· предоставление налоговых
льгот банкам, отечественным и
иностранным инвесторам, идущим на
долгосрочные инвестиции с тем, чтобы
полностью компенсировать им убытки
от замедленного оборота капитала по
сравнению с другими направлениями
их деятельности.
В числе мер по активизации инвестиций
надо отметить:
· срочное рассмотрение и принятие Думой
нового закона об иностранных инвестициях
в России;
· создание системы приема иностранного
капитала, включающей широкую и конкурентную
сеть государственных институтов, коммерческих
банков и страховых компаний, страхующих
иностранный капитал от политических
и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических
центров, занимающихся подбором и заказом
актуальных для России проектов, поиском
заинтересованных в их реализации инвесторов
и оперативном оформлении сделок "под
ключ";
· создание в кратчайшие сроки Национальной
системы мониторинга инвестиционного
климата в России.
При абсолютном сокращении объема инвестиций
по сравнению с аналогичным периодом предыдущего
года увеличение объемов и доли средств
федерального бюджета в источниках финансирования
инвестиций в основной капитал явилось
одним из условий смягчение негативных
последствий резкого ограничения собственных
средств на предприятиях. В январе-марте
2010 г. за счет бюджетных средств было профинансировано
121,5 млрд. руб. инвестиций в основной капитал
(13,0% от общего объема инвестиций в экономику),
в том числе за счет средств федерального
бюджета - 37,9 млрд. руб. (4,1%) и бюджетов субъектов
Федерации - 75,9 млрд руб. (8,1%) (см. рис 3.).
Привлечение в широких масштабах национальных
и иностранных инвестиций в российскую
экономику преследует долговременные
стратегические цели создания в России
цивилизованного, социально ориентированного
общества, характеризующегося высоким
качеством жизни населения, в основе которого
лежит смешанная экономика, предполагающая
не только совместное эффективное функционирование
различных форм собственности, но и интернационализацию
рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Иностранный капитал может привнести
в Россию достижения научно-технического
прогресса и передовой управленческий
опыт. Поэтому включение России в мировое
хозяйство и привлечение иностранного
капитала - необходимое условие построения
в стране современного гражданского общества.
Привлечение иностранного капитала в
материальное производство гораздо выгоднее,
чем получение кредитов для покупки необходимых
товаров, которые по-прежнему растрачиваются
бессистемно и только умножают государственные
долги. Приток инвестиций как иностранных,
так и национальных, жизненно важен и для
достижения среднесрочных целей - выхода
из современного общественно-экономического
кризиса, преодоление спада производства
и ухудшения качества жизни россиян. При
этом необходимо иметь в виду, что интересы
российского общества, с одной стороны,
и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно
не совпадают. Россия заинтересована в
восстановлении, обновлении своего производственного
потенциала, насыщении потребительского
рынка высококачественными и недорогими
товарами, в развитии и структурной перестройке
своего экспортного потенциала. Поэтому
перед нашим государством стоит сложная
и достаточно деликатная задача: привлечь
в страну иностранный капитал, и, не лишая
его собственных стимулов, направлять
его мерами экономического регулирования
на достижение общественных целей.
2.2 Структура иностранных
инвестиций. Размещение
национальных инвестиций
в национальной экономике
В начале 2010 г. приток
иностранных инвестиций в российскую
экономику оставался слабым. Темпы снижения
иностранных вложений в российскую экономику
почти в два раза превысили аналогичный
показатель сокращения объемов изъятого
капитала. Иностранные инвестиции сконцентрированы
в промышленности и сфере торговли, хотя
последняя продолжает терять свою привлекательность.
В промышленности иностранные инвесторы
сохраняют интерес к обрабатывающим отраслям.
