Роль и значение конкуренции в экономике. Типы конкурентных рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 11:16, курсовая работа

Описание

Целями данной работы является всестороннее рассмотрение категории «конкуренция», обзор видов конкуренции, а также выяснение сущности и значения конкуренции.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Понятие конкуренции. Виды конкуренции. 6
1.1. Сущность конкуренции 6
1.2. Функции конкуренции 8
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной 10
конкуренции.
2.1. Совершенная конкуренция. 10
2.2. Несовершенная конкуренция 14
2.2.1. Монополистическая конкуренция 14
2.2.2. Олигополия 17
2.2.3. Чистая монополия 24
Глава 3. Значение конкуренции. Инструменты развития конкуренции и направления их совершенствования 31
3.1. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование 33
3.2. Налоговая политика 35
3.3 Государственные программы развития инфраструктуры и отдельных отраслей 37
3.4. Государственные закупки 39
3.5. Регулирование совершенных монополий 40
3. 6. Развитие малого и среднего предпринимательства 44
Заключение 46
Список литературы 48

Работа состоит из  1 файл

Реферат по экономике.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

Монополистическая конкуренция— одна из форм несовершенной конкуренции. Сочетание элементов монополии и конкуренции определяет основные черты поведения фирм на этом рынке. На рисунке 2.2 схематически представлены его основные черты.


 

 



 



 

 

Рис.2.2. Черты  монополистической конкуренции.

Каждая фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, контролирует лишь небольшую долю всего рынка соответствующего продукта. Однако дифференциация товаров приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные части, их называют сегментами рынка. На таком сегменте рынка доля даже маленькой фирмы может стать довольно значительной. Дифференциация продуктов возникает благодаря существующим между ними различиям в качестве, сервисе, рекламе. Совершенная, т.е. абсолютно полная и точная, информация в условиях реального рынка никогда не встречается. Многие важнейшие показатели деятельности фирм (например, планы конкурентов) обычно не бывают достаточно известны, а верная интерпретация даже доступных данных представляет трудную задачу.           Дифференциация товаров резко увеличивает степень информационной неопределенности, в которой приходится действовать фирмам на рынке монополистической конкуренции. Известно, что абсолютно достоверные рыночные показатели (цены, объемы продаж и т.п.) становятся менее информативными, поскольку товары качественно разнородны.       Взятые вместе особенности монополистической конкуренции приводят к тому, что для данного рынка становятся свойственными важнейшие черты несовершенной конкуренции.          Во-первых, равновесная цена при монополистической конкуренции превышает равновесную цену, которая установилась бы при совершенной конкуренции.              Во-вторых, при монополистической конкуренции устанавливается несколько меньший, чем наиболее эффективный, объем выпуска продукции. При монополистической конкуренции объем производства каждой фирмы несколько меньше оптимального. Поэтому весь рыночный объем товара мог бы быть произведен дешевле, действуй там те же закономерности, что действуют при совершенной конкуренции.

В отличие от совершенной конкуренции монополистическая не только абстрактная теоретическая модель, но и достаточно часто встречающийся тип реального рынка. Он характерен для пищевой промышленности, производства одежды и обуви, книгоиздания, мебельной промышленности, розничной торговли, многих видов услуг и ряда других отраслей. Более того, монополистическая конкуренция— это единственная наблюдаемая в современных условиях разновидность полиполии1 ни на каких иных рынках в реальном мире не наблюдается множества мелких производителей. Немаловажным плюсом является и товарное разнообразие, которое свойственно тем рынкам, где господствует монополистическая конкуренция.        Вместе с тем значение теории монополистической конкуренции далеко выходит за пределы описания ситуации в этих отраслях. При значительной степени дифференциации продукта любой рынок приобретает некоторое сходство с рынком монополистической конкуренции. Это и не удивительно: полностью единого рынка в этом случае нет, он сильно сегментирован. И на отдельных сегментах вполне могут закрепляться небольшие фирмы— монополистические конкуренты, даже если в отрасли господствует крупный капитал.   Примерами отрасли с преобладанием монополистической конкуренции могут служить рынок женской, мужской или детской одежды, меховых, ювелирных изделий, обуви, мебели, безалкогольных напитков, книг, а также рынки различных услуг – парикмахерские, химчистки, прачечные и т.п.

 

 

 

 

2.2.2. Олигополия

Олигополия  является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.- имеют именно такую структуру.     На рисунке 2.3 схематически показаны основные черты олигополистического рынка. Наиболее заметная черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм. В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих фирм приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий. Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.


 






 

 

Рис.2.3. Черты  олигополии.

