Россия в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2011 в 15:11, реферат

Описание

Острый экономический кризис, с которым столкнулись многие страны в начале 80-х гг., потребовал перестройки государственного регулирования экономики, перехода к развитию рыночных отношений. Основными направлениями реформ стали приватизация (переход государственного имущества в частные руки), либерализация цен, финансовая стабилизация (борьба с инфляцией, укрепление курса национальной валюты).

Содержание

Введение………………………………………………………..2стр.
Государство в рыночной экономике………………………3стр.
Общая характеристика экономической реформы……….8стр.
Система социальной защиты………………………………10стр.
Заключение …………………………………………………..13стр.
Список литературы………………………………………….14стр.

Работа состоит из  1 файл

реф.экономика.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

 
Омский  Государственный Педагогический Университет

Факультет Психологии и Педагогики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по экономике 

на  тему:

«Россия в рыночной экономике» 
 
 
 
 
 

Выполнила: Куратова В.В.,

специальность

социальная  педагогика,34гр.

                                                                             Проверил: Бабкин Г.Ф. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОМСК 2004 
 

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………..2стр.

Государство в рыночной экономике………………………3стр.

Общая характеристика экономической  реформы……….8стр.

Система социальной защиты………………………………10стр.

Заключение  …………………………………………………..13стр.

Список  литературы………………………………………….14стр.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Острый  экономический кризис, с которым  столкнулись многие страны в начале 80-х гг., потребовал перестройки государственного регулирования экономики, перехода к развитию рыночных отношений. Основными направлениями реформ стали приватизация (переход государственного имущества в частные руки), либерализация цен, финансовая стабилизация (борьба с инфляцией, укрепление курса национальной валюты).

      Этапы реформ разрабатываются правительственными ведомствами. Это – определение  целей реформирования для экономики  в целом и для данного конкретного  предприятия, выбор способов и приоритетов, поиск наименее болезненных путей перехода к рынку. Рыночная экономика является результатом длительного исторического развития, которое предполагает формирование соответствующей инфраструктуры и правовой базы. Должны произойти глубокие изменения в системе ценностей, мотивация хозяйственного поведения и деловых отношений.

      Корни многих сегодняшних проблем России (спада производства, инфляции, неустойчивости рубля, кризиса неплатежей) уходят в  существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования и ее наследие – монополизм и техническую отсталость.

      Переход от административно-командной к  рыночной экономике не может быть осуществлен за несколько дней или  месяцев. Это длительный, измеряемый десятилетиями переходный период, включающий в себя ряд последовательных этапов. В России полустихийный переход к рынку длится всего около десяти лет.

 
 
 
 
 
 

Государство в рыночной экономике

      Переход к рыночной модели экономического развития в России был одобрен Правительством Российской Федерации в октябре 1991 г. Тогда же была подготовлена и  первая программа радикальных экономических реформ. Основными ее пунктами были: переход к свободному ценообразованию, разгосударствлевание и приватизация предприятий в промышленности, торговле и сфере услуг. С помощью этих мер, авторы этой программы рассчитывали с одной стороны, ослабить существенный экономический кризис, ликвидировать дефицит товаров, а с другой стороны, создать в России новый класс – класс собственников.

      Самой серьезной проблемой, с которой  пришлось столкнуться правительству  в начале реформ, стала проблема освоения населением новой системы ценностей и формирование у граждан качеств, необходимых для успешного ведения своего дела в условиях рынка: инициативности и ответственности.

      Освобождение  с января 1992 г. цен от государственного регулирования (так называемая либерализация) при сохранившейся монополизации производства и рынка привело к резкому взлету цен к концу 1992 г. примерно в 150 раз. В результате жесткой монетаристской политики, многомесячных задержек выплат зарплат и пособий инфляцию удалось снизить менее чем до 1% в месяц лишь в 1996 г. Рост зарплаты катастрофически отставал от роста цен. Оказались фактически конфискованными денежные сбережения населения, резко снизился его жизненный уровень, возросла социальная незащищенность миллионов людей. 

