Роль малого бизнеса в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 01:36, контрольная работа

Описание

Цель моей курсовой работы: изучить роль и проблемы малого бизнеса. Так как это очень полезная информация, и возможно, она пригодится в будущем для открытия своего бизнеса...
Малое предпринимательство представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста республики.

Содержание

1.1. Роль малого бизнеса в рыночной экономике ………. стр. 5-7
1.2. Формы предпринимательства в малом бизнесе ……. стр. 8-9
1.3. Проблемы малого бизнеса …………………………… стр. 10-14
1.4. Преимущества малого бизнеса ………………………. стр. 15-16
1.5. Заключение …………………………………………….. стр. 17
2. Краткая характеристика предприятия …………………….. стр. 18-19
Анализ финансового состояния предприятия …

Работа состоит из  41 файл

Копия 2.jpg

— 157.68 Кб (Скачать документ)

Копия 3.jpg

— 158.85 Кб (Скачать документ)

Копия 4.jpg

— 136.65 Кб (Скачать документ)

Копия 78.jpg

— 133.53 Кб (Скачать документ)

КУРСОВАЯ.doc

— 296.50 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Малый бизнес –  необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические  задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств.

Цель  моей курсовой работы: изучить роль и проблемы малого бизнеса. Так как это очень полезная информация, и возможно, она пригодится в будущем для открытия своего бизнеса...

 

Малое предпринимательство  представляет собой перспективно развивающийся  сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста республики.

Реализация  мероприятий Программы государственной  поддержки малого предпринимательства  в Республике Беларусь на 2008 год, а  также иных мер, принятых Правительством и Главой государства по созданию благоприятного делового климата в стране, позволили повысить вклад малого предпринимательства в развитие экономики страны.

К малому бизнесу  относят фирмы, которые имеют  независимую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и не доминируют в своей сфере деятельности. Большинство зарубежных исследователей к малым причисляют фирмы, со среднесписочной численностью работников:

в промышленности и на транспорте – до 100 человек;

в сельском хозяйстве  и научно-производственной сфере – до 60 человек;

в строительстве  и оптовой торговле – до 50 человек;

в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения  и розничной торговле – до 30 человек;

в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек

В  странах  рыночной  экономики   предпринимательство   получило широкое распространение  и  составляет  подавляющую  часть  среди  всех  форм организаций.  За  последние  десять  лет  в  Беларуси   появились   миллионы предпринимателей и собственников. В связи с  приватизацией  за  государством осталась лишь  часть  организаций  и  предприятий,  а  остальные  перешли  в частное   владение.

Основной   задачей   предпринимателя является управление  предприятием,  которое  включает  в  себя  рациональное использования ресурсов,  организацию  процесса  на  инновационной  основе  и хозяйственном риске, а также ответственность за  конечные  результаты  своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль малого бизнеса в рыночной экономике

 

Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке народного хозяйства.

Удельный вес  валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого предпринимательства, составил 8,8% (в 2005 году – 8,1%) от общего объема валового внутреннего продукта.

Субъектами  малого предпринимательства произведено 8,1% (7,6%) от общего объема выпуска товаров и услуг;

7,5% (7,0%) от общего  объема производства продукции  (работ, услуг промышленного характера);

10,2% (10,1%) от общего  объема розничного товарооборота, включая общественное питание;

23,9% (в 2005 году  – 21,3%) от общего объема внешнеторгового  оборота. 

Доля малого предпринимательства в общем  объеме выручки от реализации товаров, продукции, работ и услуг по народному  хозяйству за 2006 год составила 22,8% (в 2005 году – 21,2%).

Количество малых предприятий  всех форм собственности на конец 2006 года составило 37660 предприятий, по сравнению  с 2005 годом их число увеличилось  на 4566 предприятий или на 13,8%. В  общее количество малых  предприятий вошли 2022 крестьянских (фермерских) хозяйства, которые до 2006 года не попадали под статистическое обследование как субъекты малого предпринимательства.

Обязанностями малого бизнеса признаны создание рабочих  мест, освоение новых технологий.

 

Уровень развития малого предпринимательства во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, наличие трудовых и сырьевых ресурсов, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение и поддержка со стороны местных властей (рисунки 2, 3).

Большая часть  малых предприятий (46,5%) и индивидуальных предпринимателей (19,8%) сконцентрирована в г. Минске. Это объясняется тем, что город Минск обладает развитой производственной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры.

