Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 22:37, реферат
В условиях перехода к рыночным отношениям Россия переживает один из наиболее драматичных периодов своей истории. Как свидетельствует мировая практика, начало XXI века ознаменовалось крупнейшей организационно-хозяйственной структурной революцией. Суть ее заключается в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется вовлекать огромные массы капиталов. Именно этим объясняется активный процесс передела мирового рынка, на котором ведущими олигархами мира, и в первую очередь США – России отводится роль сырьевой страны, как «придатка» мировой экономической системы.
1.Необходимость государственного регулирования экономики…………
Экономические функции государства ……………………………………
2.1 Создание и регулирование правовой основы функционирования
экономики……………………………………………………………………
2.2 Антимонопольное регулирование ……………………………………
2.3 Макроэкономическая стабилизация……………………………………
2.4 Размещение ресурсов……………………………………………………
2.5 Перераспределение дохода……………………………………………....
2.6 Деятельность государства , как субъекта имущественных отношений .
Заключение…………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………..
Федеральное агентство по образованию
Государственная Полярная Академия
Факультет Экономики и Управления
Кафедра
культурологии, философии и истории
Реферат
Экономическая социология
На
тему:
«Роль
государства в регулировании
рыночных отношений
в современной России
»
Выполнил:
Студент 381 гр.
Проверила:
.
Санкт – Петербург
2010
Содержание
1.Необходимость государственного регулирования
экономики…………
Экономические функции государства ……………………………………
2.1 Создание и регулирование правовой
основы функционирования
экономики………………………………………………………
2.2 Антимонопольное регулирование ……………………………………
2.3 Макроэкономическая стабилизация……………………………………
2.4 Размещение ресурсов……………………………………………………
2.5 Перераспределение дохода……………………………………………....
2.6 Деятельность государства ,
как субъекта имущественных отношений .
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В условиях перехода к рыночным отношениям Россия переживает один из наиболее драматичных периодов своей истории. Как свидетельствует мировая практика, начало XXI века ознаменовалось крупнейшей организационно-хозяйственной структурной революцией. Суть ее заключается в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется вовлекать огромные массы капиталов. Именно этим объясняется активный процесс передела мирового рынка, на котором ведущими олигархами мира, и в первую очередь США – России отводится роль сырьевой страны, как «придатка» мировой экономической системы. В этих условиях у России нет другого выхода, кроме создания такой экономической системы, фундаментом которой будет система государственного регулирования экономики страны, совмещенной с рыночными механизмами хозяйствования. Именно такое органическое сочетание двух основополагающих принципов построения экономических систем и позволит обеспечить условия возрождения экономического потенциала страны и создания действительно сильного государства. Экономический подъем России невозможен без ясного представления о наших возможностях. Для этого целевые ориентиры должны найти в соответствующей государственной системе управления реальной экономикой, совмещенной с рыночными механизмами хозяйствования, сформировать твердые экономические положения, на которые мы можем опираться в долгосрочном социально-экономическом развитии. Поэтому проведение научных исследований и разработка комплексной системы государственного регулирования экономики России как фундаментальной, стратегической основы развития общества в условиях перехода к рыночным отношениям является важной, чрезвычайно актуальной проблемой современного развития рыночной экономики в России.
§1. Необходимость
государственного регулирования
экономики
Отношение к государственному
вмешательству в рыночную экономику
было различным на разных этапах ее становления
и развития. В период
формирования рыночных отношений
в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда
экономическая доктрина - меркантилизм
- основывалась на признании безусловной
необходимости государственного регулирования
для развития в стране торговли и промышленности.
С развитием рыночных отношений
набравший силу класс предпринимателей
начал рассматривать государственное
вмешательство и связанные с этим ограничения
как помеху в своей деятельности. Появившиеся
идеи экономического либерализма, которые
впервые наиболее полно обосновал А. Смит
в своем “Исследовании о природе и причинах
богатства народов”, нашли большое число
поклонников. Согласно А. Смиту, рыночная
система способна к саморегулированию,
в основе которого лежит личный интерес,
связанный со стремлением к прибыли. Он
выступает как главная побудительная
сила экономического развития. Одной из
идей учения А. Смита была идея о том, что
экономика будет функционировать эффективнее,
если исключить ее регулирование государством .
А. Смит считал, что, поскольку главным
регулятором выступает рынок, следовательно,
рынку должна быть предоставлена полная
свобода.
При этом последователи А. Смита, которых
относят к так называемой
классической школе, исходили из тезиса
о необходимости выполнения
государством традиционных функций,
понимая, что есть сферы, которые
находятся вне пределов досягаемости
рыночного конкурентного механизма.
