РФ в международном разделении труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:40, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение основ международного разделения труда (далее – МРТ), а также определение места России в системе международного разделения труда.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Географическое разделение труда и экономическая интеграция 5
1.1. Система международного разделения труда. Интеграционные процессы в современном мире 5
1.2. Экономическое и географическое разделение труда: история возникновения и виды 9
1.3. Мировая торговля - основа международного разделения труда 10
1.4. Внешняя торговля развитых и развивающихся стран (географическая и товарная структура экспорта (импорта) 14
Глава 2. Место России в мировом географическом разделении труда 16
2.1 Внешнеэкономические связи России с США 16
2.2 Внешнеэкономические связи России и Европы 24
2.3 Внешнеэкономические связи России с Китаем 29
Глава 3. Проблемы и перспективы развития внешнеэкономических отношений 34
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

РФ в МГРТ.doc

— 362.50 Кб (Скачать документ)

      1. Современные тенденции  развития торговли

      В начале ХХI в. Соединенные Штаты продолжают оставаться одним из лидеров мировой  торговли. В 2006 г. на долю США в мире приходилось 10% всего экспорта товаров и услуг и 16% импорта. Доля всех других стран в мировой торговле заметно ниже. Для сравнения: на долю России в 2006 г. приходилось 2,5% мирового экспорта и 1,4% мирового импорта .

      В настоящее время основные торговые потоки реализуются в рамках крупнейших экономических блоков – североамериканского, европейского, азиатско-тихоокеанского. Россия не является членом ведущих интеграционных блоков, хотя на долю развитых стран приходится 50% российского экспорта и 35% импорта. Ведущее место во внешней торговле РФ занимают страны Евросоюза (33% российского экспорта и 20% импорта). На долю СНГ, где Россия играет роль лидера, в 2007 г. было ориентировано лишь 14% российского экспорта и 16% импорта. На страны Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), составляющего ядро СНГ, в 2007 г. приходилось лишь 7,5% внешнеторгового оборота РФ . Показатели динамики экспорта и импорта не являются абсолютными показателями эффективности участия страны в мировой торговле. Здесь принципиальное значение имеет приоритет продукции обрабатывающей промышленности, особенно высокотехнологичной.

      Доминирующей  статьей американского импорта  в последние годы стали энергоносители, что во многом связано с воздействием ценового фактора. На долю нефти и нефтепродуктов в 2007 г. приходилось более 20% американского импорта. В последние годы все возрастающая доля американского импорта нефтепродуктов удовлетворяется благодаря поставкам из России, на долю которой в 2007 г. приходилось около 10% американского импорта энергоносителей. Таким образом, наша страна в большой степени помогает США в решении проблемы их национальной энергетической безопасности.

      

      Современная модель специализации России в мировой  торговле базируется именно на экспорте энергоносителей, прежде всего нефти и нефтепродуктов (35% экспорта РФ), природного газа (16%), а также электроэнергии (рис. 2). При этом доля энергоносителей в торговле России с различными странами и регионами (США, Евросоюз, страны СНГ) универсальна, она составляет более 40% российского экспорта в соответствующие страны и регионы. Из-за растущего вывоза энергоносителей уменьшается доля машин и оборудования в экспорте.

      Оценивая  структуру российского импорта  в целом, следует отметить, что  она выглядит прогрессивно: лидируют здесь машины, оборудование, химические продукты. Российские корпорации сегодня в значительных объемах импортируют европейское и американское оборудование для добычи минеральных ресурсов, строительную технику, грузовые и легковые автомобили, медицинское оборудование, компьютеры, комплектующие для их производства и офисное оборудование. Вместе с тем, высокий удельный вес продовольствия и сельскохозяйственного сырья в российском импорте создает определенные угрозы экономической безопасности страны.

      

      Сравнивая позиции России и США в мировой  торговле, следует четко представлять, что сегодня наша страна занимает лишь вторую ступень в общепринятой классификации мирохозяйственных  позиций государств («страна –  прогрессирующий экспортер товаров»). Подобное место в системе мирохозяйственных связей США занимали в начале ХХ в. Сегодня в этой классификации США занимают наивысшую ступень («страна – нетто-импортер финансовых ресурсов, мировой банкир и инвестор»). Для того чтобы перейти к высшей ступени в системе мирохозяйственных связей, России понадобится, по-видимому, не одно десятилетие. Однако при благоприятных внешних условиях, при разумной системе государственного регулирования экономики и обеспечении свободы предпринимательства этот путь может занять у нашей страны меньше времени, чем у Соединенных Штатов.

      2. Структура взаимной  торговли

      На  протяжении последнего десятилетия  ХХ в. и в начале нынешнего столетия перед администрацией США неоднократно ставился вопрос об отмене поправки Джексона–Вэника применительно к России. В начале 2002 г. был запущен законодательный процесс по полному и окончательному выводу России из-под действия поправки. Однако процедура вновь застопорилась из-за охлаждения двусторонних отношений. Примечательно, что в случае вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) поправка будет отменена автоматически, т.к. все страны-участники этой организации обладают статусом наибольшего благоприятствования во взаимной торговле на постоянной основе.

