Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение вопросов, связанных с анализом себестоимости продукции на предприятии: сущность, цели, методы данного анализа, значение и резервы снижения себестоимости продукции. В качестве практического приложения в работе приводятся данные по анализу себестоимости продукции на предприятии ОАО «Электромашина». При изучении данной темы мною были использованы учебная и специальная литература по теории экономического анализа.
Введение. 2
Глава 1. Теоретическое обоснование экономического анализа себестоимости продукции. 4
1.1. Понятие себестоимости и ее анализ. 4
1.2. Себестоимость продукции и ее структура. 7
1.3. Планирование себестоимости продукции. 11
1.4. Пути снижения себестоимости продукции. 14
Глава 2. Анализ себестоимости продукции на предприятии ОАО «Электромашина». 18
2.1. Анализ себестоимости продукции. 18
2.1.1. Организация учета затрат себестоимости по переменным расходам. 19
2.1.2. Анализ себестоимости, исчисленной по переменным затратам. 21
2.2. Анализ затрат по статьям калькуляции. 23
2.3. Анализ затрат на 1 рубль выпущенной продукции. 24
Глава 3. Резервы снижения себестоимости продукции предприятия. 27
Выводы и предложения. 31
Литература. 33
Таким образом, повышение общей себестоимости вызвано повышением себестоимостью единицы продукции, за исключением тынов. При этом объемы производства по большинству видов продукции снизились.
Повышение полной себестоимости единицы продукции определенного вида было вызвано повышением затрат по всем статьям калькуляции.
Формирование себестоимости на заводе "Электромашина" осуществляется на основе калькуляционного варианта, традиционного для отечественных предприятий. В условиях рыночной экономики особую актуальность приобретает внедрение в отечественную практику система "директ-костинг". При калькулировании себестоимости продукции по системе "директ-костинг" постоянные затраты не распределяются между носителями, то есть видами продукции. Прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты и переменные общепроизводственные расходы (ОПР) являются основными элементами себестоимости, которые участвуют при расчете себестоимости продукции.
Калькуляция
себестоимости по
переменным расходам.
Себестоимость
Затраты производства Непроизводственные расходы
Материалы Трудозатраты Накладные расходы
Пер.нак.расходы
Пост.нак.расходы
Запасы НЗП Запасы готовой продукции Счет прибылей и убытков
Такой вариант калькулирования без специальных дополнительных расчетов представляет нужную, в условиях рынка, информацию о тенденциях изменения затрат в условиях изменения объема.
Проблема учета косвенных затрат с позиций "директ-кистинг" рассматривается следующим образом: косвенные расходы подразделяются на общехозяйственные расходы, носящие постоянный характер, и общепроизводственные, включающие в себя как постоянные расходы, так и переменные. При этом бы снизилась трудоемкость учетных работ, связанных с расчетами по распределению накладных расхоров. Таким образом реализуется двухступенчатый принцип учета маржинального дохода. Схема двухступенчатого учета маржинального дохода выглядит следующим образом:
Выручка
от реализации
Переменные прямые производственные расходы 19691,4 т.руб.
Маржинальный доход (сумма покрытия I) 14000,8 т.руб.
Постоянные производственные нак.расходы подразделений 7745,3 т.руб.
Маржинальный
доход (сумма покрытия II)
Пост.расходы:
общехозяйственные и
Результат
от реализации
Данный учет позволяет определить, на какой ступени выручка от реализации продукции перестает покрывать затраты предприятия. В данном случае, при неполной реализации готовой продукции выручка не покрыла постоянных расходов предприятия в целом. Так как постоянные расходы не распределялись между реализованной продукцией и остатками готовой продукции, а были списаны общей суммой на реализацию, предприятие получило убыток в размере 378,6 тыс. руб. А при исчислении полной себестоимости продукции, когда часть постоянных расходов заключена в остатках готовой продукции и не участвует в расчете результата от реализации, предприятие имело прибыль от реализации в размере 328,2 тыс. руб.
