Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 22:37, реферат
В условиях перехода к рыночным отношениям Россия переживает один из наиболее драматичных периодов своей истории. Как свидетельствует мировая практика, начало XXI века ознаменовалось крупнейшей организационно-хозяйственной структурной революцией. Суть ее заключается в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется вовлекать огромные массы капиталов. Именно этим объясняется активный процесс передела мирового рынка, на котором ведущими олигархами мира, и в первую очередь США – России отводится роль сырьевой страны, как «придатка» мировой экономической системы.
1.Необходимость государственного регулирования экономики…………
Экономические функции государства ……………………………………
2.1 Создание и регулирование правовой основы функционирования
экономики……………………………………………………………………
2.2 Антимонопольное регулирование ……………………………………
2.3 Макроэкономическая стабилизация……………………………………
2.4 Размещение ресурсов……………………………………………………
2.5 Перераспределение дохода……………………………………………....
2.6 Деятельность государства , как субъекта имущественных отношений .
Заключение…………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………..
Не менее важной
является и функция, связанная с
перераспределением
доходов. Распределение, которое обеспечивает
конкурентный механизм,
приводит к социальному расслоению и бедности
в силу обстоятельств,
находящихся вне контроля человека, неподвластных
ему. Общество берет на
себя заботу о неимущих гражданах через
налоговое перераспределение
доходов, принятие программ социальной
защиты. Например, выплаты по
социальному страхованию, медицинской
помощи, пособий по безработице и
т.д. Государством финансируются программы,
обеспечивающие возможность
получения образования вне зависимости
от доходов семьи, субсидий на
поддержание цен на ряд сельскохозяйственных
продуктов и т.д.
2.6. Деятельность
государства , как субъекта имущественных
отношений
Традиционным объектом государственной
собственности является
национальное достояние, не являющееся
объектом купли-продажи и не
приносящее прибыли (парки, леса и т.д.).
Но в руках государства часто
находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры:
транспорт, связь,
энергетика, часть военной промышленности.
В основном это отрасли,
представляющие собой опоры, условия,
необходимые для функционирования
рыночной экономики.
Значительный вес в государственной собственности
составляют смешанные
корпорации, где государственное участие
в капитале может и не быть
подавляющим (составлять менее 50%), однако
оно обеспечивает общественный контроль
за деятельностью компании.
Источником формирования государственной
собственности выступают
национализация и собственно государственное
предпринимательство т.е.
строительство предприятий за счет казенных
средств. Предприятия эти
остаются субъектами рыночных
отношений , т.е. работают в основном
на
коммерческих началах. Государственная
собственность на инфраструктуру
постепенно исчерпывает себя. Государственное
предпринимательство является сферой
столкновения теоретических концепций
неоклассиков, уповающих на действие рыночных
сил, и государственников. Действительно,
современная рыночная
экономика
невозможна без государственных подпорок,
хотя значение последних не
должно выходить за рамки необходимого.
Соотношение между рынком и
государственным вмешательством изменяется
применительно к ситуации.
Заключение
Спор о мере вмешательства государства
в рыночные отношения
идет уже
почти два века. Говоря о расширении вмешательства
государства в
экономическую жизнь общества, чаще всего
упоминают задачу предотвращения резких
колебаний в темпах экономического роста
и возникновения спада производства. В
некоторых странах такое государственное
регулирование осуществляется
достаточно активно и успешно. В других
к нему относятся крайне осторожно, считая,
что оно может привести к слишком серьезному
нарушению нормального функционированию
рыночных механизмов. Свою модель
государственного участия в экономической
деятельности ищет сегодня и
Россия . В начале 90-х годов, когда
главной задачей было разрушение
командной системы, многим казалось, что
нашей стране нужно «маленькое и
дешевое государство », которое
практически не будет вмешиваться в
экономическую жизнь. Но опыт последующих
лет показал, что в нашей стране нарождающиеся
рыночные механизмы еще слишком
слабы, чтобы взять на себя задачу регулирования
всей хозяйственной жизни, и российскому
государству придется «вернуться
в экономику». Сейчас в среде отечественных
экономистов и политиков идут ожесточенные
споры о том, что государство может
и должно делать, чтобы помочь выходу хозяйства
из кризиса и при этом не помешать укреплению
рыночной системы. Поиск наилучшей
модели государственной экономической
политики затрудняется тем, что для решения
даже минимального круга задач (компенсация
несовершенств рынка и смягчение неравенства
доходов и богатства) государство
должно располагать огромными денежными
средствами. А их сегодня российскому
правительству получить крайне трудно.
Подводя итоги сказанному, можно сформулировать
очередной рецепт
экономического благоразумия. Чтобы страна
развивалась устойчиво и ее
граждане жили все лучше, государство
должно:
- охранять экономические свободы;
- компенсировать слабости рынка;
- способствовать смягчению слишком больших
различий в уровнях доходов и богатства
граждан.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Камаев В.Д. Экономика – М. «Владос», 1996г.
Липсиц И.В. Экономика – М. «Вита-Пресс»,
2000г.
Попов А.И. Экономическая теория – СПб
«Питер», 2001г.
Электронные источники
/ - 28.09.2001 «Кудрин представил депутатам
проект бюджета»
- Всероссийская научно-техническая конференция
«Наука и образование –
2002» - Крупорницкая И.А. (МГТУ) «Бюджетная
политика государства на
2002г»
- Глава 5 - Кредитно-денежная политика
государства
- Денежно-кредитная политика
- Бюджетное послание президента Российской
Федерации Федеральному
собранию о бюджетной политике на 2001 год.
- Бюджетная система России –
Балацкий «Эффективность фискальной
политики государства »
Информация о работе Роль государства в регулировании рыночных отношений в современной России