Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:26, курсовая работа
Экономика развитых стран представлена системой предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые. Собственников этих предприятий объединяет общий корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, максимизация прибыли. Вместе с тем бизнес неоднороден, каждая из этих трех групп имеет свои интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и государства к ним, подходы к решению технических и экономических проблем.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕ…..…5
1.1 Понятие малого бизнеса……………………………………………………5
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства………….9
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ ……………………………………………………….12
2.1 Проблемы становления малого бизнеса………………………………...12
2.2 Регулирование развития малого бизнеса……………………………….18
ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МАЛОГО БИЗНЕСА…………....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРА
организационное;
кадровое и консультационное обеспечение;
внешнеэкономическая деятельность.
Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.
Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.
В соответствии с основными направлениями развития малого предпринимательства в России и его государственной поддержки в области финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства в период 2005-2010 годов предусматривается:
1. Придание инвестиционной направленности налоговой поддержке малого предпринимательства, в том числе за счет снижения ставки налогообложения прибыли банков и других инвестиционных институтов в зависимости от удельного веса инвестиционного кредитования или проектов в сфере малого бизнеса.
2. Создание системы гарантирования и страхования инвестиционных рисков малого предпринимательства, особенно по долгосрочным инвестициям; формирование в рамках Федеральной программы системы Федерального и регионального, фондов, в том числе с выделением на эти цели 100-150 млрд. рублей.
3. Создание сети специализированных компаний лизингового обслуживания и франчайзинга с ежегодным выделением для развития лизинговых услуг малому предпринимательству не менее 20% от общего объема целевых ассигнований, направляемых из федерального бюджета для финансирования повсеместного развития лизинговых операций.
4. Упразднить преобладающую ныне зависимость объемов финансирования Федерального фонда и программ поддержки малого предпринимательства от доходов от приватизации и установить для этой сферы финансирования норматив в размере 0,5% доходной части федерального бюджета плюс поощрительно 10% доходов, дополнительно полученных бюджетом в результате расширения налоговой базы за счет развития сферы малого бизнеса. Аналогичный механизм финансирования целесообразно принять на уровне бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.[11]
Основные направления развития малого предпринимательства России предусматривают поддержку производственных и инновационных малых предприятий:
1. Концентрацию ресурсов государственной поддержки (льготы, кредиты, гарантии) на формировании в малом предпринимательстве современного высокотехнологического товаропроизводящего сектора.
2. Создание правовых, экономических и организационных условий для участия (на конкурсной основе) субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции (товаров, услуг) для федеральных и региональных государственных нужд.
3. Использование потенциала малого предпринимательства при осуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-банкротов с созданием на их основе (с привлечением международной технической помощи и инвестиций) "мини-полигонов", технопарков и других структур производственно инновационного малого предпринимательства.
4. Формирование условий и стимулов для расширения производственно-
5. Оказание общекоммерческой, кредитной, информационной и иной поддержки экспортно-ориентированным малым предприятиям.
6. Создание системы стимулирования постоянных рабочих мест средней и высшей квалификации, особенно в инновационной сфере, согласование для этого целевых программ поддержки малого предпринимательства с программами Федеральной службы занятости.
В период до 2010 года "Основные направления в области финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства" предусматривают полный переход к универсальной "одноналоговой" или патентной системе налогообложения всей сферы малого предпринимательства на основе расширения рамок действия Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учете и отчетности для субъектов малого предпринимательства"; замена прямого кредитования малого предпринимательства системой гарантий, формирование общенациональной системы банков поддержки малого предпринимательства, кредитующих под соответствующие гарантии оборотный капитал и инвестиционные проекты малых предприятий; создание с участием иностранного капитала гарантийных фондов для иностранных инвестиций в сферу российского малого бизнеса.
Программы кредитования малого бизнеса действует в 21 регионе России с июля 2004 года. Ее цель увеличить роль малого бизнеса в экономике России, упростить доступ к кредитным ресурсам предприятий малого бизнеса. А также существенно увеличить кредитный портфель ВТБ. Вклад в ВВП от малых предприятий составляет 12-14% в настоящее время. По словам руководителей банка, на сегодня уже 1842 клиента получили кредит в рамках данной программы. Кредит предоставляется до 1 млн. долл. сроком на три года. [12]
Следует отметить, существующая ранее практика предоставления льготных кредитов через систему фондов поддержки малого предпринимательства в настоящий момент практически сведена к нулю.
Необходимо отметить, что эта проблема является значимой, прежде всего, для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в основном легально. Для предприятий же работающих «в тени» более важным, по сравнению с доступностью кредитов, является оптимизация налогообложения и снижение уровня коррупции (бюрократические барьеры).
Налоговое законодательство все еще остается противоречивым и сложным, что приводит к ситуации, когда только одна треть из зарегистрированных предприятий полноценно и легально осуществляет свою предпринимательскую деятельность. Налоговая система, способствующая развитию предпринимательства, должна быть простой, справедливой, стабильной, а процедура ее применения прозрачной.
