Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:59, курс лекций
Контроль – это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности. Он способствует повышению эффективности производственной и финансово – коммерческой деятельности звеньев экономики.
- контрольных обмеров объемов выполненных работ – применяются для проверки достоверности учета незавершенного производства, расходования строительных материалов в сравнении с нормами и фактически выполненным объемом работ, проверки правильности начисления зарплаты, расчетов с подрядчиками за выполненный объем работ;
- взвешивания и обмера сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий;
- контрольных запусков сырья в производство, контрольных анализов сырья, материалов и соответствия продукции государственным стандартам, правильности списания на производство сырья и материалов, а также установление норм их расходов;
- проверки полноты оприходования готовой продукции, соблюдение норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей;
- проверки соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей, организации их охраны, состояния пропускной системы.
Для систематизации материалов ревизии ревизор должен иметь рабочую тетрадь, в которой регистрируются вскрытые факты нарушений, злоупотреблений и другие недостатки в работе предприятия, по отдельным разделам ревизии в соответствии со структурой основного акта ревизии.
6. Порядок составления и содержание акта ревизии деятельности предприятия.
Для систематизации материалов ревизии ревизор должен иметь рабочую тетрадь, в которой регистрируются вскрытые факты нарушений, злоупотреблений и другие недостатки в работе предприятия, по отдельным разделам ревизии в соответствии со структурой основного акта ревизии.
а) Акт состоит из вступительной и результативной частей. Во вступительной части указываются: полное наименование акта, дата и место его составления; основание для проведения ревизии, ее начало и окончание; состав ревизионной группы; наименование ревизуемого предприятия и период производственно-хозяйственной деятельности, за который проводилась ревизия; ФИО должностных лиц ревизуемого предприятия ответственных за финансово-хозяйственную деятельность. (Рассказать если руководители менялись).
Во вступительной части приводятся краткие данные о ревизуемом предприятии, его организационной структуре и виде деятельности, указывают способы документаль- ной проверки, какие операции (кассовые, банковские, расчеты с подотчетными лицами и т.д.) проверены сплошным способом, а какие – выборочным. В последнем случае отмечают периоды, выбранные для проверки. Это необходимо для установления меры ответственности ревизора. Способы проведения инвентаризации.
Заканчивается вступительная часть акта фразой: «Настоящей ревизией установлено следующее…», после чего следует изложение результативной части.
Результативная часть акта ревизии представляет собой систематизированный перечень выявленных нарушений, недостатков и злоупотреблений в процессе производственной и хозяйственно-финансовой деятельности организации. Эта часть акта состоит из отдельных разделов, соответствующих числу тем программы ревизии. Перед каждым разделом ставится соответствующая римская цифра и его назначение.(пример 1.ден.ср-ва;,6. труд и зарплата; 12.прилож. к акту)
Построение результативной части акта ревизии строго не регламентируется.
В акт ревизии должны включаться всесторонне проверенные и документально обоснованные факты нарушений, злоупотреблений, бесхозяйственности, порчи и недостач, излишнего списания материальных ценностей и т. д. Все записи в акте должны быть бесспорными, точными и неопровержимыми.
Акт ревизии должен быть составлен грамотно, написан просто, ясно, деловым языком. Его не следует загромождать описанием структуры ревизуемого предприятия, изложением отчетных показателей из периодической и годовой отчетности, а также мелкими, незначительными нарушениями, которые по указанию ревизующих были исправлены в период проведения ревизии. Внутри каждого раздела акта комплексной ревизии следует излагать факты по признаку их значимости, без соблюдения их хронологии во времени, т. е. в первую очередь освещать самые существенные факты, характеризующие недостатки, нарушения и злоупотребления.
7. Права, обязанности и ответственность ревизора.
Основной служебной обязанностью ревизора является качественное и своевременное проведение ревизий и проверок. При выполнении служебных функций он обязан:
- знать действующее законодательство, постановления правительства, приказы и распоряжения вышестоящих органов, инструктивные и другие нормативно-правовые материалы, относящиеся к деятельности ревизуемого предприятия, и строго ими руководствоваться в своей практической работе;
- глубоко владеть всем комплексом способов и приемов контрольно-ревизионной работы и умело их использовать в процессе практической деятельности;
- организовать работу с таким расчетом, чтобы как можно полнее были охвачены все участки производственной и финансовой деятельности ревизуемого предприятия в сроки, установленные руководителем организации, назначившей ревизию. Результаты ревизии должны быть оформлены актом ревизии с необходимыми предложениями и всеми объяснительными записками должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях;
- оказать помощь работникам ревизуемого предприятия в устранении вскрытых недостатков и допущенных нарушений, если ошибки и недостатки в работе были допущены в результате их незнания.
- прочее.
