Российско-Китайское приграничное сотрудничество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:47, курсовая работа

Описание

Под приграничным сотрудничеством в Российской Федерации понимаются согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия Российской Федерации и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, повышения благосостояния населения приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими государствами.

Содержание

1. Понятие. Основные принципы приграничного сотрудничества…………………………2
2. Российско-Китайское приграничное сотрудничество…………………………………….4
2.1 Характеристика сотрудничества на современном этапе………………………………4
2.2 Основные направления межрегионального взаимодействия ………………………...6
2.2.1 Энергетика…………………………………………………………………………6
2.2.2 Транспортная инфраструктура……………………………………………………7
2.2.3 Лесное хозяйство…………………………………………………………………..7
2.2.4 Марекультура……………………………………………………………………....8
2.2.5 Производство пушнины…………………………………………………………..9
2.2.6 Фармацевтическая сфера…………………………………………………………10
2.3 Необходимые условия развития приграничного сотрудничества России и Китая...11
Список источников……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

готово.docx

— 35.34 Кб (Скачать документ)

Содержание

1. Понятие. Основные  принципы приграничного сотрудничества…………………………2

2. Российско-Китайское  приграничное сотрудничество…………………………………….4

    2.1 Характеристика  сотрудничества на современном  этапе………………………………4

    2.2 Основные  направления межрегионального взаимодействия  ………………………...6

           2.2.1 Энергетика…………………………………………………………………………6

           2.2.2 Транспортная инфраструктура……………………………………………………7

           2.2.3 Лесное хозяйство…………………………………………………………………..7

           2.2.4 Марекультура……………………………………………………………………....8

           2.2.5 Производство пушнины…………………………………………………………..9

           2.2.6 Фармацевтическая сфера…………………………………………………………10

     2.3 Необходимые условия развития  приграничного сотрудничества России и Китая...11

Список источников……………………………………………………………………………13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие.  Основные принципы приграничного сотрудничества

     Под приграничным сотрудничеством в  Российской Федерации понимаются согласованные  действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия Российской Федерации и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого  развития приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, повышения благосостояния населения  приграничных территорий Российской Федерации  и сопредельных государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими  государствами.

       Приграничное сотрудничество в  Российской Федерации основывается  на следующих принципах:

  • взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности других государств;
  • мирное разрешение приграничных споров;
  • взаимное уважение законодательства государств, осуществляющих приграничное сотрудничество, а также соответствующих международных договоров;
  • обеспечение интересов России в приграничном сотрудничестве;
  • ненанесение ущерба экономическим и иным интересам государств, осуществляющих приграничное сотрудничество;
  • учет особенностей приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, в том числе их разнородности, характера межгосударственных отношений и исторически сложившихся связей с сопредельными государствами, природно - ресурсных, социально - экономических, градостроительных, транспортных условий развития приграничной территории, а также характера угрозы национальной безопасности Российской Федерации на приграничной территории;
  • соблюдение Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980 года.

     Приграничные  территории — это территории государства, прилегающие к государственной  границе, выполняющие особые приграничные функции и обладающие в связи  с этим специфическими особенностями. Главным фактором, обусловливающим  специфику приграничья, является его  географическое положение.

     Территория, на которой осуществляется приграничное сотрудничество, может определяться в международных договорах Российской Федерации, соглашениях субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами, заключаемых в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

     Участниками приграничного сотрудничества в  Российской Федерации в пределах своей компетенции могут являться федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления, а также юридические и физические лица в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

     Приграничное  сотрудничество стало важной особенностью современных международных связей регионов, поскольку именно на границе  непосредственно пересекаются многие жизненно важные проблемы государств, включая внешнеполитические, экономические, гуманитарные контакты. Приграничное сотрудничество помогает решать отдельные  вопросы межгосударственных отношений, в том числе такие, по которым  затруднительно или пока невозможно принимать решение на более высоком  уровне, укреплять исторически сложившиеся  связи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         2. Российско-Китайское приграничное сотрудничество

     2.1 Характеристика сотрудничества  на современном этапе

     Особую  роль проблематика приграничных районов  играет для России, имеющей громадный  пограничный периметр, который составляют весьма различные по природным, демографическим, экономическим и т.д. характеристикам  территории.

