- поощрение долгосрочных
инвестиций налоговыми льготами,
если акции держатся определенной
доли бизнеса;
- налоговое поощрение вложений в акции
приоритетных отраслей или акции, имеющие
листинг на фондовой бирже;
- вычет процентов за кредит, взятый на
покупку акций, из налогооблагаемой базы.
Среди наиболее существенных причин отсутствия
масштабных дополнительных эмиссий можно
выделить следующие:
- противодействие этому держателей значительных
пакетов акций, поскольку это ведет к уменьшению
доли принадлежащих им ценных бумаг в
уставном капитале общества и ослабляет
контроль над ними;
- малочисленность эффективных собственников
- субъектов присвоения, прямо или опосредованно
обеспечивающих расширенное воспроизводство
валового внутреннего продукта;
- незаинтересованность в раскрытии финансовой
информации предприятиями и профессиональными
участниками рынка ценных бумаг;
- пассивность отечественных институциональных
инвесторов (страховых компаний, негосударственных
пенсионных фондов) на рынке ценных бумаг;
- достаточно высокое налогообложение
дополнительных выпусков ценных бумаг;
- разочарование большей части инвесторов
в возможностях фондового рынка, недоверие
к ценным бумагам, эмитентами которых
является как государство, так и акционерные
общества;
- слабая правовая и гарантийная защита
инвестиций, отсутствие эффективной системы
защиты прав собственности;
- неразвитость отдельных составляющих
инфраструктуры и субъектов рынка ценных
бумаг;
- неэффективность
существующего механизма государственного
регулирования рынка ценных бумаг;
- низкая правовая культура потенциальных
отечественных инвесторов;
- не высокий уровень практики корпоративного
управления, который оказывает негативное
воздействие на эффективность инвестиций,
а также способствует возникновению более
крупных проблем системного характера
на национальном и региональном уровне.
Опыт показал, что проведение акционерными
обществами дополнительных эмиссий сталкивается
с упорным противодействием владельцев
крупных пакетов акций. Они, к сожалению,
предпочитают скорее оставить свои компании
без притока инвестиций (путем дополнительных
эмиссий), чем допустить возможность уменьшения
принадлежащего им пакета акций. Эти акционеры
понимают, что при дополнительной эмиссии,
для сохранения своей доли и удержания
контроля над предприятием, им необходимо
будет вложить значительные средства
в приобретение дополнительных акций
(несравнимые по размеру с теми затратами,
которые они понесли при приобретении
данных пакетов в период приватизации).
И это несмотря на то, что вложенные ими
средства пойдут на развитие принадлежащего
им же акционерного общества.
К сожалению, на сегодняшний день состояние
российского инвестиционного климата
оценивается как высокорисковое по всем
трем направлениям. Причина такого состояния
не в отсутствии средств для вложения
в новые проекты, а в непредсказуемости
и неопределенности экономического положения
страны в целом, и повышенного риска любых
форм инвестирования. Вплоть до недавнего
времени весь набор рисков и проблем оставался
практически без изменений. Однако, многие
специалисты считают, что сейчас ситуация
улучшилась радикально. До недавнего времени
в России действовала система, которую
можно назвать олигархической. Хозяйственная
жизнь в стране контролировалась несколькими
группами так называемых олигархов, и
для иностранного инвестора, который не
входит ни в одну из этих групп, было очень
тяжело узнать, какие будут установлены
правила игры. Действительно, во всем мире
сначала устанавливаются твердые правила
игры, а рынок потом сам подстраивается
под эти правила, главное, чтобы эти правила
были четко определены. Для инвестора
становится огромным препятствием постоянная
смена этих правил, а в России в последние
три года происходило именно это. Страх
неизвестности самым отрицательным образом
влияет на рынок. Неизвестность и отсутствие
правил - хуже, чем плохие правила. Поэтому
потенциальные инвесторы прежде всего
обращают внимание на оценку признанных
международных экспертов привлекательности
и степени рисковости тех или иных стран
с точки зрения возможностей вложения
капиталов.
