Российско-Китайское приграничное сотрудничество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:47, курсовая работа

Описание

Под приграничным сотрудничеством в Российской Федерации понимаются согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия Российской Федерации и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, повышения благосостояния населения приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими государствами.

Содержание

1. Понятие. Основные принципы приграничного сотрудничества…………………………2
2. Российско-Китайское приграничное сотрудничество…………………………………….4
2.1 Характеристика сотрудничества на современном этапе………………………………4
2.2 Основные направления межрегионального взаимодействия ………………………...6
2.2.1 Энергетика…………………………………………………………………………6
2.2.2 Транспортная инфраструктура……………………………………………………7
2.2.3 Лесное хозяйство…………………………………………………………………..7
2.2.4 Марекультура……………………………………………………………………....8
2.2.5 Производство пушнины…………………………………………………………..9
2.2.6 Фармацевтическая сфера…………………………………………………………10
2.3 Необходимые условия развития приграничного сотрудничества России и Китая...11
Список источников……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

готово.docx

— 35.34 Кб (Скачать документ)

     Необходимость развития и модернизации не только приграничной, но и всей  комплексной  транспортной инфраструктуры восточных  регионов  имеет дополнительный аспект, который связан с необходимомтью реализации роли РФ как естественного  трансконтинентального моста.  В  этом контексте промедление в  модернизации Транссиба, БАМа, дальневосточных  портов РФ содержит очевидные потенциальные  вызовы для России на фоне стремительного развития транспортной сети в КНР (Ляньюнган  – Урумчи – Алашанькоу - Дружба), связывающей китайские порты  на восточном побережье с Центральной  Азией и далее с Европой.

     В этом смысле весьма актуальны задачи, затронутые, в том числе, и на упоминавшемся  правительственном совещании в  июле 2010 г. в Хабаровске -  по продвижению  транспортного коридора «Китай-Евразия» через территорию России, по транспортному развитии зоны БАМа (автодороги Чита-Хабаровск, «Байкал»), о Транскамчатском коридоре, о создании транспортно-промышленного узла на базе портов Ванино и Совгавань.

       2.2.3 Лесное хозяйство

     В ставшей традиционной для двустороннего  регионального сотрудничества в  сфере лесного хозяйства необходимо качественное совершенствование в  виде глубокой переработки древесины именно на российской территории. Причем разрабатываемые в этой сфере проекты могли бы носить многосторонний характер – с подключением европейских партнеров: Финляндии, Швеции и др. Необходимо сотрудничество и в строительстве лесовозных дорог.

     Для того, чтобы обеспечить сбалансированные интересы сторон, российская сторона, как известно, в последнее время  проводит (Постановление Правительства  РФ № 75 от 05.02.07 ) повышение экспортных пошлин на круглый лес - хвойные породы, березу и осину (кроме балансовой древесины), а также ценные и твердолиственные породы. Кроме того, российские эксперты предлагают ввести сертифицирование древесины. Основная и, надо думать весьма понятная и оправданная  мысль российской стороны – это  сохранить естественные  лесные  угодья Востока России и  параллельно дать стимул для развития глубокой переработки древесины  на территории РФ. Именно сфера глубокой переработки древесины могла  бы стать основополагающей отраслью сотрудничества между российскими  дальневосточными регионами и их зарубежными соседями, прежде всего  в КНР. Для того, чтобы эти предприятия  отвечали самым современным стандартам, необходимо, чтобы они оснащались наиболее передовым оборудованием. При этом важно создать конкурентную среду. В этих целях была бы целесообразной система тендеров с участием крупнейших производителей подобного оборудования.

     2.2.4 Марекультура

     Одно  из новых перспективных направлений, представляющее интерес для Китая  развитие марекультуры (китайские биоресурсы близки к исчерпанию). Для этого  необходимо создание государственной  структуры, которая не только препятствовала бы браконьерскому лову рыбы, но и занялась бы созданием базы для масштабного  разведения различных биокультур. По мнению экспертов, переход от вылова к разведению биоресурсов создаст  в одном Приморском крае 500 тыс. рабочих  мест, а глубокая переработка потребует  еще 200 тыс.

