Роль Китая в современной мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:34, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение экономики Китая и его места в мировой экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КИТАЯ 5
1.1. Ресурсно-географическая характеристика народного хозяйства 5
1.2. Демографическая ситуация в стране 9
1.3. Государственное и политическое устройство 11
1.4. Основные показатели экономического развития 15
ГЛАВА 2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ 19
2.1. Вступление Китая во Всемирную торговую организацию 19
2.2. Развитие в стране свободных экономических зон 25
2.3. Мировые торговые взаимоотношения КНР 32
ГЛАВА 3. РОЛЬ КИТАЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 35
3.1. Место страны в международном обмене техникой и технологиями 35
3.2. Участие КНР в международном разделении труда 41
3.3. Участие страны в международной миграции рабочей силы 43
3.4. Роль Китая в мировой экономической интеграции 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52

Работа состоит из  1 файл

Роль Китая в современной мировой экономике.docx

— 99.29 Кб (Скачать документ)

В целом, дальнейшая глобализация экономики  КНР прямо или косвенно повлияет на мировую экономику: реализация принципов  международного разделения труда будет  способствовать изменению мировых  товаропотоков и территориальному перераспределению факторов производства, что, в свою очередь, приведет к изменению  условий торговли между интегрированными в мировую экономику национальными  хозяйствами.

3.3. Участие  страны в международной миграции  рабочей силы

 

Исходя  из интересов многомиллионного населения, китайское правительство уделяет  проблеме занятости огромное внимание. Положение с занятостью в Китае  является столь напряженным, поскольку, во-первых, будущим абитуриентам со средним профессиональным и высшим образованием, которых в 2003 году насчитывалось 31,54 чел., требуется трудоустройство  в городах, во-вторых, количество сельчан, мигрирующих из деревни в город  в поисках работы, быстро нарастает  – в среднем на 5 млн. чел. в  год – и, в 2003 году превысив 98 млн. чел., становится главным каналом  оттока сельской трудовой силы, в-третьих, рабочие места нужны 60 млн. инвалидов, более трети которых находится  в трудоспособном возрасте, молодежи, составляющей около 70% зарегистрированных безработных, женщинам и освобожденным  с трудовых постов, поэтому экспорт  рабочей силы является частью стратегии, направленной на решение проблемы занятости  в стране.

Долгое  время экспорт рабочей силы не поощрялся в Китае, поскольку, с  одной стороны, правительство препятствует «утечке мозгов», а с другой стороны, зарубежные страны предъявляют достаточно строгие требования к иммиграции. Таким образом, экспорт рабочей  силы из Китая начался в 1977 году и  получил довольно быстрое развитие по сравнению с другими странами: например, за один только период с 1978 по 1988 годы среднегодовой рост экспорта рабочей силы из Китая составил 47,1%, из Филиппин – 14,9%, из Индонезии – 22,4% и из Таиланда – 30,8%, но, несмотря на быстрый рост данного показателя, его доля в общей численности  населения не превышает 0,08% против 0,2, 1,2 и 8% в Индии, Шри-Ланке и Филиппинах соответственно.

По данным Министерства внешней торговли и  экономического сотрудничества, за период с 1990 по 1998 годы численность китайских  граждан, работающих за рубежом по контрактам на экспорт рабочей силы, связанным  с тяжелым ручным трудом, например, угледобычей, строительством и прокладкой дорог, не требующим высокого уровня образования и технических навыков, и контрактам на выполнение международных проектов, увеличилась от 36.116 до 290.771 чел. и от 21.823 до 61.077 чел. соответственно.

Суммы стоимости контрактов китайских граждан, работающих за рубежом, свидетельствуют о том, что в большей степени китайские работники заняты в строительстве и промышленности, где средняя заработная плата в Китае 60 центов в час не превышает 5% аналогичного показателя в США и 10% – в некоторых смежных азиатских экономиках. Так, подсчитано, что за период с 1986 по 1990 годы китайские граждане, работающие за рубежом по международным трудовым контрактам и по контрактам на выполнение международных проектов, заработали около 168 млрд. долл.

Китайское правительство позволяет осуществлять организованный экспорт работников во все страны и регионы мира. Импортерами китайской рабочей  силы выступают страны Ближнего Востока, АТР, Африки, ЕС, Северной и Южной  Америки, притом абсолютное лидерство  по числу контрактов на китайскую  рабочую силу принадлежит азиатским  странам, где китайские эмигранты  создают собственные финансовые империи: так, уже в 2000 году китайцы  владели 62% частных предприятий в  Малайзии, 70% – в Индонезии и 80% – в Таиланде.

