности проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете; полноты и своевременности оприходования продукции, поступившей от урожая.
На основании годовых планов каждый работник контрольно-ревизионного аппарата разрабатывает индивидуальный план-график работы на год.
4. Методические приемы документальной проверки хозяйственных операции и их содержание.
Проведению документальной ревизии должно предшествовать обследование ревизуемого предприятия, оно позволяет ревизорам установить недостатки в работе предприятия, в хранении и использовании оборудования, техники, материальных ценностей и др. После осмотра ревизор решает какие ТМЦ следует подвергнуть контрольной инвентаризации, проводятся она как правило вначале ревизии. Вместе с тем применяются и в ходе ее осуществления, когда выявляются те или иные нарушения.
Когда имеются сведения, сигналы о хищении материальных ценностей или нарушении правил их отпуска, ревизию следует начинать с инвентаризации ТМЦ (сплошным методом).
После проведения подготовительной организационной работы на предприятии ревизор приступает к непосредственной ревизии, в ходе которой используются способы и приемы документального и фактического контроля.
б) Ревизия фин.-хоз. деятельности организации проводится путем:
- проверки документов в целях установления законности и целесообразности произведенных хозяйственных и финансовых операций;
- проверки действительности совершения сделок, получения или выдачи в указанных документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг;
-сопоставление бухгалтерских записей по учету с оправдательными документами,
данных бухгалтерского учета с данными отчетности;
- сличения в необходимых случаях выписок банка и платежных документов по расчетным, валютным и другим счетам с подлинными записями по этим счетам в банке;
- проведение встречных проверок;
- инвентаризация – включает комплекс обязательных мероприятий: создание инвентаризационной комиссии и издание об этом приказа; подготовка к инвентаризации данных учета на дату инвентаризации по каждому МОЛ; требование материального отчета от МОЛ, расписки о включении в материальный отчет к моменту инвентаризации всех приходных и расходных документов; пересчет фактического наличия всех материальных ценностей и составление инвентаризационных описей; составление сличительной ведомости; рассмотрение и утверждение результатов инвентаризации;
- контрольных обмеров объемов выполненных работ – применяются для проверки достоверности учета незавершенного производства, расходования строительных материалов в сравнении с нормами и фактически выполненным объемом работ, проверки правильности начисления зарплаты, расчетов с подрядчиками за выполненный объем работ;
- взвешивания и обмера сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий;
- контрольных запусков сырья в производство, контрольных анализов сырья, материалов и соответствия продукции государственным стандартам, правильности списания на производство сырья и материалов, а также установление норм их расходов;
- проверки полноты оприходования готовой продукции, соблюдение норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей;
- проверки соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей, организации их охраны, состояния пропускной системы.
Для систематизации материалов ревизии ревизор должен иметь рабочую тетрадь, в которой регистрируются вскрытые факты нарушений, злоупотреблений и другие недостатки в работе предприятия, по отдельным разделам ревизии в соответствии со структурой основного акта ревизии.
5. Приёмы фактического контроля и их содержание
Когда имеются сведения, сигналы о хищении материальных ценностей или нарушении правил их отпуска, ревизию следует начинать с инвентаризации ТМЦ (сплошным методом).
После проведения подготовительной организационной работы на предприятии ревизор приступает к непосредственной ревизии, в ходе которой используются способы и приемы документального и фактического контроля.
б) Ревизия фин.-хоз. деятельности организации проводится путем:
- проверки документов в целях установления законности и целесообразности произведенных хозяйственных и финансовых операций;
- проверки действительности совершения сделок, получения или выдачи в указанных документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг;
-сопоставление бухгалтерских записей по учету с оправдательными документами,
данных бухгалтерского учета с данными отчетности;
- сличения в необходимых случаях выписок банка и платежных документов по расчетным, валютным и другим счетам с подлинными записями по этим счетам в банке;
- проведение встречных проверок;
- инвентаризация – включает комплекс обязательных мероприятий: создание инвентаризационной комиссии и издание об этом приказа; подготовка к инвентаризации данных учета на дату инвентаризации по каждому МОЛ; требование материального отчета от МОЛ, расписки о включении в материальный отчет к моменту инвентаризации всех приходных и расходных документов; пересчет фактического наличия всех материальных ценностей и составление инвентаризационных описей; составление сличительной ведомости; рассмотрение и утверждение результатов инвентаризации;