Россия и международная трудовая миграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 17:58, контрольная работа

Описание

В работе представляется целесообразным исследование следующих задач:
Сущность, причины и последствия международной миграции труда;
Российская федерация как центр притяжения рабочей силы;
Российская Федерация как экспортер рабочей силы;
Государственное регулирование трудовой миграции в Российской федерации

Работа состоит из  1 файл

мировая экономика вариант 2.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

  Основными мировыми центрами притяжения миграционных потоков являются развитые страны, прежде всего США и Западная Европа. Существуют и локальные, региональные центры притяжения миграционных потоков. Главными странами — донорами в сфере международной миграции являются развивающиеся страны Азии, Латинской Америки и Африки, а также бывшие социалистические страны.

  Страны—экспортеры и страны — импортеры трудовых ресурсов, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.

  Международная организация труда является уникальной среди всемирных организаций  в том отношении, что при разработке ее политики представители трудящихся и предпринимателей обладают равным количеством голосов с представителями правительств. Одна из ее наиболее важных функций состоит в принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как свобода ассоциаций, заработная плата, продолжительность рабочего дня, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, служба найма, рабочая инспекция.

  Конвенции налагают обязательства — для  государств-членов, которые их ратифицировали, рекомендации обеспечивают ориентир для национальной политики, законодательства, практики. Со времени основания МОТ принято более 300 конвенций и рекомендаций. МОТ контролирует применение конвенций ратифицировавшими их государствами.

  В России создана правовая и организационная  база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.

  Процессы  миграции оказывают многогранное влияние  на экономику, социальную сферу и внутриполитическое положение как принимающих стран, так и стран-доноров. Баланс позитивных и негативных последствий для каждой страны — участницы данного процесса обусловливается конкретными внутренними условиями каждой страны, ее положением в мировой, экономике и международных отношениях.

   Положительным  является то, что, прежде всего,  процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны—экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.

   К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести тенденции  роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, «утечку умов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т.п.

   Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.

  Распад  СССР и выбор Россией неолиберальной модели экономического развития обусловили стремительное вхождение страны в международный рынок трудовых ресурсов, причем в качестве одного из ведущих импортеров этого товара. При этом качественный состав въезжающих в Россию иммигрантов отличается от эмиграционного контингента - в число стран-доноров иностранной рабочей силы входят только государства с низким уровнем развития, поставляющие на российский рынок низкоквалифицированные дешевые рабочие руки. Наоборот, в экспорте рабочей силы достаточно велик удельный вес специалистов высокой квалификации, которые из-за дешевизны пользуются спросом в развитых странах Запада.

  Выявившаяся неэффективность внешней миграционной политики страны в годы реформ обусловлена как объективной общеэкономической основой, порожденной самим ходом реформ, так и просчетами, допущенными в ходе реализации конкретных направлений этой политики. В результате в России сформировался широкомасштабный рынок нелегальной рабочей силы, все больше ориентированный на теневой и криминальный бизнес, приносящий стране крупные финансовые потери, рост преступности и напряженность в межэтнических отношениях. Огромная масса соотечественников по-прежнему остается в постсоветских республиках, зачастую на дискриминационных условиях. Ставший лишним у себя в государстве национальный квалифицированный труд находит себе применение за рубежом, уменьшая потенциал развития отечественных отраслей высоких технологий.

  Решение миграционных проблем, большинство из которых носит крайне инерционный характер, потребует значительных затрат времени и средств. Они могут быть существенно сокращены за счет разработки и реализации эффективных мер оперативного характера. В эмиграционной политике акцент должен быть сделан на обеспечение привлекательных материальных условий использования высококвалифицированного труда в отечественной экономике и на возвращение уехавших специалистов, в иммиграционной - на ужесточение контроля за въездом иностранной рабочей силы и на трудоустройство русскоязычного населения из стран нового зарубежья.

