Роль издержек производства в формировании стратегии фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 19:18, курсовая работа

Описание

Издержки производства сейчас являются довольно серьёзной и актуальной проблемой на сегодняшний день, потому что в условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек (затрат) производства и реализации продукции.

Содержание

Введение 2
1. Издержек производства 3
1.1. Бухгалтерское и экономическое определение издержек 3
1.2.Виды издержек 4
2. Роль издержек производства в формировании стратегии фирмы 8
2.1.Издержки производства в краткосрочном периоде 8
2.2. Издержки производства в долгосрочном периоде 10
2.3. Издержки и масштабы производства 11
2.4.Условия сокращения всех издержек 15
Заключение 17
Список литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Конт. Издержки производства.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

     Прямые  издержки — это такие издержки, которые можно полностью отнести к товару или услуге. К ним относятся:

  • стоимость сырья и материалов, используемых при производстве и реализации товаров и услуг;
  • заработная плата рабочих (сдельная), непосредственно занятых производством товаров;
  • иные прямые затраты (все расходы, которые так или иначе непосредственно связаны с товаром).       

     Косвенные (накладные) издержки — это издержки, не связанные напрямую с тем или иным товаром, а относятся к фирме в целом. Они включают:

  • расходы на содержание административного аппарата;
  • арендную плату,
  • амортизацию;
  • проценты за кредит и т.п.

   Критерием разделения издержек на постоянные и переменные является их зависимость от объема производства.

   Под средними понимаются издержки фирмы на производство и реализацию единицы товара. Выделяют.

  • средние постоянные издержки AFC (англ. average fixed costs), которые рассчитывают путем деления постоянных издержек фирмы на объем производства;
  • средние переменные издержки AVC (англ. average variable costs), исчисляемые путем деления переменных издержек на объем производства;
  • средние валовые издержки или полная себестоимость единицы изделия АТС (англ. average total costs), которые определяют как сумму средних переменных и средних постоянных издержек или как частное от деления валовых издержек на объем выпуска.

2. Роль издержек  производства в  формировании стратегии  фирмы

2.1.Издержки  производства в  краткосрочном периоде

 

      Приведенная выше табл. 1. характеризует динамику показателей фирмы в краткосрочном периоде. Это следует из того, что производственные мощности фирмы остаются неизменными и динамика показателей определяется ростом загрузки оборудования. Анализ табл. 1 важен потому, что позволяет проследить характер каждой из кривых и параметры, которые в них приведены. На основе данных табл. 1. построим новый график, который позволит наглядно представить возможности фирмы в максимизации прибыли и границы существования фирмы.  

 

Рис. 1. Кривые издержек и возможности функционирования фирмы 

      Остановимся вначале на характере кривых, изображенных на рис. 1. Так как при принятии решений фирмой наиболее важными  являются характеристики в расчете  на единицу изделий, то рассмотрим данные по средним величинам различных издержек. Постоянные издержки на единицу продукции, т.е. удельные постоянные издержки, по мере наращивания выпуска продукции падают, так как их абсолютная величина неизменна. На практике их величина может претерпевать небольшие изменения. Так, с ростом производства могут увеличиться расходы на охрану в связи с ростом риска хищений. Сложнее зависимость переменных издержек в функции роста производства. На первом этапе кривая AVC показывает уменьшение удельных переменных издержек: сказывается эффект масштаба, увеличения объема производства. Но затем удельные переменные издержки начинают расти: над эффектом масштаба берет верх действие закона убывающей отдачи. Например, на машиностроительном предприятии работа в три полных смены может привести к снижению отдачи оборудования, так как выпуск продукции в третью смену исключает возможность профилактических работ, что неизбежно приведет к простоям машин и оборудования. Что касается кривой совокупных издержек (АТС), то она падает быстрее, чем каждая из ее составляющих (AFC и AVC), что вполне закономерно4.