Это прежде всего касается так называемых
общественных товаров, т.е. товаров и услуг,
которые потребляются коллективно (национальная
оборона,
образование, транспортная система, здравоохранение
и т.д.) Очевидно, что
государство должно брать на себя
заботу об их производстве и организовывать
совместную оплату гражданами этой продукции.
К числу проблем, которые не решает рыночный
конкурентный механизм,
относятся внешние, или побочные эффекты.
Механизм рынка часто не
реагирует на явления, которые стали настоящей
бедой для человечества.
Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать,
опираясь на прямой
контроль государства , т.е. государство
должно оценивать возникающие
проблемы с точки зрения общественных
перспектив.
Экономическая практика подтвердила,
что существуют ситуации, так
называемое фиаско рынка, когда рыночная
координация не обеспечивает
эффективного использования ресурсов.
Фиаско рынка проявляется не только
в ситуациях, связанных с внешними эффектами
и общественными благами.
Важнейшая причина - это свойственная
рынку тенденция к монополизации. В этих
условиях для обеспечения конкуренции,
как условия наиболее полного выявления
регулирующих функций рынка, стали жизненно
необходимыми выработка антимонопольного
законодательства и его применение
государством . Кроме того, вне рыночного
регулирования находятся проблемы
справедливости и равенства. Рыночное
распределение, справедливое с точки зрения
законов рынка, приводит к неравенству
доходов и социальной незащищенности.
При этом следует иметь ввиду, что, когда
рыночное распределение не устраивает
большинство населения, это чревато серьезными
социальными конфликтами.
Важный этап в теоретическом осознании
роли государства в рыночной
экономике был связан с именем выдающегося
английского экономиста Дж. М. Кейнса.
Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской
революции” доказали
невозможность самоисцеления экономического
спада, необходимость
государственной политики как средства,
способного уравновешивать
совокупный спрос и совокупное предложение,
выводить экономику из
кризисного состояния, способствовать
ее дальнейшей стабилизации.
В практическом
плане экономическую политику, отражающую
идеи Кейнса,
когда через соответствующий кредитно-денежный
и финансовый
инструментарий регулировался совокупный
спрос, проводило большинство
развитых стран мира после второй мировой
войны. Считается, что она во
многом способствовала смягчению циклических
колебаний экономики этих
стран.
Развитие рыночной экономики
во второй половине XX века выявило четко
обозначившуюся тенденцию расширения
масштабов деятельности государства
и усиления его роли в экономике.
При этом общепризнанно, что наибольшая
экономическая эффективность достигается
в условиях действия конкурентного рыночного
механизма. Цель государства в
рыночной экономике не корректировать
рыночный механизм, а создавать
условия его свободного функционирования:
конкуренция должна обеспечиваться везде,
где возможно,
регулирующее воздействие государства
- везде, где необходимо.
§2. Экономические функции государства
Многообразие
задач, которые стоят перед государст
экономике определяют выполняемые государством
экономические функции. Для решения задач,
стоящих перед государством в
процессе выполнения этих функций в распоряжении
государства имеется ряд инструментов,
к важнейшим из которых относятся: фискальная
и денежная политика; социальная политика
и политика регулирования доходов
внешнеэкономическая политика и другие.
К фискальной политике относят деятельность
государства по распоряжению
бюджетными средствами. Одна сторона этой
деятельности связана со сбором
средств через систему налогообложения,
а другая - с расходованием этих
средств. За счет бюджетных средств государство
выполняет свои общественные функции,
такие как: оборона, национальная безопасность,
образование, здравоохранение, фундаментальные
научные исследования,
решение экологических проблем, социальные
проблемы и т.д. Фискальная
политика - важный инструмент для достижения
макроэкономической
стабилизации экономики. Манипулируя
государственными расходами и
налогами, можно стимулировать деловую
активность, воздействовать на
безработицу и инфляцию. Неправильная
фискальная политика государства
может приводить к серьезным отрицательным
последствиям для всей
национальной экономики.
Не менее важной по значимости является
денежная политика. Регулируя
денежную массу, государство может влиять
на цены, инвестиционные проекты и потребление
населения, объем национального производства,
инфляцию и темпы экономического роста.
Денежная политика, как и фискальная, может
служить средством стабилизации, но может
и отрицательно воздействовать на экономику.
Без отлаженной денежной политики борьба
с инфляцией невозможна.
Любое государство проводит определенную
социальную политику. Функцию перераспределения
доходов государство выполняет
через государственную налоговую систему,
а также через различные социальные программы
по государственной помощи малоимущим,
проводя определенную политику в сфере
занятости, образования, культуры, медицины,
и т.д.
