Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 17:58, контрольная работа
В работе представляется целесообразным исследование следующих задач:
Сущность, причины и последствия международной миграции труда;
Российская федерация как центр притяжения рабочей силы;
Российская Федерация как экспортер рабочей силы;
Государственное регулирование трудовой миграции в Российской федерации
Основными мировыми центрами притяжения миграционных потоков являются развитые страны, прежде всего США и Западная Европа. Существуют и локальные, региональные центры притяжения миграционных потоков. Главными странами — донорами в сфере международной миграции являются развивающиеся страны Азии, Латинской Америки и Африки, а также бывшие социалистические страны.
Страны—экспортеры и страны — импортеры трудовых ресурсов, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.
Международная организация труда является уникальной среди всемирных организаций в том отношении, что при разработке ее политики представители трудящихся и предпринимателей обладают равным количеством голосов с представителями правительств. Одна из ее наиболее важных функций состоит в принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как свобода ассоциаций, заработная плата, продолжительность рабочего дня, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, служба найма, рабочая инспекция.
Конвенции налагают обязательства — для государств-членов, которые их ратифицировали, рекомендации обеспечивают ориентир для национальной политики, законодательства, практики. Со времени основания МОТ принято более 300 конвенций и рекомендаций. МОТ контролирует применение конвенций ратифицировавшими их государствами.
В России создана правовая и организационная база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.
Процессы миграции оказывают многогранное влияние на экономику, социальную сферу и внутриполитическое положение как принимающих стран, так и стран-доноров. Баланс позитивных и негативных последствий для каждой страны — участницы данного процесса обусловливается конкретными внутренними условиями каждой страны, ее положением в мировой, экономике и международных отношениях.
Положительным является то, что, прежде всего, процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны—экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.
К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, «утечку умов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т.п.
Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.
Распад СССР и выбор Россией неолиберальной модели экономического развития обусловили стремительное вхождение страны в международный рынок трудовых ресурсов, причем в качестве одного из ведущих импортеров этого товара. При этом качественный состав въезжающих в Россию иммигрантов отличается от эмиграционного контингента - в число стран-доноров иностранной рабочей силы входят только государства с низким уровнем развития, поставляющие на российский рынок низкоквалифицированные дешевые рабочие руки. Наоборот, в экспорте рабочей силы достаточно велик удельный вес специалистов высокой квалификации, которые из-за дешевизны пользуются спросом в развитых странах Запада.
Выявившаяся
неэффективность внешней
Решение миграционных проблем, большинство из которых носит крайне инерционный характер, потребует значительных затрат времени и средств. Они могут быть существенно сокращены за счет разработки и реализации эффективных мер оперативного характера. В эмиграционной политике акцент должен быть сделан на обеспечение привлекательных материальных условий использования высококвалифицированного труда в отечественной экономике и на возвращение уехавших специалистов, в иммиграционной - на ужесточение контроля за въездом иностранной рабочей силы и на трудоустройство русскоязычного населения из стран нового зарубежья.
Тестовое задание Вариант 2
1. Мировое хозяйство представляет собой:
а) совокупность национальных хозяйств развитых капиталистических стран;
б) совокупность национальных хозяйств государств, объединенных в экономические блоки;
в) совокупность национальных хозяйств отдельных стран, участвующих в МРТ и связанных
системой
международных экономических
г) совокупность национальных хозяйств государств, объединенных едиными экономическими
интересами.
2. Основным побудительным мотивом участия стран в МРТ:
а) получение доступа к новым технологиям и знаниям;
б) передел сфер влияния между странами;
в) получение экономических выгод;
г) доступ к источникам сырья и энергии.
3. Мировое хозяйство на рубеже XXI столетия:
а) глобально по своим масштабам;
б) не является однородным;
в) основывается на принципах рыночной экономики;
г) основывается на принципах интернационализации производства;
д) основывается на объективных закономерностях МРТ;
е) основывается на политических соображениях экономической элиты мира.
4. Мировая торговля – это:
а) обмен между областями, основанный на ввозе и вывозе товаров;
б) торговля между национальными хозяйствами;
в) обмен между странами, основанный на ввозе и вывозе товаров;
г) обмен между фирмами товарами, которые они выпускают.
5. Девальвация валюты – это:
а) падение рыночного курса валюты;
б) увеличение государством установленной стоимости валюты;
в) валютная интервенция с целью снижения курса национальной валюты;
г) уменьшение государством установленной стоимости валюты.
6. В основе формирования международных монополий не лежат некоторые принципы:
а) горизонтальная интеграция;
б) вертикальная интеграция;
в) диверсификация;
г) обратная интеграция.
7. Укажите преимущество ТНК перед МНК:
а) руководство корпораций не распыляется по национальному признаку, единая концепция
менеджмента;
б) ТНК всегда крупная фирма;
в) ТНК сосредоточены в одной стране;
г) ТНК активно внедряются в экономику стран.
8. С конца 60-х годов лидирующим способом инвестиций в иностранную экономику становится:
а) вложение денег в банк;
б) обмен своей валюты на другую;
в) покупка ценных бумаг;
г) долгосрочные кредиты.
9. Завышенный курс валюты делает:
а) выгодным экспорт;
б) выгодным импорт;
в) невыгодным экспорт;
г) невыгодным импорт.
82
10. Под конвертируемостью национальной валюты следует понимать:
а) способность национальной валюты обмениваться на иностранные валюты без ограничений;
б) свободную куплю-продажу валюты на валютном рынке;
в) свободный обмен национальной валюты на иностранную для резидентов страны;
г) свободный обмен национальной валюты на иностранную для нерезидентов страны.
Информация о работе Россия и международная трудовая миграция