 

Список  использованной литературы

 
  1. Богодевич Г. Трудовая миграция и государственная политика // Социальное обеспечение.-2005.-N 11. - С. 22-25
  2. Вишневская В.С., Астапенко С.С. Международная миграция рабочей силы: проблемы и перспективы// Современные аспекты экономики. 2007.№ 2-С.41-49
  3. Вишневская Н. Внешнеэкономическая либерализация и рынок труда// МЭиМО.2004.№ 3-С.81-88
  4. Говорова Н. В. Трудовая миграция в странах Центральной и Восточной Европы // Народонаселение.-2005.-N 1. - С. 81-93.-
  5. Жириновский В. Миграция и государство // Российская Федерация сегодня.-2005.-N 18. - С. 2-3
  6. Зайончковский Ж. Миграция издержки и достижения цивилизации // Социальное обеспечение.-2005.-N 6. - С. 15-16
  7. Иванова Т. Д. Трудовая миграция россиян некоторые результаты социологического исследования // Проблемы прогнозирования.-2005.-N 2. - С. 150-160
  8. Костаков В. Миграция: беда или благо?// Экономист. 2004. № 2. С.34-39
  9. Лях Т.Б. Регулирование международной трудовой миграции// Внешнеэкономический бюллетень. 2003.№ 9-С.15-20
  10. Международные экономические отношения. Учебник. // Под ред. Е.Ф. Жукова. М. Юнити. 2006

 

Тестовое  задание Вариант 2

1. Мировое хозяйство  представляет собой:

а) совокупность национальных хозяйств развитых капиталистических стран;

б) совокупность национальных хозяйств государств, объединенных в экономические блоки;

в) совокупность национальных хозяйств отдельных  стран, участвующих  в МРТ и связанных

системой  международных экономических отношений;

г) совокупность национальных хозяйств государств, объединенных едиными экономическими

интересами.

2. Основным побудительным  мотивом участия  стран в МРТ:

а) получение  доступа к новым технологиям  и знаниям;

б) передел  сфер влияния между странами;

в) получение экономических  выгод;

г) доступ к источникам сырья и энергии.

3. Мировое хозяйство  на рубеже XXI столетия:

а) глобально по своим  масштабам;

б) не является однородным;

в) основывается на принципах  рыночной экономики;

г) основывается на принципах интернационализации  производства;

д) основывается на объективных закономерностях  МРТ;

е) основывается на политических соображениях экономической  элиты мира.

4. Мировая торговля  – это:

а) обмен  между областями, основанный на ввозе  и вывозе товаров;

б) торговля между национальными  хозяйствами;

в) обмен  между странами, основанный на ввозе  и вывозе товаров;

г) обмен  между фирмами товарами, которые  они выпускают.

5. Девальвация валюты  – это:

а) падение  рыночного курса валюты;

б) увеличение государством установленной стоимости  валюты;

в) валютная интервенция с целью снижения курса национальной валюты;

г) уменьшение государством установленной стоимости  валюты.

6. В основе формирования  международных монополий  не лежат некоторые  принципы:

а) горизонтальная интеграция;

б) вертикальная интеграция;

в) диверсификация;

г) обратная интеграция.

7. Укажите преимущество  ТНК перед МНК:

а) руководство корпораций не распыляется по национальному признаку, единая концепция

менеджмента;

б) ТНК  всегда крупная фирма;

в) ТНК  сосредоточены в одной стране;

г) ТНК  активно внедряются в экономику стран.

8. С конца 60-х  годов лидирующим  способом инвестиций  в иностранную  экономику становится:

а) вложение денег в банк;

б) обмен  своей валюты на другую;

в) покупка ценных бумаг;

г) долгосрочные кредиты.

9. Завышенный курс  валюты делает:

а) выгодным экспорт;

б) выгодным импорт;

в) невыгодным экспорт;

г) невыгодным импорт.

82

10. Под конвертируемостью  национальной валюты  следует понимать:

а) способность национальной валюты обмениваться на иностранные валюты без ограничений;

б) свободную куплю-продажу валюты на валютном рынке;

в) свободный  обмен национальной валюты на иностранную  для резидентов страны;

г) свободный  обмен национальной валюты на иностранную  для нерезидентов страны.

Информация о работе Россия и международная трудовая миграция