Государственное регулирование
внешнеэкономической деятельности, также
является одним из важнейших инструментов
государственного регулирования .Государство
осуществляет торговое и валютное регулирование ,
использует квотирование, таможенные
пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя
таможенными пошлинами, государство
может оказывать косвенную поддержку
национальному производству, регулируя
валютные курсы - оказывать влияние на
экспорт и импорт и т.д.
Все инструменты
проведения экономической политики
тесно взаимосвязаны.
При принятии решений в одной сфере необходимо
учитывать их влияние на
другие. Так, изменения в государственных
расходах и налогах, требует
соответствующего изменения денежной
массы. Изменения в фискальной и
денежной политике повлияют на инвестиции,
занятость, уровень доходов,
объем национального производства и размеры
чистого экспорта. Важно
подчеркнуть, что ни один из инструментов
экономической политики не
действует изолированно от других. К функциям,
выполняемым государством относятся,
прежде всего, следующие:
- создание и регулирование правовой
основы функционирования экономики;
- антимонопольное регулирование ;
- проведение политики макроэкономической
стабилизации;
- воздействие на размещение ресурсов;
- деятельность в сфере распределения
доходов;
- деятельность государства , как
субъекта имущественных отношений ;
Такая классификация достаточно условна,
так как в реальной практике все
функции взаимосвязаны и действуют в комплексе.
Например, антимонопольная деятельность
предполагает наличие соответствующего
законодательства, а ее результаты будут
сказываться и на размещении ресурсов,
и на распределении доходов. Рассмотрим
эти функции государства .
2.1. Создание и регулирование правовой
основы функционирования экономики
Прежде всего
на государстве лежит ответственность
за создание законов и
правил, регулирующих экономическую деятельность,
а также контроль за их
исполнением. Создание законодательной
базы - это установление правил
поведения экономических агентов, юридических
принципов экономического
общения, которых обязаны придерживаться
в своих действиях все
экономические агенты - производители,
потребители и само государство. В
числе этих правил можно отметить законодательные
и нормативные акты,
защищающие права частной собственности
и определяющие формы
предпринимательской деятельности, условия
функционирования предприятий, их взаимоотношения
между собой и государством. Правовые
нормы распространяются на проблемы качества
продукции и безопасность труда, вопросы
взаимоотношений профсоюзов и администрации
и др.
Сегодня в стране сложилась, и надо сказать,
вполне объективно,
парадоксальная правовая ситуация. С одной
стороны, не отменены законы,
принятые при советской власти в совершенно
иной социально-экономической и политической
парадигме. Какая-то часть из них в настоящее
время оказывается практически не действующей.
С другой стороны, рыночные отношения
уже предлагают новые законы. Пока они
еще не получили своего правового выражения,
поскольку находятся в стадии не формальной
апробации. Но по ним уже работают те, кто
так или иначе связан с бизнесом. Все это
ставит участников правового взаимодействия
в весьма неопределенное и неприятное
положение.
Если субъект права (предприниматель)
будет следовать официальным
законам, он вступит в противоречие с действующими
рыночными законами.
Для тех, кто не занимается предпринимательством,
например, для
госслужащих, это не так страшно. Их деятельность
продолжает более или
менее успешно регулироваться прошлыми
законами. Но для рыночников
складывается весьма неприятная ситуация
- они не могут заниматься своим
бизнесом на законных основаниях. Но, если
предприниматель будет
ориентироваться только на законы рынка,
он неизбежно вступает в
противоречие с формально действующим
законодательством. И в этом случае у него
также могут быть неприятности с властными
структурами.
Независимо от того, специально не принимаются
новые законы, или нет,
правовое положение на рынке сложилось
весьма сложное. Но и торопиться с
принятием новых законов нельзя, ибо они
по большей части сегодня, в
переходный период, еще не оформились
и любая спешка может в дальнейшем негативно
отразиться на развитии рыночных
отношений .
По всей видимости, необходим какой-то
буферный, но законный вариант,
который, с одной стороны, не создавал
бы неприятности ни тем, ни другим
правовым субъектам, а, с другой - позволял
бы перевести законодательство
на новые рельсы. Это трудная задача, требующая
много времени, сил,
средств, знаний, но которую необходимо
решать. Сегодня таким буфером в
неявной форме выступают государственные
служащие, регулирующие отношения
в обществе. Нередко они закрывают глаза
на нарушения тех и других законов, что
дает возможность хоть как-то существовать
рыночным
отношениям . При этом неизбежно
возникает множество злоупотреблений,
которые не в меньшей степени, чем отсутствие
работающего
законодательства, тормозят развитие
рынка. Впрочем, и само понятие
"злоупотребление" в новой, и тем
более вне правовой ситуации,
оказывается весьма неопределенным и
плохо интерпретируемым. Сегодня
государство осознанно ищет компромисс
и с трудом его находит:
разрабатываются новые законы; морально
поддерживается малый и большой
бизнес; ограниченно применяют старое
законодательство и пр., благодаря
чему предпринимательство имеет возможность
развиваться.