      Отказ от системы централизованного материально-технического снабжения (распределения сырья  и ресурсов), сокращение государственных  дотаций промышленности и сельскому  хозяйству (а в перспективе и  полный отказ от поддержки убыточных  производств, их банкротство) привели к обвальному падению внутреннего валового продукта (ВВП). Надежды на крупномасштабные иностранные инвестиции в российскую промышленность до сих пор не оправдались. Попытки сбить инфляцию привели к ужесточению кредитной политики (высокие проценты под банковские ссуды).

      Удушающий отечественное производство оставалась налоговая система. Либерализация внешней торговли привела к затовариванию российского внутреннего рынка относительно дешевой и качественной импортной продукцией. Это усугубило кризис отечественной промышленности. В тяжелейшем положении оказались, прежде всего, наукоемкие отрасли (машиностроение, электронная, электротехническая, военная промышленность, предприятия, выпускающие продукцию высокой технологии), а также легкая промышленность. Относительное благополучие прогнозировали топливно-энергетический комплекс, черная металлургия и другие сырьевые отрасли. Они раньше других вышли из кризиса, а в некоторых к 1997 г. наметился даже небольшой рост. В остальных отраслях спад продолжался, хотя темпы сокращения промышленного производства со временем существенно замедлились, а в 1997г. вышли на нулевой уровень. Попытки правительства ввести ограничения на ввоз иностранных товаров в страну встретили энергичное сопротивление со стороны зарубежных финансовых организаций, от помощи которых во многом зависит стабильность финансовой ситуации в России.

      Значительно уменьшилось производство сельскохозяйственной продукции (особенно молока и мяса), вызванное как сокращением государственных  вливаний в деревню, разрушением ее технической базы оттоком рабочих рук в города, так и возросшей конкуренцией со стороны иностранных товаропроизводителей. Сторонники углубления рыночных реформ связывают возрождение российского села  со снятием ограничений на свободную куплю-продажу земли. Это, в свою очередь, встречает сопротивление левого большинства Государственной Думы, опасающегося массовой скупки земли по бросовым ценам отечественным и зарубежным спекулятивным капиталом и выведением ее из сельскохозяйственного оборота. «Фермизация» села наталкивается также на сопротивление руководства и большинства членов колхозов, а также требует огромного начального капитала и техники.

      Лишение населения накопленных денежных средств не позволило достичь  эффективности при реализации программы разгосударствления (под которым понимается процесс сужения государственного сектора в экономике, создание условий для развития иных, негосударственных форм собственности и формирование, в конечном счете, многоукладной экономики в стране) и приватизации – процесс передачи государственной собственности в частные руки.

Приватизация  может осуществляться в различных  формах:

  1. бесплатная раздача гражданам части государственной собственности;
  2. аренда с последующим выкупом;
  3. преобразование государственных предприятий в акционерные общества;
  4. выкуп предприятия на конкурсной основе.

      На  первом этапе приватизации преобладали  первые три формы. В 1992 – 1993гг. всем гражданам России безвозмездно передавалась часть государственной собственности  стоимостью 10 тыс. рублей (в ценах 1984г.) путем выдачи ваучеров (приватизационных чеков). Их можно было вкладывать в акции приватизируемых предприятий. Но ваучерная приватизация провалилась: в результате скупки приватизационных чеков по низким ценам и всевозможных спекуляций большая часть промышленных предприятий по бросовым ценам перекочевала в руки бывшей номенклатуры, директоров заводов, воротил теневого бизнеса и т.п. С середины 1994г. начался второй – денежный – этап приватизации. Это фактический предел собственности: с аукционов по весьма заниженным ценам идет продажа государственных пакетов акций промышленных предприятий. По всем итогам главная цель приватизации – создание в стране широкого слоя частных собственников – не достигнута.

      С 1992г. государство перестало искусственно поддерживать обменный курс рубля по отношению к иностранным валютам, что совпало с либерализацией цен и началом резкого спада промышленного производства.

      Подобная  ситуация привела к долларизации российской экономики, переводу денежных сбережений населения в иностранную валюту. Это, в свою очередь, затрудняло возможности для финансовой стабилизации. Поэтому правительство предпринимает ряд мер по оздоровлению рубля. Самой известной из них стало введение в 1995г. «валютного коридора», поддерживаемого Центральным банком РФ. Обесценивание рубля заметно замедлилось, но не остановилось.