В отраслевой структуре  наибольшее количество малых предприятий  приходится на сферу торговли и общественного  питания – 38%, с/х – 23%, строительства  – 14%, промышленности – 9%. Более 80% индивидуальных предпринимателей заняты в сфере торговли и общественного питания. Субъектами малого предпринимательства РБ производится продукции (работ, услуг) на сумму более 18 млрд. рублей. В бюджет республики от малого бизнеса поступает более 270 млн. рублей (более 10 % доходной части бюджета РБ.

Для эффективного функционирования рыночного хозяйства  необходимым условием является формирование конкурентной среды путем развития малого бизнеса. На стадии становления малый бизнес нуждается в серьезной поддержке со стороны государственных органов и общественных объединений предпринимателей,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формы предпринимательства в малом бизнесе

 

Выделяют следующие  виды предпринимательской деятельности:

    • Производственная;
    • Коммерческая;
    • Финансовая.

Производственное  предпринимательство  распространяется  в  основном  на производство и потребление товаров и услуг, коммерческое – на  их  обмен,  а финансовое – на обращение, обмен стоимостей.

Коммерческое  предпринимательство включает:

  • найм  работников  для  выполнения  операций  закупки,  транспортирования, продажи  товара,  проведение  рекламной  работы,  оформления  необходимых документов, осуществления других торгово-посреднических услуг;
  • приобретение, закупку товара для последующей продажи;
  • найм помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения  и реализации товаров;
  • привлечение денежных средств в кредит для  финансирования  и  последующий возврат кредита с процентами;
  • получение  или  приобретение  необходимой   информации   для   успешного планирования, оформления, регулирования сделки;
    • реализацию товаров и получение прибыли;
  • выплату налогов и платежей республиканским  и  местным финансовым органам.

Финансовое    предпринимательство    относится    к    особым     видам предпринимательства. Объектом  купли-продажи  здесь  является  специфический товар – деньги, валюта, ценные бумаги.

Общая схема  финансовой  предпринимательской  сделки  похожа  на  схему коммерческой сделки, но только товаром  становятся  деньги,  валюта,  ценные бумаги. Специфичным видом финансового  предпринимательства  является  выпуск собственных акций, облигаций, кредитных билетов, коммерческих ценных  бумаг.

Эти ценные бумаги предприниматель продаёт, размещает  в качестве  финансового товара, в чём и заключена суть его предпринимательской деятельности.

Подобная   форма    предпринимательства    пригодна    в    основном

предпринимателей  предприятий, а не для отдельных  граждан,  хотя  в  будущем она может  получить широкое распространение в стране.

Предприятие  любой  формы   собственности   равно   как   любой предприниматель несёт ответственность за несоблюдение требований и  норм  по рациональному использованию, восстановлению и охране природных  ресурсов,  а также возмещает ущерб, причинённый в результате его деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы малого бизнеса

 

Актуальные  проблемы малого бизнеса в Республике Беларусь:

1) Финансирование  было и остается наиболее уязвимой проблемой малого бизнеса. При опросе владельцев предприятий розничной торговли и промышленного комплекса, на вопрос: «Что является проблемой для открытия своего бизнеса?» - «Недостаток денежных средств», - следовал ответ.

В настоящее  время для успешного привлечения  финансовых средств в малый бизнес необходимы технологии поддержки предпринимательства, соответствующие мировой практике, но при этом адаптированные к условиям нашего экономического состояния в стране.

На эффективность малого бизнеса оказывают влияние региональные и структурные особенности, социальные и экономические приоритеты, уровень развития рыночной инфраструктуры, степень поддержки местных органов власти.

(Деньги надо  тратить с умом, вкладывая в  будущее и помня о настоящем.)

- Согласно Закона  РБ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РБ» (1996г.): статья 7 «Финансовое обеспечение   государственной   политики   поддержки малого  предпринимательства   осуществляет Белорусский  фонд финансовой поддержки предпринимателей,  который является юридическим лицом».

2) Большой проблемой  и препятствием для открытия  нового и развития существующего  бизнеса является сложность получения банковских кредитов. (Большое количество необходимых справок и документов, сроки оформления и предоставления кредита. Высокие проценты и краткосрочность кредитов. Побочные дополнительные, значительные расходы при оформлении ссуды – оценка недвижимости, нотариальное оформление, страховка, оплата получаемых справок и т.д.)