С начала реформ китайское правительство  стремится привлекать на работу иностранных  специалистов, рассматриваемых в  качестве составной части процесса модернизации промышленности, сельского  хозяйства, науки, техники и обороны  страны33.

Начиная с 90-х годов китайское правительство  ввело ряд льгот для поощрения  использования иностранных специалистов: например, заработная плата, выплачиваемая  китайскими работодателями, должна соответствовать  существующим стандартам, иностранным работникам предоставляются льготы при обмене валюты и покупках товаров, отличившихся же выдающимися достижениями в Китае специалистов награждают почетными званиями и бонусами – тем не менее, для квалифицированных иностранных рабочих специальных льгот не предусмотрено, поскольку в стране нет недостатка в трудовых ресурсах и цена труда относительно невысока. Число иностранных специалистов, работающих в Китае после 1993 года, превысило 70 тыс. чел., а их общая численность за период с 1978 по 1997 годы превзошла аналогичный показатель за 30 предшествующих лет в 21 раз.

Для более  оперативного административного управления занятостью иностранцев 22 января 1996 года были приняты «Правила административного  управления занятостью иностранцев  в Китае», согласно которым иностранные  граждане, претендующие на работу в  Китае, должны удовлетворять следующим  требованиям: быть в возрасте 18 лет  и старше, обладать хорошим здоровьем, располагать необходимыми профессиональными  знаниями и опытом работы, не иметь  криминального прошлого и иметь  четко определенного нанимателя и действующий паспорт либо иные международные проездные документы34.

В число  основных импортеров рабочей силы в  Китай входят Япония, Сингапур, Филиппины, США, Канада и такие страны ЕС, как  Франция, Германия и Италия.

Итак, на текущий момент в отношении внешней  миграции китайское правительство  преследует политику как экспорта, так и импорта рабочей силы. Между тем, несмотря на особенное  ускорение в 90-х годах в связи  с интеграцией КНР в мировую  экономику, экспорт рабочей силы из страны с населением 1,3 млрд. чел. не может служить решением существующей проблемы занятости.

3.4. Роль Китая в мировой экономической  интеграции

 

Китайский подход к глобализации основывается на принципе разделения политики и  экономики: если в международной  политической интеграции Китай усматривает  угрозу вмешательства Запада в его  внутренние дела по таким вопросам, как независимость Тибета и Тайваня, права человека, торговля наркотиками  и оружием и реформирование политической системы, обеспечивающей власть Коммунистической партии КНР, то в экономической глобализации Китай ищет возможности для дальнейшего  экономического роста без ущерба для национального суверенитета на основе превращения страны в одного из основных экспортеров продукции  с глубокой степенью переработки, высокой  долей добавленной стоимости  и технологического содержания, что  знаменует новую стадию развития экономических реформ, а именно: переход от селективной к комплексной  либерализации экономики – при  условии унифицированного и прозрачного  доступа на мировые рынки и  отсутствия специфических дискриминации  и барьеров и чему, безусловно, способствует вступление Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) 11 декабря 2001 года.

Укрепление  экономического потенциала и бурный рост национальных экономик Восточной  и Юго-Восточной Азии за последние  два десятилетия и активизация  экономических интеграционных процессов  в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) вызвали эволюцию подходов Пекина к деятельности подобных образований  от осторожно-скептического к активному  участию по ключевым для КНР направлениям торгово-экономического и инвестиционного  взаимодействия в регионе, в результате чего форум «Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества» (АТЭС), насчитывающий 21 страну-участницу, расценивается Китаем как наиболее перспективная по сравнению с другими действующими в АТР организациями структура международного экономического и научно-технического сотрудничества в области региональной торговли, взаимного инвестирования и обмена научной информацией и технологиям35.

Тем не менее, отсутствие в нынешней Азии межгосударственной структуры типа Европейского Союза (ЕС) активизирует как процесс дальнейшей институционализации АТЭС, так и  поиски идей и концепций развития субрегиональных интеграционных группировок, таких как экономический союз стран Восточной Азии (СВА), или  Японии, Китая и Южной Кореи, на основе сравнительных преимуществ  Японии в науке и технике, Китая  с Сянганом в использовании капитала и людских ресурсов и Южной  Кореи в информационных технологиях  и транзитных авиаперевозках; единое таможенное, а в дальнейшем экономическое  и валютное пространство стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и СВА, которые, являясь одновременно и экономическими конкурентами, и  партнерами, экономически взаимно дополняют  друг друга, и Шанхайская организация  сотрудничества (ШОС), включающая Китай, Россию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан  и Узбекистан и подразумевающая  взаимодействие в таких областях, как топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, транспорт, финансово-банковская сфера и водохозяйственный комплекс, в отношении которой на настоящий  момент преобладают не оформленные  в реальные проекты задумки и  не подкрепленные финансами ожидания.