      Таким образом, к положительным итогам проведенных реформ можно отнести: насыщение потребительского рынка  товарами (правда, преимущественно  иностранными). Создание в стране рыночной инфраструктуры, т.е. сети коммерческих банков, фондовых и товарных бирж, аукционов, без которой  нормальное функционирование рыночной экономики невозможно. Создание частного сектора экономики, в котором производится более двух третей ВВП. Либерализация ценообразования и внешней торговли; относительная стабилизация финансовой ситуации и курса рубля; разработка правовой базы, регулирующей экономические процессы в стране. Все это давало возможность осуществить в 1993г. деноминацию рубля. Не удалось остановить деиндустриализацию народного хозяйства и добиться промышленного роста, а также прилива иностранных инвестиций. Правительство так и не смогло обеспечить соответствующий уровень сбора налогов, причиной является драконовская система налогообложения. Это, в свою очередь, не дало возможности ликвидировать до конца 1997г. задолженность государства по зарплате работникам бюджетной сферы. Огромны социальные издержки реформ. Гигантский разрыв в уровне среднедушевого дохода наиболее богатого и наиболее бедного населения чреват угрозой социального взрыва. Ниже черты прожиточного минимума находится более трети населения. Растет безработица. Государство отказалось от проведения патерналистской социальной политики, поставив своей задачей, оказание поддержки лишь тем слоям населения, которые были не в состоянии позаботиться о себе сами: сиротам, инвалидам, престарелым, ветеранам войн, пенсионерам. Однако, несмотря на многочисленные декларации, оно до сих пор не может обеспечить этим категориям населения даже минимальный жизненный уровень.

      В августе 1998г. в стране разразился экономический  кризис, который фактически свел, на нет многие из вышеперечисленных достижений реформ. Правительство провело девальвацию национальной валюты и заморозило выплаты по ГКО. Сильный удар был нанесен по банковской системе: часть банков прекратила свое существование, другие до сих пор находятся под угрозой банкротства и не в состоянии расплатиться со своими вкладчиками. Для того чтобы рассчитаться по внутреннему долгу работникам бюджетной сферы, правительство пошло на эмиссию. Это спровоцировало дальнейшее падение курса рубля по отношению к доллару. К тому же над страной возникла угроза национального дефолта – Россия оказалась не в состоянии выплачивать свои долги, а международные организации отказались предоставлять ей новые кредиты.

      Одним из положительных следствий финансового  кризиса 1998г. стал рост конкурентоспособности отечественных товаров. Это позволило значительно сократить долю импортной продукции на внутреннем рынке. Девальвация рубля привела не только к удорожанию и сокращению импорта, но и к росту экспорта. Положительное сальдо внешнеторгового баланса, значительный рост цен на основные товары российского экспорта (нефть и газ) на международном рынке, относительный успех, достигнутый российскими представителями на переговорах о реструктуризации внешнего долга, позволили правительству не только своевременно производить выплату процентов по иностранным кредитам, но и почти полностью рассчитаться с задолженностью по пенсиям и зарплате. Инфляция в 1999г. составила 36,5 %, а в 2000г. – около 22% в год. Центральному банку в 1999 – 2000гг. удавалось поддерживать относительно стабильный курс рубля по отношению к доллару и резко увеличить собственные золотовалютные резервы. По итогам 2000г. Россия вошла в десятку наиболее динамично развивающихся стран мира, опередив по темпам роста США, страны Европейского союза, Японию. Однако эти успехи во многом объясняются благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой и не сопровождаются заметными структурными сдвигами в российской экономике.  

 

Общая характеристика экономической  реформы

      Для эффективного функционирования рыночной экономики необходим ряд условий.

      Во-первых, это максимальная свобода экономического субъекта (предприятия, предпринимателя).

      Во-вторых, полная ответственность экономического субъекта за результаты хозяйственной  деятельности, опирающаяся на равноправие всех видов собственности, включая частную. Смысл собственности в том и состоит, чтобы ясно определить, кто несет имущественную ответственность за результаты хозяйствования, а для этого необходимо избавить государство от несвойственных ему функций.

Информация о работе Россия в рыночной экономике