Создаваемые в России благоприятные условия
для иностранных инвестиций в экономику
Российской Федерации позволили привлечь
инвесторов со своими капиталами. За последние
годы иностранные инвестиции в экономику
Российской Федерации достигли заметных
размеров. Правда, по качеству вкладов
они разнятся. Однако одно дело - вложения
прямых инвестиций непосредственно в
создание промышленных предприятий по
выпуску продукции и товаров народного
потребления, и совсем другое дело - скупка
по дешевке ваучеров и акций у рабочих
действующих предприятий.
Современный финансовый кризис 2009 года
в российской экономике повлек за собой
как общее сокращение всех видов инвестиционных
поступлений в страну, так и свертывание,
и замораживание конкретных инвестиционных
программ. Данные, приводимые в таблице,
скорее всего, дают основания говорить
о массовом уходе иностранных инвесторов
с российских рынков капитала. Как прежде,
в целом сохраняется пропорция привлекаемых
капиталов - основная их часть представлена
прочими инвестициями, за которым следуют
прямые и портфельные инвестиции.
В настоящий момент наиболее привлекательными
для иностранных инвесторов являются
прежде всего те отрасли, которые связаны
с эксплуатацией природных ресурсов и
имеют хороший экспортный потенциал (металлургия,
нефтегазовая отрасль, лесная промышленность,
отчасти химическая отрасль), и те, которые
имеют широкий немонополизированный внутренний
рынок (пищевая промышленность, производство
товаров народного потребления). В последние
годы резко возрос интерес к развитию
средств связи и телекоммуникаций. По
количеству крупных проектов, инвестируемых
в этих отраслях, наша страна является
одним из мировых лидеров.
Глава 3. . Роль
и значение иностранных
инвестиций в национальной
экономике.
3.1
Основные проблемы стимулирования,
привлечения и государственное
регулирование иностранных
инвестиций
Инвестиции предназначены
для поднятия и развития производства,
увеличения его мощностей, технологического
уровня. Наверняка многие понимают,
что без инвестиций государству
в наше время непросто выжить. Прежде,
лет 20 назад, об иностранных инвестициях
мало кто знал. Не было огромного
потока иностранных инвестиций, как
сейчас. Потому проблема инвестиций в
нашей стране актуальна. Эта проблема
важна прежде всего тем, что на инвестициях
в России можно сделать много прибыли,
но в то же время боязнь потерять вложенные
средства останавливает инвесторов. Российский
рынок - один из самых привлекательных
для иностранных инвесторов, однако он
также и один из самых непредсказуемых,
и иностранные инвесторы мечутся из стороны
в сторону, пытаясь не упустить свой кусок
российского рынка и в то же время не потерять
свои деньги.
Большое внимание надо уделить законодательству,
так как сегодня именно неопределенность
в правовой сфере ограничивает инвестиционный
процесс, то есть наблюдается своеобразный
парадокс: сильнейший инструмент по привлечению
зарубежного капитала одновременно является
основной причиной, удерживающей инвесторов
от крупных вложений. России необходим
иностранный капитал, который мог бы принести
новые (для России) технологии и современные
методы управления, а также способствовать
развитию отечественных инвестиций.
В Российской Федерации правовая база
регулирования иностранных инвестиций
развита недостаточно. Российская Федерация
заинтересована в привлечении иностранных
инвестиций в виде материальных и финансовых
ресурсов, передовой техники и технологий,
управленческого опыта. В связи с этим
российское законодательство призвано
обеспечить стабильность условий деятельности
иностранных инвесторов в целях соблюдения
норм международного права и международной
практики инвестиционного сотрудничества.
