Роль малого бизнеса в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:26, курсовая работа

Описание

Экономика развитых стран представлена системой предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые. Собственников этих предприятий объединяет общий корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, максимизация прибыли. Вместе с тем бизнес неоднороден, каждая из этих трех групп имеет свои интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и государства к ним, подходы к решению технических и экономических проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕ…..…5
1.1 Понятие малого бизнеса……………………………………………………5
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства………….9
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ ……………………………………………………….12
2.1 Проблемы становления малого бизнеса………………………………...12
2.2 Регулирование развития малого бизнеса……………………………….18
ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МАЛОГО БИЗНЕСА…………....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРА

Работа состоит из  1 файл

Роль малого бизнеса в современной России.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)


4

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕ…..…5

1.1 Понятие малого бизнеса……………………………………………………5

1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства………….9

ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ ……………………………………………………….12

2.1 Проблемы становления малого бизнеса………………………………...12

2.2 Регулирование развития малого бизнеса……………………………….18

ГЛАВА 3. ПУТИ  РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МАЛОГО БИЗНЕСА…………....25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Экономика развитых стран представлена системой предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые. Собственников этих предприятий объединяет общий корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, максимизация прибыли. Вместе с тем бизнес неоднороден, каждая из этих трех групп имеет свои интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и государства к ним, подходы к решению технических и экономических проблем.

В общем плане, предпринимательство - это сфера экономической деятельности, в которой реализует себя предприниматель - инноватор, субъект, ищущий и реализующий новые возможности, сферы и объекты приложения факторов производства, способный выдвигать и осваивать новые товары, технологии, формы и способы обслуживания потребителей, порождать новые потребности и способы их удовлетворения.

Актуальность темы. В современных условиях рыночной экономики особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономично решать проблемы реструктуризации экономики, формирование и насыщение рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

Малое предпринимательство, оперативно реагирующее на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменения потребительского спроса и за счёт этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формировании конкурентной среды. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.

Развитие малого бизнеса несёт в себе множество перспектив:

- увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса - главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;

- рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

- создание новых рабочих мест с относительно низкими затратами, особенно в сфере обслуживания;

- подготовка кадров за счёт использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

- ликвидация монополии производителей, создания конкурентной среды;

- улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Ныне российский рынок представляет собой не самую благоприятную среду для деловых начинаний, однако искусство предпринимательства в том и состоит, чтобы использовать себе на пользу не только преимущества, но и трудности, превращать поражения в победы.

Целью работы является: изучить и проанализировать роль малого бизнеса в экономике России.

Предметом работы является роль малого бизнеса в системе экономических отношений.

Объектом работы является понятие малого бизнеса.

Задачи:

- дать характеристику понятия и сущности малого бизнеса;

- рассмотреть преимущество и недостатки малого бизнеса;

- проанализировать систему поддержки малого бизнеса;

-выявить проблемы развития малого бизнеса в России.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕ

1.1    Понятие малого бизнеса

Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый

бизнес», а общепринятая трактовка зависит от восприятия автора.

Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет

собой мобильную совокупность юридических и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.

    Также существует более широкое понятие  - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг. Эффективность предпринимательства оценивается не столько на основе удорожания его бизнеса, сколько на основе процентного роста прибыли за определённый период.[1]

Малый бизнес является предпринимательской деятельностью, осуществляемой субъектами рыночной экономики при определённых, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателям, на основе которого предприятия (организации) различных организационно – правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых на отчётный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.[2]

Российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988 году.

В нашей стране  статус малого предприятия могут получить те организации, деятельность которых соответствует следующим критериям:

- доля государства, общественных, религиозных, благотворительных организаций в уставном капитале малого предприятия не должна быть менее 25%;

- доля финансовых ресурсов посторонних юридических и физических лиц в уставном капитале малого предприятия не должна быть более 25%;

- средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

* в промышленности – 100 человек;

* в строительстве – 100 человек;

* на транспорте – 100 человек;

* в сельском хозяйстве – 60 человек;

* в научно-технической сфере – 60 человек;

* в оптовой торговле – 50 человек;

* в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

* в остальных отраслях – 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.[3]

Российский малый бизнес обладает некоторыми отличающими его от малых предприятий зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из них являются:

- совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;

- стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга и т.п.;

- общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;

- высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;

- низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;

- высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества;

неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий;

- стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;

- работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.

Роль и значение малого предпринимательства с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.

С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей:

• доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;

• доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

• доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;

• доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

• доли малого бизнеса в экспорте продукции;

• доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;

• доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

• доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.

Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Владельцы малого предприятия, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены едиными корпоративными интересами в отношении собственности с крупным и мелким капиталом. С другой стороны представителей малых предприятий отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положение производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке понуждают их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами на различных социальных группах.[4]

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.

 

1.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства

Малый бизнес - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами, недостатками, закономерностями развития. Функционирования на локальном рынке, быстрое реагирования на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его достоинством, повышающим его устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развития. С одной стороны, быстрое реагирование малого бизнеса на изменение условий функционирование делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой стороны - зависит от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально- экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов.

Сегодня малый бизнес развивается достаточно быстрыми темпами и делает это успешно. Появляется все больше и больше небольших компаний, со штатом около 20-30 человек. Затем компании «обрастают» сетью филиалов и постепенно расширяются. Таким образом, мы можем отметить развитие малого бизнеса в различных сферах и различных объёмах.

Чем обусловлена такая эволюция? Многие специалисты определяют следующие причины. Малый бизнес достаточно гибок и может легко изменяться в зависимости от возникающих условий и непреодолимых обстоятельств. Малое предприятие, как правило, имеет несложную управленческую структуру, когда официальный руководитель и практический директор (управляющий) выражаются в одном лице.

Ещё одно преимущество малого бизнеса - это тесная взаимосвязанность сотрудников, высокая степень сплочённости коллектива в достижении общей цели. Кроме того, малое количество специалистов позволяет избежать такого явления, часто встречающегося на крупных предприятиях, как дублирование полномочий.[5]

Кроме того, любое малое предприятие может отличиться высокой скоростью передачи информации. Руководители и подчинённые непосредственно общаются друг с другом, что позволяет быстро получать задание, задавать и обсуждать рабочие вопросы, вносить изменения. Это же позволяет избежать недосказанности и расхождения во мнениях.

Невысокие расходы на содержание большого штата управленцев позволяют значительно экономить и осуществлять хорошую управляемость. Но, пожалуй, основным преимуществом малого бизнеса, которое привлекает большое количество бизнесменов, является то, что для открытия своего дела, не требуются большие материальные вложения.

Информация о работе Роль малого бизнеса в экономике России