Несмотря на предпринимаемые государством меры по совершенствованию налогового законодательства, налоговый пресс на предпринимательскую деятельность остается все еще тяжелым. Продолжают оказывать существенное негативное воздействие на деятельность предприятий малого предпринимательства органы местного самоуправления, которые вводят дополнительные местные налоги и сборы, пытаясь компенсировать часть налогов, теряемых из-за перераспределения средств на региональные и федеральный уровни.
Несовершенство налоговой системы усугубляется чрезмерной бюрократизацией и излишним администрированием развития малого предпринимательства со стороны государства.
Отсутствие или противоречивость законодательных актов, возможность их неоднозначного толкования и применения, бюрократическая запутанность процедур регистрации бизнеса, лицензирования деятельности, сертификации продукции, оформления прав собственности и т.д., а также связанные с этим значительные финансовые издержки остаются главными проблемами в деятельности малого предприятия.
Нормативно-правовые документы, регулирующие социально-трудовые отношения в Российской Федерации, слабо учитывают их специфику в сфере малого предпринимательства, что приводит к социальной незащищенности наемных работников малых предприятий, особенно имеющих трудовые отношения с предпринимателями без образования юридического лица, неудовлетворительному положению в области охраны труда, техники безопасности.
Низкая социальная защищенность работников малых предприятий вызывает трудности с наймом высококвалифицированных кадров. Отсутствие профессиональных знаний, в том числе, в области экономики и управления у предпринимателей снижают эффективность работы предприятий малого предпринимательства.
Недооценка государством значения малого предпринимательства вызывает недоверие к власти со стороны предпринимательских кругов, приводит к обострению существующих проблем, к снижению динамики его развития, а возможно и к свертыванию частного сектора предпринимательства с одновременным обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности в стране.
Предприниматели в целом считают заинтересованность органов власти всех уровней в развитии малого предпринимательства меньшей, чем это требуется в настоящее время. Выраженное представителями малого предпринимательства отношение к позиции властей переносится и на их оценку результатов усилий органов власти по изменению условий для предпринимательства в лучшую сторону. Однако предприниматели в большинстве своем не видят позитивных изменений, обусловленных реализацией Федеральных программ поддержки, а весьма значительная их часть вообще не видит связи между изменениями во внешней среде малого предпринимательства и мерами государственной поддержки предпринимательства.
ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МАЛОГО БИЗНЕСА
Для эффективного функционирования предприятий малого и среднего бизнеса необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику малого предпринимательства. Совершенствование законодательной базы и правового регулирования предпринимательской деятельности через систему законов прямого действия позволит создать условия, способствующие свободе предпринимательства и устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого бизнеса. Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей должны стать главными составляющими законотворческой деятельности государства, направленными на активизацию предпринимательской деятельности в России.
Основные направления государственной поддержки, позволяющей реализовывать потенциальный эффект от развития малого предпринимательства: [13]
o формирование благоприятного предпринимательского климата, устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров;
o расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам;
o системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи.
рост числа новых малых и средних предприятий, увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказания услуг действующими малыми предприятиями будет зависеть от следующих условий.
1. Устранение административных ограничений для развития среднего и малого бизнеса, негативно влияющих на предпринимательский климат. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной Думой ФС РФ законов «о дебюрократизации». Иными словами, ограничение административного вмешательства государства в хозяйственную деятельность предприятий малого и среднего бизнеса необходимо установить на законодательном уровне.
В этой связи особую важность приобретает потребность в масштабной ревизии полномочий регулирующих органов, в упорядочении разрешительных, контрольных и надзорных функций государства по отношению к хозяйствующим субъектам. В организации такой ревизии могла бы принять участие и Российская Академия Бизнеса и Предпринимательства.
Представляется целесообразным сократить и четко регламентировать проверки предприятий, проводимые различными ведомствами. Применение государственных регулирующих механизмов нужно ограничить только задачами обеспечения безопасности производимой продукции, защиты интересов социально уязвимых групп населения, пресечения практики введения в заблуждение потребителей.
В целях повышения эффективности действия Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» необходимо: [14]
o провести на федеральном уровне и закрепить в законодательном порядке инвентаризацию функций органов государственного контроля с целью устранения необоснованного их дублирования, а также излишнего административного регулирования в области предпринимательской деятельности; резко сократить количество органов, осуществляющих по отношению к субъектам малого предпринимательства контролирующие, проверяющие, разрешительные и
o ввести в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации единой формы «Книги инспекторских проверок» субъектов малого бизнеса; обязать все контролирующие органы, включая органы внутренних дел, вручать руководителям предприятий ордер или иной документ, дающий право на осуществление контрольной функции, подписанный руководителем контролирующего органа, а также знакомить предпринимателей с результатами проверки и делать соответствующую запись в «Книге инспекторских проверок».