      Для деятельности фирмы решающими являются следующие моменты. Пока предельные издержки (МС) меньше средних издержек (АТС), имеет место уменьшение средних издержек, которое будет продолжаться до тех пор, пока последний прирост предельных издержек будет меньше, чем всех предыдущих. В точке К, где пересекаются кривые МС и АТС, имеет место минимум средних издержек (АТС). Правее точки К удельные валовые издержки начинают расти. Отсюда следует, что в точке К рыночная цена равна средним валовым издержкам. Эта точка называется «точкой безубыточности», т.е. критического объема производства. При падении рыночной цены ниже точки К предприятия начнут покидать отрасль (или данное производство). Продолжать работать в этой точке можно, если переход на выпуск другой продукции связан с большим риском или анализ перспектив позволяет сделать вывод о возможности в кратчайшее время повышения цены на продукцию в силу роста спроса или ухудшения положения конкурентов.

      Значительно хуже положение фирмы, если она оказалась  в точке В, где продажная цена равна лишь удельным переменным издержкам (AVC). В этом случае продажа продукции не позволяет возместить все затраты на ее производство. Руководству фирмы не остается ничего иного, как прекратить производство данной продукции. Не исключен при этом и вариант объявления фирмы банкротом.

2.2. Издержки производства  в долгосрочном  периоде

      Рассмотрим, как должна строиться стратегия фирмы в долговременном периоде. Вспомним, что если в рамках краткосрочного периода изменения в производственном аппарате фирмы не могут быть произведены, то в рамках долговременного периода могут измениться как объем оборудования и производственной инфраструктуры, так и их структура. Фирма может установить новые производственные мощности, соорудить новые цеха, расширить транспортные артерии и т.д. Возможен и обратный вариант - уменьшение производственных мощностей. В отрасль могут войти новые фирмы, что изменит конкурентную ситуацию. Мы будем рассматривать лишь изменения в отдельных фирмах. 

 

Рис. 2. Кривая долгосрочных средних валовых издержек фирмы (пять вариантов мощностей) 

      Поскольку в долговременном периоде изменяются производственные мощности и адекватно этому - численность работников, то можно сделать вывод, что все издержки в условиях долговременного периода выступают в качестве переменных5.

      При расширении фирмы произойдет изменение  валовых издержек. Как и в кратковременном периоде, они сначала будут уменьшаться за счет эффекта масштаба. Затем, когда действие эффекта масштаба производства будет исчерпано, они достигнут минимума. Затем начнется процесс увеличения валовых издержек.

      На  рис. 2. ординаты А1 – В2,  А2 - В2 и последующие выражают величины валовых издержек при наращивании производственных мощностей фирмы. Нетрудно видеть, что они минимальны в третьем варианте, а затем начинают возрастать. Реальная динамика валовых издержек при увеличении производственных мощностей будет выражена кривой В1В2В3В4В5, которая представляет ломаную кривую, каждый из элементов которой корреспондирует определенному этапу наращивания мощностей фирмы. Вместе с тем, данная кривая - кривая выбора фирмы. Изменилась ситуация на рынке - необходимо принимать новое решение: увеличивать или уменьшать мощности.

2.3. Издержки и масштабы  производства

 

      Известно  утверждение, согласно которому последовательное увеличение размеров предприятия в течение какого-то времени влечет за собой снижение издержек производства единицы продукции, но начиная с определенного момента все большие и большие размеры предприятия означают повышение средних издержек. Объясним эту закономерность. Прежде всего надо подчеркнуть, что закон убывающей отдачи в данном случае неприменим, потому что условием его действия является неизменность количества одного из используемых в производстве ресурсов, тогда как в долговременном периоде допускаются изменения в количестве всех ресурсов. Экономисты ее называют положительным и отрицательным эффектами роста масштабов производства или эффектами масштаба6.

      Положительный эффект масштаба. По мере роста размеров предприятия целый ряд факторов начинает действовать в направлении снижения средних издержек производства.

      1.Специализация производительного труда.

      Повышение уровня специализации используемого  труда становится возможным по мере роста размеров предприятия. «Мастер на все руки», обремененный пятью или шестью различными заданиями, вряд ли сможет стать столь же опытным в каждом из них. Получив возможность сосредоточиться  на выполнении одного задания, тот же самый рабочий сможет работать гораздо производительнее. Наконец, более высокий уровень специализации труда исключает потери времени на переход рабочего от одного задания к другому.

      2.Специализация  управленческого  труда.

