Роль государства как субъекта предпринимательского процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:29, реферат

Описание

Предпринимательство — это особый вид экономической активности, под которой понимается целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли, и, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
I Роль государства как субъекта предпринимательского процесса………..4
1 . 1. Понятие государственного предпринимательства…………………….4
1. 2. Участие государства в субъектах экономической деятельности…..7
II Государственная поддержка малого предпринимательства.
Формы и виды…………………………………………………………………15
2.1 Основы государственной поддержки малого бизнеса…………………….15
2.2. Формы и методы поддержки предпринимательства………………….20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованной литературы………………………………………….24

Работа состоит из  1 файл

Контрл1.docx

— 48.42 Кб (Скачать документ)

     Несмотря на  то, что действующее законодательство  предусматривает такую возможность,  государство не должно рассматривать  прибыль, получаемую ГУП в качестве  дополнительного источника своих  доходов. Во-первых, как отмечалось  выше, это нерационально с точки  зрения транзакционных издержек  при перераспределении общественного  продукта. Во-вторых, дополнительная  финансовая нагрузка в виде  перечисления части прибыли в  бюджет, существенно снизит конкурентоспособность  ГУП по сравнению с предприятиями  частного сектора.

     Поэтому, учитывая, что с позиции его собственника  имущество, переданное в хозяйственное  ведение, несет более высокие  риски, чем имущество, переданное  в аренду, представляется целесообразным  направлять часть прибыли не  в бюджет, а в Фонд страхования  имущества государственных и  муниципальных унитарных предприятий,  основанных на праве хозяйственного  ведения. Средства этого фонда  можно будет использовать для  кредитования наименее рисковых  проектов, осуществляемых ГУПами, под  минимальный процент, соответствующий  темпам инфляции.

     Предприятия  "переходной" группы способны  выполнять одновременно две функции  - средства накопления для бюджетов  всех уровней и некоего "демпфера" при резкой смене экономической ситуации, что фактически соответствует назначению госрезерва, изложенному в статье 3 Закона РФ от 29 декабря 1994 г. "О государственном материальном резерве". Последнее качество может быть реализовано наиболее эффективно, если включить в договор аренды или в договор ГУП с представителем органа государственной власти или местного самоуправления требование обязательного предложения фиксированного перечня услуг или товаров на определенной территории или группе потребителей, объединенных по какому-либо признаку, в объеме и по цене, изменение которых с момента заключения договора не должно превышать оговоренных в договоре темпов.

Роль государства как  субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости  от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и  тех целей, какие ставит перед  собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

• тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную  обстановку для развития предпринимательства  или даже запрещает его;

• посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в  то же время и не способствует этому  развитию;

• ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет  постоянный и активный поиск мер  по вовлечению в предпринимательский  процесс новых экономических  агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает "взрыв" предпринимательской активности и приводит к "буму" предпринимательства).

Каковы же функции государства  как ускорителя предпринимательского процесса?

Во-первых, государство берет  на себя образовательные функции, т. е. функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских  кадров. При этом во внимание принимается  тот факт, что осуществление предпринимательской  деятельности в современной ситуации возможно лишь при условии умелого  сочетания, по крайней мере, трех основных элементов и их эффективного использования  в практической деятельности:

а) общеэкономической теории;

б) конкретных экономических (предпринимательских) знаний;

в) количественных методов  в предпринимательстве, т.е. умения осуществлять предпринимательские  расчеты применительно к любой  планируемой сделке или операции, а также умения предусмотреть  движение средств на счетах своего предприятия при планировании и  осуществлении какой-либо сделки.

Во-вторых, государство поддерживает в финансовом отношении только что  вступивших или вступающих в сферу  деловой активности предпринимателей. Обычно с этой целью государством разрабатываются специальные программы  поддержки предпринимателей, в которых  учитываются меры по льготному кредитованию. Особые льготы предоставляются тем, кто берется за реализацию каких-либо предпринимательских проектов.