Сегодня, конечно, не помешала бы вполне
последовательная политика избирательного
заманивания иностранного капитала, особенно
крупнейших транснациональных корпораций,
как носителей самых передовых технических
знаний и технологий, особенно с учетом
нацеленности нашей страны на скорейшее
вступление в ВТО. Государственная
политика по привлечению и защите иностранных
инвестиций должна учитывать соответствующие
настроения отечественных промышленников
и предпринимателей. Они могут ожидать
от масштабного пришествия крупного зарубежного
капитала не только новых широких перспектив
повышения своей конкурентоспособности,
поднятия эффективности своих инвестиций,
вытеснения импорта с российских рынков,
выхода на внешние рынки, приобщения к
передовым ноу-хау и технологиям, расширения
ресурсов технического перевооружения
производства, но и рассчитывать на либерализацию
антимонопольной политики, быстрейшую
консолидацию отечественных капиталов,
на облегчение налогового бремени, на
новые субсидии, льготы, скидки, на протекционистские
меры государства, на отказ от политики
укрепления рубля .Вместе с тем возникнет
угроза быстрого банкротства многих предприятий,
их полного разорения или перехода в руки
иностранцев. Сузится рынок труда, особенно
возрастет дефицит высококвалифицированной
рабочей силы и профессионалов, быстро
начнет увеличиваться стоимость рабочей
силы, обострится дефицит топлива и энергии,
маломощные отечественные товаропроизводители
начнут быстро терять внутренние рынки.
Учитывая это, государству следовало бы
адекватно регулировать приток иностранных
инвестиций в те или иные отрасли и производства,
в те или иные области, края и республики
РФ, особенно с помощью избирательного
бюджетного поощрения конкретных инвестиционных
проектов.
Должна учитываться и позиция не только
работодателей, но и работников, а также
потребителей, т.е. всего населения. Конечно,
наиболее мощный и конкурентоспособный
зарубежный капитал сулит наемному труду,
хотя бы части его, более высокую заработную
плату, может быть на европейском уровне,
живучесть связанного с иностранными
владельцами производства, надежное, в
связи с этим, сохранение рабочих мест
на модернизированных производствах.
Население, возможно, получит выгоду от
качества, цены, разнообразия продукции,
способной вытеснить импорт.
Можно предположить, что оздоровление
экономической ситуации не устраивает
спекулятивный, грабительский иностранный
капитал, который рассчитывает прежде
всего задешево приобрести российские
активы. Поскольку наш капитал стал ориентироваться
на модернизацию и расширенное воспроизводство,
то исчезают благоприятные условия разграбления
отечественной индустрии и других отраслей,
в том числе руками нерезидентов.
Кого-то из иностранных инвесторов не
устраивает быстрый рост заработной платы
в стране в связи с ростом дефицита рабочей
силы, который подтверждается статистическими
данными.
Следует особенно отметить, что проблема
вовлечения в наше производство крупнейших
компаний промышленно развитых стран
с их инвестиционными ресурсами, ноу-хау
и мощнейшим интеллектуальным капиталом
во многом обусловлена тем, что транснациональные
корпорации являются, прежде всего, важнейшими
игроками на мировых рынках товаров и
услуг. Для них российский рынок и Россия,
как объект приложения капиталов,- это
частность, причем во многих случаях не
очень существенная на глобальном фоне.
Они смотрят на собственные инвестиции
в Россию, прежде всего, с точки зрения
усиления своей конкурентоспособности
в противостоянии с себе подобными в ходе
борьбы за передел основных рынков сбыта
продукции в масштабах всей планеты.
Для транснациональных корпораций (далее
- ТНК), пришедших в Россию, конечно, хотелось
бы сохранить все льготы, привилегии и
субсидии, пользоваться нашими относительно
низкими тарифами на топливо, энергию,
на транспорт, извлекать выгоду из протекционистских
ввозных пошлин на товары иностранных
конкурентов защитного валютного курса
рубля. Но вместе с тем ТНК необходимо
полноценное участие страны в ВТО, чтобы
иметь дискриминационный выход на мировой
рынок с продукцией со своих мощностей
в России. Им, более технически передовым,
чем наши предприятия, не нужен какой-то
особо длительный подготовительный период,
а предпочтительно скорейшее вступление
России в ВТО. Более того, дабы претендовать
на статус страны с рыночной экономикой
Центр начал широкое наступление против
любых налоговых льгот и бюджетных дотаций
для отечественных товаропроизводителей,
против государственных инвестиций и
прочих субсидий нашему бизнесу. Дело
идет к полному регулированию цен и тарифов
на товары и услуги естественных монополий,
что окончательно добьет еще далеко не
отошедшего от глубочайшего экономического
кризиса нашего массового предпринимателя
и управленца. Россия не сможет быстро
и результативно подготовиться к еще большей,
чем сейчас открытости экономики, тем
более, если учесть жесткую фискальную
политику взыскания долгов предприятий
бюджету, политику укрепления рубля, неблагоприятную
для бизнеса денежно-кредитную политику
государства, его намерения увеличить
внутренние заимствования под хороший
процент, постоянное снижение импортных
пошлин, отказ от принятия заявительного
порядка образования холдингов и т.п.
