Роль бюджетирования в устойчивости российских предприятий пищевой промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 17:22, реферат

Описание

В самом общем виде назначение бюджетирования в организации заключается в том, что это основа [3, с.50]:

• планирования и принятия управленческих решений в компании;

• оценки всех аспектов финансовой состоятельности компании;

• укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала.

При этом в каждой компании может быть свое назначение бюджетирования.

Работа состоит из  1 файл

Роль бюджетирования.doc

— 81.00 Кб (Скачать документ)

Роль  бюджетирования в  устойчивости российских предприятий  пищевой  промышленности (на примере ООО «Суворовская птицефабрика».

Макарова.Н.С. Институт управления бизнеса и технологии. г. Калуга. 

Бюджетирование играет важнейшую роль в развитие предприятия. Управление предприятием невозможно без финансового планирования работы предприятия, а также контроля за выполнением разработанных финансовых планов. Поэтому планирование и контроль результата деятельности предприятия стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента гибкого управления и служащего для обеспечения достоверной информацией.

Бюджетировнание представляет собой информационную систему внутрипроизводственного  управления, использующая определенные финансовые инструменты, называемые бюджетами.[2,с3]

     В самом общем виде назначение бюджетирования в организации заключается в  том, что это основа [3, с.50]:

     • планирования и принятия управленческих решений в компании;

     • оценки всех аспектов финансовой состоятельности  компании;

     • укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала.

     При этом в каждой компании может быть свое назначение бюджетирования. Поэтому, необходимо помнить, что в каждой компании в качестве управленческой технологии назначение бюджетирования может преследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства, свой собственный инструментарий. Прежде всего, бюджеты разрабатываются для компании в целом и для отдельных структурных подразделений с целью прогнозирования финансовых результатов, установления целевых показателей финансовой эффективности и рентабельности, лимитов наиболее важных (критических) расходов, обоснования финансовой состоятельности бизнесов, которыми занимается данная компания, или реализуемых ею инвестиционных проектов.

     Бюджетирование  позволяет руководству организации  с очень сильной вероятностью оценить эффективность принимаемых  решений, оптимальным образом распределить ресурсы предприятия, намечать пути развития персонала и предприятия, а также избегать кризисных ситуаций.

Разработка бюджета  включает в себя основные этапы (рис.1):

постановка проблемы и сбор исходной информации для разработки проекта бюджета;

     анализ  и обобщение информации, расчет показателей экономической деятельности предприятия,

     формирование  проекта бюджета;

     оценка  проекта бюджета;

     утверждение бюджета.  

     

     Рис.1. Этапы разработки бюджета.

     Данное  этапирование проведения бюджетной  политики позволяет организации  строить ежемесячные планы доходов  и расходов, которые обязательны  для исполнения всеми службами. Через  эти планы осуществляется управление затратами в организации и  обеспечивается достижение необходимого уровня экономических показателей (объем продаж, чистая прибыль, рентабельность активов, норма прибыли), без чего невозможно гибкое развитие предприятия. [6,с58]

     Экономическая эффективность любого предприятия  возможна только в том случае, если имеются четко заданные и реальные для выполнения параметры затрат и результатов. С помощью бюджета и определяются данные параметры. Бюджет же и является инструментом процесса бюджетирования.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Виды  бюджетов представлены на рис.2.

     

     Рис.2. Типовая классификация бюджетов организации.

     1. Бюджет доходов и расходов  – определяет экономическую эффективность  деятельности предприятия. Данный  бюджет формирует основной финансовый  результат деятельности предприятия,  т.е. его прибыльность.

     2. Бюджет движения денежных средств  носит более очевидный характер, он непосредственно планирует  и фиксирует реальные потоки  денежных средств и сравнительно  прост для составления. Бюджет  движения денежных средств определяет  “платежеспособность” предприятия как разницу поступлений и “выбытий” денежных средств за период.

     3. Расчетный (прогнозный) баланс - определяет  экономический потенциал и финансовое  состояние предприятия. Расчетный  (прогнозный) баланс является результирующим  бюджетом, при корректной модели финансового учета он формируется на основе бюджета доходов и расходов и бюджета движения денежных средств.

     4. Бюджет продаж - предопределяет уровень  и общий характер всей деятельности  предприятия. Определение и обоснование  объема продаж и его товарной структуры является ключевым в системе бюджетирования любого предприятия, ориентированного на достижение стратегических планов.

     5. Бюджет запасов готовой продукции  - является планом изменения стоимостного  и физического объема и структуры  запасов готовой продукции предприятия за бюджетный период.

     6. Производственный бюджет – входит  в состав операционного бюджета  и является планом физического  объема и структуры выпуска  (производственной программы) и  производственных затрат и себестоимости  выпуска предприятия на бюджетный период.

     7. Бюджет прямых материальных затрат  – входит в состав бюджета  производственных затрат и являющийся  планом прямых производственных  затрат в части расходования  материальных и финансовых оборотных  ресурсов (сырье, материалы, комплектующие, субподряд сторонних организаций).

