Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:29, реферат
Предпринимательство — это особый вид экономической активности, под которой понимается целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли, и, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Введение………………………………………………………………………..3
I Роль государства как субъекта предпринимательского процесса………..4
1 . 1. Понятие государственного предпринимательства…………………….4
1. 2. Участие государства в субъектах экономической деятельности…..7
II Государственная поддержка малого предпринимательства.
Формы и виды…………………………………………………………………15
2.1 Основы государственной поддержки малого бизнеса…………………….15
2.2. Формы и методы поддержки предпринимательства………………….20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованной литературы………………………………………….24
Введение…………………………………………………………
I Роль государства как субъекта предпринимательского процесса………..4
1 . 1. Понятие государственного предпринимательства…………………….4
1. 2. Участие государства в субъектах экономической деятельности…..7
II Государственная поддержка малого предпринимательства.
Формы и виды……………………………………………
2.2. Формы и
методы поддержки
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….24
Введение
Предпринимательство — это особый вид экономической активности, под которой понимается целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли, и, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.»
I Роль государства как субъекта предпринимательского процесса
1 . 1. Понятие государственного предпринимательства
Можно выделить два основных способа управляющего воздействия на предприятия и их объединения.
1. Государственное регулирование,
управления по отношению к предприятиям всех форм собственности (включая государственные) .
2. Государственное
собственника имущества или пакета акций акционерных обществ (АО).
К числу организационно-правовых форм, в которых функционируют государственные предприятия и предприятия с государственным капиталом, относятся казенные предприятия (казенный завод, фабрика, хозяйство), государственные коммерческие предприятия, АО со 100-процентным государственным капиталом, а также АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет или золотая акция. Одновременно требуют регламентации взаимоотношения между органами государственного управления и новыми формами объединения предприятий - холдингами и финансово-промышленными группами. Необходима также конкретизация такой формы отношений, как передача акций, принадлежащих государству, в доверительную собственность (траст).
При переходе к рыночной экономике её главным регулятором становится рынок, который экономически, законами спроса и предложения, определяет развитие общественно-необходимого производства, цену товара, его качество, потребительские свойства, даёт импульс развитию научно-технического прогресса и в тоже время гасит ненужное, нерентабельное, неконкурентоспособное производство. Рынок воздействует тем самым на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство, качество товара. Конкуренция предпринимателей понуждает их снижать затраты на производство и соответственно цены. В этом смысле воздействие на экономику с помощью интереса оказывается более существенным, нежели в условиях административно-командной системы, где главным способом воздействия выступали директивные команды государственного руководства хозяйства на основе планов, а экономические меры находились на втором месте. Надо сказать, что государственное всеобъемлющее руководство экономикой имеет в принципе большие возможности заставить производство развиваться в определённом направлении. Государство может способствовать решению макрозадач путём сосредоточения усилий на избранном направлении.
Одной из форм государственного предпринимательства являются казённые предприятия. “Казенными” называются предприятия (заводы, фабрики, хозяйства), принадлежащие "казне", то есть государственные предприятия.
Они находятся
под прямым государственным
Одновременно государство
принимает на себя
Из сказанного вывод: что, по меньшей мере: -численность казенных предприятий необходимо свести к разумному минимуму; -применительно к ним целесообразно разработать специальную систему управления.
Первая проблема выходит за рамки статьи, а вторая составляет ее основу.
Казалось бы, решение
проблемы управления казенными
предприятиями можно найти на
путях заимствования опыта
Однако в разных
странах он различен и
И, наверное, единственной общей чертой управления государственными предприятиями во всех странах является осуществление этого управления соответствующими министерствами или (наряду с министерствами) специальными постоянно действующими комиссиями (например, федеральная комиссия по атомной энергии в США).
1. 2. Участие государства в субъектах экономической деятельности
Современная мировая экономика характеризуется повышением роли конкурентной борьбы на межгосударственном уровне, что требует от каждой страны максимальной оптимизации национальной экономической модели. С одной стороны, она должна предусматривать надежную защиту экономики государства и, обеспечиваемые за счет нее, определенные условия жизни и безопасности граждан этого государства от неблагоприятных воздействий как внутреннего, так и внешнего характера. С другой — предоставлять достаточную свободу всем участникам экономического процесса, что является необходимым условием поддержания необходимых для конкурентоспособности темпов экономического развития. С точки зрения участия государства в экономических рисках, эти два условия требуют абсолютно разных решений. Первое — жесткую систему госуправления, второе — максимальную экономическую свободу. Поэтому при построении национальной экономической модели одним из наиболее важных является определение рисков, которые государство принимает на себя и участвует в управлении ими, т.е. на деятельность каких групп хозяйствующих субъектов и в какой степени оно готово влиять и нести за это ответственность. При этом диапазон возможных решений достаточно велик и определяется всем многообразием организационно-правовых форм организаций, предусмотренных действующим законодательством. Объемы частного и государственного секторов определяют соответственно динамизм развития и устойчивость национальной экономики. Оптимизация их соотношения является основой конкурентоспособности национальных моделей в мировой экономике.
Основной задачей субъектов, осуществляющих экономическую деятельность в частном секторе является получение максимальной выгоды для одного или группы физических лиц, объединившихся с этой целью на договорной основе. Государственный сектор экономики является одним из инструментов, посредством которого власть выполняет обязательства, возложенные на нее в соответствии с законодательством страны. Состав таких обязательств, в основном, определяется задачами, общественная значимость которых признается особо важной и не допускает значений рисков, характерных для частного сектора.
По сравнению с
государственным, частный
В то же время
частный сектор является
Учитывая позиции, с которых к вопросу прибыльности и рисков подходят государство и частный предприниматель, можно сказать о том, что для госсектора наиболее предпочтительна работа в условиях жесткого регулирования со стороны государства (директивной или плановой экономики), а для частного – в условиях максимальной либерализации экономических отношений (рыночной экономики). С точки зрения динамики развития общества, частный сектор выглядит более предпочтительным, в то время как государственный характеризуется большей защищенностью от возможных неблагоприятных изменений экономической ситуации.
Поэтому представляется выгодным определить минимально необходимый объем государственного сектора, а все остальное экономическое пространство предоставить частному предпринимательству.
Госсектор
должен обеспечивать
В части
выполнения взятых на себя
обязательств государство
Минимальный
объем экономической
Все
множество субъектов
Основу
такой группы могут составить
государственные и
Информация о работе Роль государства как субъекта предпринимательского процесса