Для успешного выполнения своих обязанностей ревизору предоставлены следующие права:
- требовать предъявления всех необходимых по ходу ревизии и проверок материалов, характеризующих деятельность ревизуемого предприятия и отдельных должностных лиц, а также наличных денежных средств, ценных бумаг и материальных ресурсов для их фактической проверки (инвентаризации);
- опечатывать по необходимости кассы, склады, кладовые, архивы и другие помещения;
- изымать в установленном порядке подлинные документы, содержащие подлог, и сохранность которых не гарантируется;
- получать от должностных лиц письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок;
- проводить контрольные запуски сырья и материалов в производство, контрольные анализы содержания сырья, материалов в готовой продукции, технические испытания;
- прочее.
Ревизор несет ответственность в установленном порядке за несвоевременность, неполноту и ненадлежащее качество проводимой ревизии, необъективность освещения результатов ревизии, полное или частичное сокрытие обнаруженных нарушений и злоупотреблений или их занижение, неправильность и необоснованность выводов по результатам ревизии и неполное установление материального ущерба, использование служебного положения в корыстных целях и т. д.
8. Понятие, содержание и виды аудита. Требование, предъявление к аудиторам и аудиторским организаци
Основной обязанностью аудитора и аудиторских организаций является качественное и своевременное проведение аудиторских проверок в соответствии с заключенными договорами с субъектами хозяйствования.
Для успешного выполнения своих обязанностей аудиторы наделены следующими правами:
- самостоятельно определять формы и методы проверки;
- проверять все бухгалтерские регистры, счета и другую бухгалтерскую документацию, активы и обязательства, фактическое наличие денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей и их соответствие данным бухгалтерского учета и отчетности;
- получать у банков, налоговых органов и иных третьих лиц соответствующие сведения о деятельности проверяемой организации, необходимые для проведения аудита;
- отказать от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемым субъектом необходимой документации.
Аудиторы несут ответственность за нарушения требований действующего законодательства при осуществлении аудиторской деятельности.
Ответственность за ущерб, причиненный аудиторской деятельностью разделяется в зависимости от субъектов, занимающихся данной деятельностью (схема 1).
Виды субъектов, занимающихся
аудиторской деятельностью
Аудиторы-предприниматели без образования юр. лица, получившие лицензию и включенные в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм | 1.Уголовная ответственность 2.Административная ответственность 3.Гражданско-правовая ответственность |
Юридические лица, аудиторские фирмы | 1.Административная ответственность 2.Гражданско-правовая ответственность |
Физические лица, прошедшие аттестацию и занимающиеся аудиторской деятельностью в составе аудиторской фирмы | 1.Уголовная ответственность 2.Ответственность, предусмотренная нормами трудового законодательства (дисциплинарная и материальная) |
Если в результате небрежности либо неправомерных действий аудитора будет нанесен материальный ущерб, он подлежит возмещению аудиторской организацией или аудитором в соответствии с действующим законодательством и условиями договора.
9. Ревизия кассовых операций. Меры ответственности за нарушения порядка ведения кассовых операций.
Перечень задач:
1 Проверка обеспечения условий хранения и сохранности наличных денег в кассе и при их доставке из банка;
2 проверка соблюдения Правил ведения кассовых операций в РБ и кассовой дисциплины;
3 соблюдение правил документального оформления операций по приходу и выдаче денег из кассы;
4 соблюдение установленного порядка хранения чековых книжек, выписки чеков и получения по ним денег;
5 контроль за своевременным и полным оприходованием денег, полученных из банка, и при реализации ТМЦ и услуг за наличный расчет;
6 соблюдение лимита хранения наличных денег в кассе и при выдаче их на операционно-хозяйственные нужды и другие расходы;
7 соблюдение сроков внезапных инвентаризаций кассовой наличности;
8 проверка законности, достоверности и целесообразности кассовых операций.
2 вопрос.
Инвентаризация кассовой наличности должна проводится внезапно, т.е немедленно после прибытия ревизора (аудитора) в организацию для проверки.
При временном отсутствии кассира помещение кассы опечатывается, и инвентаризация ее проводится по прибытию кассира. Если кассир отсутствует длительное время в организации создается комиссия, проводится инвентаризация и передача кассы другому МОЛ.
Проводится в присутствии гл. бухгалтера и кассира.
Кассовые операции на время инвентаризации не прекращаются.
До начала проверки наличия денежных средств и других ценностей в кассе
кассир должен составить кассовый отчет.
В отчет включаются все приходные и расходные документы, имеющиеся в кассе. Все частные расписки и другие документы, не предусмотренные правилами ведения кассовых операций, во внимание не принимаются, и в отчет кассира не включаются.
Кассир до начала инвентаризации подписывает расписку о том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы внесены в отчет, и сданы в бухгалтерию. Все поступившие денежные средства оприходованы, а выбывшие списаны.
Остаток денег проверяется с учетом остатка по балансу на первое число месяца.
При проверке кассового отчета и приложенных к нему документов ревизор (аудитор) должен сопоставить номера ПКО и РКО приложенных к отчету, с записями в журналах регистрации.
Денежные средства пересчитываются. Составляется опись купюр.