В географической структуре наибольший
объем инвестиций, поступивших в РФ в I
квартале 2010 г., был направлен из Нидерландов,
Люксембурга и Германии, на которые пришлось
35,9% всех иностранных вложений в российскую
экономику. Объем иностранных инвестиций,
поступивших в I квартале 2010 г. в нефинансовый
сектор российской экономики без учета
органов денежно-кредитного регулирования,
коммерческих и сберегательных банков,
включая рублевые инвестиции, пересчитанные
в доллары США, составил 12,0 млрд. долл.,
что на 30,3% ниже показателя за I квартал
2009 г. В I квартале 2010 г. в виде переведенных
за рубеж доходов иностранных инвесторов,
а также выплат процентов за пользование
кредитами и погашения кредитов, было
изъято из российской экономики 12,07 млрд.
долл., что на 15,3% меньше аналогичного показателя
2009 г. В то же время, если в I квартале 2009
г. было изъято 82,6% объема поступивших
за этот период иностранных инвестиций,
в текущем году данный показатель составил
100,3%. Кроме этого, впервые за последнее
три года инвестиции из России за рубеж
превысили объемы иностранных вложений
в российскую экономику (превышение оценивается
в 63,7%).
На втором месте
по привлекательности для иностранных
инвесторов находится торговля. Иностранные
вложения в данной сфере по сравнению
с I кварталом 2009 г. снизились в 2,1 раза
(на 2,9 млрд. долл.). Наибольший рост иностранных
инвестиций (в 3,5 раза) отмечен в сфере
транспорта и связи. По итогам I квартала
2010 г. отмечено снижение концентрации
иностранных инвестиций в ограниченном
числе промышленных отраслей. Продолжили
сокращаться вложения в добычу топливно-энергетических
полезных ископаемых, по итогам I квартала
2010г. они составили 858 млн. долл., что в 2
раза ниже показателя за I квартал 2009 г.
В целом, иностранные инвестиции в добывающую
промышленность уменьшились по сравнению
с I кварталом 2010 г. в 2,2 раза до 1 млрд. долл.
В текущем году выросла заинтересованность
иностранных инвесторов к российскому
обрабатывающему сектору, инвестиции
в который по сравнению с I кварталом 2009
г. выросли на 22,0% до 5,2 млрд. долл. На фоне
сокращения в I квартале 2010 г. вложений
в металлургию (на 39,8% до 1,0 млрд долл. по
сравнению с соответствующим периодом
2009 г.) отмечен рост инвестиций в другие
обрабатывающие отрасли. Так, вложения
в пищевую промышленность увеличились
на 55,2% до 731 млн. долл., до 881 млн. долл. (в
2 раза) выросли инвестиции в производство
кокса и нефтепродуктов. Разнонаправленная
динамика иностранных инвестиций по отраслям
промышленности привела к заметным изменениям
в структуре иностранных инвестиций в
промышленность за рассматриваемый период.
Прямые вложения в добычу полезных ископаемых
сократились по сравнению с I кварталом
2009 г. в 2,6 раза и составили 486 млн. долл.
Прочие инвестиции в данную отрасль за
рассматриваемый период снизились на
45,7%, что привело к снижению доли прямых
вложений в совокупных инвестициях в добывающую
отрасль с 56,5 до 48,6% и увеличению доли прочих
инвестиций с 42,3 до 51,4%. Прямые и прочие
инвестиции в обрабатывающие отрасли
в I квартале 2010 г. увеличились на 88,5% и
8,4% по отношению к соответствующим показателям
предыдущего года, что привело к росту
доли прямых вложений в структуре иностранных
инвестиций в обрабатывающей промышленности
с 17,2 до 26,6% и снижению удельного веса прочих
вложений с 82,6 до 73,3%. Структура иностранных
инвестиций, направленных в I квартале
2010 г. в промышленность отличается от аналогичной
структуры совокупных иностранных вложений
в российскую экономику более низким удельным
весом прямых инвестиций. http://www.government.ru/
- сайт Правительства РФ.