Итак, инвестиционная привлекательность
каждой компании - потенциального объекта
инвестиций определяется как ее материально-техническим
и финансовым потенциалом, так и эффективностью
его использования, “прозрачностью”
финансов и менеджмента, политическим
и инвестиционным климатом в стране. Для
любого инвестора, в том числе и банка,
важно сопоставление потенциальной прибыльности
проекта и связанных с ним рисков. Международные
инвесторы придают большое значение положению
акций компании на фондовом рынке. Инвесторы
готовы платить больше за акции компаний,
дающих меньшую прибыль, но работающих
в условиях низких страховых рисков.
Некоторая часть инвестиций осуществляется
непосредственно государством. Специалисты
расходятся во мнении, хорошо это или плохо,
должно ли государство подменять собой
частных инвесторов, но едины в одном -
важен не объем государственных инвестиций,
а их эффективность, то, насколько они
дополняют частные инвестиции.
Государственные инвестиции в первую
очередь определяются государственной
инвестиционной программой, в которой
отражается, сколько и каких инвестиций
нужно экономике, как для достижения текущих
целей, так и в контексте долгосрочного
развития. Государственные инвестиции
в виде прямого финансирования инвестиционных
проектов из государственного бюджета
или предоставления льготных инвестиционных
кредитов государственными финансовыми
институтами - это важная составляющая
инвестиционной деятельности.
Как показывает практика, норма прибыли
на капитал, который инвесторы готовы
вкладывать в акции российских компаний,
существенно выше соответствующего показателя
для зарубежных фирм. Помимо стабилизации
политической и экономической ситуации
в стране, важной предпосылкой привлечения
инвестиций является обеспечение “прозрачности”
деятельности этих компаний, а также гарантирование
защиты прав и интересов акционеров. В
данной связи, определенный оптимизм внушают
развитие методологии оценочной деятельности
и принятие новых международных стандартов
2000 г. Речь идет о важнейшем условии привлечения
иностранных инвестиций в отечественную
экономику - гармонизации международных
стандартов по различным направлениям
профессиональной экономической деятельности,
прежде всего оценочной, бухгалтерской
и инвестиционной.
Главное - обеспечить условия для эффективного
функционирования рыночного механизма
в целом. Среди них важную роль играет
регулирование системы собственности
и контроля. Инвестор хочет достоверно
знать, кто является основным собственником
предприятия, иметь возможность занять
свое место в структуре собственности
объекта инвестиций, а при необходимости
- выйти из нее. Что касается самих предприятий
как объектов инвестиций, то не только
финансовые показатели и открытость отчетности,
но и маркетинговые возможности предприятия
становятся все более актуальными с точки
зрения привлечения инвестиций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подобно многим странам
мира, Россия рассматривает иностранные
инвестиции как фактор ускорения
технического и экономического прогресса,
модернизации производственного аппарата,
овладения новыми технологиями и
передовыми методами организации производства,
а также более глубокого включения
своей экономики в мировое
хозяйство. И все-таки пока Россия выглядит
на этом фоне бесперспективной страной.
Во-первых, приток капитала
сдерживается медленным становлением
рыночных отношений, отсутствием разветвленных
мощных частных структур, аналогичных
тем, которые имеются в других
промышленно-развитых странах. Во-вторых,
хотя в стране и есть законы о
защите иностранных инвесторов, но
до сих пор нет механизма их
осуществления в полной мере. В
частности, отсутствуют гарантии исполнения
арбитражных и судейских решений.
В-третьих, предприятия с иностранными
инвестициями испытывают на себе тяжелые
последствия переходного периода в России.
