Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:34, курсовая работа
Целью данной работы является изучение экономики Китая и его места в мировой экономике.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КИТАЯ 5
1.1. Ресурсно-географическая характеристика народного хозяйства 5
1.2. Демографическая ситуация в стране 9
1.3. Государственное и политическое устройство 11
1.4. Основные показатели экономического развития 15
ГЛАВА 2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ 19
2.1. Вступление Китая во Всемирную торговую организацию 19
2.2. Развитие в стране свободных экономических зон 25
2.3. Мировые торговые взаимоотношения КНР 32
ГЛАВА 3. РОЛЬ КИТАЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 35
3.1. Место страны в международном обмене техникой и технологиями 35
3.2. Участие КНР в международном разделении труда 41
3.3. Участие страны в международной миграции рабочей силы 43
3.4. Роль Китая в мировой экономической интеграции 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
В целом,
дальнейшая глобализация экономики
КНР прямо или косвенно повлияет
на мировую экономику: реализация принципов
международного разделения труда будет
способствовать изменению мировых
товаропотоков и
Исходя
из интересов многомиллионного населения,
китайское правительство
Долгое время экспорт рабочей силы не поощрялся в Китае, поскольку, с одной стороны, правительство препятствует «утечке мозгов», а с другой стороны, зарубежные страны предъявляют достаточно строгие требования к иммиграции. Таким образом, экспорт рабочей силы из Китая начался в 1977 году и получил довольно быстрое развитие по сравнению с другими странами: например, за один только период с 1978 по 1988 годы среднегодовой рост экспорта рабочей силы из Китая составил 47,1%, из Филиппин – 14,9%, из Индонезии – 22,4% и из Таиланда – 30,8%, но, несмотря на быстрый рост данного показателя, его доля в общей численности населения не превышает 0,08% против 0,2, 1,2 и 8% в Индии, Шри-Ланке и Филиппинах соответственно.
По данным Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества, за период с 1990 по 1998 годы численность китайских граждан, работающих за рубежом по контрактам на экспорт рабочей силы, связанным с тяжелым ручным трудом, например, угледобычей, строительством и прокладкой дорог, не требующим высокого уровня образования и технических навыков, и контрактам на выполнение международных проектов, увеличилась от 36.116 до 290.771 чел. и от 21.823 до 61.077 чел. соответственно.
Суммы стоимости контрактов китайских граждан, работающих за рубежом, свидетельствуют о том, что в большей степени китайские работники заняты в строительстве и промышленности, где средняя заработная плата в Китае 60 центов в час не превышает 5% аналогичного показателя в США и 10% – в некоторых смежных азиатских экономиках. Так, подсчитано, что за период с 1986 по 1990 годы китайские граждане, работающие за рубежом по международным трудовым контрактам и по контрактам на выполнение международных проектов, заработали около 168 млрд. долл.
Китайское
правительство позволяет
С начала реформ китайское правительство стремится привлекать на работу иностранных специалистов, рассматриваемых в качестве составной части процесса модернизации промышленности, сельского хозяйства, науки, техники и обороны страны33.
Начиная
с 90-х годов китайское
Для более
оперативного административного управления
занятостью иностранцев 22 января 1996 года
были приняты «Правила административного
управления занятостью иностранцев
в Китае», согласно которым иностранные
граждане, претендующие на работу в
Китае, должны удовлетворять следующим
требованиям: быть в возрасте 18 лет
и старше, обладать хорошим здоровьем,
располагать необходимыми профессиональными
знаниями и опытом работы, не иметь
криминального прошлого и иметь
четко определенного нанимателя
и действующий паспорт либо иные
международные проездные
В число основных импортеров рабочей силы в Китай входят Япония, Сингапур, Филиппины, США, Канада и такие страны ЕС, как Франция, Германия и Италия.
Итак, на текущий момент в отношении внешней миграции китайское правительство преследует политику как экспорта, так и импорта рабочей силы. Между тем, несмотря на особенное ускорение в 90-х годах в связи с интеграцией КНР в мировую экономику, экспорт рабочей силы из страны с населением 1,3 млрд. чел. не может служить решением существующей проблемы занятости.
Китайский подход к глобализации основывается на принципе разделения политики и экономики: если в международной политической интеграции Китай усматривает угрозу вмешательства Запада в его внутренние дела по таким вопросам, как независимость Тибета и Тайваня, права человека, торговля наркотиками и оружием и реформирование политической системы, обеспечивающей власть Коммунистической партии КНР, то в экономической глобализации Китай ищет возможности для дальнейшего экономического роста без ущерба для национального суверенитета на основе превращения страны в одного из основных экспортеров продукции с глубокой степенью переработки, высокой долей добавленной стоимости и технологического содержания, что знаменует новую стадию развития экономических реформ, а именно: переход от селективной к комплексной либерализации экономики – при условии унифицированного и прозрачного доступа на мировые рынки и отсутствия специфических дискриминации и барьеров и чему, безусловно, способствует вступление Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) 11 декабря 2001 года.