     Особенно  перспективно развитие марикультуры и  искусственного воспроизводства в  Сахалинской области, Хабаровском  и Приморском краях и на Камчатке. По этому вопросу в Институт биологии моря им. А.В. Жирмунского ДВО РАН  разрабатываются долгосрочные проекты  развития прибрежной зоны – по созданию морских биотехнопарков и заводов  для культивирования промысловых  беспозвоночных, в первую очередь  трепанга. В последние годы китайская  сторона стала проявлять большой  интерес к сотрудничеству в этой области, как научному, так и технологическому. Следует отметить, что КНР по выращиванию  марикультур уже более десятилетия  лидирует в мире. В Китае производиться  более 60% всей мировой аквакультуры. Но при очевидных успехах в  КНР, как свидетельствуют специалисты, по естественным причинам  практически исчерпаны возможности по дальнейшему расширению этой отрасли. К тому же необходимо отметить, что степень загрязнения китайских прибрежных вод во многом выше, чем российских.  Перспективы и взаимные выгоды сотрудничества здесь потенциально весьма велики. Россия, благодаря своим высокопродуктивным и чистым прибрежным водам дальневосточных морей Россия может обеспечить  высокие потребительские качества (а значит и конкурентоспособность)  выращиваемых гидробионтов. Китайская сторона обладает серьезным опытом работы в этой сфере, большими инвестиционными возможностями. Не будем забывать и об огромном внутреннем китайском рынке, где могла бы быть востребована совместная продукция.

     Взаимодействие  в данной отрасли может создать  не только новую инвестиционно-кооперационную модель сотрудничества, но и стать  базисом для зарождения научно-технических  парков и зон развития новых и  высоких технологий и технико-экономического сотрудничества в российских городах  Дальнего Востока. К основным направлениям специализации таких парков и  зон могли бы относиться биология, химия, фармакология, создание нанокомпозитных  и иных новых материалов и другие современные отрасли науки и  производства.

     2.2.5 Производство пушнины

     Другая  важная сфера - возрождение зверохозяйств (клеточных) по разведению пушных зверей.

     Производство  и реализация изделий из пушнины  – весьма прибыльная отрасль экономики, где рентабельность (в зависимости  от вида меха) составляет от 20 до 70 %.  К началу 1990 гг.  доля России на мировом  рынке меха и пушнины составляла 30-35%, причем четвертая часть зверохозяйств  страны находилась как раз на Дальнем  Востоке. Ныне, к сожалению, ситуация изменилась не в лучшую сторону: производство собственного меха в стране значительно  сократилось и, как следствие,  на порядок (до 3-4%) упала доля РФ на мировом  пушном рынке.

     Все это происходит на фоне того, что  потребление меховых изделий  в РФ традиционно велико: трое из четверых россиян зимой носят  меховые изделия, причем общий стоимостной  этих изделий ежегодно составляет около 3,5 миллиарда долларов. 

     Парадокс  положения заключается в том, что в стране с богатыми собственными меховыми традициями внутренний потребитель  на 80-85 % обеспечивается сегодня за счет производителя из-за рубежа.  Не случайно, Россия из одного из главных меховых  поставщиков, превратилась в мирового лидера по импорту меха и меховых  изделий (до 80 % мирового импорта).

     Последнее десятилетие пушное звероводство получило широкое развитие в ряде провинций  КНР. Но отрасль сталкивается с трудностями, главная из которых – качество меха. Выращенный в не самых оптимальных  географических широтах, этот мех не всегда отвечает основному требованию – сохранению тепла.

     Все это создает почву для взаимовыгодной кооперации, на основе которой необходимый  импульс производство пушнины и  изделий из нее получило бы в обеих  странах. На российском Дальнем Востоке  и Сибири, а также в китайском  Дунбэе,  есть все предпосылки  для развития этой отрасли хозяйства: климат, корм. Причем как раз обеспечение  кормами могло бы быть эффективно обеспечено при комплексном развитии сотрудничества во всех упомянутых сферах (сельское хозяйство, марикультура, пушное производство). Не будем забывать и  о том, что звероводство – это  не только ценный мех, но и в ряде случаев производство диетических  мясопродуктов, жиров, важных компонентов  для парфюмерии и т.д.

     2.2.6 Фармацевтическая сфера

     Перспективно  развитие сотрудничества в фармацевтической сфере. В настоящее время российская фармацевтическая промышленность использует около 8 тысяч условных тонн субстанций в год, из которых лишь около 1,7—1,9 тысяч производят российские предприятия. Образующийся дефицит закрывается  импортом, в основном (около 70 %) из Китая  и Индии.

