Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:00, реферат
Международный рынок труда - перемещение (миграция) трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью получить работу или трудоустройства на более выгодных условиях, чем в своей стране. Различают экономические и неэкономические причины миграции рабочей силы. К первой относятся: безработица и национальные различия в уровнях оплаты труда. Вторая связана с политическими, национальными, религиозными, расовыми, семейными и иными факторами. Большую роль играет межрегиональная интеграция.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Международный рынок труда, его черты
1.1. Причины формирования международного рынка труда………………. 5
1.2. Плюсы и минусы международной миграции рабочей силы………… .10
Глава 2. Россия на международном рынке труда…………………………… .11
Заключение…………………………………………………………………….. 23
Список литературы……………………………………………………………. 25
5. Повышение качества рабочей силы путем отбора более молодых, квалифицированных работников
Негативные последствия международной миграции рабочей силы для страны-импотера:
1. Блокирует внедрение трудосберегающей технологии
2. Осложняет ситуацию на внутреннем рынке рабочей силы
3. Увеличиваются расходы на содержание безработных иностранцев и их семей.6
Воздействие на мировой рынок
рабочей силы осуществляется на корпорационном,
государственном и
Глава 2
РОССИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ТРУДА
2.1. Импорт рабочей силы
Вхождение России как равноправного партнера в мировое экономическое сообщество неизбежно связано с как международной миграция рабочей силы. Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, она лишь в начале 90-х годов открыла вопрос об экспорте своей рабочей силы. За время существования Российской Федерации как независимого государства были подписаны межправительственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее, соглашение государств — участников СНГ. Немаловажное значение для РФ имеет и сотрудничество с Международной организацией по миграции (MOM). Для России MOM был разработан ряд программ по профессиональной подготовке российских специалистов.
Выход России на международный рынок труда осложняется рядом факторов, и прежде всего неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой конкуренцией со стороны стран – экспортеров рабочей силы). Кроме того, помимо политики квотирования западные страны в отношении иностранной рабочей силы готовят и другие барьеры.
Стоит признать: процесс воспроизводства трудовых ресурсов в нашей стране нарушен. И выражается это не только в повсеместном падении рождаемости, но в крайне низкой заработной плате, не дающей адекватной отдачи за работу. Быть может, самый тяжелый из всех кризисов, поразивших нашу экономику, - кризис профессиональный. Можно занять деньги, купить технологию, даже справиться со стихийными бедствиями. Но, чтобы вырастить здоровых грамотных работников, нужна вековая традиция. Одним из эффективных путей "прорыва" может стать экспорт нашей рабочей силы в другие страны. Поэтому происходит постепенное включение нашей страны в международный рынок труда. Уже сейчас Россия одновременно импортирует и экспортирует рабочую силу.8
С принятием «Закона о занятости» (1991 г.) всем гражданам России предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя работу за границей. Процесс миграции из России развивается в большей степени стихийно, в меньшей – организованно. 440 000 человек уехали из России в период с 2003 по 2008 год. И особенно остро это ощущается сейчас, когда страна живет в условиях экономического кризиса. Но еще более сложной выглядит демографическая проблема, которая стала кризисной в высшей мере. Это даже дало повод экспертам заявить о таком массовом явлении, как отток человеческого капитала в страны Европы и Америки.
Среди основных центров притяжения рабочей силы выделяют 2 группы:
1. США (40% прироста населения
за счет мигрантов), Западная Европа
– более четверти всех
2. Новые центры – это так называемые полюса экономического роста, среди них нефтедобывающие страны (Катар, Кувейт, ОАЭ). Египет – туда стекается вся северная Африка трудовых мигрантов. Страны НИС Азии, Латинской Америки. Австралия – стек рабочей силы с Океании. ЮАР стек рабочей силы с Южной и Центральной Африки.