2.3. Макроэкономическая
стабилизация
Главное важное
направление деятельности государства
в условиях
рыночной экономики - это макроэкономическая
стабилизация. Ее можно
определить как деятельность правительства,
направленную на обеспечение
экономического роста, полной занятости
и стабильного уровня цен.
Равновесие в экономической системе, которое
устанавливается на основе
рыночной самонастройки экономики, может
сопровождаться высоким уровнем безработицы
или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее
болезненно инфляция и безработица сказываются
в периоды экономических кризисов, то
политику, направленную на макроэкономическую
стабилизацию, можно определить как деятельность
правительства по сглаживанию промышленных
циклов.
Главные инструменты в решении этой задачи
- фискальная и денежная
политика. Хотя многие теоретики, например
монетаристы, высказывают
сомнения в возможности государства вывести
экономику на более
оптимальный равновесный уровень путем
вмешательства его в экономическую ситуацию,
однако любое правительство так или иначе
проводит денежную и фискальную политику.
Каковы бы ни были последствия, само по
себе балансирование бюджета не происходит,
на объем денег в обращении также влияют
действия правительства.
Согласно общим рекомендациям, для проведения
политики стабилизации
необходимо увеличивать государственные
расходы и уменьшать налоги для
стимулирования расходов частного сектора
в периоды высокой безработицы
или соответственно сокращать государственные
расходы и повышать налоги с тем, чтобы
сокращал расходы частный сектор в периоды,
когда общество
больше всего беспокоит инфляция. Улучшают
или ухудшают ситуацию те или иные действия
правительства, приходится судить по последствиям.
2.4. Размещение
ресурсов
Наряду с макроэкономической сферой объектом
непосредственного
воздействия государства является
и микроэкономика. Общепризнанным
достоинством конкурентной рыночной
системы является способность
эффективно распределять ресурсы. Но в
определенных ситуациях, таких как
внешние эффекты, общественные товары,
несовершенство конкуренции и т.д., возникает
проблема нерационального распределения
ресурсов, и необходимо вмешательство
государства для социально - справедливого
решения этой проблемы.
Перераспределение ресурсов может касаться
промышленного и
сельскохозяйственного производства.
В каждом конкретном случае
используются определенные разновидности
государственного воздействия. В
качестве инструментов могут использоваться
налоги, субсидии,
непосредственное государственное регулирование
и т.д.
Так, через систему налогов и субсидий
государство может воздействовать
на производство общественных благ и услуг.
В качестве примера можно
привести льготное налогообложение и
субсидии в сферы искусства,
фундаментальной науки, образования. Оно
может брать на себя, полностью
или частично, производство общественных
благ.
В случае побочных, или внешних, эффектов,
связанных с экологией, в
издержках производства не учитываются
последствия загрязнения воздуха,
земли, воды, которые отражаются на жизнедеятельности
людей, зачастую
даже не являющихся непосредственными
потребителями данных товаров, т.е.
в цене данной продукции неучтенными оказываются
социальные издержки
производства. Следовательно, данное производство
потребляет чрезмерное
количество ресурсов, не регулируемых
рынком.
Правительственный запрет или ограничения
на такие загрязнения,
установление стандартов безопасности
(например, предельно допустимых
норм концентрации вредных и токсичных
веществ) заставляют производителей нести
дополнительные расходы на оборудование,
предотвращающее вредные выбросы. Дополнительные
издержки ведут к сокращению объемов производства
до более оптимального уровня. В результате
уменьшается чрезмерное потребление ресурсов
данным производством. Переложить на производителей
издержки, связанные с побочными эффектами,
можно через особые налоги, отражающие
ущерб от загрязнения. Во многих случаях,
связанных с экологией стоит проблема
достоверной информации, бывает сложно
установить источник загрязнения, характер
ущерба.
Внешние эффекты могут иметь и положительные
результаты для общества, но приводить
к чрезмерным издержкам у производителей.
В подобных вариантах возникает необходимость
в государственной поддержке. Осуществляется
она чаще всего с помощью субсидий.
2.5. Перераспределение доходов
Информация о работе Роль государства в регулировании рыночных отношений в современной России