Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:12, контрольная работа
Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства. Процессы международной экономической интеграции заметно активизировались во второй половине XX века в различных регионах земного шара.
Международную экономическую интеграцию можно определить как процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.
Введение
Положение России в мировом хозяйстве
Перспективы изменения места России в мировой экономике
Региональная структура внешнеэкономических связей России
Заключение
Список литературы
По ряду экспортных поставок экспортная квота достигает высокого уровня (в %): сырая нефть – 45, нефтепродукты – 36, природный газ – 37, минеральные удобрения - 72, черные металлы, медь – 72-80, целлюлоза – 85, алюминий – 90. Как видно, ряд отраслей почти полностью работают на внешний рынок.
Большую роль играет импорт во внутреннем спросе страны. За счет импорта обеспечивается 35-37% спроса на продовольственные товары, почти полностью – спрос в аудиовизуальной технике, бытовых электроприборах.
В условиях открытой экономики для РФ жизненно важное значение приобретает проблема выбора стратегии и тактики эффективного участия в мирохозяйственных процессах. В стратегическом плане Россия основывается на деполитизации международных экономических отношений и их развитии на принципах экономической целесообразности. Такого рода прагматический подход предполагает реальную оценку (и переоценку) и создание предпосылок для перестройки всей системы внешнеэкономических связей России со странами как дальнего, так и ближнего зарубежья, и, прежде всего, со странами СНГ.
Дело в том, что степень экономической взаимозависимости со странами СНГ остается весьма значительной. По имеющимся оценкам, даже в 1995г. уровень взаимозависимости стран СНГ оставался выше в 5-6 раз, чем был у шести стран Западной Европы, когда они приступили к созданию общего рынка, и в большинстве случаев значительно превышал уровень внешнеторговой взаимозависимости 12 стран, входивших в состав ЕС к концу 1994г.
Однако в последние годы наибольшим оказалось падение внешнеэкономических связей России со странами ближнего зарубежья в результате переориентации торговых потоков последних на страны дальнего зарубежья. Если еще в конце 1992г. на страны бывшего СССР приходилось более 60% экспорта и 40% импорта, то в 2001г. эти показатели составляли соответственно 14,9 и 24,6%. Причины резкого спада в экономических взаимосвязях России с другими странами СНГ определялись, прежде всего, стремлением экспортировать свою продукцию за свободно конвертируемую валюту в страны дальнего зарубежья, когда цены по контрактам внутри СНГ оставались на уровне существенно ниже мировых.
Учитывая кризисное состояние экономики стран СНГ в современных условиях, следует подчеркнуть, что иных, более мощных резервов стабилизации положения, чем восстановление нормальных экономически отношений на постсоюзном пространстве с целью обеспечения жизненно важных потребностей каждой из этих стран в минимально достаточных объемах, ни внутри, ни за пределами новых независимых государств, по существу, нет.
Поэтому заинтересованные страны СНГ предпринимают попытки реинтеграции на основе выработки эффективного рыночного механизма экономического взаимодействия.
В январе 1993г. был принят Устав СНГ. Достигнут определенный прогресс в формировании и развитии организационной структуры СНГ. Принципиальное значение для укрепления сотрудничества имеют Договор о создании экономического союза (январь 1993г.), Соглашение о создании платежного союза государств (январь 1994г.). Были созданы Межгосударственный банк СНГ, Межгосударственный валютный комитет (МВК). Однако Соглашение о платежном союзе реализуется в очень сложных и противоречивых условиях. Фактически только в 1995г. сдвиг в этом направлении произошел лишь в двусторонних отношениях России с Белоруссией, Казахстаном и Туркменией, с которыми были заключены соглашения о мерах по обеспечению взаимной конвертируемости национальных валют и стабилизации их курсов.
Значительные предпосылки к углублению и расширению сотрудничества создались в связи с практическим формированием Таможенного союза трех государств – России, Белоруссии и Казахстана. Эти страны унифицируют не только таможенные тарифы, но и экономическое законодательство в целом. Особенно интенсивно развивается экономическое взаимодействие России с Белоруссией.
Заключение
Итак, наши экономические отношения со странами ЕС получили хороший импульс к развитию после ратификации в 1997г. соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Существующая договорно-правовая база этих отношений, думается, уже может быть признана в целом достаточной для того, чтобы основное внимание партнеров было сосредоточено на решении конкретных практических задач взаимодействия.
В заключение хотелось бы подчеркнуть: перспективы дальнейшего изменения места России в мировой экономике, создания зоны свободной торговли между странами ЕС и превращение РФ в органическую часть общеевропейского экономического пространства зависят не только от эффективности внешнеэкономической политики, но и в наибольшей мере – от успешности решения внутренних антикризисно-реформационных проблем.
Внешняя открытость экономики, как, впрочем, и рыночная экономика, не являются целью преобразований в России, а служат важной предпосылкой повышения эффективности российской экономики, ее оптимальной интеграции в мировые хозяйственные связи для повышения, в конечном счете, благосостояния народа.
В целом место и роль России в мировой экономике будет определяться главным образом общим уровнем экономического развития страны, результатами проводимой экономической реформы, кардинальным обновлением структуры общественного производства, развитием экспортного потенциала.
Список литературы
1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. – М., 2000.
2. Аксенов В. Интеграционное противоборство. – Независимая газета, № 54, 2001.
3. Гребенюк В. Интеграции – государственные гарантии. – Газета «Союз: Беларусь-Россия», №6, 2001.
4. Елова М. В., Муравьева Е. К., Панферова С. М. и др. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность. – М.: Логос, 2000.
5. Лесняков Г. Стратегия западноевропейской интеграции и отношение к России. – Экономист, № 11, 2003.
6. Менаев В., Шмелёв Н. Экономические отношения России и ЕС, заглядывая в XXI век. – РЭЖ, № 8, 2003.
7. Рыбалкин В. Е. Международные экономические отношения. – М.: ЮНИТИ, 2000.
8. Синцеров Л. Длинные волны глобальной интеграции. – Мировая экономика и международные отношения, № 5, 2000.
9. Спиридонов И. А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА-М, 2004.
10. Шапиро А. Интеграция стран СНГ. – Мировая экономика и международные отношения, № 7, 2003.
2.
[1] Спиридонов И. А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА-М, 2004.
[2] Спиридонов И. А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА-М, 2004.
[3] Елова М. В., Муравьева Е. К., Панферова С. М. и др. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность. – М.: Логос, 2000.
[4] Спиридонов И. А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА-М, 2004.
[5] Лесняков Г. Стратегия западноевропейской интеграции и отношение к России. – Экономист, № 11, 2003.
[6] Спиридонов И. А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА-М, 2004.
[7] Шапиро А. Интеграция стран СНГ. – Мировая экономика и международные отношения, № 7, 2003.
[8] Спиридонов И. А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА-М, 2004.
[9] Менаев В., Шмелёв Н. Экономические отношения России и ЕС, заглядывая в XXI век. – РЭЖ, № 8, 2003.