Российско-азиатские внешнеэкономические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 16:10, контрольная работа

Описание

На страны Азии приходится около четверти внешнеторгового оборота России. Большинство этих стран являются давними традиционными торговыми партнерами России, со многими из которых экономические связи не ограничиваются взаимной торговлей, а дополняются экономическим и техническим содействием России в сооружении на их территории объектов капитального строительства, а также научно-техническим и военным сотрудничеством.

Содержание

Введение _____________________________________________ 3
1. Азиатско-Тихоокеанский регион _____________________ 4
1.1 Китай ________________________________________6
1.2 Япония _______________________________________10
1.3 Южная Корея __________________________________13
2. Ближний и Средний Восток _________________________15
2.1 Индия ________________________________________16
2.2 Турция _______________________________________17
Заключение ___________________________________________19
Литература ___________________________________________20

Работа состоит из  1 файл

Внешнеэкономическая деятельность.docx

— 39.49 Кб (Скачать документ)

     В отношениях России с КНР важнейшей  задачей на ближайшее будущее  является придание двусторонним экономическим  связям цивилизованного характера. Чрезмерная «бартеризация» товарооборота, разгул челночной торговли снижают эффективность экономических связей, создают благоприятные условия для злоупотреблений и нанесения экономического ущерба России. Потери нашей страны в результате занижения экспортных и завышения импортных цен в рамках бартерной торговли с Китаем оцениваются в 350 — 500 млн долл.  

     Необходимо  также устранение перекоса в структуре  импорта из этой страны, где доминирующую роль играют потребительские товары, и далеко не лучшего качества. Между  тем Китай располагает ценными  видами сырьевых товаров (олово, вольфрам, молибден, тантал, редкоземельные элементы, флюорит, сурьма, ртуть, барит), потребность  в которых у России после развала Советского Союза резко возросла. С другой стороны, есть в Китае возможность для поставок в нашу страну и многих других видов продукции, которая способствовала бы ускорению начала подъема экономики России.  

     1.2 Япония. 

     Вторым  по значимости партнером России по торгово-экономическому сотрудничеству со странами АТР является Япония, товарооборот с нею в 2000 г. составил, по оценке, около 3,5 млрд долл. Главная причина низкого уровня российско-японской торговли — достаточно хорошая обеспеченность Японии (по импорту из других стран) товарами, составляющими основу российского экспорта (лес, уголь, морепродукты и др.). В рамках его нынешней структуры, без развития инвестиционного, финансового сотрудничества, кооперации перспективы роста российско-японской торговли крайне ограниченны. Помимо структуры наш экспорт в Японию подрывается несоответствием качества предлагаемых массовых товаров высоким требованиям японского рынка в части стандартов и спецификаций, сроков поставок, упаковки, маркировки, внешнего вида и т. д.  

     Необходимо  отметить крайне слабую зависимость  Японии от российских поставок. Так, доля России в японских закупках лесоматериалов составляет не более 5%. Примерно таков  же уровень зависимости по другим товарам российского экспорта. Это  позволяет Японии в случае необходимости  легко перебрасывать эти закупки на другие страны.

     Что же касается российского импорта  из Японии, то его сокращение (в 2001 г. на 11%) обусловлено нарастающей задолженностью российских импортеров японским поставщикам. По японским данным, к середине 2001 г. просроченные российскими фирмами  платежи за импорт из Японии достигли 1,6 млрд долл.

     Падение объемов российско-японской торговли в сравнении с ранее достигнутыми показателями в какой-то мере результат  и свертывающегося экономического сотрудничества между странами. Как  известно, с середины 60-х гг. в  системе российско-японских экономических  связей важное место занимали крупномасштабные проекты сотрудничества в разработке природных ресурсов восточных районов России.

     Осуществление этих проектов предполагало закупку  в кредит в Японии оборудования и  технологий для модернизации промышленности Сибири и Дальнего Востока с последующей  поставкой из России части продукции  реконструируемых предприятий в  порядке компенсационного погашения  кредитов. Реализация 9 генеральных  соглашений затронула в основном лесной и топливно-энергетический комплексы. В последнее время, однако, и в  этой области внешнеэкономических  связей наметился спад, связанный  как с падением интереса японской стороны к масштабным сырьевым проектам, так и с неудовлетворенностью России эффективностью подобной формы  кооперации, не приведшей к заметным качественным сдвигам в экономике  восточных регионов, созданию здесь  современного экспортоориентированного производства с развитой инфраструктурой.  