В-третьих, государство обычно также берет на себя функции создания для предпринимателей требуемой  предпринимательской инфраструктуры, т. е. всех тех вспомогательных (с  точки зрения основного содержания предпринимательских проектов) структур, которые могли бы оказать предпринимателю  услуги, необходимые для эффективной  реализации проектов. Государство обычно снабжает предпринимателя необходимой (чаще всего маркетинговой) информацией, берет на себя также расходы по ведению научных, научно-технических, проектно-изыскательских и иных работ  с предоставлением их результатов  предпринимателям на безвозмездной  или льготной основе. Государство  также стремится к учреждению консультационных, юридических и  иных фирм, облегчающих деятельность предпринимателей, а также берет  на себя функции по подготовке кадров нужной квалификации для предпринимательских  структур.

Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится  к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность  и качество реализации предпринимательской  идеи.

Известно, что каждому  экономическому субъекту свойственны  свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем  выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно  противоположный характер (предприниматель  не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены  идти на поиск компромиссных вариантов, что, в общем-то, и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов  предпринимательского процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Государственная поддержка малого предпринимательства. Формы и виды

 

2.1. Основы государственной поддержки малого бизнеса

 

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки  малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой  системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И  вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства  в общем количестве частных, государственных  и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3, 4% стоимости основных средств экономики  России и 14°о числа занятых, производят 12% ВВП и дают всей прибыли по народному  хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых  внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

        Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки МП на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеcа, стимулирования его инвестиционной активности. Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса. Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности МП в интересах развития всех сфер российской экономики.

Предпринимательство как  особая форма экономической активности, как конкретная форма обеспечения  самозанятости части населения  и создания новых рабочих мест пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах (в остальных странах большое  распространение получает так называемое уличное предпринимательство). Суть правительственной (государственной) поддержки сводится чаще всего к  выработке конкретных мер по трем направлениям:

• консультационное сопровождение  процесса создания и функционирования вновь созданных фирм на начальном  этапе (1-3 года с момента образования  фирмы); в США, к примеру, с этой целью на территории страны действуют  региональные отделения правительственного "Агентства по малому бизнесу";

• оказание определенной финансовой поддержки вновь создаваемой  структуре или предоставление такой  структуре определенных льгот (обычно в сфере налогообложения);

• оказание технической, научно-технической  или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским  структурам (в Нидерландах, к примеру, созданы региональные научно-технические  бюро, которые на безвозмездной основе по заявкам малых предприятий  участвуют в разрешении их научно-технических  и технологических проблем, связанных  с производственным процессом).

Наше государство, также  как и другие пытается поддерживать малый бизнес.

Например, Фонды поддержки малого предпринимательства. Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов, мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

 

    Фонд поддержки  малого предпринимательства является  юридическим лицом. Основными  направлениями деятельности фонда  поддержки малого предпринимательства  являются:

-             содействие в формировании рыночных  отношений на основе государственной  поддержки малого предпринимательства  и развития конкуренции путем  привлечения и эффективного использования  финансовых ресурсов для реализации  целевых программ, проектов и   мероприятий в области малого  предпринимательства;

-             участие в разработке, проведении  экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных,  региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных  программ развития и поддержки  малого предпринимательства, демонополизации  экономики, развития конкуренции,  насыщения товарного рынка, создания  новых рабочих мест;

-             участие в формировании инфраструктуры  рынка, обеспечивающей равные  условия и возможности для  осуществления деятельности в  области малого предпринимательства;

-             поддержка инновационной деятельности  предпринимательских структур, стимулирование  разработки и производства принципиально  новых видов продукции, содействие  в освоении новых технологий  и изобретений;

-             содействие в привлечении отечественных  и иностранных инвестиций для  реализации приоритетных направлений  деятельности по созданию конкурентной  среды и развитию малого предпринимательства;

-             организация консультаций по  вопросам налогообложения и применения  норм законодательства.

Систему государственной  поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:

- государственные нормативно-правовые  акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;

-государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;

-государственная инфраструктура  поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства. Рассмотрим некоторые из них:

1. В этом году президент России Д. Медведев издал указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», в целях ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства.

Основным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

Руководство реализацией государственной  политики в сфере поддержки малого предпринимательства осуществляется Министерством Российской Федерации  по антимонопольной политике и поддержке  предпринимательства в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого предпринимательства, предусмотренных Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки  малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые  региональные и муниципальные фонды  выполняют соответствующие функции  на региональном и муниципальном уровне.

Информация о работе Роль государства как субъекта предпринимательского процесса