      Признание министерством торговли США рыночного статуса российской экономики в июне 2002 г. дало ощутимые экономические результаты: российские экспортеры получили возможность доказывать обоснованность продажной цены на американском рынке при антидемпинговых расследованиях.

      Повысился инвестиционный рейтинг страны и, как результат, увеличился приток долговременных инвестиций в российскую экономику. Россия подала официальную заявку на придание своей экономики статуса рыночной в июле 2001 г. В США данная процедура является судебной, поэтому в отношении России американские власти начали формальное расследование. США выдвигают пять обязательных критериев рыночной экономики: во-первых, конвертируемость валюты; во-вторых, свободный рынок труда; в-третьих, возможность осуществления иностранных инвестиций; в-четвертых, низкая доля госсобственности в экономике и минимальный контроль за распределением ресурсов и ценообразованием; в-пятых, низкие тарифы на ресурсы. Когда Россия рассматривалась в качестве страны с «нерыночной экономикой» (этот статус перешел к ней автоматически от бывшего СССР), к российским экспортерам применялись более жесткие антидемпинговые процедуры, чем к большинству других стран. Например, антидемпинговая пошлина на уран в 1992 г. составила 116%, на ферросилиций в 1995 г. – 104% и т.д. Данные механизмы регулирования экспорта фактически являются торговыми барьерами, тем не менее, они дают определенную возможность экспортировать товары на американский рынок. На фоне других стран США занимали и продолжают занимать важное место в российском внешнеторговом обороте. Российский экспорт в США составил в 2007 г. более 19,360 млрд. долл., импорт России из США – около 7,365 млрд. долл. В первом полугодии 2008 г. также наблюдался динамичный рост взаимного товарооборота. На протяжении 1990–2000х гг. (кроме 1992 и 1993 г.) Россия имела положительное сальдо в торговле с США. В 2007 г. положительное сальдо РФ во взаимной торговле составило почти 12 млрд. долл., а в 2006 г. эта цифра превышала 15 млрд. долл.

      Хотелось  бы отметить, что огромный положительный баланс в торговле с США для России вряд ли можно оценить как положительное явление. Даже во времена Брежнева Россия зарабатывала большую часть своих нефтедолларов в Европе, а тратила эти деньги в США, закупая самые лучшие в то время машины и оборудование для нашей промышленности. При этом, естественно, масштабы импорта СССР из США были существенно больше нашего экспорта. На долю США приходится 6% внешнеторгового оборота РФ. Для США значение торговли с Россией на порядок меньше – на долю России приходится лишь 0,5% совокупного внешнеторгового оборота США. В 2006 г. Россия находилась на 30-м месте среди импортеров американской продукции и на 19-м – среди экспортеров своих товаров в США.

      В экспорте России сегодня преобладают  нефтепродукты (56,7%), продукты неорганической химии, редкие металлы и радиоактивные материалы (7,7%), алюминий и изделия из него (7,6%), черные металлы (5,6%). Машины, оборудование и транспортные средства составляют менее 2% экспорта РФ в США. Среди других экспортных товаров важные позиции занимают платина, никель, швейные изделия, рыбопродукты.

      

      В российском импорте из США традиционно  преобладают различного рода машины и оборудование (нефтегазовое оборудование, самолеты, электрооборудование, оптические и измерительные приборы, медицинская техника), а также зерно и мясопродукты (рис. 5). Среди импортных поставок из США в 2007 г. на лидирующих позициях находились изделия общего машиностроения (в первую очередь нефтегазовое оборудование, самолеты), сельскохозяйственная продукция (мороженые цыплята, мороженое мясо, кукуруза), компьютеры и части к ним, медицинское и телекоммуникационное оборудование.

      

      Сравнительно  новая тенденция развития мировой  торговли – динамичный рост сферы  услуг. Особенно высокими темпами росла  международная торговля компьютерными  и информационными услугами (31% в  год), финансовыми услугами, научными услугами. Можно предположить, что в ближайшие годы именно этот сектор мировой торговли будет развиваться особенно динамично. Доля США в мировом экспорте услуг составляла в 2006 г. около 20% (376,8 млрд. долл.), заметно уступая по объему «невидимому экспорту» из 25 стран Евросоюза (490 млрд. долл.).

      Доминирующей  статьей американского импорта  в последние годы стали энергоносители, что во многом связано с воздействием ценового фактора. На долю нефти и  нефтепродуктов в 2007 г. приходилось  более 20% американского импорта. В  последние годы все возрастающая доля американского импорта нефтепродуктов удовлетворяется благодаря поставкам из России, на долю которой в 2007 г. приходилось около 10% американского импорта энергоносителей. Таким образом, наша страна в большой степени помогает США в решении проблемы их национальной энергетической безопасности.

