Россия и международная трудовая миграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 17:58, контрольная работа

Описание

В работе представляется целесообразным исследование следующих задач:
Сущность, причины и последствия международной миграции труда;
Российская федерация как центр притяжения рабочей силы;
Российская Федерация как экспортер рабочей силы;
Государственное регулирование трудовой миграции в Российской федерации

Работа состоит из  1 файл

мировая экономика вариант 2.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

Россия и международная трудовая миграция.

Введение

 

    Международная миграция самодеятельного населения приобрела в наше время массовый характер. По оценкам специалистов, примерно к 2020 г. 200 млн человек во всем мире будут жить и обеспечивать свое существование в странах, гражданами которых они не являются.1 Перемещение населения в таких масштабах влечет за собой серьезные социально-экономические и политические последствия, как для стран происхождения мигрантов, так и для государств их пребывания. Длительное пребывание иностранцев отражается на темпах экономического роста, состоянии платежного баланса, внутриполитическом положении, приросте населения, тенденциях развития национальных культур, межгосударственных отношениях.

    Ежегодное перемещение через границы России миллионов соотечественников и граждан стран ближнего и дальнего зарубежья создает существенные трудности для страны, обостряет ситуацию на рынке труда, требует дополнительных расходов на социальные цели, ведет к потере части научно-технического, интеллектуального потенциала. Формирование эффективной и обоснованной на перспективу государственной миграционной политики стало одной из национальных задач России.

   Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы.

   В свете всего вышесказанного актуальность исследования темы данной курсовой работы (Проблемы участия РФ в процессах международной миграции труда) представляется особенно актуальной.

   В работе представляется целесообразным исследование следующих задач:

  • Сущность, причины и последствия международной миграции труда;
  • Российская федерация  как  центр притяжения рабочей силы;
  • Российская Федерация как экспортер рабочей силы;
  • Государственное регулирование трудовой миграции в Российской федерации.

       В основе данного исследования  лежит анализ учебной и научной  литературы, а также актуальных публикаций в периодической печати.

Российская  федерация  как  центр притяжения рабочей силы

 

  За  годы реформ наша страна вошла в  тройку ведущих мировых центров  иммиграции (после США и Германии). В среднем в 1992-2005 гг. за год США "впитывали" 925 тыс. человек, Германия - 865 тыс. Для России соответствующий показатель был на уровне 610 тыс. Основными факторами развития такой тенденции являются2:

  - геополитическое переустройство  постсоветского пространства, изменение национально-политической ориентации в государствах старого и нового зарубежья;

  - развал в республиках бывшего  СССР крупных промышленных предприятий (особенно в высокотехнологичных отраслях), на которых работало в основном русскоязычное население;

  - более прочное экономическое  положение и более высокий  уровень жизни в России по сравнению со странами СНГ, Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока3;

  - развитие в результате экономических  реформ на российском рынке труда альтернативных форм занятости, связанных с расширением частного сектора, индивидуальной трудовой деятельности, смешанных форм собственности с участием иностранного капитала.

  Анализ  официальных статистических данных об иммиграции в Россию подводит к  двум основным выводам.

  1.  Въезд в страну иммигрантов  из дальнего и ближнего зарубежья  в 1992-2005 гг. характеризуется понижательной тенденцией с 1995 г.: в 1994 г. число прибывших в Россию находилось на максимальном уровне 1.15 млн. человек, а за 1995-2005 гг. оно снизилось с 842 тыс. до 185 тыс. в год. Всего в Россию за последние 11 лет официально иммигрировало 6.7 млн. человек.

  2.  Основной поток иммигрантов составляют  жители бывших союзных республик  (стран СНГ и Балтии). В целом  за 1992-2005 гг. на них приходилось 98.5% всех въехавших в Россию граждан других государств. С 1992 по 1994 г. их доля составляла фактически 100%, но в 1995-2005 гг. этот показатель снизился с 99.3 до 96% при соответствующем   увеличении   доли   мигрантов   из стран дальнего зарубежья. При этом основной поток шел из республик СНГ - 92.8% в 1992 г. и 95% в 2005 г. общего числа иммигрантов из постсоветских государств.