И, в-четвертых, пожалуй, самой главной
причиной, заставляющей зарубежных граждан
остерегаться вкладывать деньги в нашу
страну, является политическая нестабильность
в России и других государствах СНГ. По
мнению экспертов Мирового банка реконструкции
и развития, западные компании чрезвычайно
обеспокоены политической нестабильностью
в этих странах, в условиях которой инвесторы
не могут не выражать скепсиса по поводу
того, как долго продержится текущая законодательная
и экономическая политика, какой бы привлекательной
она ни казалась.
В современных условиях развития экономики,
для решения задач подъема региональной
экономики на долгосрочную перспективу
и обеспечения экономического роста необходим
комплексный подход к проблеме привлечения
инвестиционных ресурсов и активизации
инвестиционной деятельности хозяйствующих
субъектов. Поэтому первостепенное значение
приобретает анализ источников потенциальных
инвестиций, достоверная оценка реальных
возможностей их мобилизации, а также
путей решения проблем их привлечения
и выработка стратегии обеспечения эффективности
привлекаемых инвестиций.
От подбора источников финансирования
зависит не только жизнеспособность инвестиционной
деятельности, но и распределение конечных
доходов от нее, эффективность использования
авансированного капитала, финансовая
устойчивость предприятия, осуществляющего
инвестиции. Состав и структура источников
финансирования инвестиций зависят от
действующего в обществе механизма хозяйствования.
Чтобы обеспечить поступательное развитие
экономики и в стране в целом, и в каждом
регионе необходим значительный инвестиционный
потенциал. Инвестиционная политика,
которой придерживается государство имеет
огромное влияние на развитие капиталовложений
в стране, как частных, так и государственных.
Именно она формирует так называемый инвестиционный
климат страны, поэтому правительство
России оказывает ей огромное внимание.
По ряду системных рыночных признаков
инвестиционный климат в стране по-прежнему
столь же неблагоприятен. Причины состоят
в институциональной и законодательной
неурегулированности инвестиционной
деятельности, в том числе относительно
обеспечения прав собственности; незащищенности
инвесторов; высоких транзакционных и
налоговых издержках; высоких барьерах
для “входа” инвесторов на рынок; исключительно
низкой роли государства как создателя
правового режима инвестиционной деятельности.
Основополагающей задачей государства,
которая позволит упрочить международные
позиции России, должна стать разработка
стратегии роста конкурентоспособности
страны, охватывающая последовательное
достижение целей как макроуровня ,так
и регионально-отраслевых ориентиров.
Привлечение в широких масштабах национальных
и иностранных инвестиций в российскую
экономику преследует долговременные
стратегические цели создания в России
цивилизованного, социально ориентированного
общества, характеризующегося высоким
качеством жизни населения, в основе которого
лежит смешанная экономика, предполагающая
не только совместное эффективное функционирование
различных форм собственности, но и интернационализацию
рынка товаров, рабочей силы и капитала.
В связи с повышение темпов роста производства
продукции и услуг базовых отраслей экономики
и, прежде всего, повышение темпов роста
промышленного производства, увеличение
инвестиционных ресурсов населения за
счет роста реальных располагаемых денежных
доходов, расширение инвестиционных возможностей
экспортоориентированных отраслей в результате
улучшения внешнеэкономической конъюнктуры
наблюдается положительная динамика прироста
как инвестиций в основной капитал, так
и иностранных инвестиций. В тоже время
инвестиционная активность относительно
высоким темпом инфляции, незначительными
объемами государственных инвестиций,
высокой динамикой импорта.
В заключение хочется отметить, что инвестиции
представляют собой сложный механизм,
способный в значительной степени увеличить
экономический потенциал государства.
Поэтому успех, достигнутый в данной сфере,
во многом предопределит успешную реализацию
социально-экономических реформ и экономическое
развитие страны в целом.
Список
литературы.
1. Абрамов С.И. Инвестирование.
- М.: ИНФРА-М, 2000г.
2. Аюшеев А.Д. Инвестиции
/под ред. А.Д. Аюшеев, В.И. Филиппов.2003г.
3. Брынцев А.Н. Формирование
инвестиционного климата в условиях свободной
экономической зоны. М.: ИД «МЕЛАП», 2005г.
4. Зубченко Л.А. Иностранные
инвестиции./ Книгодел.- 2009г.