Укрепление
экономического потенциала и бурный
рост национальных экономик Восточной
и Юго-Восточной Азии за последние
два десятилетия и активизация
экономических интеграционных процессов
в Азиатско-Тихоокеанском
Тем не менее,
отсутствие в нынешней Азии межгосударственной
структуры типа Европейского Союза
(ЕС) активизирует как процесс дальнейшей
институционализации АТЭС, так и
поиски идей и концепций развития
субрегиональных интеграционных группировок,
таких как экономический союз
стран Восточной Азии (СВА), или
Японии, Китая и Южной Кореи, на
основе сравнительных преимуществ
Японии в науке и технике, Китая
с Сянганом в использовании капитала
и людских ресурсов и Южной
Кореи в информационных технологиях
и транзитных авиаперевозках; единое
таможенное, а в дальнейшем экономическое
и валютное пространство стран Ассоциации
государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
и СВА, которые, являясь одновременно
и экономическими конкурентами, и
партнерами, экономически взаимно дополняют
друг друга, и Шанхайская организация
сотрудничества (ШОС), включающая Китай,
Россию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан
и Узбекистан и подразумевающая
взаимодействие в таких областях,
как топливно-энергетический комплекс,
сельское хозяйство, транспорт, финансово-банковская
сфера и водохозяйственный
Экономическое развитие Китая на основе интеграции в мировую экономику, с одной стороны, формирует новые, более амбициозные глобальные интересы Китая, а с другой вызывает ответные – и не всегда в пользу Китая – реакции со стороны мировых рыночно-демократических лидеров (США, ЕС и Япония). Эти реакции в свою очередь требуют ответных действий Китая с тем, чтобы сохранить выгодную ему внешнюю среду развития. Китай, будучи «своим» или «почти своим» рыночным демократиям в экономике, остается – и будет оставаться, пока сохраняется монополия КПК на политическую власть – «чужим» в политике. В этом состоит глобальный вызов мировому позиционированию Китая, от того или иного варианта ответа на которых зависит мировая роль Китая.
Ведя поиск рационального пути преодоления эффекта «чужого» – но без форсирования демократических преобразований – Пекин осуществляет следующие внешнеполитические новаторства.
Первое – выстраивание Китаем новой линии в отношениях с США, которые рассматриваются нынешним китайским руководством в качестве главного партнера Пекина на мировой арене.
Второе – выстраивание, начиная с 2003 г., политического и финансового диалога с «Большой Восьмеркой».
Третье – активизация роли Китая в региональных политических форумах, таких как Региональный форум АСЕАН по проблемам безопасности (АРФ) и Форум «Азия – Европа (АСЕМ)». И те, где его роль может быть главной и/или второй по значимости после очевидного лидера. К последней группе относятся ШОС, в работе которого Китай является фактическим «локомотивом» организации, в том числе и символически – штаб-квартира ШОС расположена в Пекине.
Четвертое – активизация регионального экономического сотрудничества, во-первых, в двусторонних форматах с США, Японией и Южной Кореей. Во-вторых, в рамках трехстороннего сотрудничества в СВА – с Японией и Южной Кореей. Здесь, в отличие от военно-политической сферы, Китай видит возможность выстраивания интеграционных схем и без участия США. В-третьих, в форматах «АСЕАН плюс Китай» и «АСЕАН плюс три»36.
Китай рассматривает Россию как второго, после США, «игрока» в вопросах стратегической стабильности и ракетно-ядерной сфере. Как важный источник поставки энергоресурсов, научных технологий и военно-технической продукции – пока не преодолено эмбарго на поставки военной техники в Китай из США и ЕС. И как важный (хотя и не главный) рынок сбыта китайской продукции и услуг рабочей силы37.
Китай -
одна из совсем немногих развивающихся
стран, которые извлекли выгоды от глобализации
в последние два десятилетия.
За это время Китай ускорил
свою интеграцию в мировую экономику.
Рост объемов внешней торговли и
прямых иностранных инвестиций –
важные факторы дальнейшего
Таким образом,
в настоящее время КНР
КНР вступила в новый этап промышленного развития, характеризующийся ускорением темпов развития новых и высоких технологий, включающих авиацию, космонавтику, компьютеры и компьютерное обеспечение, электронику и средства связи, производство медицинских и лекарственных препаратов, основанное на таких технологиях, и наукоемких производств, а также дальнейшим совершенствованием промышленной.
Экспорт
рабочей силы из Китая получил
довольно быстрое развитие по сравнению
с другими странами. Численность
китайских граждан, работающих за рубежом
по контрактам на экспорт рабочей
силы, связанным с тяжелым ручным
трудом, не требующим высокого уровня
образования и технических
Начало экономических реформ и переход к «политике открытых дверей» привели к тому, что сегодня СЭЗ, включающие 4 специальные экономические зоны, а также созданные в 1988 году свободная экономическая зона (СЭЗ) Хайнань и новый район Пудун в Шанхае, являются неотъемлемой составляющей экономики Китая.
Информация о работе Роль Китая в современной мировой экономике