     Регионы России играют исключительно важную роль в процессе приграничного межрегионального сотрудничества, содействуя при этом повышению прозрачности границ, сближению  проживающих на приграничных территориях  людей и созданию максимально  возможных условий для торговли, экономического процветания регионов.

     На  фоне динамичного роста роли Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в мировой политике и экономике (свыше 50 % мирового ВВП  и более 40 % мировой торговли), а  также задач восстановления  глобальной роли России поистине стратегическое значение приобретают комплексный  подъем и развитие экономики и  социальной сферы восточных регионов России.  Наглядным тому свидетельством служат важные правительственные документы  последнего времени. В их числе - Федеральная  целевая программа «Экономического  и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г.», а также Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г., утвержденная правительством РФ в канун 2010 г.

     Как показывает анализ имеющихся возможностей и направлений решения этой проблемы важнейшим среди них является активное включение России в интеграционные процессы в АТР,  прежде на путях  действенного сотрудничества с главным  дальневосточными соседом -  КНР.  При этом самым насущным интересам  РФ отвечает сценарий всестороннего  взаимодействия, многостороннего соразвития с Китаем. Не случайно, на упомянутом совещании в мае 2009 г. Хабаровске Д.А. Медведев, говоря о «конкретных  приоритетах» взаимодействия, прямо  подчеркнул, что «один из наших  наиболее серьёзных и экономически перспективных партнёров – это, конечно, Китай».

     Российско-китайские  отношения характеризуются устойчиво  высокой динамикой развития, прочной  правовой базой и разветвленной  организационной структурой двустороннего  взаимодействия, активными связями на всех уровнях.

     Основные  принципы российско-китайских отношений, главные направления и сферы  двустороннего сотрудничества отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, подписанном 16 июля 2001 г. в г. Москве. Практически во всех областях сотрудничества имеются межправительственные и межведомственные соглашения.

     Контакты  между главами государств России и Китая носят регулярный характер - встречи проводятся не менее четырех  раз в год (официальные визиты, двусторонние контакты на «полях» саммитов Шанхайской организации сотрудничества, АТЭС и «Группы восьми»). Также, 2009 год отличался плотным графиком российско-китайских политических контактов на высшем уровне. 1 апреля 2009 г. на «полях» саммита «двадцатки» в Лондоне состоялась встреча Президента Российской Федерации Д.А.Медведева и Председателя КНР Ху Цзиньтао. 16-18 июня 2009 г. успешно прошел государственный визит Председателя КНР Ху Цзиньтао в Российскую Федерацию.

     Во  второй половине 2009 года главы России и Китая провели встречи «на  полях» 64-й Генассамблеи ООН (г. Нью-Йорк, 23 сентября) и саммита АТЭС (г. Сингапур, 14 ноября 2009 г.). В ходе упомянутой встречи 23 сентября 2009 г. в г. Нью-Йорке была утверждена Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока  и Восточной Сибири Российской Федерации  и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 годы).

     Межрегиональное и приграничное сотрудничество России и Китая является важной составной  частью двусторонних связей, а также  значимым фактором в стимулировании социально-экономического развития сопредельных регионов двух стран. В настоящее  время более 70 субъектов Российской Федерации имеют контакты с провинциями  Китая.

     Перспективы российско-китайского взаимодействия в качестве ключевого рычага развития восточных регионов РФ имеют под  собой объективную основу. Дело не только в том, что между двумя странами сегодня сложился уникальный по интенсивности общий уровень отношений. Положение вещей ныне таково, что хозяйственная деятельность многих регионов Сибири и Дальнего Востока в заметной мере связана с  Китаем. На КНР приходится свыше 70% регионального товарооборота, причем в Забайкальском крае, Амурской области и Еврейской АО, эта цифра составляет от 93 до 97%. На этой базе, при условии  значительного инвестиционного наполнения, при  разумной диверсификации  товарных  и финансовых потоков, а также разработке и реализации крупных инфраструктурных проектов  были бы возможны существенные прорывы в двустороннем экономическом сотрудничестве, что стало бы мощным толчком к развитию восточных районов РФ.