Экономическое развитие Китая на основе интеграции в мировую экономику, с одной  стороны, формирует новые, более  амбициозные глобальные интересы Китая, а с другой вызывает ответные – и не всегда в пользу Китая – реакции со стороны мировых рыночно-демократических лидеров (США, ЕС и Япония). Эти реакции в свою очередь требуют ответных действий Китая с тем, чтобы сохранить выгодную ему внешнюю среду развития. Китай, будучи «своим» или «почти своим» рыночным демократиям в экономике, остается – и будет оставаться, пока сохраняется монополия КПК на политическую власть – «чужим» в политике. В этом состоит глобальный вызов мировому позиционированию Китая, от того или иного варианта ответа на которых зависит мировая роль Китая.

Ведя  поиск рационального пути преодоления  эффекта «чужого» – но без форсирования демократических преобразований –  Пекин осуществляет следующие внешнеполитические новаторства.

Первое  – выстраивание Китаем новой линии  в отношениях с США, которые рассматриваются  нынешним китайским руководством в  качестве главного партнера Пекина на мировой арене.

Второе  – выстраивание, начиная с 2003 г., политического и финансового  диалога с «Большой Восьмеркой».

Третье  – активизация роли Китая в  региональных политических форумах, таких  как Региональный форум АСЕАН  по проблемам безопасности (АРФ) и  Форум «Азия – Европа (АСЕМ)». И те, где его роль может быть главной и/или второй по значимости после очевидного лидера. К последней  группе относятся ШОС, в работе которого Китай является фактическим «локомотивом»  организации, в том числе и  символически – штаб-квартира ШОС  расположена в Пекине.

Четвертое – активизация регионального  экономического сотрудничества, во-первых, в двусторонних форматах с США, Японией  и Южной Кореей. Во-вторых, в рамках  трехстороннего сотрудничества в СВА – с Японией и Южной Кореей. Здесь, в отличие от военно-политической сферы, Китай видит возможность выстраивания интеграционных схем и без участия США. В-третьих, в форматах «АСЕАН плюс Китай» и «АСЕАН плюс три»36.

Китай рассматривает  Россию как второго, после США, «игрока» в вопросах стратегической стабильности и ракетно-ядерной сфере. Как важный источник поставки энергоресурсов, научных  технологий и военно-технической  продукции – пока не преодолено эмбарго на поставки военной техники  в Китай из США и ЕС. И как  важный (хотя и не главный) рынок  сбыта китайской продукции и  услуг рабочей силы37.

Китай - одна из совсем немногих развивающихся  стран, которые извлекли выгоды от глобализации в последние два десятилетия. За это время Китай ускорил  свою интеграцию в мировую экономику. Рост объемов внешней торговли и  прямых иностранных инвестиций –  важные факторы дальнейшего устойчивого  экономического развития страны. Китайские  руководители возлагают большие  надежды на расширение политики открытости внешнему миру, которая должна способствовать решению сложных проблем, возникающих  в ходе проведения экономической  реформы.

Таким образом, в настоящее время КНР проявляет  крайнюю заинтересованность в международной  экономической интеграции и рассчитывают сыграть свою роль в разработке новых  правил игры как на региональных и  субрегиональных, так и на мировых  рынках.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

КНР вступила в новый этап промышленного развития, характеризующийся ускорением темпов развития новых и высоких технологий, включающих авиацию, космонавтику, компьютеры и компьютерное обеспечение, электронику  и средства связи, производство медицинских  и лекарственных препаратов, основанное на таких технологиях, и наукоемких производств, а также дальнейшим совершенствованием промышленной.

Экспорт рабочей силы из Китая получил  довольно быстрое развитие по сравнению  с другими странами. Численность  китайских граждан, работающих за рубежом  по контрактам на экспорт рабочей  силы, связанным с тяжелым ручным трудом, не требующим высокого уровня образования и технических навыков, увеличилась. Вместе с тем, с начала реформ китайское правительство  стремится привлекать на работу и  иностранных специалистов.

Начало  экономических реформ и переход  к «политике открытых дверей»  привели к тому, что сегодня  СЭЗ, включающие 4 специальные экономические  зоны, а также созданные в 1988 году свободная экономическая зона (СЭЗ) Хайнань и новый район Пудун  в Шанхае, являются неотъемлемой составляющей экономики Китая.

Информация о работе Роль Китая в современной мировой экономике