Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 23:38, реферат
В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно вырастает роль бюджетной системы как из одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Целью данной работы является рассмотрение устройства бюджетной системы Российской Федерации, анализ предпосылок и направлений реформирования, подведение некоторых итогов реформирования за последние годы.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Сущность функционирования бюджетной системы Российской Федерации
1.1. Понятие, основные черты и структура бюджетной системы РФ………….4
1.2. Участники бюджетного процесса. Межбюджетные отношения…………...9
1.3. Структура федерального бюджета Российской Федерации………………13
2. Реформирование бюджетной системы РФ
2.1. Предпосылки реформирования бюджетной системы………………………17
2.2. Основные итоги бюджетной политики в 2009-2011гг……………………19
2.2. Цель и основные направления бюджетного реформирования на период
до 2012 года………………………………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………………29
Библиографический список……………………
В то же время не все заявленные планы были реализованы. Не удалось на практике применить ряд законодательно введенных норм, принципов и механизмов и урегулировать многие методические вопросы.
Как следствие, в сфере управления
общественными финансами
Необходимость достижения долгосрочных целей социально- экономического развития РФ в условиях адаптации бюджетной системы к замедлению темпов роста бюджетных доходов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также по модернизации управления общественными финансами Российской Федерации.
2.2. Основные итоги бюджетной политики в 2009-2011гг.
Экономическая ситуация в стране за время, прошедшее со времени подготовки Бюджетного послания о бюджетной политике в 2010–2012 годах, заметно изменилась.
В экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы.
Это во многом стало результатом последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики. И что очень важно, удалось сохранить социальную стабильность, смягчить социальные последствия кризиса, обеспечить даже в сложных экономических условиях реальный рост объемов государственной поддержки наименее защищенных категорий граждан, прежде всего пенсионеров. Реализация активных мероприятий на рынке труда позволила стабилизировать уровень безработицы.
Грамотное применение инструментов бюджетной политики дало возможность сформировать необходимое для осуществления таких мер финансовое обеспечение.
Кризис высветил главную проблему, делающую российскую экономику уязвимой к колебаниям на мировых рынках, вообще к изменениям мировой экономической конъюнктуры. Экономика страны по-прежнему зависима от конъюнктуры сырьевых рынков. Пока не созданы достаточные условия и стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической эффективности экономики и производительности труда, для развития отраслей экономики и производств, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости, для реализации инновационных проектов, и в целом – для модернизации социально-экономической системы страны.
Эти особенности российской
экономики обусловливают
Таблица 1. Сравнение основных параметров социально-экономического развития, используемых для расчета доходов федерального бюджета
2009 |
2010 |
2011 | |||||||
ФЗ о бюджете |
Оценка |
Изменение % |
ФЗ о бюджете № 204-ФЗ |
Оценка |
Изменение % |
ФЗ о бюджете № 204-ФЗ |
Оценка |
Изменение % | |
ВВП, млрд. руб. |
51 475 |
38 461 |
-25% |
59 146 |
42 372 |
-28% |
67 610 |
46 783 |
-31% |
Накопленный
рост ВВП |
106,7% |
91,5% |
-14% |
113,7% |
92,4% |
-19% |
120,8% |
94,8% |
-22% |
Накопленный
ИПЦ |
108,5 |
112,0 |
3% |
116,0 |
123,0 |
6% |
124,0 |
133,0 |
7,3% |
Курс доллара |
24,7 |
32,6 |
32% |
26,0 |
34,5 |
33% |
27,3 |
37,0 |
36% |
Цены на нефть (мировые), долл. / баррель |
95 |
54 |
-43% |
90 |
55 |
-39% |
88 |
56 |
-36% |
Цены на
газ, |
421 |
229 |
-46% |
363 |
219 |
-40% |
358 |
215 |
-40% |
Нефть сырая, |
255,0 |
245,5 |
-4% |
261,0 |
243,0 |
-7% |
262,0 |
241,0 |
-8% |
Газ природный, |
213,5 |
160,8 |
-25% |
222,7 |
170,0 |
-24% |
227,0 |
181,5 |
-20% |
Нефтепродукты, млн.т |
115,4 |
117,3 |
2% |
117,6 |
115,4 |
-2% |
117,8 |
113,6 |
-4% |
Нефть, млн.т |
503 |
488 |
-3% |
514 |
485 |
-6% |
518 |
483 |
-7% |
Газ природный млрд.м3 |
700 |
580 |
-17% |
715 |
596 |
-17% |
725 |
610 |
-16% |
Экспорт, ,млрд. $ |
507 |
274 |
-46% |
502 |
276 |
-45% |
509 |
282 |
-45% |
Импорт, ,млрд. $ |
370 |
190 |
-49% |
434 |
195 |
-55% |
490 |
205 |
-58% |
ФЗП |
12888 |
10746 |
-17% |
15200 |
11722 |
-23% |
17708 |
12977 |
-27% |
Прибыль
предприятий |
12105 |
4850 |
-60% |
13550 |
8510 |
-37% |
15155 |
8580 |
-43% |
Амортизация
для целей |
1630 |
1854 |
14% |
1815 |
2022 |
11% |
2021 |
2251 |
11% |
В 2012 году и дальнейшем Бюджетная политика как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.
Необходимо ясное понимание последствий реализации любых мер бюджетной политики с точки зрения их влияния на темпы продвижения к достижению поставленных целей.
Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.
Необходимо решение таких задач, как:
- Обеспечение макроэкономической стабильности;
- Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования;
- Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов;
- Повышение эффективности социальной защиты населения;
- Развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания;
- Развитие транспортной инфраструктуры;
- Оптимизация масштабов и форм поддержки экономики.
2.3. Цели и основные направления бюджетного реформирования
на период до 2012 года
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Базовым условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.
Для достижения цели Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач:
В 2010 - 2012 годах необходимо принять решения по следующим основным направлениям:
1) внедрение
программно-целевых принципов
2) применение в полном объеме всех норм бюджетного законодательства в части формирования 3-летнего бюджета; переход к утверждению "программного" бюджета; развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг;
3) реформирование государственного (муниципального) финансового контроля и развитие внутреннего контроля;
4) совершенствование
инструментов управления и
5) создание
информационной среды и
Содержанию реформ по указанным направлениям посвящены соответствующие разделы Программы. Реализация предлагаемых мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов по конкретным направлениям (отраслям экономики и социальной сферы) государственной политики.
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации является необходимым условием решения задач Программы. Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения макроэкономической стабильности.
На федеральном уровне должны быть
созданы необходимые
Наряду с обеспечением долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы РФ для реализации целей и задач Программы необходимо четкое определение полномочий и принципов деятельности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований). Это является необходимым условием для устранения дублирования функций и полномочий между публично-правовыми образованиями и между органами государственной власти (органами местного самоуправления) на уровне одного публично-правового образования, которое приводит как к увеличению бюджетных расходов, так и к размыванию ответственности за результаты деятельности.
Информация о работе Российская бюджетная система: ее устройство и реформирование