Прямые инвестиции в промышленность сократились
по сравнению с I кварталом 2009 г. в 2,1 раза,
в то время как прочие инвестиции в промышленность
практически остались на уровне предыдущего
года (снижение оценивается в 1,8%). В I квартале
текущего года произошли изменения в географической
структуре иностранных инвестиций, поступивших
в российскую экономику. В первую пятерку
стран - инвесторов в российскую экономику
по итогам I квартала 2010 г. вошли Нидерланды,
Люксембург, Германия, Кипр и Великобритания,
на которые пришлось 50,9% поступивших в
РФ иностранных инвестиций (в I квартале
2009г. на первую пятерку стран-инвесторов
пришлось 71,3%). В I квартале 2010 г. Нидерланды
вернулись на лидирующую позицию в списке
основных стран-инвесторов в РФ (по итогам
I квартала 2009 г. Нидерланды находились
на 2-ой позиции), хотя их вложения снизились
по сравнению с соответствующим периодом
2009г. в 1,9 раза и составили 1,8 млрд. долл.
Около 1,3 млрд. долл. (72,5% совокупных вложений
из Нидерландов в РФ) пришлось на оптовую
и розничную торговлю (I квартал 2009 г. -
444 млн. долл., или 12,9%), что составляет 50,9%
всех иностранных инвестиций в данную
отрасль (I квартал 2009 г. - 8,1%). В I квартале
2009 г. основная часть инвестиций из Нидерландов
(1,9 млрд долл., или 55,7%) была направлена
в производство и распределение электроэнергии,
газа и воды, что составило 97,7% от совокупных
вложений иностранных инвесторов в данную
сферу.
2.3
Особенности инвестиционного
климата РФ
Оценивая инвестиционный
климат России в целом по международным
стандартам, используя такие критерии,
как политическая и социальная стабильность,
динамизм экономического роста, степень
либерализации внешнеэкономической
сферы, наличие развитой промышленной
инфраструктуры, банковской системы
и системы телекоммуникаций, наличие
рынка относительно дешевой квалифицированной
рабочей силы и др., можно констатировать,
что практически по всем этим параметрам
Россия уступает большинству стран
мира.
Готовность инвесторов к вложению капитала
в экономику той или иной страны зависит
от существующего в ней инвестиционного
климата.
Инвестиционный климат - это совокупность
политических, экономических, юридических,
социальных, бытовых, климатических, природных,
инфраструктурных и других факторов, которые
предопределяют степень риска капиталовложений
и возможность их эффективного использования.
В настоящее время инвестиционный климат
в России является недостаточно благоприятным
для полномасштабного привлечения инвестиций.
Притоку в инвестиционную сферу частного
национального и иностранного капитала
препятствуют политическая нестабильность,
инфляция, несовершенство законодательства,
неразвитость производственной и социальной
инфраструктуры, недостаточное информационное
обеспечение. Взаимосвязь этих проблем
усиливает их негативное влияние на инвестиционную
ситуацию. Слабый приток прямых иностранных
инвестиций в российскую экономику объясняется
разногласиями между исполнительной и
законодательной властями, Российское
правительство в последние годы проявляло
в отношении зарубежных компаний скорее
двойственность, чем радушие. Официальная
политика предписывает оказывать поддержку
прямым зарубежным инвестициям, но на
практике зарубежные фирмы испытывают
невероятные трудности, пытаясь вложить
капитал в российскую экономику. Российское
законодательство нестабильно, коммерческая
деятельность наталкивается на множество
бюрократических препятствий, а, кроме
того, складывается впечатление, что многие
российские политики просто боятся прямых
зарубежных инвестиций. Некоторые в России
убеждены, что иностранные инвестиции
это не более чем «надувательство», и зарубежные
компании откровенно эксплуатируют российскую
экономику.
Для возникновения инвестиционных ресурсов,
формирующих инвестиционный потенциал,
необходимы следующие условия: существование
сбережений и способность населения делать
текущие сбережения; возможность обслуживания
долга; иностранные займы и инвестиции.