Продолжающийся с начала 1990-х гг. отток ученых и профессионалов высокого уровня за рубеж и низкая миграционная привлекательность России для зарубежных высококвалифицированных специалистов отрицательно сказываются на инновационном развитии экономики, а также на инвестиционной активности иностранных компаний. Вместе с тем либерализация миграционного законодательства способствует освоению высоко конкурентного сегмента мирового рынка труда, которым является привлечение персонала высшего звена международных компаний. Новый федеральный закон, дифференцирующий миграционный поток и предоставляющий преференции высококвалифицированным специалистам и их работодателям, призван сформировать новый кадровый потенциал и создать тип экономики, способный адаптировать достижения глобальной науки.9
Сегодня для граждан России западные страны остаются самым привлекательным для проживания и трудоустройства. Однако существующее в этих странах законодательство неохотно дает всем иностранцам, в том числе и россиянам, право на жительство и на работу. Популярностью пользуются лишь работники вредных отраслей (металлургия, добывающая промышленность), младший медицинский персонал, домашние работники, няни. Право на высокооплачиваемую работу и жительство пока предоставляется лишь квалифицированным специалистам, ученым, артистам и отдельным спортсменам, которые могут выдерживать конкуренцию на мировом рынке труда. Как и в последнем десятилетие XX века, сейчас Россию покидают высококвалифицированные специалисты. Уезжают программисты, химики, электронщики, механики, физики-теоретики, специалисты по физике твердого тела, молекулярной биологии, прикладной механике, математике, представители перспективных направлений медицинской науки. Только с одной разнице, что с 1993 по 2007 гг. Россию покинуло около 30000 ученых и специалистов. Также сейчас из России едут юристы, экономисты, бизнесмены, специалисты в разных сферах жизнедеятельности. Рабочие и специалисты из России работают сегодня во Франции, Германии, Австрии, Дании, Канаде, некоторых странах Латинской Америки. В перспективе Латинская Америка (прежде всего Аргентина, Уругвай, Чили) обещает стать важным центром восточноевропейской эмиграции, в частности России. Уезжают самые высококвалифицированные специалисты, а с ними уезжают решения по выходу из кризиса и способы сделать российскую экономику более устойчивой. Как показывает статистика, и говорят сами уехавшие, они вполне осознанно готовы стать интеллектуальной, культурной элитой другой стран, но в Россию возвращаться не намерены.
Экономист Михаил Делягин назвал это явление «тихой эмиграцией» - «отбытием лучших», по факту обозначив жестко диагноз: «Для России эмиграция – это катастрофа, как и для всякого общества, которое к ней не готово. В первую очередь из страны едут наиболее активные граждане, что приводит к деградации оставшихся». Предпочтение пока отдается тем категориям работников, которые обладают опытом работы в совместных предприятиях и международных организациях, или же приглашаются жители приграничных районов, близкие по своему духу и поведению жителям приглашающей страны. Например, Финляндия охотнее приглашает на работу жителей приграничных с ней районов - Мурманской, Архангельской областей, а также Карелии.
Особенностью данной эмиграцией является трудность статистического анализа, т.к. многие люди начинают жить на несколько стран, но изначально оформляют учебную или трудовую визу, или участвуют в программах обмена (Work&Travel, Camp America, Au Pair и другие). А после этого получают второе гражданство или остаются жить на нелегальных условиях, но в более приемлемой для себя социальной среде. Но, тем не менее, некоторое время сохраняют для себя российское гражданство. Данные же Росстата в большинстве случаев подразумевают под выездом из страны, связанным с эмиграцией, непосредственный выход из гражданства РФ. Поэтому по официальной статистике всего 6 человек за вторую половину 2008 года эмигрировали из России. К примеру, в эту статистику не входят 251 человек из России, ставшие в том же году гражданами Нидерландов, где разрешено двойное гражданство. То есть данные о количестве человек, мигрировавших за рубеж, являются в некоторой степени субъективными.
Многие уезжают из России
по трудовой и учебной визе, кто-то
в поисках политического
Большую группу эмигрантов составляют беженцы и те, кто подал прошение о защите и об убежище в другой стране. По данным ООН на 2008 год статус беженца получило более 14000 выходцев из России. Их число по сравнению с 2007 годом выросло более чем на 3000. Всего за последние три года убежище в западных странах обрели около 50000 выходцев из России. Новым домом для них стала Польша, Австрия, Норвегия, Швеция, Германия, США, Канада, Новая Зеландия, Австралия и другие страны.
Каждый год из России уезжают около 35000 желающих получить образование за границей. Так в Великобританию ежегодно выезжает 30000 человек. И статистика прошлых лет показывает, что приблизительно 30% остаются там жить. А многие вернувшиеся подумывают над тем, чтобы повторно оформить учебную визу с возможностью будущего проживания в этой стране. Наглядным примером эмиграции из России является Норвегия. Лишь треть норвежских эмигрантов приехала свыше 5 лет назад, а другие две трети – 7 885 выходцев из России стали жить в Норвегии в последние 4 года. Основными группами стали семейные и беженцы.
Таблица 2
Страны |
Тыс. человек |
США |
85,748 |
Германия |
53,338 |
Канада |
20,015 |
Греция |
9,940 |
Испания |
7,080 |
Италия |
5,077 |
Норвегия |
4,307 |
Франция |
3,944 |
Великобритания |
3,784 |
Швеция |
3,705 |
Куда едут Российские граждане (2008).
