Роль Китая в современной мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:34, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение экономики Китая и его места в мировой экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КИТАЯ 5
1.1. Ресурсно-географическая характеристика народного хозяйства 5
1.2. Демографическая ситуация в стране 9
1.3. Государственное и политическое устройство 11
1.4. Основные показатели экономического развития 15
ГЛАВА 2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ 19
2.1. Вступление Китая во Всемирную торговую организацию 19
2.2. Развитие в стране свободных экономических зон 25
2.3. Мировые торговые взаимоотношения КНР 32
ГЛАВА 3. РОЛЬ КИТАЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 35
3.1. Место страны в международном обмене техникой и технологиями 35
3.2. Участие КНР в международном разделении труда 41
3.3. Участие страны в международной миграции рабочей силы 43
3.4. Роль Китая в мировой экономической интеграции 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52

Работа состоит из  1 файл

Роль Китая в современной мировой экономике.docx

— 99.29 Кб (Скачать документ)

 

Согласно  статистическим данным Мирового банка, структура народного хозяйства  КНР неуклонно сближается с той, которую имеют промышленно развитые страны.

Благодаря умеренным темпам прироста денежной массы, обусловленным сдержанным кредитованием  Национального банка Китая вследствие незначительных размеров бюджетного дефицита, стране удалось обеспечить относительно низкие темпы инфляции14.

Создание  благоприятного инвестиционного климата  и привлечение внутренних и зарубежных финансовых средств, передовых техники  и технологий стали залогом успеха проводимой экономической реформы  в КНР: в результате, Китай уверенно удерживает второе место в мире по ежегодным объемам привлечения  иностранных инвестиций.

В связи  с необходимостью трудоустройства  новых абитуриентов и миграции в  поисках работы работников молодого и среднего возраста из деревни в  город положение с занятостью является крайне напряженным.

В начале XXI века, несмотря на экономический  рост, Китай столкнулся с рядом  серьезных экономических, экологических  и социальных проблем: увеличился разрыв в доходах между богатыми и  бедными; выросла разница в развитии села и города, западных и восточных, особенно прибрежных, районов; увеличилась  безработица, в некоторых районах  оказалась отравлена земля, почва  и гидросфера. В Китае нарастают  уличные протесты. На сессии ВСНП выступивший с программным докладом премьер-министр Вэнь Цзябао предложил снизить темпы экономического роста страны, а высвободившиеся средства направить на улучшение жизни крестьян и увеличение военного бюджета.

 

ГЛАВА 2. ВНЕШНЯЯ  ПОЛИТИКА КИТАЯ

2.1. Вступление Китая во Всемирную  торговую организацию

 

Экономика Китая в последние годы постоянно  приковывает к себе внимание зарубежных экономистов и предпринимателей. Динамичный экономический рост, увеличивающиеся  объем экспорта, импорта и инвестиций – все это привлекает пристальные  взгляды всего мира.

Экономика Китая вышла на новый  этап развития, вызванный его присоединением к ВТО в декабре 2001 г. В этой связи поставлены задачи, направленные на модернизацию и структурные сдвиги, включающие создание «новой экономики» и ускоренное развитие приоритетных отраслей, а также на совершенствование  внешнеэкономических отношений.

Получив членство во Всемирной торговой организации 11 декабря 2001 года, Китай  стал одной из последних крупнейших торговых держав, вступивших в эту  организацию. Мир получил ясный  сигнал: Китай готов к тому, чтобы  стать полноценным игроком на глобальной экономической сцене15.

Вступление Китая в ВТО, которому предшествовал период 15-летних многосторонних переговоров, обеспечивает доступ страны к передовым технологиям, расширяет  привлечение иностранных инвестиций, способствует повышению конкурентоспособности  китайских товаров на мировом  рынке. По оценкам Всемирного банка, членство в ВТО позволит стране в  течение 10 лет дополнительно увеличить  экспорт на 38% и повысить среднегодовые  темпы роста на 1,8 – 2,5%.

Главная проблема при вступлении Китая  в ВТО заключалась не столько  в доступе на его рынок, сколько  в необходимости транспарентности (прозрачности) экономического режима, формирования правовой, административной и институциональной системы, механизма исполнения обязательств. В числе основных вопросов, поставленных перед КНР на заключительном этапе переговоров, можно отметить следующие:

- отмена системы директивного  планирования и директивного  выполнения экспортно-импортных  планов;

- переход ценообразования на  рыночные рельсы;

- прозрачность внешнеторгового  режима, системы лицензирования  и квотирования, рынка государственных  закупок; 

- либерализация доступа на внутренний  рынок услуг для зарубежных  предпринимателей;

- отмена субсидирования экспорта, отказ от финансовой поддержки  государственных предприятий и  протекционистской защиты сельского  хозяйства.