Масштабы и эффективность реализации
инвестиционного потенциала определяются
степенью благоприятности инвестиционного
климата. Инвестиционный климат определяется
воздействием следующих основных факторов:
1. Геополитическое
положение региона и его природно-ресурсный
потенциал. Приграничное положение
региона, прохождение через его
территорию важнейших транспортных
путей, в том числе для осуществления
внешнеэкономической деятельности,
наличие морских портов, соседство
с промышленно развитыми регионами
повышают его привлекательность
для инвесторов.
Наличие собственной сырьевой базы, с
одной стороны, повышает эффективность
инвестиций за счет уменьшения транспортных
издержек, снижения зависимости от внешних
поставок сырья. Это может приобрести
особое значение в условиях автоматизации
региональных экономик и регионализации
товарных рынков. С другой стороны, добывающие
отрасли характеризуются высокой капиталоемкостью
и длительными сроками окупаемости капиталоемких
вложений, что делает их недоступными
для реальных инвестиций мелких и средних
инвесторов, одновременно ограничивая
возможности привлечения кредитных ресурсов.
2. Производственный
и финансовый потенциал региона
и состояние региональных товарных
рынков. Более привлекательными
для потенциальных инвесторов
являются регионы, располагающие
развитой производственной инфраструктурой,
дешевой рабочей силой необходимой
квалификации, возможностями мобилизации
финансовых ресурсов, свободными
нишами на региональных рынках
продукции производственно-технического
назначения и товаров народного
потребления.
3. Уровень развития рыночной
инфраструктуры, таких ее инвесторов,
как банки, биржи, оптово-розничные фирмы,
торговые дома, страховые, инвестиционные,
лизинговые компании, инвестиционные
фонды и др.
4. Налоговая политика.
Органы власти и управления субъектов
Российской Федерации располагают широкими
возможностями влияния на инвестиционный
климат путем регулирования условий налогообложения,
введения дополнительных льгот с целью
привлечения инвестиций в приоритетные
сферы экономики региона, страхование
частных инвестиций за счет средств бюджета
субъектов Федерации, инициирования создания
на территории региона свободных экономических
зон или режима наибольшего благоприятствования.
5. Внешнеэкономические
риски. Неурегулированность межнациональных,
межбюджетных отношений, нестабильность
социально-политической ситуации
в регионе, наличие острых социальных
проблем, проявляющихся в повышении
уровня политической активности
населения, забастовочном движении,
резко ухудшают климат в регионе
и по своему влиянию на уровень
инвестиционной активности могут
перевесить все положительные
экономические факторы.
Основным сдерживающим фактором является
отсутствие стабильной, учитывающей международную
практику правовой базы, регулирующей
деятельность отечественного и иностранного
капитала. Постоянные изменения в законодательстве,
регулирующем внешнеэкономическую деятельность,
и многочисленные подзаконные акты в сочетании
с правовым нигилизмом в значительной
степени затрудняют деятельность иностранных
предпринимателей на территории России.
Определенную тревогу у иностранных инвесторов
вызывает рост социальной напряженности
в связи с ухудшением материального положения
значительной части населения России.
Социальная стабильность является важным
фактором инвестиционного климата и обязательным
условием проведения любых радикальных
экономических преобразований. На динамику
оттока и притока инвестиций отрицательное
влияние оказывает неразвитая инфраструктура,
в том числе связь, система телекоммуникаций,
транспорт и гостиничное хозяйство, т.е.
отсутствие условий, привычных для большинства
цивилизованных бизнесменов. Многие крупные
инвесторы, реально сознавая все негативные
последствия региональной дезинтеграции
России, отрицательно относятся к сепаратистским
настроениям, которые присущи некоторым
руководителям регионов, краев и областей
Весьма негативным
фактором, влияющим на инвестиционный
климат, являются коррупция и криминализация
отдельных сфер коммерческой деятельности,
которые поразили многие звенья внешнеэкономических
связей России.