     Отказ Японии закупать в оговоренных количествах  продукцию некоторых объектов, созданных  в рамках компенсационных соглашений (в частности, уголь) — одна из важных причин обострения проблемы государственной задолженности России Японии. Общий объем нашего государственного долга Японии на середину 2000 г. составлял около 8 млрд долл. По этому показателю Япония занимает четвертое место среди кредиторов России. Отношения по данному вопросу регулируются Парижским клубом.

     Многие  японские бизнесмены признают, что  нефтегазовая индустрия — это  та единственная сфера бизнеса в  России, которая в обозримом будущем  будет представлять серьезный интерес  для крупнейших компаний Японии. Они  не скрывают, что заинтересованы в  диверсификации поставок нефти за счет освоения российского Дальнего Востока, и в первую очередь Сахалина.

     Не  представляет особого интереса для  Японии и военная индустрия, что  разбивает надежды России на активное японское участие а конверсионных проектах. Токио не намерен давать санкции на подключение компаний страны к программам по конверсии российских предприятий до тех пор, пока Москва не предоставит твердых гарантий, что перепрофилированные предприятия будут выпускать исключительно гражданскую продукцию. Вместе с тем определенный интерес японских фирм к технологическим разработкам нашего ВПК сохраняется. Не дает пока результатов и сотрудничество в области ядерной энергетики. В плане поставок обогащенного урана, несмотря на предпринимаемые Россией усилия, сдвигов тоже нет. Между тем, по имеющимся оценкам, поставки обогащенного урана из России в Японию могли бы давать до 100 млн долл. в год.  

     Японские  предприниматели, конечно, прекрасно  понимают, что Россия в перспективе  их крупнейший партнер по торгово-экономическому сотрудничеству. Однако пока в России не будет восстановлена политическая и экономическая стабильность, пока не будет разработана четкая юридическая  база для ВЭД, они не пойдут на развитие полномасштабных экономических связей с Россией

     Таким образом, в последние годы в ваших  отношениях с Японией к проблеме «северных территорий» добавились возросшие экономические трудности, ставшие еще одним и, может  быть, даже более сложным препятствием на пути расширения российско-японского  экономического сотрудничества. Эти  проблемы оказывают свое воздействие  и на возможность получения японских кредитов, и на инвестиционную деятельность японских фирм в России.

     На  ближайшую перспективу уровень  торгово-экономического сотрудничества с Японией будет определяться экспортными возможностями России, ее способностью наращивать поставки на японский рынок конкурентоспособной  экспортной продукции, возможностями  погашать возникшую большую задолженность  и своевременно оплачивать поставки японской продукции.  

     1.3 Южная Корея. 

     Перспективным партнером России по сотрудничеству в АТР является Южная Корея. Предпосылкой для полномасштабного экономического взаимодействия двух стран стал слом стереотипов «холодной войны», признание  бывшим Советским Союзом Республики Корея.

     За  свою недолгую историю российско-южнокорейское  торгово-экономическое сотрудничество уже познало взлеты и падения. Можно сказать, что первый этап этого  сотрудничества, носивший преимущественно  экстенсивный характер, сейчас подходит к концу, поскольку практически  исчерпал свои возможности. Так, российско-южнокорейский  товарооборот, быстро росший с 2000 г. после  открытия прямых связей с Республикой  Корея, к 2002 г., очевидно, достиг потолка (1,6 млрд долл.) и на старой основе (чисто торговых операциях) едва ли имеет потенциал роста. Это связано прежде всего с ограниченностью экспортной базы России.

     Дальнейший  рост российско-южнокорейской торговли возможен лишь на путях перехода к  широкому инвестиционному и технологическому сотрудничеству, что позволит создать  внутренний механизм его саморазвития и в какой-то мере избежать традиционной, невыгодной для России схемы разделения труда, где нашей стране отводится  роль поставщика сырьевых и топливных ресурсов.