      Большие масштабы производства позволяют также  лучше использовать труд специалистов по управлению благодаря его более глубокой специализации. Расширение масштаба операций будет означать, что специалист по маркетингу сможет полностью посвятить себя контролю за сбытом и распределением продукции, тогда как для выполнения других управленческих функций будут дополнительно привлечены соответствующие специалисты. В конечном счете, специализация управленческого труда приведет к повышению эффективности и снижению издержек производства единицы продукции.

      3.Эффективное  использование капитала.  

      Мелкие  фирмы неспособны воспользоваться  наиболее эффективным с технологической  точки зрения производственным оборудованием. Машины для производства многих видов продукции можно купить лишь в очень крупных и крайне дорогих комплектах. Более того, эффективное использование этого машинного оборудования требует больших объемов производства. Значит, только крупные производители могут позволить себе приобрести и эффективно эксплуатировать лучшее оборудование.

      4.Производство  побочных продуктов.

      Организатор крупномасштабного производства располагает  более широкими возможностями для производства побочной продукции, чем мелкая фирма. Большая фабрика по упаковке мяса изготавливает клей, удобрения, лекарственные препараты и целый ряд других продуктов из тех отходов, которые более мелким производителем были бы выброшены за ненадобностью.

Все эти  технологические факторы будут  вносить свой вклад в снижение издержек производства единицы продукции тем производителем, который окажется способным расширить масштабы своих операций. Иными словами, увеличение количества всех вовлеченных в производство ресурсов, скажем, на 10% приведет к более чем пропорциональному росту объема производства — например, на 20%  необходимым результатом будет снижение средних общих издержек (АТС).

      Объяснима ли рыночная концентрация экономией, обусловленной ростом масштабов производства?

      Некоторые считают, что высокий уровень промышленной концентрации — господство на том или ином рынке всего нескольких фирм — полностью оправдан существованием положительного эффекта масштаба. И действительно, в большинстве случаев существующий уровень промышленной концентрации оправдан эффектом масштаба.

      Минимальный эффективный размер (МЭР), т.е. наименьший размер предприятия, обеспечивающий минимизацию издержек производства на единицу продукции, был вычислен применительно к целому ряду отраслей промышленности. Выясняется, что всего в нескольких отраслях — при производстве дизельных двигателей, турбогенераторов, электромоторов и холодильников — определенный уровень концентрации является необходимым для реализации эффекта масштаба. В большинстве же отраслей минимальные эффективные размеры предприятия оказываются весьма небольшими по сравнению с величиной внутреннего рынка каждого продукта. Это означает, что положительный эффект масштаба не может служить основанием для установления высокого уровня концентрации (олигополии, например) в большинстве отраслей.

      К анализу следует привлечь еще  несколько факторов. Мы рассуждали об экономии, обусловленной ростом масштабов производства, исключительно в производственной сфере. Между тем существование фирм, владеющих несколькими предприятиями, может быть оправдано на основании иных — внепроизводственных выгод. К примеру, крупная «многозаводская» фирма может: 1) иметь возможность сэкономить на содержании аппарата управления, используя одних и тех же бухгалтеров, юристов и финансистов для обслуживания всех своих предприятий и 2) обеспечить себе экономию в сфере рекламы, мобилизации денежного капитала и сбыта продукции. Однако могут быть и некоторые экономические потери, связанные с отдельными аспектами функционирования «многозаводских» фирм. Так или иначе, с учетом всех этих факторов, общий вывод гласит, что существующий уровень концентрации во многих отраслях не может быть оправдан экономией, обусловленной только ростом масштабов производства.

      Отрицательный эффект масштаба7. Со временем расширение фирмы может привести к отрицательным экономическим последствиям и, следовательно, к росту издержек производства на единицу продукции.

      Основная  причина возникновения отрицательного эффекта масштаба связана с определенными  управленческими трудностями. Разрастание аппарата управления создает проблемы обмена информацией, координации решений и бюрократической волокиты, увеличивает вероятность того, что решения, принимаемые различными звеньями управления, окажутся противоречащими друг другу. В результате страдает эффективность и растут средние издержки производства. Например, если увеличение количества всех ресурсов, скажем, на 10%, приведет к менее, чем пропорциональному росту объема производства, скажем, на 5%, то средние издержки (АТС) увеличатся.

Информация о работе Роль издержек производства в формировании стратегии фирмы