Внедрение
системы "директ-костинг" обеспечило
бы более точное определение себестоимости,
при котором различные
Таблица 2. Отчет о прибылях и убытках.
Наименование показателя | Учет полных затрат | Учет переменных затрат |
Выручка (нетто) от реал-ции продукции | 33692 | 33692 |
Себестоимость реал-ции продукции | 33364 | 16691 |
Коммерческие расходы | - | 16 |
Управленческие расходы | - | 14364 |
Прибыль (убыток) от реализации | 328 | -379 |
При использовании метода учета переменных затрат отчет "О прибылях и убытка" не дает информации о маржинальном доходе, который является важнейшим показателем при использовании данного метода.
Поэтому при внедрении элементов "директ-костинг" в отечественную практику учета затрат было бы целесообразно ввести новую форму отчета "О прибылях и убытках"(См. таблицу 2 П в приложении).
В таком отчете четко видна величина маржинального дохода. Сумма постоянных затрат разбита по составляющим элементам, что также важно для анализа затрат. Помимо себестоимости реализованной продукции здесь показана себестоимость и готовой продукции, что устраняет необходимость привлечения других форм отчетности для определения величины данного показателя. (См. таблицу 3П в приложении).
Финансовый результат от реализации продукции при определении полной себестоимости, рассчитанный по зарубежной методике, отличается от финансового результата, рассчитанного по отечественным принципам. Причина заключается в следующем. В отечественной практике абсолютно все косвенные расходы распределяются между видами продукции и являются составляющими полной себестоимости продукции.
В зарубежной их практике расходы, не связаны с производством продукции, рассматриваются как расходы за периоды. Они не распределяются между видами продукции, а показываются в отчете общей суммой.
Таким образом, применение элементов "директ-костинг" в отечественном учете затрат, внедрение международного опыта по учету затрат и результатов кардинально меняет отечественную концепцию калькулирования, учета и расчета финансовых результатов, в частности основного финансового результата - от реализации продукции.
Применение различных методов учета затрат влияет на величину себестоимости продукции и тем самым на величину прибыли. При методе учета переменных затрат на продукт относят только переменную часть производственных расходов, и они распределяются между остатками готовой продукции и себестоимостью реализованной продукции, а все постоянные расходы рассматриваются как затраты, относимые на период времени. Таким образом, себестоимость продукции будет выглядеть следующим образом:
Таблица 3. Себестоимость продукции, исчисленная по переменным затратам.
|
На увеличение себестоимости, как и в случае исчисления полной себестоимости в большей степени повлияло увеличение цеховых расходов – 80,2% общего увеличения.
Рассчитав себестоимость по переменным затратам единицы каждого вида продукции, заметим, что и в том случае произошло снижение себестоимости единицы продукции, такой как тэны (табл.4.).
Таблица 4. Переменная себестоимость единицы продукции.
|
Лежащая в основе "директ-костинг" классификация затрат на постоянные и переменные обуславливает особенности экономического анализа и управления.
Одной из этих особенностей организации анализа является анализ взаимосвязи объема производства себестоимости и прибыли на базе данной классификации. Такое деление затрат помогает решить задачу максимизации массы и прироста прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов. Оно также позволяет судить об окупаемости затрат и дает возможность определить "запас финансовой прочности" предприятия на случай осложнения коньюктуры и других затруднений.
Анализ
взаимосвязи объема производства, себестоимости
и прибыли проводится с помощью
графика и различных
Более широкое распространение как показатель получила себестоимость продукции по калькуляционным статьям затрат. Учет по калькуляционным статьям позволяет определить целевое направление затрат и исчислить себестоимость отдельных видов и единицы продукции. При этом определяются такие показатели, как заводская себестоимость и полная себестоимость.
Таблица 5. Анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции.
|
Информация о работе Резервы снижения себестоимости продукции предприятия