Российская бюджетная система: ее устройство и реформирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 23:38, реферат

Описание

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно вырастает роль бюджетной системы как из одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Целью данной работы является рассмотрение устройства бюджетной системы Российской Федерации, анализ предпосылок и направлений реформирования, подведение некоторых итогов реформирования за последние годы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Сущность функционирования бюджетной системы Российской Федерации
1.1. Понятие, основные черты и структура бюджетной системы РФ………….4
1.2. Участники бюджетного процесса. Межбюджетные отношения…………...9
1.3. Структура федерального бюджета Российской Федерации………………13
2. Реформирование бюджетной системы РФ
2.1. Предпосылки реформирования бюджетной системы………………………17
2.2. Основные итоги бюджетной политики в 2009-2011гг……………………19
2.2. Цель и основные направления бюджетного реформирования на период
до 2012 года………………………………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………………29
Библиографический список……………………

Работа состоит из  1 файл

реферат по экономике.docx

— 145.66 Кб (Скачать документ)

В настоящее время принято  выделять следующих основных участников бюджетного процесса:

  • Президент РФ;
  • Органы законодательной (представительной) власти;
  • Органы исполнительной власти;
  • Органы денежно-кредитного регулирования;
  • Органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • Государственные внебюджетные фонды;
  • Главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • иные органы, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Кроме этого, в число участников бюджетного процесса включают бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также других получателей бюджетных средств и кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления имеют  следующие функции в области  бюджетного управления:

  • составление проекта бюджета;
  • внесение бюджета с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного органа, представительного органа местного самоуправления;
  • исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета;
  • управление государственным, муниципальным долгом;
  • ведомственный контроль за исполнением бюджета;
  • представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных органов, представительных органов местного самоуправления;
  • осуществление других полномочий, определенных Бюджетным кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актами представительных органов местного самоуправления.

Главным распорядителем средств  федерального бюджета является орган  государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

Среди участников бюджетного процесса особое место занимает Минфин России. В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, Минфин России является федеральным органом  исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.  В функции Минфина России входят: составление проекта федерального бюджета и представление ею в Правительство РФ, участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществление методического руководства в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета, составление сводной бюджетной росписи федерального бюджета, разработка прогноза консолидированного бюджета РФ и т.д.

Важное место в обеспечении  функционирования бюджетном системы  занимают органы налогового контроля - Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Их деятельность направлена на обеспечение контроля за сбором налогов и их своевременным поступлением в доходы бюджета соответствующего уровня. Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения  основываются на следующих принципах:

1. распределения и закрепления  расходов бюджетов по определенным  уровням бюджетной системы Российской  Федерации;

2. разграничения регулирующих  доходов по уровням бюджетной  системы Российской Федерации;

3. равенства бюджетных  прав субъектов Российской Федерации,  равенства бюджетных прав муниципальных образований;

4. выравнивания уровней  минимальной бюджетной обеспеченности  субъектов Российской Федерации,  муниципальных образований;

5. равенства всех бюджетов  РФ во взаимоотношениях с федеральным  бюджетом, равенства местных бюджетов  во взаимоотношениях с бюджетами  субъектов РФ.

В соответствии с этими  принципами отдельные виды бюджетных  расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов  РФ и из бюджетов субъектов РФ - в  местные бюджеты.

В основе процесса распределения  расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип  равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

 Доходы бюджетов состоят из собственных и регулирующих. Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов. Регулирующие доходы бюджетов - это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе по разным видам таких доходов.

Кроме отчислений от федеральных  и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии.

Дотация - это средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Субвенция - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов. Субсидия - это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами  территориальных бюджетов несовершенны. Эти источники бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций иждивенческое настроение. Тем не менее, исключить их нельзя, так как они необходимы в тех населенных пунктах, где в силу сложившихся условий экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов.

 

1.3.  Структура  федерального бюджета Российской  Федерации

Основные функции управления государством возложены на центральные  органы власти. Для выполнения ими  их обязанностей, для финансового  обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд - федеральный бюджет. Доходы федерального бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ.

В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым  доходам федерального бюджета относятся: федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год.

Согласно статьям 41-46 и 51 Бюджетного кодекса РФ, к неналоговым  доходам федерального бюджета относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно органов государственной власти РФ;
  • часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации;
  • доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
  • иные неналоговые доходы.

Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и  формам их мобилизации - на налоговые  и неналоговые, но и по другим признакам, в частности: в зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие;  по социально - экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц; в зависимости от конкретных объектов обложения - взимаемые с имущества или дохода;  по признаку источников уплаты - налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);  по конкретным видам прямых и косвенных налогов.

Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет.

Главное назначение всех звеньев  бюджетной системы - финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.

Организация государственных  расходов основана на следующих принципах:

Принцип целевого использования  средств; Безвозвратность государственных расходов; Соблюдение режима экономии.

Расходы бюджетов в зависимости  от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы, а также средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, бюджетных  учреждений, оказание государственной  поддержки другим бюджетам в форме  дотаций, субсидий и субвенций, а  также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.

Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может  превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

В современных условия переходной экономики налоговые поступления стали "яблоком раздора" между различными уровнями власти. Каждый вышестоящий орган власти стремится к централизации бюджетных средств на своем уровне. Поэтому бюджетные отношения отмечены недовольством низших органов власти - высшими, конфликтами, нестабильностью, судебными и арбитражными спорами.

Для выхода их этой ситуации необходимо проведение реформирования бюджетной системы, главная цель которой - на длительный период времени  разграничить налоговые поступления между федеральными, региональными и муниципальными ветвями власти.

 

 

 

 

 

 

 

2. Реформирование  бюджетной системы РФ

2.1.  Предпосылки  реформирования бюджетной системы

В начале 2000-х годов в  бюджетной сфере РФ были проведены крупные структурные реформы. В основном была решена задача обеспечения финансовой и макроэкономической стабильности. В 2000-х годах Правительством РФ были утверждены и реализованы среднесрочные программы бюджетных реформ, Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ 2004-2006 годах, Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ в 2006-2008 годах, а также мероприятия по обеспечению реструктуризации бюджетного сектора на 2003-2004 годы.

В 2000 году вступил в силу Бюджетный  кодекс РФ, который определил основные подходы к организации бюджетного процесса для всех уровней бюджетной системы РФ. В нем постепенно находили отражение различные инструменты, обеспечивающие реализацию программ бюджетных реформ.

Результатом данных реформ стало формирование в  РФ современной системы управления общественными финансами путем:

    • создания целостной системы регулирования бюджетных правоотношений, установления единых принципов бюджетной системы и четкого определения статуса и полномочий участников бюджетного процесса;
    • организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
    • разграничения полномочий, расходных обязательств и доходных источников публично-правовых образований;
    • создания и развития системы Федерального казначейства, обеспечивающей кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы РФ, формирование достоверной и прозрачной консолидированной бюджетной отчетности;
    • поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
    • перехода от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе утверждению федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и на плановый период в формате "скользящей трехлетки";
    • создания законодательной базы для развития новых форм финансового обеспечения государственных услуг;
    • установления правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и придание этому процессу публичности;
    • создания системы мониторинга качества финансового менеджмента.

Информация о работе Российская бюджетная система: ее устройство и реформирование