     По  мере продвижения России к созданию цивилизованных рыночных механизмов взаимное тяготение и поле для сотрудничества между Россией и Южной Кореей будут возрастать. Во-первых, сохранится заинтересованность Кореи в получении  сырья из близлежащих источников, с одной стороны, и потребности  России в капитале для их разработки — с другой. Во-вторых, в процессе изменения структуры экономики  Южной Кореи в пользу наукоемкой составляющей возрастает значение России как важного источника новейших технологий, в коммерциализации которых  Россия также крайне заинтересована. В-третьих, по мере экономической стабилизации будет возрастать значение России как  емкого перспективного рынка сбыта  для экспортоориентированного южнокорейского производства.  

     На  высшем уровне намечены приоритетные сферы экономического сотрудничества между Россией и Южной Кореей: машиностроение, электроника, химия, судостроение, авиакосмическая промышленность и  др. Южная Корея может также  стать одним из наиболее перспективных  среди промышленных стран партнеров  по научно-технологическому обмену. В  отличие, к примеру, от Японии технологический  разрыв у России с Кореей не так  велик, а в южнокорейской научной  базе остаются пробелы, которые можно  заполнить с помощью России. Немалый  эффект может дать соединение производственно-внедренческих  возможностей корейских фирм с потенциалом российской науки и техники.

     В последнее время в торгово-экономических  отношениях с Южной Кореей наметилось определенное охлаждение, спад интереса к нашей стране. Причиной тому и  политические моменты (в частности, отголоски истории с гибелью  самолета), но главное — это проблемы экономические. Прежде всего — проблемы несвоевременного погашения Россией  своей внешней задолженности  Южной Корее, отсутствие у нашей  страны достаточных экспортных ресурсов, малая привлекательность российской экономики для инвестирования южнокорейских  капиталов. Не исключено, что такая  тенденция в торгово-экономических  отношениях с этой страной в ближайшие  годы сохранится. 

  1. Ближний и Средний Восток.
 

     По  объему товарооборота с Россией  страны Южной Азии, Ближнего и Среднего Востока заметно уступают странам Азиатско-Тихоокеанским регионам. На них приходится менее 30% внешнеторгового оборота России с азиатскими странами.

     2.1 Индия. 

     Из  стран Южной Азии ведущим партнером  России по торгово-экономическому сотрудничеству является Индия, развитию экономического сотрудничества с которой наша страна всегда придавала приоритетное значение. За два истекших десятилетия (70—80-е  гг.) взаимный товарооборот бывшего  СССР и Индии увеличился почти  в 10 раз и превысил 4 млрд долл. Широких масштабов достигало экономическое и техническое содействие бывшего СССР в сооружении на территории Индии народнохозяйственных объектов, научно-техническое и военно-техническое сотрудничество.

     В соответствии с подписанными соглашениями при экономическом и техническом  содействии бывшего СССР на территории Индии предусматривалось сооружение 103 народнохозяйственных объектов, из которых было введено в строй 63. Взаимные поставки экспортно-импортной  продукции, объекты, построенные при  содействии бывшего СССР, играли важную роль в удовлетворении народнохозяйственных потребностей сотрудничающих сторон.

     Распад  Советского Союза, кризисные процессы в российской экономике обусловили резкое падение товарооборота с  Индией. В 2001 г. объем российско-индийской  взаимной торговли сократился до 1,4 млрд долл. и был меньше 8 сравнении с уровнем предыдущего года в 2,5 раза. В 2001 г. он составлял 1,2—1,3 млрд долл. Резко сократились объемы экономического и технического содействия, оказываемого нашей страной Индии, в том числе и в сооружении тех объектов, которые были ориентированы на производство экспортной продукции для поставок в Россию. Свернуто было также военно-техническое сотрудничество с этой страной, уменьшились поставки в Индию военной техники. В предшествующие годы Индия являлась крупнейшим импортером военной техники, поставляемой нашей страной.

     В настоящее время как Россия, так  и Индия предпринимают усилия к восстановлению и развитию торгово-экономических связей и приданию им характера и объемов, которые отвечали бы объективным потребностям сотрудничающих сторон.

     Россия, в частности, сохраняет заинтересованность в импорте из Индии чая, кофе, специй, арахиса, консервированных фруктов, джутовых, текстильных и швейных изделий, парфюмерно-косметических товаров, а также медикаментов, многие из которых уже прошли сертификацию в России.

     По-прежнему пользуются спросом в России некоторые  виды индийских машин и оборудования, прежде всего электроники, оборудования для пищевой и фармацевтической промышленности.

Информация о работе Российско-азиатские внешнеэкономические отношения