Неблагоприятно на состояние инвестиционного
климата в России влияют следующие факторы:
1. отсутствие научно-обоснованной
экономической и социальной концепции
развития страны;
2. правовая нестабильность,
сопровождающаяся постоянным принятием
новых законодательных актов;
3. неэффективное земельное
законодательство;
4. высокий уровень
инфляции, нестабильность обменного
курса рубля;
5. низкий уровень
развития рыночной инфраструктуры;
6. изношенность производственной
и транспортной инфраструктуры;
7. непрогнозируемость
таможенного режима;
8. слабое информационное
обеспечение иностранных инвесторов
о возможных объемах, отраслевых
и региональных направлениях
инвестирования;
9. сильная бюрократизация
страны, коррупция, преступность
и др.
Вопрос об инвестиционном климате в России
является одним из ключевых. От его решения
во многом зависит будущее отечественной
экономики. Для реализации всего комплекса
основных экономических проблем России
необходим экономический рост - не менее
4-5% в год в течение примерно 20 лет.
Россия чрезвычайно
богата природными ресурсами и обладает
давними научно-исследовательскими,
промышленными и культурными
традициями. Она является крупнейшим
на планете поставщиком нефти, природного
газа, минералов, драгоценных металлов
и леса. Активизировав приток инвестиций
и направляя их на модернизацию промышленности,
Россия имеет шанс стать крупным производителем
продовольственных и потребительских
товаров, химической продукции и машиностроения.
Сегодня в России недостаточно ясными
представляются позиции субъектов российского
финансового рынка: банков с устойчивым
финансовым положением неоправданно мало,
брокерских компаний больше, но они работают
почти исключительно на вторичном рынке,
а не с первичным размещением корпоративных
бумаг, т.е. они практически не связаны
с отечественными производственными компаниями.
Практически нет частных пенсионных фондов.
Страховые компании мелкие. То есть все
субъекты финансового рынка находятся
в России в зародышевом состоянии. Банковский
сектор, может быть, имеет наилучшие перспективы
в силу макроэкономических причин - политическая
стабилизация вместе с проведением правильной
денежной политики должны создать условия
для демонетизации экономики и вытеснения
бартеров из расчетов, что должно привести
к подъему банков. Одновременно надо укреплять
инфраструктуру фондового рынка. Тогда
возникнет конкуренция финансовых посредников,
а у компании появится выбор, каким путем
привлекать деньги. В настоящее время
возникла потребность устанавливать реально
осуществимые темпы развития инвестиционной
сферы, определять плановые показатели
инвестиций, формировать их структуру,
перечень целевых программ и инвестиционных
проектов, подлежащих практической реализации
в плановом периоде на основе многовариантных
прогнозных расчетов. Прогнозирование
инвестиций - сложный, многоступенчатый
процесс изучения вероятностных сторон
вложения капитала в ту или иную сферу
экономики в будущем.
Очевиден тот факт, что объем привлекаемых
иностранных инвестиций, их структура
и динамика определяются прежде всего
привлекательностью той или иной страны
как для отечественных, так и иностранных
инвесторов, то есть состоянием инвестиционного
климата в стране. Вот уже несколько лет
ведутся непрекращающиеся разговоры о
том, что в России надо улучшать инвестиционный
климат. Сегодня под инвестиционным климатом
подразумевают прежде всего финансовые,
политические и другие условия, оказывающие
влияние на активность инвестиций в экономику
страны.
Важным элементом системы стимулирования
инвестиционной деятельности является
налоговое стимулирование, как инвесторов,
так и самих эмитентов. В этих целях государству
необходимо разработать ряд мер, способных
стимулировать потенциальных инвесторов,
включая население к повышению инвестиционной
активности.
Говоря о налоговом стимулировании инвестиционной
деятельности посредством использования
механизма рынка ценных бумаг, следует
отметить, что российскими регионами не
используется практически ни одна из форм
налогового стимулирования инвесторов
в ценные бумаги, положительно зарекомендовавших
себя в большинстве развитых стран мира.
К таким формам относятся:
- освобождение от налога на доходы физических
лиц и налога на прибыль по операциям с
ценными бумагами;
- зачет отрицательных курсовых разниц
для различных инвесторов;
- перенос отрицательных разниц на несколько
лет вперед;