Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 11:16, курсовая работа
Целями данной работы является всестороннее рассмотрение категории «конкуренция», обзор видов конкуренции, а также выяснение сущности и значения конкуренции.
Введение 4
Глава 1. Понятие конкуренции. Виды конкуренции. 6
1.1. Сущность конкуренции 6
1.2. Функции конкуренции 8
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной 10
конкуренции.
2.1. Совершенная конкуренция. 10
2.2. Несовершенная конкуренция 14
2.2.1. Монополистическая конкуренция 14
2.2.2. Олигополия 17
2.2.3. Чистая монополия 24
Глава 3. Значение конкуренции. Инструменты развития конкуренции и направления их совершенствования 31
3.1. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование 33
3.2. Налоговая политика 35
3.3 Государственные программы развития инфраструктуры и отдельных отраслей 37
3.4. Государственные закупки 39
3.5. Регулирование совершенных монополий 40
3. 6. Развитие малого и среднего предпринимательства 44
Заключение 46
Список литературы 48
3.5. Регулирование совершенных монополий
Состояние конкурентной среды в значительной степени обусловлено стоимостью услуг субъектов естественных монополий, состоянием инфраструктуры и наличием возможности беспрепятственного к ней доступа. Таким образом, государственное регулирование естественных монополий напрямую влияет на качество конкурентной среды посредством:
В этой связи
целесообразно при обсуждении и
реализации структурных реформ естественных
монополий учитывать
3. 6. Развитие
малого и среднего
Роль небольших компаний в формировании конкурентных отношений является крайне важной. Такие свойства малого и среднего бизнеса, как гибкость, многочисленность, способность к быстрому обновлению позволяют ему в целом составлять серьезный противовес крупным фирмам, стимулировать их эффективность. Конкурентное давление со стороны небольших компаний – один из основных инструментов повышения неустойчивости картельных сговоров, препятствие установлению монопольно высоких цен. Для экономики в целом деятельность небольших компаний оказывается важным фактором повышения ее конкуретноспособности. В целях создания максимально благоприятных условий для ведения малого и среднего бизнеса, необходимо, осуществление следующих специальных мер. Во-первых, принятие пакета законопроектов по снижению административного давления на малый бизнес. Прежде всего, это касается необходимости усиления защиты прав предпринимателей при проведении проверок, исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел в отношении субъектов предпринимательской деятельности, упрощения порядка выдачи и продления лицензии и замены ряда видов деятельности страхованием гражданской ответственности, сокращения перечня наименований продукции, подлежащей обязательной сертификации (замена декларированием соответствия), введение бесплатной процедуры регистрации деклараций о соответствии качества продукции для заявителя Ростехрегулированием, отмена платы за получение госстандарта. Во-вторых, упрощение процедуры государственной регистрации, ликвидации, банкротства субъектов малого предпринимательства. В-третьих, дальнейшее упрощение налоговой отчетности и бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства. В-четвертых, реализация мероприятий, направленных на упрощение и удешевление процедуры присоединения к объектам инфраструктуры естественных и локальных монополий. В-пятых, обеспечение доступа малого и среднего предпринимательства к государственным и муниципальным имущественным ресурсам, в том числе обеспечение реализации преимущественного права выкупа арендуемых помещений. В-шестых, расширение доступа малых и средних предприятий к государственному заказу, заказам естественных монополий и госкорпораций. В-седьмых, обеспечение максимальной информационной открытости для начала собственного дела, включая публикацию на едином интернет-портале справочной информации о совершении необходимых действий и предоставлении конечного перечня необходимой документации, наличии обязательных требований со стороны органов исполнительной власти, возможности получения господдержки [7].
Заключение
Современная экономика
развитых стран носит рыночный характер.
Рыночная система оказалась
наиболее эффективной и гибкой для решения
основных экономических проблем. Она формировалась
не одно столетие, приобрела цивилизованные
формы и, по всей видимости, будет определять
экономический облик будущего во всех
странах мира. Хотя товарное производство,
рынок, конкуренция существуют очень давно,
не следует забывать, что человечество
большую часть своей истории прожило без
рынка- в царстве натурального хозяйства.
В подобной модели хозяйства продукты
производятся общиной или семьей для внутрихозяйственного
потребления при прямом — командном —
распоряжении ресурсами и уравнительном
распределении созданного продукта. Однако
при всей своей эгалитарности, то есть
равенстве отдельных индивидов, натуральное
хозяйство было основой бедности, а не
богатства, что связано с узостью экономических
отношений, отсутствием специализации,
ограниченностью производства и капитала.
Переход от натурального хозяйства к
товарному связан с формированием таких
основных предпосылок, как экономическая
обособленность или автономность товаропроизводителей,
возможность или свобода для каждого экономического
субъекта стремиться к обеспечению своих
частных интересов и разделение труда
между товаропроизводителями.
По данному критерию выделяют следующие
типы рынков: чистой конкуренции, чистой
монополии, монополистической конкуренции
и олигополии. За исключением чистой, или
совершенной конкуренции, все другие структуры
характеризуют рынок несовершенной конкуренции. Итак,
конкуренция имеет определенные преимущества
и недостатки.
Преимущества:
Недостатки:
ресурсов (животные, полезные ископаемые, леса, вода и т.д.);
услуг общественного пользованья (дороги, общественный транспорт и т.д.);
В современном мире конкуренция занимает ведущую роль в рыночном хозяйстве.
Список литературы
1 Полиполия- рыночная ситуация, в которой существует ограниченное количество крупных продавцов, достаточное для поддержания условий конкуренции.
Информация о работе Роль и значение конкуренции в экономике. Типы конкурентных рынков