     В этом контексте понятно, что для  РФ углубление и диверсификация взаимодействия с этими странами является естественным направлением развития данной отрасли. При этом, согласно мнению ряда российских экспертов, с учетом уже имеющихся  на Дальнем Востоке РФ фармацевтических предприятий, здесь целесообразно  создать мощный профильный центр, где  не только использовался бы опыт партнеров, но и в целом была бы велика доля интеграционного и кооперационного  компонента в самых разных его  проявлениях.

       В частности, речь идет о кооперации в такой сфере, как создание  из богатого природного сырья российского Дальнего Востока (морские и животные организмы, уникальные объекты флоры) в регионе промышленного производства биологически активных веществ и разработку новых способов получения лекарственных и профилактических препаратов.  
 

     2.3 Необходимые условия развития приграничного сотрудничества    России и Китая

     Сотрудничество  с КНР должно основываться на взаимовыгодных условиях. Все проекты по взаимодействию стран должны быть хорошо просчитаны. Региону необходимо постепенно отходить от материально-сырьевой политики экспорта и все ресурсы бросить на подъём традиционного промышленного производства и улучшение социально-демографической  ситуации в регионе. Россия и Китай  смогут укрепить сотрудничество, если будут вместе стремиться найти такую  схему развития своих отношений, при которой различные факторы  будут усиливать друг друга и  служить переходу экономик друг друга  к инновационной модели.

     Необходимо  принятие действенных мер в торговых отношениях  с Китаем с целью  приближения их к общепринятым в  мировой торговле нормам.  Эти  нормы необходимы для  устранения таких проблем, как ограниченность российского экспорта сырьевыми  ресурсами, неразвитость инфраструктуры взаиморасчетов, преобладание наличных платежей, нарушающих российское и  китайское законодательство, низкое качество товаров, ненадежность партнерских  взаимоотношений, информационного  обеспечения, несовершенство страхового и арбитражного обслуживания. К числу  негативных явлений следует отнести  также  производство и реализацию в регионе контрафактных товаров, контрабанду, уклонение от уплаты налогов, браконьерство.

     Важную  регулирующую роль в повышении экономической  эффективности и культуры торгово-экономических  отношений играют государственные  структуры и взаимодействие региональных правительств. Также,решение перечисленных масштабных задач невозможно без комплексного, опирающегося на стратегическое видение государственного подхода. Речь идет о необходимости выделения значительных средства как из государственного бюджета, так и за счет средств иностранных инвесторов путем создания с ними СП. Как свидетельствует опыт регионального строительства в Канаде, Японии, Австралии, Аргентине, возникает необходимость создания либо министерства по развитию Дальнего Востока, либо специализированной финансовой структуры, наподобие «политических банков» в КНР, которая будет уполномочена решать вопросы финансирования и исполнения  программ развития восточных регионов РФ, в том числе координируя действия государства и бизнеса.

     Полноценное включение азиатской части России, и, прежде всего Дальнего Востока  и Сибири в систему мирохозяйственных  связей представляет собой основное условие нормального социально-экономического развития самого региона и государства  в целом, устойчивого наращивания  экономического потенциала и укрепления позиций России АТР и в мировой  экономике. Развитие всестороннего  регионального сотрудничества с  КНР – это самый естественный и реальный для России путь в этом направлении.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  источников

  1. http://www.minregion.ru/activities/international_relations/Cross-border_coop/China/
  2. http://www.minregion.ru/activities/international_relations/
  3. http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=1847
  4. http://www.infoshos.ru/ru/?idn=7006
  5. http://www.mid.ru/bdomp/sbor.nsf/fe3845c0f6d9b35443256c8a004e8835/13fbda5c2f193a6f43256c8a0047bc78!OpenDocument
  6. http://cci.ru/main/newsamshow.asp?id=17004
  7. http://khabarovskonline.com/public/v_habarovske_obsuzhdayut_prigranichnoe_sotrudnichestvo_rossii_i_kitaya_/
  8. http://novostivl.ru/msg/8735.html
  9. http://www.dissercat.com/content/torgovo-ekonomicheskoe-prigranichnoe-sotrudnichestvo-mezhdu-rossiei-i-kitaem-predposylki-pro
  10. http://www.dpr.ru/pravo/pravo_16_16.htm

Информация о работе Российско-Китайское приграничное сотрудничество