Примерно треть россиян говорят о том, что у них за рубежом есть родные или знакомые, уехавшие из России. Таковы данные опроса фонда «Общественное мнение», проведенного в 44 субъектах Федерации в 2007 году. При этом 14% опрошенных сами хотели бы уехать на постоянное место жительства в другую страну. Из них 3% сейчас предпринимают для этого активные действия.
В общей сложности, за предыдущие годы из России по различным причинам уехало:
1991—1996 годы — 429 тысяч 548 человек,
1997—2002 годы — 207 тысяч 447 человек,
2003—2008 годы —229 тысяч 579 человек (до 440 тысяч человек). 10
Если подводить итог всем цифрам указанным выше, то можно сделать следующие выводы, что экономическая миграция из России определяется следующими факторами: во-первых, более высоким уровнем жизни в промышленно развитых странах и выгодными материальными условиями, предлагаемыми другими странами; во-вторых, ограничением численности выезжающих емкостью рынков труда принимающих стран и в целом сравнительно низким уровнем квалификации рабочей силы в Российской Федерации, непризнанием большинством стран мира дипломов о высшем образовании, языковым барьером. Поэтому выезжать будет преимущественно высококвалифицированная и мобильная часть населения.
2.2. Экспорт рабочей силы
Что же касается иммиграции в РФ, то она сейчас рассматривается на правительственном уровне как один из способов выйти из демографического кризиса. Население нашей страны каждый год сокращается на 700 000 человек. Президент РФ Дмитрий Медведев неоднократно подчеркивал это в своих публичных выступлениях. Считается, что привлечение в страну образованных, культурных людей, уважающих российские традиции, сможет помочь в решение данной проблемы. В настоящее время население РФ снизилось до 142 млн. человек с 148 млн. 1992 г., при таких темпах к 2025 году в России будут жить всего 128,8 млн. человек. Сокращение населения, особенно трудоспособного, стало одной из причин миграции в Россию выходцев из других стран. По разным оценкам количество иммигрантов составляет от 5 до 15 млн. человек. В большинстве своем это граждане бывших советских республик, страны Балтии, Туркмения, Турция, Украина страны бывшей Югославии, Северная Корея. Также в России проживает около 1 млн. китайцев. В целом, рабочая сила из 114 стран мира. Большинство из приезжих находятся в стране на полулегальном состоянии.
По оценкам РАН, В России работает миллион приезжих из Украины и Азербайджана, 500 000 из Таджикистана, 400 000 из Узбекистана, по 300 000 из Киргизии и Армении. Знание русского языка и культуры, память об общем историческом прошлом, позволяет этим людям довольно легко адаптироваться в условиях нашей страны. По оценка РАН, трансферты на родину ежегодно достигают 3,67 млрд. долларов в год. Основной проблемой является уровень подготовки данных мигрантов, т.е. их уровень квалификации и образования. Люди, которые едут в РФ чаще устраиваются работать на те должности, которые не требуют специальных знаний и навыков. В результате ими заполняется ниша, не пользующая популярностью у коренных граждан. Прежде всего, это относится к Москве и Санкт-Петербургу. Другая же часть приезжает уже с определенным капиталом, тем самым, они сразу занимают позицию мелких частных предпринимателей. Т.е. нет целенаправленной политики государства на привлечение иностранных граждан на работу. Сейчас одной из главных целей государства стало перемещение рынка иностранной рабочей силы в свое ведомство. А уже в дальнейшем перестроить и реорганизовать его. Т.е. нанести удар по полуподпольным организациям, которые занимаются оформлением регистрации для приезжих.
С помощью иммиграции решаются проблемы дефицита рабочей силы в целом ряде трудных отраслей (например, добыча нефти и газа в Западной Сибири, транспорт, строительство, сфера услуг и общественное питание).
В то же время открытость
границ и несовершенство законодательной
базы привели к увеличению нелегальной
миграции в нашу страну.
Последствиями нелегальной иммиграции
являются
возрастание масштабов утечки финансовых
ресурсов, крупномасштабная неуплата
налогов; формирование значительных по
численности этнических "анклавов",
нередкое игнорирование этими "анклавами"
российского законодательства и обычаев
коренного населения;
активное участие части нелегальных иммигрантов
в теневом и откровенно криминальном бизнесе;
в перспективе разрастание "анклавов"
создает уже угрозы национальной военной
и геополитической безопасности страны.
Особым аспектом нелегальной иммиграции
является в значительной степени неконтролируемый
поток иммигрантов из Китая, прежде всего
в дальневосточные регионы России.