  Обращает  на себя внимание несовпадение географической структуры иммиграции населения и структуры официально регистрируемой иностранной рабочей силы. За годы реформ совокупный поток иммигрирующего в Россию населения в подавляющем объеме формировался за счет республик СНГ и Балтии. В структуре же используемой иностранной рабочей силы соотношение по странам ее происхождения совсем иное - в указанный период доля стран Балтии и СНГ в среднем находилась на уровне 49%, дальнего зарубежья - 51%. У этого явления две причины. Во-первых, в отличие от приезжающих из стран дальнего зарубежья иммиграционный поток из стран СНГ и Балтии включал не только трудовой контингент, но и членов семей. Во-вторых, преобладающему числу иммигрантов из государств СНГ гораздо легче удавалось (и удается) избегать официальной регистрации при найме на работу, что, впрочем, не снижает остроты проблемы нелегальной трудовой иммиграции из стран дальнего зарубежья.

  По  официальным данным, в притоке  иммигрантов в Россию из стран СНГ в годы реформ преобладали в основном жители Казахстана, Украины, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Молдавии и Туркменистана, а из стран дальнего зарубежья - Китая, Турции, КНДР и республик бывшей СФРЮ.

  В территориальном разрезе основная часть -более 1/3 иностранной рабочей силы сконцентрирована в центральном регионе, из них в Москве и Московской области - свыше 1/4, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах - около 1/5, в Белгородской области - более 5%, Приморском (около 5%) и Краснодарском краях (3.5%). Официально отраслевая структура иностранной рабочей силы в России в 2005 г. была следующей: промышленность - 22.5% (в 1995 г. -25.8%), сельское хозяйство - 12.6 (14.7), строительство - 7.6 (9.3), транспорт - 6.5 (6.6), торговля и общественное питание - 14.9% (10.1%).4

  Как показывает мировая практика, для  страны-реципиента рост иммиграции имеет положительные и отрицательные стороны. Для России положительным являлось то, что за счет иностранных граждан была в значительной мере решена проблема нехватки рабочей силы в трудодефицитных отраслях экономики и регионах страны (нефте- и газодобыча в Западной Сибири, содержание и развитие инфраструктуры в городах-мегаполисах). Кроме того, миграционный приток из-за рубежа позволил более чем наполовину компенсировать естественную убыль населения России в 1992-2005 гг.

  Однако  экономические и социальные издержки иммиграционной политики, проводившейся в России в 90-е годы, оказались гораздо весомее, чем приобретения. Это связано прежде всего с такой типичной для всех стран, принимающих трудовые ресурсы из-за рубежа, тенденцией как нелегальная иммиграция. Ее развитие помимо указанных выше общих факторов роста иммиграционных потоков в России стимулируется слабостью законодательства в отношении въезда, пребывания и занятости иностранцев, отсутствием эффективной системы иммиграционного контроля, прозрачностью границ со странами СНГ; наличием влиятельных национальных диаспор, связи которых с этнической родиной облегчают начальный этап миграции и провоцируют ее дальнейшее развитие; географическим положением России, удобным для транзита из Азии в Европу; высоким уровнем и быстрым ростом теневой экономики и коррупцией части властного аппарата.

  Нелегальная иммиграция по определению не может быть количественно точно отражена на официальном уровне. По оценке Федеральной миграционной службы МВД России, Госкомстата, пограничной и налоговой служб, в стране нелегально проживает от 3 до 10 млн. граждан, прежде всего из республик СНГ, Китая, Вьетнама, КНДР, Афганистана, африканских государств5.

  Негативные  стороны этого явления:

  - утечка из России в масштабных  объемах финансовых, в том числе валютных, средств за счет ухода от уплаты налогов и приобретения западной валюты с последующим ее переводом на родину6;

  - формирование "иноземных" этнических  анклавов в регионах страны, не испытывающих недостатка в трудовых ресурсах. Из-за наплыва иммигрантов там усложняется ситуация на рынке труда (южные районы России - Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, нижнее и среднее Поволжье). Эти расширяющиеся анклавы носят все более закрытый характер, игнорируют российские законы и обычаи коренного населения, что все чаще приводит к межнациональным конфликтам;

  - растущие претензии нелегальных иммигрантов, включая и их многочисленных родственников, на пользование дефицитными услугами социальной инфраструктуры нашей страны (здравоохранение, образование), что усиливает негативное отношение коренного населения к приезжим и утяжеляет нагрузку на местные бюджеты. К тому же иммигранты, как правило, обладают значительно большими финансовыми средствами для гласной и негласной оплаты таких услуг, вздувая на них тарифы и отсекая возможности россиян пользоваться ими. То же относится и к потенциальным возможностям нелегальных (да и легальных) иммигрантов приобретать недвижимость, землю и т.п.;

  - активизация нелегалов в финансировании  теневого и криминального бизнеса.