При монополистической конкуренции  решающей причиной несовершенной конкуренции является дифференциация продукта. В условиях олигополии этот фактор тоже имеет значение. Наличие особого (дифференцированного) продукта может затруднять доступ конкурентов на рынок. Так, разработка удачной модели автомобиля помогает его производителю пользоваться преимуществами уникальности данного изделия на рынке и извлекать в результате этого дополнительные прибыли.        Тем не менее дифференциация продукта имеет при олигополии необязательный характер, не она определяет суть рыночной ситуации. Есть олигополистические отрасли, в которых дифференциация продукта значительна(например, автомобилестроение). Но существуют и отрасли , где продукт является стандартизированным (цементная, нефтяная промышленность, черная и цветная металлургия).          Главной же причиной формирования олигополии является экономия на масштабах производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими. Однако крупных фирм в отрасли никогда не может быть много. Уже многомиллиардная стоимость их заводов служит надежным барьером на пути проникновения новых фирм в отрасль. При обычном развитии событий фирма укрупняется постепенно и к тому времени, когда в отрасли складывается олигополия, узкий круг крупнейших фирм уже фактически определен. Чтобы вторгнуться в него, «чужаку» надо сразу выложить такую сумму, которую олигополисты постепенно инвестировали в дело за десятилетия. Но, даже если бы нашлись средства на сооружение большого числа гигантов, те не смогли бы в дальнейшем прибыльно работать. Ведь емкость рынка ограничена. Потребительского спроса вполне хватает, чтобы поглотить продукцию тысяч мелких пекарен или авторемонтных мастерских. Однако никому не нужен металл в тех количествах, которые могли бы выплавить тысячи домен-гигантов.           Большая доля в выпуске продукции в свою очередь обеспечивает фирмам—  олигополистам значительную степень контроля над рынком. Уже каждая из фирм в отдельности достаточно велика, чтобы оказывать влияние на положение в отрасли. Так, если олигополист решит уменьшить выпуск продукции, это приведет к повышению цен на рынке. Если же несколько олигополистов начнут предпринимать согласованные действия, их власть и вовсе приблизится к монополистической.         Огромную роль в определении рыночного поведения олигополиста играет субъективный фактор-характер взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами.           В этом состоит уникальная особенность олигополии. При всех других типах рынков значение субъективной политики фирм-конкурентов (их планов, стиля поведения и т.п.) невелико. В условиях совершенной и отчасти монополистической конкуренции на рынке действует такое множество фирм, что особенности поведения каждой из фирм-конкурентов не поддаются учету. И только на олигополистическом рынке решение каждой из фирм- олигополистов непосредственно сказывается на всех остальных его участниках и на отрасли в целом.

Олигополия



 

 

Рис.2.4. Разновидности  олигополистических рынков.

На рисунке 2.4. схематически изображены разновидности  олиголистических рынков. Рассмотрим более подробно каждую из них.

1. Нескоординированная олигополия.

При этой разновидности  олигополии очень легко вызвать ценовую войну, которая принесет убытки всем участникам. Единственной надежной тактикой становится принцип «Не делай резких движений». Все изменения лучше производить мелкими шагами, с постоянной оглядкой на реакцию конкурентов. Поэтому для нескоординированного олигополистического рынка характерна негибкость цен.            Относительная негибкость цен на продукты олигополистических отраслей по сравнению с товарами отраслей конкурентных действительно является твердо установленным эмпирическим фактом, постоянно наблюдаемым в реальной экономике.           Общая логика доказательства преимуществ рыночной экономики  основывается на механизмах ценовой саморегуляции рынка. В случае же нескоординированной олигополии этот механизм, если и не совсем уничтожен, то блокирован: цены становятся малоподвижными. Они больше гибко не реагируют на изменения спроса и предложения, если не считать самых резких перемен этих параметров. В условиях нескоординированной олигополии возможными становятся серьезные искажения цен и объемов производства по сравнению с объективными запросами рынка. Когда эти диспропорции вырываются наружу и олигополисты переходят к открытым конкурентным схваткам, возникают разрушительные ценовые войны гигантских корпораций. Примеры подобных войн особенно часто встречались на ранних этапах становления крупного бизнеса— в конце XIX- первой половине XX вв.

2. Картели.

