Роль экономического анализа в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:08, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночной экономики целью каждого коммерческого предприятия является получение максимальной прибыли, поэтому важным становится развитие системы анализа и эффективное использование полученных в ходе этого анализа данных для управления предприятием.
Целью курсовой работы является определить роль экономического анализа в системе управления предприятием; в практической части определить эффективность работы предприятия.

Содержание

Теоретическая часть: Роль экономического анализа в системе управления 3
Введение 3
1. Понятие экономического анализа 4
1.1. Виды анализа хозяйственной деятельности 6
2. Роль анализа хозяйственной деятельности в управлении производством и повышении его эффективности 11
2.1. Принципы управления 14
2.1.1. Система управления 17
Практическая часть 19
Заключение 40
Список используемых источников 41

Работа состоит из  1 файл

курсовая по эк.анализу.doc

— 495.00 Кб (Скачать документ)

Принятие оптимальных  управленческих решений превратилось сейчас в важнейшую проблему; нашими экономистами разрабатывается теория принятия управленческих решений, являющаяся одним из разделов науки управления.

Теория принятия управленческих решений исходит из многовариантности, неопределенности, влияния дополнительных факторов на каждый отдельно взятый вариант, установления параметров оптимальности, использования метода итераций. Многовариантность в условиях неопределенности и влияния дополнительных факторов делает необходимым анализ различных вариантов управленческих решений. Выбор наилучшего варианта осуществляется посредством экономико-математического моделирования и системного анализа. Принятие решений требует разработки возможных курсов действий и их обоснования путем проведения экономического анализа различных управленческих вариантов.

 

      1. Система управления

 

Свободная рыночная экономика, организация и управление ею не возможны без использования маркетинговых принципов, без разработки тщательно обоснованной программы маркетинга.

Смысл основных принципов  маркетинга как системы управления торгово- производственной деятельностью сводится к следующему: к производству продукции в более или менее точном соответствии с потребностями покупателей, к знанию рыночной ситуации и действительных возможностей предприятий или их ассоциаций;

к наиболее полному удовлетворению потребностей и запросов покупателей и заказчиков; к реализации продукции и услуг на определенных рынках в предусмотренных объемах и в установленные сроки; к обеспечению долговременной рентабельности (прибыльности) производственно- коммерческой деятельности; к строгому соблюдению выбранных маркетинговых стратегии и тактики (формирование среднесрочных и долгосрочных целей и задач; их реализация в конкретный период времени с учетом рыночных ситуаций); к активной адаптации к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре, требованиям покупателей (с одновременным воздействием на формирование и стимулирование спроса).

Сформулированные выше принципы кладутся в основу маркетинговых программ, представляющих собой систему взаимосвязанных мероприятий на тот или иной период времени (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные). Как разработка самих маркетинговых программ, так и их реализация органично связаны с соответствующими аналитическими расчетами.

Разработка маркетинговых программ и контроль за их выполнением не возможны без:

анализа влияния на экономику предприятия  внешней и внутренней среды; анализа состояния рынка (глобально, по товарным группам и отдельным товарам); анализа покупателей и потребителей (имеющихся и потенциальных); анализа конкурентной обстановки (изучение коммерческих возможностей предприятий, работающих в той же отрасли); анализа рыночных цен и формирования собственной ценовой тактики; анализа конечных финансовых результатов (возможностей получения средней или по возможности большей нормы прибыли на вложенный капитал).

Экономический анализ является, следовательно, одним из важных слагаемых научно обоснованного планирования, регулирования и управления. При этом следует подчеркнуть, что переход к рыночным отношениям не умаляет, а, наоборот, возвышает каждую из перечисленных составляющих.

    

Бизнес-план производственного  предприятия строится по следующей  примерной схеме, включающей следующие разделы: введение-резюме; цель производства — перечень выпускаемых товаров (их отличия и преимущества по сравнению с продукцией других производителей); оценка рынка сбыта (поиск необходимой информации и ее анализ); конкурентоспособность по основным параметрам (объем производства и продажи, качество продукции, уровень цен, средняя прибыль); стратегия маркетинга; план производства (производственные мощности, сырьевые

ресурсы, кадры); организационные принципы (производственные службы, их координация, взаимодействие и подконтрольность); правовой статус предприятия (особенно вновь организуемого — частное или коллективное владение, кооператив, совместное предприятие и др.); коммерческий риск и меры, его ограничивающие (профилактика, страхование); финансовый план (включающий данные о реализации продукции, о доходах и расходах, денежной выручке и других поступлениях, баланс активов и пассивов, аналитический расчет безубыточности); стратегия финансирования (ожидаемый возврат вложений); товарно-материальное обеспечение полученных кредитов, получение прибыли не ниже среднеотраслевой нормы. Любой из перечисленных разделов бизнес-плана невозможно соответствующим образом обосновать без использования почти всего арсенала аналитических способов и приемов, в том числе и математических.

Экономический анализ поэтому  тесно связан с математикой.

 

 Практическая часть

 

Задание 1.

 

Нормативное регулирование  правил подготовки бухгалтерской отчетности осуществляется на четырех уровнях следующими документами:

    • первый уровень – Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.12.2010 года );
    • второй уровень – Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина России от 06.06.1999 № 43н, а также всеми остальными положениями по бухгалтерскому учету (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н);
    • третий уровень – ПРИКАЗ от 2 июля 2010 г. N 66н О ФОРМАХ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ (в ред. Приказов Минфина России от 05.10.2011 N 124н, от 17.08.2012 N 113н), а также иными методическими указаниями и методическими рекомендациями Минфина России;
    • четвертый уровень – внутренними документами организации в рамках ее учетной политики, в частности, утвержденными формами внешней и внутренней бухгалтерской отчетности, учитывающими специфику и отраслевую принадлежность хозяйствующего субъекта. Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Бухгалтерская отчетность – это единая система данных о  финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, составляемая на основе данных бухгалтерского учета.