3) У «Предпринимателя»,  осуществляющего деятельность без  образования юридического лица - из-за отсутствия четкого юридического толкования - к кому конкретно он относится к физическому, юридическому или должностному лицу, возникают проблемы при налогообложении, установлении ставок и штрафных санкций. Необходимо законодательно четко определить и закрепить таких юридических терминов и понятий, как "предприниматель без образования юридического лица", "малый бизнес" и "средний бизнес", а так же критерии отнесения к этим группам (количество работающих по найму, кв.м. площадей, максимальная выручка, и пр.).

4) Высокие ставки  земельного налога, арендной платы  за землю, аренды помещений, которые ежегодно увеличиваются.

5) Ведомственные  барьеры, которые пришли на  смену административным (электросеть, пожарная и торговая инспекции и прочие службы, которые решили сделать за счет малого предпринимательства свой большой бизнес).

А также проблемы роста малого бизнеса в Республике Беларусь порождены отсутствием правовой системы, защищающей в полной мере собственность и гарантирующей соблюдение договоров, что объективно ведет к ограничению предпринимательских возможностей, стимулированию теневой деятельности.

Для успешного  развития малого бизнеса экономика  республики должна эволюционировать в  направлениях либерализации, правового  обеспечения, совершенствования налоговой  системы, приватизации, ориентации предпринимательской деятельности на потребителя.

В Республике Беларусь действует система поддержки  развития малого предпринимательства; общие принципы ее организации сформулированы в двух базовых законодательных  актах: это закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства» (Приложение 1). На основе действующей законодательной базы ежегодно принимаются программы, в которых устанавливаются конкретные мероприятия для реализации в текущем году; на основе общегосударственной программы принимаются отраслевые и региональные программы поддержки малого предпринимательства, составляются планы деятельности министерств и ведомств Республики Беларусь (Министерства экономики, Министерства архитектуры и строительства и другие).

В результате реализации системы государственной поддержки в Беларуси создается соответствующая инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства – центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, научно-технические парки и другие (Рисунок 5).

 

Рисунок 5. Система государственной поддержки развития малого

SWScan00001.bmp

— 801.04 Кб (Скачать документ)

SWScan00002.bmp

— 777.55 Кб (Скачать документ)

SWScan00003.bmp

— 757.55 Кб (Скачать документ)

SWScan00004.bmp

— 787.55 Кб (Скачать документ)

SWScan00005.bmp

— 782.55 Кб (Скачать документ)

SWScan00008.bmp

— 782.55 Кб (Скачать документ)

SWScan00009.bmp

— 838.18 Кб (Скачать документ)

SWScan00010.bmp

— 876.15 Кб (Скачать документ)

SWScan00011.bmp

— 837.55 Кб (Скачать документ)

SWScan00012.bmp

— 845.05 Кб (Скачать документ)

SWScan00013.bmp

— 840.05 Кб (Скачать документ)

SWScan00014.bmp

— 842.55 Кб (Скачать документ)

SWScan00015.bmp

— 837.55 Кб (Скачать документ)

SWScan00016.bmp

— 832.55 Кб (Скачать документ)

SWScan00017.bmp

— 840.05 Кб (Скачать документ)

Thumbs.db

— 52.50 Кб (Скачать документ)

SWScan00018.bmp

— 837.55 Кб (Скачать документ)

SWScan00019.bmp

— 832.55 Кб (Скачать документ)

SWScan00020.bmp

— 1.28 Мб (Скачать документ)

SWScan00021.bmp

— 837.55 Кб (Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 88.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 14.37 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Договор купли-продажи приорбанк.doc

— 35.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 БУХ.БАЛАНС.docx

— 0 байт (Скачать документ)

2.jpg

— 157.68 Кб (Скачать документ)

3.jpg

— 158.85 Кб (Скачать документ)

4.jpg

— 136.65 Кб (Скачать документ)

5.jpg

— 137.36 Кб (Скачать документ)

6.jpg

— 100.19 Кб (Скачать документ)

77.jpg

— 172.28 Кб (Скачать документ)

78.jpg

— 133.53 Кб (Скачать документ)

79.jpg

— 164.41 Кб (Скачать документ)

1.jpg

— 155.59 Кб (Скачать документ)

80.jpg

— 115.81 Кб (Скачать документ)

76.jpg

— 151.84 Кб (Скачать документ)

Информация о работе Роль малого бизнеса в рыночной экономике