Немногочисленность  основных участников олигополистического  рынка подталкивает их к решению  проблем нескоординированной олигополии путем заключения соглашения. Главная идея подобного сговора состоит в установлении объема производства и цен на таком уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы договаривающихся компаний в целом (монопольную прибыль). Далее этот объем делится между членами картеля с помощью определения либо квоты (доли) каждого из них в общем производстве или путем географического закрепления рынков. Нередко картели предпринимают меры и по выравниванию уровня издержек своих участников. Для этого они договариваются предлагать поставщикам за закупаемые ресурсы одинаковую цену.             Таким образом, классический картель предполагает установление между фирмами соглашения о:

    • единых ценах;
    • размерах (квотах) производства или разделе рынков;
  • единой политике по отношению к поставщикам ресурсов, по отношению к профсоюзам и т.п.

Временами расцвета картелей был период с конца XIX до конца 30-х годов XX в., когда они имели легальную форму и были широко распространены. Картели оказали резко отрицательное воздействие на рыночную экономику. Более того, все недостатки чистой монополии на практике известны человечеству в основном из опыта деятельности картелей. Худшие образцы завышения цен и занижения выпуска продукции дали именно картели. Нередко картели тормозили технический прогресс: с целью экономии издержек новые изобретения «клались под сукно» до тех пор, пока не износятся машины, выпускающие товары по старой технологии. Особенно сильное негативное воздействие на экономику картели оказали в период тяжелых кризисов перепроизводства в 30-е годы XXв.            Урок не прошел даром: в большинстве стран картели тогда же или чуть позже были законодательно запрещены. Не разрешено создание картелей  и по современному российскому законодательству. В настоящее время картели существуют (и преследуются властями всех стран) как тайные сговоры. Легально они допускаются лишь в некоторых особых сферах экономики (например в старых, умирающих отраслях или в  экспортной деятельности) и только под контролем государства.

3. Картелеподобная структура рынка. 

Компромисс между нескоординированной олигополией и прямым сговором представляет собой картелеподобная структура рынка, или «игра по правилам». Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из антикартельного законодательства. А с другой— уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, т.е. оградить себя от главной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. «Игра по правилам» облегчает достижение олигополистического равновесия.          Наиболее часто употребляемым приемом «игры по правилам» является лидерство в ценных: все крупные изменения цен сначала проводит фирма (обычно самая крупная), а затем они повторяются в аналогичных размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли, но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. Ведь если они будут невыгодны конкурентам, то те не последуют за лидером и отрасль перейдет в опасное для всех состояние нескоординированной олигополии.    Распространенным вариантом картелеподобной структуры рынка является ценообразование по схеме «издержки плюс», когда фирмы отрасли ориентируются на примерно одинаковый, «нормативный» процент прибыли по отношению к издержкам.           Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.   Примеры олигополистического рынка — производство и сбыт стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых электроприборов.              В России отчетливо олигополистический характер имеют сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия. Олигополизированы основные подотрасли химической промышленности (производство удобрений и пр.) и машиностроения (автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность и др.). Крупные предприятия, которые однозначно придают рынку олигополистичекий характер, составляют основу современной российской экономики.    В результате рынок олигополии для нас является очень важным, так как многие фирмы-олигоолисты являются ключевыми для нашей экономики. Это и «АвтоВаз», и «Газпром», и нефтеэкспортеры, и «металлурги» и многие другие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.3. Чистая монополия

Монополия— высшее проявление несовершенной конкуренции. В условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому происходит состязание между производителями за сбыт однородной продукции, у них возникает стремление наилучшим образом удовлетворить запросы потребителя. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель—гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.              Как видно из рисунка 2.5., основной власти монополиста во многом служит уникальность или незаменимость продукции.








 

Ри.2.5. Черты  монополии.

Может ли потребитель добровольно отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии и заменить ее чем-то в домашнем хозяйстве? Способны ли угольные  предприятия перевозить свою продукцию без помощи железной дороги? Отрицательный ответ на подобные вопросы очевиден. Особое положение на рынке позволяет монополисту диктовать потребителям свои условия с позиции силы. Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота владения необходимой информацией. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает характеристику рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и, конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.      Сочетание всех этих обстоятельств создает для монополиста исключительно выгодную обстановку и благоприятные предпосылки для получения сверхприбылей. Очевидно, однако, и то, что эти преимущества теряют свою силу, появись в отрасли хотя бы еще один производитель-конкурент. В этом случае монополисту немедленно пришлось бы перейти от диктата по отношению к потребителю к скрупулезному учету потребностей и даже капризов последнего. Именно поэтому монополистическая структура рынка там, где она существует, защищена целой системой практически непреодолимых барьеров на пути вторжения в отрасль независимых конкурентов. Основными барьерами, существующими в монополистической отрасли, являются:

  • преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии);
  • легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения, авторскими правами; санкционированные государством исключительные права);

Информация о работе Роль и значение конкуренции в экономике. Типы конкурентных рынков