  Нельзя  сбрасывать со счетов и тот факт, что в последние годы расширяются официальные и закрытые контакты части республик СНГ со странами блока НАТО. В этих условиях бесконтрольная иммиграция создает определенную угрозу геополитической и военной безопасности страны7. Наконец, тесные связи определенных кругов наших южных соседей с антироссийски настроенными единомышленниками из Пакистана, Турции и стран Ближнего Востока никак не способствуют ослаблению угрозы международного терроризма против России (добавим, что размещение военных баз США в среднеазиатских республиках не стало преградой для наркотрафика в нашу страну). Следует учесть, что закавказские и среднеазиатские государства имеют соглашения о безвизовом обмене с Турцией, Ираном, Пакистаном, Китаем и в условиях прозрачности наших границ со странами Содружества этот режим по сути автоматически распространяется и на Россию.

  Формирование  незаконного иммиграционного контингента  из стран дальнего зарубежья имеет свою специфику. Помимо лиц, прибывающих в Россию для ведения коммерческой деятельности, в стране сложились достаточно крупные этнические группы иностранцев и лиц без гражданства из числа жителей 46 стран (Афганистана, Ирака, Сомали, Шри-Ланки, Бангладеш и др.), рассчитывающих на получение статуса беженца; обучавшихся ранее в учебных заведениях СССР и не желающих возвращаться домой (в основном из Афганистана, Ирака, Кубы, Эфиопии); работавших в СССР по межгосударственным соглашениям, срок действия которых истек (граждане Вьетнама, КНР, КНДР и др.); транзитных беженцев (Китай, Ирак, Афганистан, Бангладеш, Сомали, Индия, Эфиопия, Шри-Ланка, Ангола, Нигерия), рассчитывающих использовать территорию России для выезда в европейские и другие страны. Значительная масса этого контингента, в основном доставшаяся России по наследству от СССР, просто потерялась на ее просторах, воплотив тот негативный потенциал, о котором говорилось.

  Особая  проблема, имеющая тревожные перспективы обострения, - неконтролируемая масштабная лавина нелегальных иммигрантов из Китая, в первую очередь в дальневосточные регионы, хотя многочисленные "чайна-тауны" возникли практически во всех крупных городах России.8

  Соседство Китая с его более чем миллиардным населением, бурно развивающейся экономикой и сравнительно ограниченными территориальными и природными ресурсами не может не настораживать Россию с ее малонаселенным Дальним Востоком. Пессимисты не без основания опасаются, что Россия в конечном счете потеряет Сибирь, причем не в результате действий 2,5-миллионной армии КНР, а из-за китайской иммиграции . При этом следует обратить внимание на тот факт, что в отличие от кавказских и среднеазиатских диаспор, опирающихся только на родственников или соплеменников, китайские землячества тесно связаны с "большой землей".

     Пока  поддержка эмиграционной экспансии  со стороны официального Пекина носит скрытый характер, но она постоянно растет. Не стоит забывать, как Китай в 60-70-е годы "мирно" расширял свое легальное присутствие в странах Юго-Восточной Азии (Малайзии, Таиланде, Индонезии) и к каким этническим, социальным, экономическим и политическим конфликтам в этих странах привело такое развитие событий. Но с тех пор ситуация резко изменилась - если тогда китайская экспансия носила стихийный характер, то теперь власти страны понимают, что свои территориальные и ресурсные проблемы и проблемы расширения внешних рынков Китай сможет решить в первую очередь за счет своего большого, но политически и экономически очень ослабевшего северного соседа.

Заключение

 

  Подводя  заключительные итоги проведенного  исследования проблем участия  Российской Федерации  в процессах международной миграции труда, можно сделать следующие основные выводы:

  Международная миграция рабочей силы представляет собой объективный процесс, отражающий интернационализацию хозяйственной жизни. Трудовые ресурсы, как и прочие экономические ресурсы, ориентированы на максимально эффективное использование, в том числе и в масштабах -мировой экономики.

  Правовая  база современных миграционных процессов отражает, с одной стороны, тенденцию к экономическому либерализму и открытой экономике, а с другой стороны, к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

Информация о работе Россия и международная трудовая миграция