В соответствии с перечисленными документами в состав промежуточной  и годовой бухгалтерской отчетности входят:

    • бухгалтерский баланс — форма № 1;
    • отчет о прибылях и убытках — форма № 2.

В состав приложений к  бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, которые представляются только в годовой бухгалтерской отчетности, входят:

    • отчет об изменениях капитала — форма № 3;
    • отчет о движении денежных средств — форма № 4;
    • приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;
    • отчет о целевом использовании полученных средств — форма № 6;
    • пояснительная записка

 

Бухгалтерский баланс — форма № 1;

Элементами формируемой  в бухгалтерском учете информации о финансовом положении организации, отражаемой в бухгалтерском балансе, являются активы, обязательства и капитал. Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация в результате свершившихся в ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.        
         Обязательством считается существующая на отчетную даже задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. 
          Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации. При определении финансового положения организации величина капитала рассчитывается как разница между активами и обязательствами. Данные по соответствующим строкам баланса отражаются исходя из оборотов и остатков по аналитическим счетам «Главной книги» или другого аналогичного регистра бухгалтерского учета на конец отчетного года.

Отчет о прибылях и  убытках — форма № 2.

Отчет о прибылях  и убытках должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный год. В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы должны показываться с подразделением на обычные и чрезвычайные. В отчете о прибылях и убытках данные о доходах, расходах и финансовых результатах представляются в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты. 
В форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках" данные отражаются по четырем графам, а именно: 
а) по графе 1 - показатели; 
б) по графе 2 - N строк; 
в) по графе 3 - данные за отчетный период; 
г) по графе 4 - данные за аналогичный период предыдущего года. 
При отражении в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показывается часть расходов, соответствующая каждому виду.

Отчет об изменениях капитала — форма № 3;          

Отчет об изменениях капитала содержит сведения об остатках на начало и конец  отчетного года, увеличении и уменьшении в течение года уставного, добавочного  и резервного капитала, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), а также об образованных организацией резервах. 
          В отчет включены сведения о наличии и движении каждого резерва в отдельности, объединенные в следующие группы:

  • Резервы, образованные в соответствии с законодательством;
  • Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами;
  • Оценочные резервы (резервы под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценивание финансовых вложений, по сомнительным долгам)
  • Резервы предстоящих расходов.

 

  Данные об остатках и движении капитала и резервов представлены в отчете за предыдущий и отчетный годы. При этом увеличение и уменьшение уставного, добавочного, резервного капитала, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) показано по отдельным источникам их формирования и направлениям использования.

Отчет о движении денежных средств — форма № 4;

Отчет о движении денежных средств должен содержать сведения о потоках денежных средств (поступление, направление денежных средств) с  учетом остатков денежных средств на начало и конец отчетного периода в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Сведения о движении денежных средств организации, учитываемых на соответствующих счетах учета денежных средств, находящихся в кассе организации, на расчетных, валютных, специальных счетах, отражаются нарастающим итогом с начала года и представляются в валюте Российской Федерации.

Приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;

Приложение к бухгалтерскому балансу содержит подробные данные аналитического учета от отдельных видах имущества, обязательств и хозяйственных процессах, которые объединены в ряд информационных блоков (разделов). В отчете отражены раздельно данные о первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств, нематериальных активов, доходных вложение в материальные ценности и начисленной амортизации этих активов.

Отчет о целевом  использовании полученных средств  — форма № 6;

Некоммерческие организации  в отчете о целевом использовании  полученных средств отражают данные по основной (уставной) деятельности об остатках средств, ранее поступивших в качестве вступительных, членских, добровольных взносов, данные о поступлении (подлежащем поступлении) указанных средств в течение отчетного периода, их расходовании в течение отчетного периода и остатках на конец отчетного периода. Указанные данные заполняются на основе данных, учтенных на счете учета фактических расходов, связанных с деятельностью некоммерческой организации, и списанных на уменьшение целевых поступлений.

Пояснительная записка

Пояснительная записка особенно важна для организаций, заинтересованных в привлечении инвестиций на реконструкцию, развитие и обновление производства, а также настоящих и будущих акционеров как источник полной финансовой информации, необходимой для принятия решений. 
В пояснительной записке приводится информация о данных, требование о раскрытии которых необходимо, а именно: 
                      - об изменениях учетной политики организации; 
                      - о материально - производственных запасах; 
                      - об основных средствах; 
                      - о доходах и расходах организации; 
                      - о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной                              жизни; 
                       - об аффилированных лицах; 
                       - об операционных и географических сегментах и пр. 
В пояснительной записке необходимо представить информацию, которая не нашла отражения в формах бухгалтерской отчетности. 
Информацию о соответствующих данных рекомендуется включать в пояснительную записку в виде отдельных разделов.

 

 

 

Квартальная отчетность (промежуточная) предоставляется в  течение 30 дней по окончании квартала, а годовая бухгалтерская отчетность - не позднее 90 дней по окончании отчетного  года.

Все организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

При составлении бухгалтерской  отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом  для вновь созданных организаций  считается период с даты их государственной  регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных  после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.

Бухгалтерская отчетность составляется в тысячах рублей без  десятичного знака.

Обязательный аудит - это независимая проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности и учета  ряда субъектов хозяйственной деятельности, которая проводится ежегодно в соответствии стандартам аудиторской деятельности и федерального закона "Об аудиторской деятельности". В частности, в названном нормативном акте указано, какие организации подлежат обязательному аудиту:

Информация о работе Роль экономического анализа в системе управления