     Ключевая  роль в таком взаимодействии связана  с перспективами  состыковки планов подъема Сибири и Дальнего Востока  РФ с  планами развития  провинций  Северо-Востока КНР, Внутренней Монголии и Синьцзяна. Как было подчеркнуто  в Совместном российско-китайском  заявлении по итогам визита в Москву Председателя КНР Ху Цзиньтао в июне 2009 г., «координация стратегий развития сопредельных регионов Китая и России способна дать немалую отдачу для ускорения экономического развития соседних территорий двух стран» 

     2.2 Основные направления межрегионального взаимодействия

     2.2.1 Энергетика

     Данная  сфера сотрудничества заслуживает особого внимания. Одной из основных проблем экономического развития стран СВА является проблема обеспечения их растущего экономического потенциала энергоносителями – нефть, газ, уголь, электроэнергия. Известно, что Россия обладает значительными запасами  энергоносителей. По оценкам Института нефти и газа СО РАН, после удовлетворения внутренних потребностей страны из Западной и Восточной Сибири, Республики Саха и Сахалина в 2015-2020 гг. можно будет экспортировать в страны АТР 70-85 млн.т нефти и 100-140 млрд.куб.м газа в год.

     В общем плане обострение вопросов энергетической безопасности и дефицита энергоресурсов сегодня связаны  с рядом как экономических (финансовый кризис), так и политических причин (нестабильность на Ближним Востоке). В этих условиях у стран СВА  возникает необходимость диверсификации источников поставок энергоносителей  из других стран, не затронутых экономическими и политическими катаклизмами, но располагающими избыточными запасами углеводородного сырья.  В этой ситуации для стран региона наиболее перспективным поставщиком энергоносителей  выглядит Россия.       

     При этом  российско-китайское сотрудничество в энергетической сфере способно сыграть особую роль в решении  проблем подъема дальневосточных  регионов РФ. Такое сотрудничество позволит преодолеть одностороннюю  зависимость энергоэкспорта РФ от стран  Запада. В этой связи успешная реализация проекта нефтепровода  ВСТО с  ответвлением Сковородино – Дацин, целенаправленное продвижение двусторонних договоренностей последних лет  о сооружении газопроводов в КНР  из Западной и Восточной Сибири способны на путях диверсификации углеводородного  экспорта не только укрепить энергобезопасность РФ, но и дать существенный импульс  развитию транспортной, а также иной сопутствующей инфраструктуры в  восточных регионах России, содействуя, таким образом, их общему подъему. В  данной связи повышенного внимания требуют, в частности, проработка проектов газопроводов «Алтай»,  «Северный  Сахалин – Приморье – Северо-Восток Китая», «Восточная Сибирь – Северо-Восток Китая»  (Ковыкта – Чаянда –  Тында – Сковородино - Дацин), а  также возможностей совместного ведения геологоразведки, добычи, переработки и сбыта нефти и газа -  как на территории России, так и Китая.

     2.2.2 Транспортная инфраструктура

     Другим  важным направлением сотрудничества является область транспортной инфраструктуры, где Китай накопил значительный опыт. Значение транспортных коммуникаций для решения задачи состыковки развития Северо-Востока КНР и  российского  Дальнего Востока ставят во главу  угла проблему создания единых транспортных линий  через пункты пропуска на российско-китайской границе. Требуется  модернизировать российские железные дороги, ведущие от Трансиба к российско-китайской  границе (Карымская – Забайкальск  и Белогорск – Благовещенск), построить мосты через реки Амур и Уссури (Благовещенск – Хэйхэ, Дуннин – Полтавка, Тунцзян –  Нижнеленинское и др.). Назрела необходимость  форсированной реконструкции и  увеличения пропускной способности  погранпереходов.  При этом общая  модернизация приграничной транспортной инфраструктуры должна включать развитие не только автомобильных и  железнодорожных  коридоров (в частности, по линии  Суйфэньхэ-Гродеково-Уссурийск).  В  повестке дня стоят также   вопросы повышения роли портов (по рекам Амур, Сунгари, Туманная) и  создания региональной сети воздушных  перевозок между крупным региональными  центрами двух стран.

Информация о работе Российско-Китайское приграничное сотрудничество