В экономике Китая государство  представляет реальную силу, регулирующую процессы рыночных преобразований с  использованием нормативно-правовых и  административных рычагов. Центральным  элементом госрегулирования является разработка долгосрочных программ социально-экономического развития. Программа на 1996 – 2010 гг., принятая на 4-й сессии ВСНП 8-го созыва, наметила в качестве основных целей  повышение эффективности и конкурентоспособности  экономики, сближение системы внешней  торговли с международными стандартами, пересмотр существующих законов  и подзаконных актов, касающихся вопросов торговли, инвестиций и т.д., а также подготовку менталитета  граждан к условиям рынка.

В последние годы Китай отказался  от стратегии догоняющего развития и перешел к стратегии сравнительных  преимуществ. В ее основе лежит развитие трудоемких отраслей – сельского  хозяйства, легкой промышленности, сферы  услуг, что обеспечивает занятость  дешевой избыточной рабочей силы.

На передний план выходят сегодня  такие проблемы, как изменение  нормативно-правовой системы в целях  проведения эффективной фискальной и денежно-банковской политики, а  также стимулирования расширения экспорта; введение антимонопольной, экологической  и антикоррупционной политики. Важная роль отводится политике привлечения  иностранных инвестиций, включающей меры по либерализации режима торговли, дифференцированному подходу к  иностранным инвесторам, разработке свода прав и обязанностей вкладчиков капитала. Торговая политика основывается, с одной стороны, на открытом доступе  к мировым рынкам, с другой –  на создании условий для появления  новых отраслей.

Цель финансовой политики – обеспечение  стабильности и позитивного эффекта  от интеграции страны в глобальную экономику, формирование конкурентоспособности, что требует активизации внутреннего  спроса и предпринимательства.

Вступление  в ВТО принесло пользу Китаю и  всей мировой экономической системе. Членство в ВТО способствует дальнейшему  экономическому росту Китая на фоне проводящихся в этой стране структурных  реформ.

Во многих отношениях членство в ВТО – лучший для Китая путь удержания темпов экономического роста и реформ. Мировая  экономика стала намного более  сложной и взаимозависимой, и  участие в ней Китая – на основе правил международной торговли – имеет важнейшее значение и  для самого Китая и для остального мира. В качестве члена ВТО Китай  получает возможность участвовать  в формулировании правил, регулирующих международную торговлю и инвестиции16.

В то же время Китай получает возможность  защищать свои торговые интересы, используя  для этого имеющуюся в ВТО  систему урегулирования разногласий. Китайские экспортеры извлекают пользу из того, что их торговые партнеры обязаны выполнять установленные ВТО правила. Это означает, например, что члены ВТО не могут предпринимать на своих рынках дискриминационные меры в отношении китайских товаров. Членство в ВТО сделало Китай еще более привлекательным объектом для иностранных инвесторов. А дополнительный приток финансовых средств в Китай повлек за собой создание дополнительного числа высокооплачиваемых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в государственную казну и получение Китаем доступа к современным технологиям17.

Обязательства Китая перед ВТО способствуют усилению конкуренции во всех секторах экономики. Китайские потребители  получают прямую пользу от того, что  в результате конкуренции расширяется  выбор товаров и услуг, снижаются  цены на них и возрастает их качество, не говоря уже об усилении внимания и ответственности в отношении  прав интеллектуальной собственности  и прав потребителей. Конкуренция  ведет к дальнейшему росту  эффективности и производительности, а это несомненно укрепляет китайскую  экономику и дает китайским фирмам дополнительные возможности для  конкуренции с самыми известными многонациональными корпорациями на любом  рынке.

Китайская экономика получает дополнительные прибыли от расширения диапазона  услуг – в области финансов, страхования, распределения – которые  экспортируют в Китай иностранные  компании после его вступления в  ВТО. Конкуренция в этой сфере, в  свою очередь, стимулирует развитие отечественного сектора услуг в  Китае, в результате чего компании и потребители получают еще более широкий диапазон выбора18.

Наряду  с тем, что Китай извлекает  немалую пользу от участия в ВТО, важно не забывать о том, что ВТО  не только предоставляет своим членам определенные права, но и налагает на них конкретные обязательства. За плечами  у Китая 15 лет труднейших переговоров, особенно с Соединенными Штатами  и Европейским союзом, по вопросам вступления в ВТО. Китай согласился взять на себя широкий спектр обязательств.