5. Крылов Э.И. Анализ
эффективности инвестиционной и
инновационной деятельности предприятия
/ под ред.Э.И. Крылов, И.В. Журавков.
Москва 2001г.
6. Ковалёва В.В.
Инвестиции /под ред. В.В. Ковалёва,
В.В. Иванова, 2004г.
7. Орлова Е.Р., Зарянкина
О.М. Иностранные инвестиции в России/
Омега-Лю.-2009г.
8. Фархутдинов И.З., Трапезников
В.А. Инвестиционное право. М.: Волтерс
Клувер, 2006г.
9. Федеральная государственная
статистика. Инвестиции в России 2009./ Росстат.-
2009г.
10. Абрютина
М.С. «Инвестирование» //М: Дело и сервис,
2010г.
11 .Басовский
Л.Е. «Анализ инвестирования иевестиций»
//М: ИНФРА-М, 2006г.
12. Булатова
З.Г. «Технико – экономический анализ
хозяйственной деятельности» //Москва,
2003г.
13. Грачев А.В.
«Анализ и управление финансовыми инвестициями
предприятия» //М: Финпресс, 2002г.
14.
Ковалев В.В. «Анализ инвестирования предприятия»
//М: Проспект,2004г.
15.
Любушин Н.П. «Инвестирование» // ЮНИТИ,
2001г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1
Структура инвестиций
в основной капитал по видам основных
фондов в 2009-2010 гг. (Без субъектов малого
предпринимательства и параметров неформальной
деятельности). В% к итогу.
|
|
2009 |
В том числе |
2010 |
|
|
|
I квартал |
I полугодие |
Январь-сентябрь |
I квартал |
|
Инвестиции
в основной капитал- всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
В том числе
по видам официальных фондов: |
|
|
|
|
|
|
Жилища |
7,5 |
8,1 |
7,8 |
7,6 |
6,0 |
|
Здания и
сооружения |
52,4 |
48,5 |
49,9 |
51,3 |
51,6 |
|
Машины, оборудования,
транспортные средства |
33,0 |
34,5 |
34,1 |
33,6 |
32,2 |
|
прочие |
7,1 |
8,9 |
8,2 |
7,5 |
10,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2
Структура инвестиций
в основной капитал по источникам
финансирования в %.
|
|
2009 |
В том числе |
2010 |
|
|
|
I квартал |
I полугодие |
Январь-сентябрь |
I квартал |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Инвестиции
в основной капитал- всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
В том числе
по источникам финансирования |
|
|
|
|
|
|
Собственных
средств |
40,0 |
46,2 |
44,3 |
42,8 |
40,9 |
|
Из общих |
|
|
|
|
|
|
прибыль |
18,6 |
20,5 |
20,5 |
20,1 |
18,1 |
|
Привлеченные
средства |
60 |
38,8 |
55,7 |
57,2 |
59,1 |
|
Из них |
|
|
|
|
|
|
Кридиты банков |
11,1 |
10,4 |
10,5 |
11,0 |
13,0 |
|
В том числе
иностранных банков |
2,4 |
1,6 |
1,8 |
1,7 |
4,3 |
|
Заемные средства
других организаций |
6,5 |
6,9 |
6,7 |
6,8 |
9,2 |
|
Бюджетные
средства: |
21,0 |
11,8 |
14,9 |
16,8 |
18,0 |
|
федерального
бюджета |
8,1 |
2,8 |
4,4 |
5,5 |
4,1 |
|
Бюджет субъектов
РФ и местных бюджетов |
10,4 |
8,3 |
9,3 |
10,0 |
8,1 |
|
прочие |
21,1 |
24,3 |
23,2 |
22,3 |
23,3 |
|
Из них |
|
|
|
|
|
|
Средства полученные
на долевое участие в строительстве |
3,3 |
3,7 |
3,5 |
3,5 |
2,2 |
|
В том числе
средства населения |
1,5 |
1,4 |
1,6 |
1,7 |
0,9 |
|
Из общего
объема инвестиций в основной капитал
инвестиций из- за рубежа |
4,6 |
5,3 |
5,3 |
4,8 |
6,7 |
|
|
|
|
|
|
|
|