      

      Современная модель специализации России в мировой  торговле базируется именно на экспорте энергоносителей, прежде всего нефти  и нефтепродуктов (35% экспорта РФ), природного газа (16%), а также электроэнергии (рис. 2). При этом доля энергоносителей в торговле России с различными странами и регионами (США, Евросоюз, страны СНГ) универсальна, она составляет более 40% российского экспорта в соответствующие страны и регионы. Из-за растущего вывоза энергоносителей уменьшается доля машин и оборудования в экспорте.

      Оценивая  структуру российского импорта  в целом, следует отметить, что  она выглядит прогрессивно: лидируют здесь машины, оборудование, химические продукты. Российские корпорации сегодня  в значительных объемах импортируют  европейское и американское оборудование для добычи минеральных ресурсов, строительную технику, грузовые и легковые автомобили, медицинское оборудование, компьютеры, комплектующие для их производства и офисное оборудование. Вместе с тем, высокий удельный вес продовольствия и сельскохозяйственного сырья в российском импорте создает определенные угрозы экономической безопасности страны.

      

      Сравнивая позиции России и США в мировой  торговле, следует четко представлять, что сегодня наша страна занимает лишь вторую ступень в общепринятой классификации мирохозяйственных позиций государств («страна – прогрессирующий экспортер товаров»). Для того чтобы перейти к высшей ступени в системе мирохозяйственных связей, России понадобится, по-видимому, не одно десятилетие. Однако при благоприятных внешних условиях, при разумной системе государственного регулирования экономики и обеспечении свободы предпринимательства этот путь может занять у нашей страны меньше времени, чем у Соединенных Штатов.

      Проблемы  внешнеэкономических отношений  между Россией и США не могут  быть сведены к какой-то одной причине. Конфликты в сфере внешнеэкономических отношений могут быть вызваны не только структурными различиями американской и российской экономики, но и формами и методами поддержки Америкой национальных производителей, отсутствием надлежащего правового регулирования в ряде отраслей, стремлением партнеров усилить свои переговорные позиции политическими средствами, использованием административных процедур для сдерживания экспортной экспансии партнера, а также соображениями национальной безопасности. 

2.2 Внешнеэкономические связи России и Европы

 

      Как известно, Европейский союз является крупнейшим внешнеторговым партнером  Российской Федерации – только за 10 месяцев прошлого года товарооборот между Россией и ЕС составил почти 190 млн. долларов. На долю ЕС приходится более 50% российского внешнеторгового оборота и около 70% накопленного иностранного капитала в экономике России. Доля России во внешней торговле ЕС приближается к 10%. В целом Россия занимает пятое место среди торговых партнеров Евросоюза (после США, Швейцарии, Китая и Японии). Россия объективно нуждается не столько в снижении общей доли ЕС во внешней торговле, экспорта и развитии других направлений, в том числе и для традиционных товаров.

      В настоящее время структура российского экспорта на рынок ЕС полностью отражает и соответствует реальной конкурентоспособности российской продукции. Более того, экспорт российских нефти и газа в страны ЕС имеет традиционный характер и выступает в качестве своеобразной «подушки безопасности» против непредсказуемого осложнения политических отношений. Но для углубления отношений с Евросоюзом этого недостаточно. Расширение товарной номенклатуры и изменение соотношения отдельных ее статей возможны только через развитие производства конкурентоспособных товаров и услуг внутри России.

      ЕС  не проявляет чрезмерной заинтересованности в расширении спектра товаров  российского экспорта, рассматривают  и, в среднесрочной перспективе, будут рассматривать Россию скорее как сырьевой придаток. В сочетании  с поддержанием элементарной политической стабильности, обеспечение устойчивых поставки энергоресурсов являются главными приоритетами политики ЕС.

      При этом нельзя забывать, что сами страны ЕС стремятся к развитию новых  источников природных энергоресурсов с целью обезопасить себя от потенциальных внутрироссийских катаклизмов и лишить Россию теоретической возможности использовать свои энергоресурсы в качестве инструмента политического влияния.

      Политико-экономические  системы России и ЕС сейчас малосовместимы.

      Относительно отношений с ЕС в контексте вступления России в ВТО эксперты разошлись во мнениях о том, как расценивать условия, на которых Россия подписала с Евросоюзом протокол о завершении переговоров, а также каким образом использовать это с максимальной выгодой.

      Большинство участников придерживаются мнения, что, несмотря на позитивное значение подписания протокола, уступки, на которые Евросоюз заставил пойти Россию, могут нанести  значительный урон как российской экономике  в целом, так и отдельным российским корпорациям. Среди последних – ОАО «Аэрофлот», РАО «Газпром», РАО РЖД (повышение «калининградских» тарифов) и др. Неясен и вопрос о балансе выгод и ущерба в результате ратификации Россией Киотского протокола. Вместе с тем, подавляющее большинство участников согласилось с тезисом, что сам факт «закрытия» темы ВТО позитивен, так как снимает с российско-европейской повестки дня один из главных раздражителей, если разумеется, КЕС не попытается его снова открыть.

Информация о работе РФ в международном разделении труда