В основу открытой политики, провозглашенной  китайским правительством, легли  такие элементы стратегии, как реформа  системы управления внешнеэкономическими связями, создание благоприятного климата  для привлечения иностранного капитала, закупка в развитых странах технологий и оборудования, образование специальных  экономических зон, формирование новой  международно-правовой базы экономического сотрудничества.

Вступление  КНР в ВТО привело к изменениям в механизме управления внешнеэкономическими связями. Принят новый закон о  внешней торговле, позволяющий сбалансировать права и обязанности отечественных  производителей перед ВТО, а также  более эффективно защищать их интересы на мировой арене. Правительство  выступает теперь гарантом честной  и упорядоченной конкуренции  между ними, принимает меры для  поддержания производителя в  случае ущемления его прав в рамках внешнеторговой деятельности. Новый  закон восполняет пробелы в юридической  сфере, что позволяет национальным предприятиям эффективно защищать свои интересы и права.

Важный фактор включения Китая  в мирохозяйственные связи –  политика привлечения в экономику  иностранного капитала. Для создания благоприятного инвестиционного климата зарубежные инвесторы получили право вывоза прибылей за границу, частичное или полное освобождение от налогов на два – три года, льготы по оплате за аренду земли, а также таможенные льготы при условии использования передовой технологии или производства продукции на экспорт.

Условия вступления КНР в ВТО отразились в Положении об отраслевом регулировании  привлечения иностранных инвестиций. К приоритетным сферам отнесены освоение природных и возобновляемых ресурсов, техническая реконструкция традиционных производств машиностроительной, легкой и текстильной промышленности и  ряд других. Вместе с тем для  иностранных инвесторов открыт доступ в те области, куда ранее он был  ограничен и осуществлялся только с разрешения центра: банковское и  страховое дело; аудиторские, юридические, консультационные услуги; туризм; внешнеторговая, транспортная, телекоммуникационная деятельность19.

Так жн сохраняются серьезные проблемы, связанные с низкой эффективностью и соответственно низкой конкурентоспособностью многих отраслей китайской экономики  на мировых рынках. Среди отраслей, которые наиболее значительно пострадали от вступления в ВТО, называется прежде всего машиностроение – производство энергетического, металлургического, горнодобывающего и сельскохозяйственного  оборудования, оборудования для химической промышленности и производства минеральных  удобрений.

Как отмечают в Китае, открытость экономики  привела к закрытию неэффективных  предприятий, пользующихся ранее протекционистской  поддержкой, массовому сокращению рабочих  мест и росту безработицы. Эти  потери намечается компенсировать за счет увеличения производства и занятости в отраслях экспортного сектора наряду с расширением конкурентоспособных трудоемких отраслей.

В целом результаты присоединения  к ВТО оцениваются Китаем позитивно, однако выполнение в полном объеме условий вступления в эту международную  организацию требует решения  многих проблем, в первую очередь  правого характера.

2.2. Развитие в стране свободных  экономических зон

 

Не последнюю роль в развитии Китая сыграло наличие свободных  экономических зон.

Сейчас в Китае действуют 5 специальных  экономических зон (СЭЗ). Три из них: Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу созданы  в провинции Гуандун решением Постоянного Комитета Всекитайского  Собрания Народных Представителей (ПК ВСНП) в августе 1980 г. Чуть позже, в  октябре того же года, в результате подобного решения появилась  зона Сямэнь в провинции Фуцзянь. Пятая зона – провинция Хайнань  – возникла по решению 1 сессии ВСНП 7-го созыва в апреле 1988 года20.

Отдельными решениями Госсовета  КНР с 1984 г. по 1993 г. также были созданы 32 зоны технико-экономического развития, по статусу близкие СЭЗ. После  чего было решено новых зон не создавать. Особый статус имеет также так  называемая «новая зона развития Пудун» (район Шанхая), возникшая по решению  Госсовета КНР в сентябре 1990 года. В дальнейшем речь пойдет о пяти районах, официально именующихся спецэкономзонами. В других особых зонах могут существовать незначительные отличия по юридическому статусу, связанные с местной  спецификой.

Вклад спецэкономзон всех типов  во внешнеэкономические связи КНР  значительно превышает их «вес»  в населении или промышленном производстве. В 1995 г. суммарный объем внешнеторговых операций этих пяти зон составил $55 млрд., около 20% всего внешнего товарооборота КНР. В них зарегистрировано около 40 тысяч предприятий с иноинвестициями – 15% от их общего количества в Китае. Инвестированные в СЭЗ иностранные капиталы составляют около $20 млрд. – около 12% всех привлеченных в КНР прямых зарубежных капиталовложений21.

Информация о работе Роль Китая в современной мировой экономике