Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:33, контрольная работа
В сложном переплетении биологических и социальных, материальных и духовных сторон жизни человека экономическая теория анализирует решающую область жизнедеятельности людей, а именно сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов, без которой были бы невозможны все другие многообразные формы реализации личностных и общественных интересов. Экономическая теория в изучении человеческого общества исходит из важнейшей предпосылки о том, что человек является одновременно и производителем и потребителем экономических благ. Человек не только создает, но и приводит в действие и
1) Нарушение пропорций между предельными затратами и предельными выгодами, рассмотренное выше, может привести к неправильному, с общественной точки зрения, принятию экономического решения.
2) Неравенство в получении информации.
Лучше информированы люди с высокими доходами, хорошо организованные лоббистские группы. Следовательно, они максимизируют свою прибыль, получая политическую ренту. Неравенство в получении информации связано и с феноменом, присутствующим в системе представительной демократии и получившем название рационального игнорирования. Допустим, что необходимо оценить правительственное решение, проведение в жизнь которого принесет выгоду обществу в целом, хотя отдельные группы населения могут проиграть (например, отмена субсидий какому-либо сектору экономики) . Однако каждый отдельный избиратель получит малую выгоду от этого (общая выгода распределится среди всего населения) . В таких обстоятельствах избиратели ведут себя апатично или равнодушно, что и получило название рационального игнорирования – большому количеству людей нет смысла собирать и оценивать информацию о данном проекте, организовываться ради почти неощутимой выгоды. А вот ущемленное меньшинство, которое пострадает от отмены субсидий, будет организовываться в группы давления, о которых говорилось выше.
3) Недобросовестность государственных чиновников (государственной бюрократии) , которые, преследуя свой частный интерес, стремятся получить наибольшее количество голосов на следующих выборах и принимают такие решения, которые помогут им достичь этого (общественно популярные решения) , хотя они могут быть невыгодны с точки зрения экономической эффективности. Кроме того, они могут быть подвержены сугубо личным интересам, как все обычные люди, и эти личные интересы могут в определенный момент превысить чувство долга как государственного лица.
4) Несоразмерность временных горизонтов. Так, выборы будут проходить в этом году, а последствия реализованных предвыборных обещаний проявятся позже. В долгосрочной перспективе налоговая ставка, выше которой нет смысла поднимать планку, оказывается на более низком уровне. Но решение об изменении налоговых ставок принимается законодателями сегодня, и оно может быть принято неверно. Решение всех этих проблем сторонники общественного выбора видит в свободном развитии рыночных процессов, хотя они не отрицают и положительной роли государства, которое способно исправлять несовершенства рыночного механизма в определенных пределах.
Итак, выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики. Прямое вмешательство: Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя он не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это делает государство владельцем части общественного капитала. В государственном секторе западных стран занята довольно большая группа людей: от 11% общей численности лиц наемного труда во Франции и Италии, до 8-9% в ФРГ, Бельгии и Голландии. Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.) . Речь идет, как правило, об отраслях, где инвестиционные ресурсы, то есть совокупность оборудования и машин, необходимых для производства, имеют особенное значение и стоимость их высока. Однако такая величина инвестиционных ресурсов делает эти отрасли весьма чувствительными к конкуренции и периодическим кризисам. Прямое вмешательство государства- Это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем издания законодательных актов необычайно разнообразны. К ним можно отнести, помимо антитрестовского законодательства США, положение о кооперации во Франции и т.п. Косвенное вмешательство: стимулирование капиталовложений и восстановление равновесия между сбережениями и инвестициями; обеспечение полной занятости; стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы; воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары; поддержку устойчивого экономического роста; перераспределение доходов и некоторые другие цели. Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика- это бюджетная политика. Ее можно определить как политику, проводимую путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствования кредитной сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом. Страны с рыночной экономикой, начавшей формироваться 2-3 столетия назад, постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма. Страны со сложившейся централизованной экономической системой пытаются в ходе разгосударствления возродить с помощью государства частный интерес, без которого не может быть рынка.
Государственное регулирование необходимо осуществлять в определенных пределах. Эти пределы установлены масштабами “фиаско” рынка в целом и конкретной экономической ситуацией. Умелое государственное регулирование позволяет ликвидировать те “провалы” , которые невозможно восполнить, используя исключительно рыночный механизм. И вслед за Авраамом Линкольном мы можем сказать: “Разумная цель государства состоит в том, чтобы делать для людей то, что им требуется, но они сами своими силами не могут делать вообще или не могут делать должным образом” .
Экономические функции государства в рыночной экономике формы и методы государственного ре. Роль государства в рыночной экономике Функции и методы государственного вмешательства в э. Курсовая Функции государства в современной экономике актуальность цель функции и методы. Несовершенства рыночной организации хозяйства и регулирующие функции государства. Общественные блага Роль и экономические функции государства в рыночной экономике. Функции домохозяйств в рыночной экономике структура доходов и расходов издержки. Роль рынка и государства в обеспечении предложения общественных благ шпоры. Государственный сектор его роль и функции в условиях рыночной экономики. Что такое государство и какие функции он выполняет в рыночной экономике. К экономическим функциям государства в рыночной экономике не относится. Функции и основные сферы деятельности государства в рыночной экономике. Экономические функции государства в рыночной экономике Курсовые работы. Роль рынка и государства в обеспечении предложения общественных благ. Государство в рыночной экономике НЕ вправе осуществлять контроль за. Провалы фиаско рынка контрольная по экономике общественного сектора.
Информация о работе Роль и функции государства в рыночной экономике