     8. Бюджет накладных расходов –  включает все виды текущих  затрат предприятия, не относящихся  к прямым затратам.[7,с78]

     Пищевая промышленность представляет собой  сложный многоуровневый комплекс, элементы которого объединяются разветвленной системой связей. Особенностью пищевой промышленности является необходимость пропорционального развития отдельных ее элементов. Традиционная структура пищевой промышленности предполагает выделение первичных и вторичных отраслей. Первичные отрасли осуществляют переработку сельскохозяйственного сырья растительного и животного происхождения (мукомольная, рыбная). Последующую переработку для достижения продукцией конечной стадии готовности осуществляют отрасли вторичного уровня переработки (кондитерская, хлебопекарная).

      В последнее десятилетие практика развития отраслей сельского хозяйства  подтверждает тенденцию резкого  снижения устойчивости производства сельскохозяйственной продукции, что в свою очередь  обусловило сокращение уровня обеспеченности населения продуктами питания, а перерабатываемой промышленности – сырьем. Причины этого заключаются в отсутствии эффективной системы планирования на микроуровне, надежной достоверной и достаточно полной информационной базы, сценариев развития производственной деятельности в сельском хозяйстве. Таким образом, результатом усиления роли финансовой составляющей  в деятельности предприятия является бюджетирование.

Для успешного  формирования, внедрения и функционирования

системы  бюджетирования  на  предприятии  необходимо  соблюдение   следующих

условий.

    1. Необходимо  совершенствование организационной  структуры  предприятия,

 определяющей  функции  и  ответственность  руководителей;  структуры

 бизнес  процессов,  так  как  от   степени   ее   рациональности   и

 прозрачности  зависит  скорость  и  качество  планирования;  учетной

 системы, поскольку из нее поступают данные о фактических результатах

 по выполнению планов и оно невозможно при отсутствии хотя бы  одного из этих компонентов.

    2.   Необходима   интеграция   бюджетирования   с   организационной   и

  информационной структурами предприятия и схемами исполнения  бизнес процессов.   Практический    опыт    показал,    что    согласование

 бюджетирования с другими инструментами управления  в  несколько  раз

 повышает  эффективность его и все системы  управления.

    3. Для  успешного планирования  необходимо  стандартизировать  данные  и наладить  их  совместное  использование   всеми   бизнес   единицами предприятия.

    4. На  предприятии  должны  быть  четко  структурированы  все  процессы,

  распределены функции и определены лица, ответственные за  конкретные процессы. Соблюдение этого условия  позволяет  автоматизировать  все необходимые для этого операции  и в итоге  существенно  упростить процесс бюджетирования.[1,с45]

     Объектом  исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Суворовская птицефабрика. Предприятие является коммерческой организацией. Цель: удовлетворение общественных потребностей в оказываемых услугах, производимых им товарам и работам, а также получение прибыли.

      Основной  масштаб деятельности сконцентрирован на производстве собственной сельскохозяйственной продукции, производстве, переработке и реализации яйца и мяса птицы.

      Основные экономические показатели предприятия представлены в таблице 1. 
 
 
 
 
 

Таблица 1

Основные  экономические показатели за 2008-2009 год

Показатели Отчет                      План
Валовая продукция сельского хозяйства (в  факт. ценах отчетного года), тыс. руб. 232130 231776,5
Среднегодовая численность работников – всего, чел 308 355
Фонд  заработной платы и выплаты социального  характера, тыс. руб. 43883 38728
в том  числе фонд заработной платы 43883 37288
Прибыль до налогообложения 5402 9761,6
Рентабельность всей  хозяйственной деятельности, % 22,9 15,6

Всю деятельность по ведению финансового планировании на ООО «Суворовская птицефабрика занимается планово-экономический отдел.  Отдел  разрабатывает общий бюджет.

Таблица2

Общий бюджет ООО «Суворовская птицефабрика на 2009 год» 

Показатель За отчетный год За предыдущий период
1.Выручка 249990 260717
2.Прочие  доходы 40126 32351
3. Материальные  затраты 234133 448825
4. Затраты  на оплату труда 43883 39059
5. Отчисления  на социальные нужды 1861 1652
6. Амортизация 3519 2012
7. Прочие  затраты 1518 973
 

     Анализ  состояния бюджетирования выявил следующее:

На предприятии  составляется общий бюджет доходов  и расходов организации. Таким образом  бюджетирование на предприятии имеет  примитивный характер. Система по подразделениям бюджетов не составляется для устранения этого недостатка была предложена следующая система бюджетов:

1)общий  бюджет предприятия;

2)бюджет по каждому подразделению;

3)низкая  профессиональная подготовка персонала;

4)недостаточная  оперативность составления отчетов.

Реализация  данной системы позволит установить контроль в каждом из подразделений, закрепит ответственность за работниками  тем самым создаст предпосылки  для разработки системы финансового  управления на предприятии.

      Важнейшей проблемой в  области бюджетирования (финансового планирования)  является  реальность  формируемых финансовых  планов.  Действительно,  реальное   и   эффективное   управление компанией возможно  лишь  при  наличии  обоснованного  плана  на  достаточно длительный  промежуток  времени  –   год,   квартал.   Нереальность   планов вызывается,  как  правило,  необоснованными  плановыми  данными  по   сбыту, плановой доле денежных средств в  расчетах,  заниженными  сроками  погашения

Информация о работе Роль бюджетирования в устойчивости российских предприятий пищевой промышленности